Чертеж, выполненный в ручной графике, представляет собой наиболее распространенную форму подачи работы на I курсе. Как правило, завершенная курсовая по данному проекту представляет собой подрамник размером 55 на 75 см с натянутым листом ватмана. Линейная графика выполняется от руки при использовании чертежных инструментов: рейсфедера, рапидографа, чертежного пера.
Графический лист должен быть оформлен на должном профессиональном уровне. Студенту архитектору следует привыкать к той очевидной (по крайней мере, во времена великих зодчих прошлого) истине, что любая вещь, выходящая из рук архитектора должна быть красивой! Чертеж архитектора кроме информативности должен обладать еще и определенными эстетическими достоинствами. Это не снобизм преподавателей и не пустые придирки, а жизненная необходимость, диктуемая особенностями профессии. Например, если при проектировании некого объекта недвижимости архитектор не добился гармонии в чертеже, то откуда эта гармония возьмется потом - на строительной площадке? Ведь строитель, как исполнитель, обязан лишь выполнить то, что заложено в чертеже. Кроме того, грубо выполненный, лишенный внутренней красоты чертеж никогда не возвысит архитектора в глазах заказчика, а значит, сослужит ему дурную службу и скажется на его репутации. Курсовая работа по архитектурному анализу не предполагает никаких письменных комментариев (за исключением названия памятников архитектуры, названия разделов, библиографии и т.п.), и зритель должен почерпнуть всю информацию из чертежа. Здесь необходимо помнить, что графика является важнейшей составляющей профессионального языка архитектора, и говорить на этом языке надо грамотно, информативно и красиво.
Эскизный проект выполняется в полном объеме, с изображением всех необходимых проекций, надписей и размеров сначала в карандашной графике, затем обводится тушью с помощью рапидографа или рейсфедера.
Для обеспечения хорошего качества чертежа необходимо точное соблюдение вертикальности и горизонтальности линий. С этой целью необходимо: пользоваться не отдельными угольниками, а натянутой рейкой с роликами – рейсшиной (рис. 1); по возможности располагать ортогональные проекции в проекционной связи, что позволяет контролировать грамотное изображение проектируемого объекта; уделять должное внимание композиции чертежа, выдерживая четко пятно изобразительного поля листа (1,5-2 см от края планшета); приступать к обводке чертежа только после точного, проработанного в деталях, линейного карандашного чертежа с изображением осей, размерных линий и простановкой размеров. Инерционные рейсшины с тяжелым валиком практичны только для выполнения небольших участков чертежей при штриховке.
Как указано выше, вычерчивание начинается с закрепления контуров изображений на поле планшета (согласно выбранной композиции).
После этого тонкими линиями дается детальная проработка всех видов изображений с нанесением размерных линий и надписей. Карандашная линия должна быть тонкой, светлой, не требующей снятия ее с планшета после обводки тушью. При вычерчивании в карандаше следует избегать подчисток резинкой, чтобы не нарушать верхнего слоя бумаги, что затруднит качественную обводку тушью.
Рисунок 1. Крепление рейсшины на планшете:
а – две нити; б – непрерывная нить
Все графические построения на чертеже выполняются твердыми карандашами ЗТ(3Н)-Т(Н). В циркуль должен быть вставлен графит той же твердости, что и в карандаше, которым выполняется чертеж.
Во избежание загрязнения листа чертежа рекомендуется во время работы закрывать его калькой или чистой бумагой, оставляя открытой только ту часть, на которой выполняется в данный момент построение.
Размерные числа, дающие представление о реальных размерах изображаемого предмета, всегда проставляются в миллиметрах, независимо от масштаба изображения (см. п. 6 «Шрифт и простановка размеров).
Сообразно композиционному замыслу подбираются линии для обводки, устанавливается их толщина и тональность (см. п.5 «Типы линий»). Как правило, достаточно трех типов линий: линия основная, используемая для изображения видов проектируемого объекта (толщиной S/2); линия вспомогательная (выносная, размерная и др. толщиной S/3); линия контура разрезаемой массы объекта (толщиной S) в разрезах и сечениях (рис. 2).
Самая темная и толстая линия берется для обводки контуров сечений и разрезов, самая светлая и тонкая – для выносных и размерных линий. При обводке изображений для вычерчивания мелких деталей, фрагмента следует применять более тонкие и светлые линии, чем те, которые используются для обводки контура и основных деталей формы.
Три градации линий могут быть получены за счет двух градаций линий одного тона по толщине (для обводки основного вида – тонкая, для обводки контура разрезов, сечений – толстая) и двух градаций тонких линий по тону – выбранная для обводки главных видов и более светлая, но той же толщины, для размерных линий.
В сложных композиционных компоновках (использование накладок изображений) линия (ее тон, толщина) должна передавать плановость изображений: изображения первого плана обводятся более темными линиями, второго – более светлыми. В данной работе линия разреза или сечения обводится более толстой линией без использования штриховки поверхности сечения.
Рекомендуется следующий порядок обводки чертежа тушью. Обводку начинают с изображений главных видов формы, проведения тонких сплошных линий других изображений и лишь потом обводят на изображениях разрезов контур разрезаемой массы проектируемого объекта; при этом сначала циркулем обводят все окружности и дуги, выполненные сплошными линиями, начиная с дуг больших размеров и переходят постепенно к дугам меньших размеров, кронциркулем обводят скругления, имеющие радиус 1-8 мм, рейсфедером или рапидографом обводят все сплошные горизонтальные линии, этим же инструментом обводят все вертикальные сплошные линии. Обводку производят по катету треугольника, перемещая его от левой кромки планшета к правой. При обводке сопряжений начало вертикальных и горизонтальных линий совмещают с окончанием обведенного контура дуги.
Обводят все вспомогательные тонкие линии. Проставляют размерные числа на размерных линиях. Цифры можно писать чертежным пером, предварительно обожженным на огне спички и быстро охлажденным холодной водой, что обеспечивает ровную отдачу туши при работе. Подписывают работу. Следует помнить, что перо дает более темную линию, чем рейсфедер, при одинаковой степени разведения туши.
Рис. 2. Обводка тушью в разрезах и сечениях
Работа подписывается в правом нижнем углу и в обязательном порядке должна содержать всю официальную информацию: ФИО студента, курс, группа, ФИО преподавателя. Подпись выполняется архитектурным узким шрифтом высотой 5 мм (см. п.6 «Шрифт и простановка размеров»).
При работе тушью на чертежной бумаге вполне возможны подчистки и исправления неточностей. Рекомендуется неправильно проведенную линию удалять не резинкой, что нарушает фактуру поверхности бумаги, а лезвием безопасной бритвы, срезая аккуратно тонкий слой бумаги вместе с ошибочно выполненной линией.
Данный этап работы проверяется и оценивается кафедрой.