Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Анализируем: «Ужас» В.В. Набокова

Теория литературы и поэтика

I. ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ и практических занятий

 

 

Тема 1. Теория литературы в системе литературоведческих дисциплин. -Литература как объект изучения теории литературы. Обобщения и материал.

-Эстетическое. Прекрасное и возвышенное.

-Задачи филологии. Теория литературы как способ увидеть тенденции развития искусства слова.

Литература.

· Аверинцев С.С. Филология // КЛЭ. Т.7. М., 1972.

 

  Анализируем: учебники по ТЛ (Тимофеев, Томашевский, Хализев, Тамарченко)

 

Тема 2. Семиотическая природа литературы.

Значение и многозначность.

-Слово как объект теории литературы.

-Знаковая природа художественного текста.

-Знак и символ

-Многозначность знака в культуре

-Смысл и смыслы.

 

Литература.

· Пирс Ч.С. Что такое знак.

· Знак и символ: Сборник научных трудов. Тверь, 2009.

· Есаулов И.А. Спектр адекватности в истолковании литературного произведения. М.: РГГУ, 1997.

· Фуксон М. Чтение.

 

Анализируем: античная литература и ее хронотопы, икон, индекс и символ в литературе. «Метель» Пушкин

 

Тема 3. Понятие художественного мира автора.

Мир и герой. Хронотоп.

- Как реализуются в художественном тексте категории пространства и времени?

- Что такое хронотоп?

- Каково пространство и время в эпосе?

- Как зависит время от жанра, а пространство от времени?

- В чем проявляется своеобразие разновидностей хронотопа?

- Как вписан герой в хронотоп?

 

Литература

· Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 234 – 296.

· Лихачев Д.С.. Внутренний мир художественного произведения. // Вопросы литературы, № 8, 1968.

· Фоменко И.В. Художественный мир и мир, в котором живет автор.

 

Анализируем: примеры из русской литературы на разницу ХМ и мира автора. В.Сорокин «Отпуск» http://ru-sorokin.livejournal.com/242825.html

 

Тема 4. Понятие текста.

Текст автора и текст культуры. Текст и произведение.

Литература.

· Лотман Ю.М. Понятие текста. // Ю.М. Лотман. Структура художественного текста. М., 1970. С. 65-75.

· Миловидов В.А. От семиотики текста к семиотике дискурса. Тверь, 2000.

 

Анализируем: стихи Б.Л. Пастернака. «Скрипка Ротшильда» А.П. Чехова

Тема 5. Автор и авторство.

Автор и формы выражения его присутствия в тексте: речевые маски.

- В чем своеобразие авторского начала в эпосе в отличие от лирики?

- В чем разница «речи изображающей» и «речи изображенной»?

- В чем своеобразие и каковы функции «посредников» автора - «повествователя» и «рассказчика» (на примере рассказа «Максим Максимыч»?

 

Литература.

· Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. // М.М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

· Конрад Н.И. Об эпохе Возрождения // Конрад Н.И. Запад и Восток: Статьи. М., 1972.

· Образцы изучения текста. Ижевск, 1995. С. 64 – 84. (приложение к методичке в электронном виде)

 

Анализируем: «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Песня последней встречи» А.А. Ахматова

Тема 6. Автор и формы выражения его присутствия в романе:

точки зрения. Композиция

         - Основные положения теории Б. Успенского

         - Какие точки зрения характерны для романного повествования?

- Проанализируйте структуру рассказа «Фаталист» как смену точек зрения.

- Соотношение понятий «автор», «повествователь», «скриптор».

Литература.

· Барт. Р. Смерть автора.

· Компаньон А. Автор // Компаньон А. Демон теории. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2001. С. 55-112.

· Успенский Б.А. «Точки зрения» в плане идеологии. «Точки зрения» в плане пространственно-временной характеристики. «Точки зрения» в плане психологии. Взаимоотношение точек зрения на разных уровнях произведения. Сложная точка зрения // Борис Успенский. Поэтика композиции. СПб, 2000. С. 22 – 36, 100 – 138, 138 – 171, 171 – 200. 

· Фуко М. Что такое автор // http://lib.ru/COPYRIGHT/fuko.txt

 

Анализируем: «Ужас» В.В. Набокова

Тема 7. Автор и формы выражения его позиции

-Тема, проблема, идея.

-Мотив в литературоведении.

-Архетипические мотивы.

Литература.

· Силантьев И.В. Мотив (в эл.виде)

· Лотман Ю.М. Идейная структура «Капитанской дочки»

· Доманский Ю.В. СМЫСЛООБРАЗУЮЩАЯ РОЛЬ АРХЕТИПИЧЕСКИХ ЗНАЧЕНИЙ В ЛИТЕРАТУРНОМ ТЕКСТЕ Тверь, 2001.  В эл.виде: http://www.k2x2.info/jazykoznanie/literaturnyi_tekst_problemy_i_metody_issledovanija_iv_sbornik_nauchnyh_trudov/p3.php

 

Анализируем: С.Козлов «Ежик в тумане»

 

Тема 8. Теоретические концепции поэтического слова

- слово как «кирпичик» текста

- «поэтическое» и «прозаическое» слово

- «образное» слово. Слово и образ

Литература.

· Бахтин М. Слово в романе. // В его кн.: Вопросы литературы и эстетики. М., 1976.

· Потебня А.А. Мысль и язык. // В его кн.: Эстетика и поэтика. М., 1976.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Реализация П и ПИ - законов на лабораторном стенде | Методические указания по изучению
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 734 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2487 - | 2350 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.