Октябрьская революция оказала огромное воздействие на развитие искусства. Именно в 20-е гг. переживает период расцвета русское изобразительное искусство. Революционные потрясения, гражданская война, борьба с голодом и разрухой, которые, казалось бы, должны были снизить активность художественного творчества, в действительности дали ему новый импульс. Блестящими успехами ознаменовалось развитие русского авангарда, признанные мастера которого (П. Н. Филонов, К. С. Малевич) продолжают плодотворно работать и в советское время. Возникают новые творческие объединения. В 1922 г. сложилась самая массовая организация в советском искусстве 20-х гг. – «Ассоциация художников революционной России» - (АХРР), возникшая на основе Товарищества Передвижников, «Союза русских художников» и других. Художники АХРР выступали против лозунга «искусство для искусства», боролись с левыми направлениями в искусстве и главную задачу свою видели в том, чтобы запечатлеть жизнь революционной России. Среди членов АХРР было много талантливых художников.
Основоположником советского пейзажа считают А. А. Рылова, в искусстве которого реализм имеет ощутимый романтический оттенок. Широкую известность получила его картина «В голубом просторе», 1918 г., изображающая яркое солнечное утро, сияющее холодной синевой море, парусник вдалеке и летящих лебедей на первом плане. Мастером пейзажа был К. Ф. Юон, живописец, график и театральный художник, творческая манера которого сочетала в себе черты импрессионизма с традициями русского реализма («Купола и ласточки. Успенский собор Троице-Сергиева монастыря», «Перед вступлением в Кремль. Никольские ворота 2 (15) октября 1917 года»). Большое место в творчестве художников АХРР занимала историко-революционная тематика. Создателем живописной «Ленинианы» был И. И. Бродский. Вне зависимости от идеологических установок некоторые работы Бродского имеют несомненную художественную ценность («В. И. Ленин в Смольном», 1930 г.). Творчество Бродского воплощает официальное направление в советском искусстве.
В 1924 г. из числа бывших членов объединений «Голубая роза» и «Мир искусства» сложилась творческая группа «4 искусства», в которую наряду с живописцами и графиками входили архитекторы и скульпторы. Членом этой группы был замечательный живописец К. С. Петров-Водкин. Увлечение этого художника живописью раннего Возрождения и древнерусской иконописью оказало сильное влияние на его собственную живописную манеру, для которой характерны эксперименты с перспективой (он использовал обычную в древнерусских иконах так называемую «обратную» перспективу) и смелые колористические решения («Купание красного коня», «Смерть комиссара»). Влияние образа Богоматери чувствуется в полотнах, посвященных теме материнства («Мать», «1918 год в Петрограде»).
В 1925 г. в Москве выпускники ВХУТЕМАСа организовали «Общество станковистов» (ОСТ). Его члены выступали против беспредметного искусства, не принимая в то же время и традиционного реализма АХРРовцев. И тем и другим они противопоставляли «обновленный» реализм, выразительные средства которого были близки импрессионизму, напоминая в то же время плакатную или монументальную живопись. Наиболее ярким представителем ОСТа был А. А. Дейнека («Оборона Петрограда», 1928 г.).
В годы гражданской войны, иностранной интервенции и последующего восстановления страны большую популярность в качестве орудия идеологической борьбы приобрел плакат. Лаконичная плакатная графика позволяла вести агитацию в форме, доступной для понимания даже неграмотному человеку. Замечательным советским графиком был Д. С. Орлов. Ему принадлежат поразительные по силе воздействия плакаты: «Ты записался добровольцем?», 1920 г. и «Помоги», 1921 г. Много сил политическому плакату отдал В. В. Маяковский, показавший себя не только гениальным поэтом, но и талантливым художником. Вместе с другими художниками (в том числе Орловым) Маяковский изготавливал «Окна сатиры РОСТА» (Российского телеграфного агентства). В «Окнах РОСТА» в виде графических рисунков, тиражируемых через трафарет, и стихотворного сатирического текста до широких масс доносилась самая оперативная информация о положении на фронтах, велась революционная агитация.
В живописи и других видах искусства в 1930 -е гг. в СССР преобладающим стилем стал так называемый «социалистический реализм». Стиль этот имел с настоящим реализмом мало общего. При внешнем «живоподобии» он не отражал действительность в настоящем ее виде, а стремился выдать за реальность то, что лишь должно было быть с точки зрения официальной идеологии. Искусству была навязана функция воспитания общества в строго заданных рамках коммунистической морали. Трудовой энтузиазм, всеобщая преданность идеям Ленина – Сталина, большевистская принципиальность - вот чем жили герои произведений официального искусства того времени. Реальность была гораздо сложнее и в целом далека от провозглашаемого идеала. Классикой соцреализма в изобразительном искусстве стали работы Б. В. Иогансона. В 1933 г. была написана картина «Допрос коммунистов». В отличие от появившихся в то время в изобилии «картин», изображающих и прославляющих Вождя или нарочито оптимистических полотен вроде «Колхозного праздника» С. В. Герасимова, работа Иогансона отличается большой художественной силой - несгибаемая воля обреченных на смерть людей, которую мастерски удалось передать художнику, трогает зрителя независимо от политических убеждений. Кисти Иогансона принадлежат также большие картины «На старом уральском заводе» и «Выступление В. И. Ленина на 3-м съезде комсомола». В 30-е гг. продолжают работать К. С. Петров-Водкин, П. П. Кончаловский, А. А. Дейнека, серию прекрасных портретов современников создает М. В. Нестеров, пейзажи Армении нашли поэтическое воплощение в живописи М. С. Сарьяна. Интересно творчество ученика М. В. Нестерова П. Д. Корина. В 1925 г. Кориным была задумана большая картина, которая должна была изображать крестный ход во время похорон. Художником было сделано огромное количество подготовительных этюдов: пейзажи, множество портретов представителей православной Руси, от нищих до церковных иерархов. Название картины предложил М. Горький – «Русь уходящая». Однако после смерти великого писателя, оказывавшего художнику покровительство, работу пришлось прекратить. Наиболее известной работой П. Д. Корина стал триптих «Александр Невский», 1942 г.
Великая Отечественная война - одна из самых ярких и трагичных страниц в истории России. Немалую роль в достижении победы сыграли деятели науки и искусства. Художники создавали плакаты. В самом начале войны появился необыкновенный по эмоциональной силе плакат И. М. Тоидзе «Родина-мать зовет!». Много работали в жанре плаката Кукрыниксы (М. В. Куприянов, П. Н. Крылов, Н. А. Соколов). Возрождаются традиции «Окон РОСТА», которые теперь именуются «Окна ТАСС». Военная тема нашла выражение в станковых произведениях А. А. Дейнеки «Оборона Севастополя», 1942 г. и С. В. Герасимова «Мать партизана», 1943 г.
После войны развитие живописи и скульптуры по-прежнему определяет соцреализм. Тема Великой Отечественной войны нашла отражение в картинах Ю. М. Непринцева «Отдых после боя», А. И. Лактионова «Письмо с фронта», 1947 г. Особенностью названных картин является то, что в каждой из них война представлена не батальными, а бытовыми сценами. Художникам удалось передать атмосферу военного времени. Классикой социалистического реализма стала картина украинской художницы Т. Н. Яблонской «Хлеб», 1949 г. Большое распространение имели картины, тяготеющие к повествовательности в духе традиций передвижников. Широкой известностью в советское время пользовалась картина Ф. П. Решетникова «Опять двойка», 1952 г.
В период «оттепели» процессы обновления затронули и изобразительное искусство. По-новому трактуется художниками реализм. 60 гг. - время становления так называемого «сурового стиля» в советской живописи. В полотнах Д. Д. Жилинского («Молодые скульпторы», 1964 г.), В. Е. Попкова («Строители Братской ГЭС», 1961 г.), Г. М. Коржнева (триптих «Коммунисты», 1960 г.) реальность предстает без обычной в 40 – 50-е гг. лакировки, нарочитой праздничности и парадности. Однако далеко не все новаторские течения нашли поддержку у руководства страны. В 1962 г. Н. С. Хрущев посетил выставку московских художников в Манеже. Авангардная живопись и скульптура вызвали у первого секретаря ЦК резко отрицательную реакцию. В результате художники были лишены права продолжать работу и выставляться. Многие вынуждены были покинуть страну (например, скульптор Э. И. Неизвестный).
В 70-е гг. все отчетливей наблюдается разделение культуры на официальную и «подпольную», государством не признанную. Политика руководства живописью также строилась на балансе немотивированных запретов и временных послаблений. Так 15 сентября 1974 г. в Москве была разгромлена выставка 24-х художников-авангардистов («бульдозерная выставка»), но уже в конце сентября, видя, что событие это вызвало большой общественный резонанс, официальные власти разрешают провести другую выставку, в которой принимают участие те же самые авангардисты. Долгие годы засилья соцреализма в живописи привели к деградации вкуса и художественной культуры массового советского зрителя, не способного воспринимать ничего более сложного, чем буквальное копирование действительности. Огромную популярность в конце 70-х гг. обрел Александр Шилов - художник-портретист, работавший в манере «фотографического реализма».
Эпоха перестройки относится к тем периодам отечественной истории, для которых значение процессов, происходивших в культуре, особенно велико. Шел интенсивный процесс «возвращения» творческого наследия деятелей искусств, находившихся ранее под идеологическим запретом. Зрители смогли вновь увидеть работы художников П. Филонова, К. Малевича, В. Кандинского. Немногое из созданного в ту переломную эпоху прошло проверку временем. В изобразительном искусстве «дух времени» отразился в схематичных картинах И. С. Глазунова («Вечная Россия», 1988 г.). Вновь популярным жанром, как обычно бывало в критические моменты истории, становится плакат.
В настоящее время самовыражение художников, дизайнеров происходит посредствам творческого процесса, направленного на современное звучание вещей и интерьеров.
Современная мода предпочитает смешение стилей в интерьере. «Чистый стиль» сегодня редко встречается, что, в общем-то, даже хорошо.
Фьюжен. Профессионалы называют сочетание разных традиций в одном интерьере словом «фьюжн», в переводе с английского – «сплав», «не имеющий границ».
При создании интерьера в стиле фьюжн вы можете не соблюдать никаких правил, сочетая самые разные компоненты классического стиля с этническим, а ампир – с хайтеком. Стиль фьюжн предполагает большие окна, обилие свободного пространства, наличие белых или светлых плоскостей, мягкие, слегка округлые формы и сочетание различных фактур – полированных и шершавых поверхностей, тканевых и бумажных обоев, дерева разных пород.
Эклектика. От эклектики в полном смысле этого слова фьюжн отличает как раз таки чувство меры и гармонии. Отличительными чертами эклектики как стиля являются пластичные формы, обилие текстиля и множество декоративных элементов (это опять же сувениры, модные современные аксессуары). Эклектика дает возможность сочетать в интерьере самые разнородные элементы и направления в дизайне по вашему выбору без всяких правил.
Поп-арт. Стиль поп-арт тоже характеризуется изобилием ярких декоративных элементов. И в настоящее время демократичный и доступный поп-арт – один из самых модных стилей. Любителям поп-арта несложно превратить свою квартиру в стильную обитель, постоянно праздничную и нарядную. Оригинальный интерьер делается из тог, что есть под руками, из элементов массовой культуры.
Так что если вы вдруг решите обустроить одну из комнат в своей квартире в стиле поп-арт, это не потребует больших затрат: не нужно дорогих обоев или мебели из натуральных материалов. Раскрасьте стены, поставьте разноцветную пластиковую мебель, повесьте постеры и рисунки – и интерьер в духе поп-арта готов.
Вы сможете самостоятельно покрасить стены в стиле поп-арт, так как сделать это несложно: нужно покрасить две стены яркой краской, третью оставить белой (или светлой), а на четвертую поклеить обои (можно фотообои с ярким принтом) или украсить собственными рисунками, росписями, орнаментами, постерами кумиров или своими фотографиями.
Хай-тек. Для тех, кто желает идти в ногу со всеми модными веяниями, подойдет и стиль хай-тек. Название этого стиля происходит от английского high technology, что означает в переводе – «высокие технологии». Этот стиль будет близок тем, кто использует в повседневной жизни всевозможные достижения техники.
Хай-тек отличается тем, что все в таком интерьере подчинено определенной функции. Ни один элемент не появляется здесь просто так – для красоты. Основными атрибутами стиля хай-тек являются прямые стремительные линии, резкие формы, множество конструкций из металла и стеклянных элементов: хромированные трубы, металлические поверхности, болты, отполированные перемычки соединений. Их могут дополнять открытый кирпич, разнообразные современные синтетические материалы, а также строгая, словно офисная, но удобная и практичная мебель из пластика, кожзаменителя и полированного металла.
Безусловно, такой интерьер на любителя, потому что выглядит холодным, но является легким и очень функциональным.
Техно. С интерьером хай-тек роднится и стиль техно, не менее модный в наше время. Техно сочетает в себе особую атмосферу светового представления и возможности современных технологий.
В отделке интерьеров в стиле техно обязательно присутствуют металл и стекло, пластмассы, синтетика – самые актуальные современные материалы.