Лекция № 5
ЭСТЕТИКА КАК НАУКА И ЕЕ КАТЕГОРИИ. ГЕНЕЗИС ЭСТЕТИКИ
План.
1. Предмет эстетики.
2. Категории эстетики.
3. Эстетические взгляды Античности, Византии и Средневековья.
4. Эстетика от эпохи Возрождения до ХХІ века.
Предмет эстетики
Понятие «эстетика» традиционно связывают с греческим «эйсетикос» (чувственное восприятие). Эстетика – это наука о становлении и развитии чувственной культуры человека.
Эстетика - это наука, которая изучает прекрасное в природе, обществе, материальном и духовном производстве, закономерности развития и функционирования эстетического сознания и общие принципы творчества по законам красоты, в том числе законы развития и функционирования в обществе искусства как специфической формы отражения действительности.
Она сформировалась в недрах философии и отделилась от нее как самостоятельная область лишь в середине XVIII века.
Впервые термин «эстетика» ввел в научный обиход немецкий философ эпохи Просвещения Александр Готлиб Баумгартен (1714-1762 гг.) и издал одноименный трактат (1750 г.). Вслед за Лейбницем он выделил три сферы духовного мира человека: разум, волю, чувство. Первые две сферы издавна изучались логикой и этикой. Баумгартен сровнял в правах учение о чувстве и назвал его эстетикой. Он поделил эстетику на два уровня – теоретическую и практическую. Первая должна была заниматься проблемой красоты, спецификой чувствительного восприятия действительности, а вторая непосредственно связывалась с проблемами развития искусства. В концепции Баумгартена, таким образом, состоялось деление предмета науки на две части: одна тяготеет к философскому знанию, а вторая – к искусствоведению. Эта тенденция закрепилась настолько, что существует и поныне, заставляя и сегодня задавать вопрос о двухпредметности эстетической науки.
Как и любая другая наука, эстетика, развивалась вслед за развитием общества и приростом знания, постоянно уточняла свой предмет, меняла акценты, откликаясь на те или другие запросы общественной практики.
Историю становления предмета эстетики можно назвать процессом поиска адекватного соотношения между чувственным познанием и художественной деятельностью. Своеобразную функцию «пластического моста» при этом выполняли такие понятия, как прекрасное, совершенное, гармония, ценность, философия искусства. В течение многих столетий эстетика была представлена и как «наука о прекрасном», и как «наука о совершенном», и как «наука о законах развития искусства». Теоретики старались определить предмет эстетики и через понятие гармония, усматривая в этой области знаний науку о реализации принципов гармонического развития человека и общества, человека и природы. Интересным было и определение эстетики как науки о свободном, самодеятельное проявление человеческих сил и способностей в любой совершенной профессиональной деятельности.
Предметом эстетики является чувственное познание окружающей действительности в ее разных проявлениях: природе, обществе, человеке и в его деятельности во всех жизненных сферах.
Главная способность человеческой чувственности – целостное, образное постижение человеком мира. Чувственность дает возможность видеть в индивидуальном, уникальном, единственном в своем роде всеобщее. Но создавать такое индивидуальное, уникальное и единственное – прерогатива художника. Специфика искусства заключается в том, что оно развивает общую универсальную человеческую способность, а не в том, что оно только владеет ею. Именно поэтому искусство всегда входило в предмет эстетики. Поэтому можно сказать, что предмет эстетики – это закономерности чувственного познания и художественного творчества.
Становление первых эстетических представлений нужно соотнести с тем значением, которое древнегреческая философия отводила человеческим чувствам вообще. Первые попытки использовать чувство как основу для осмысления определенных эстетических явлений связанны с пифагорейцами – философской школой, основанной Пифагором в VІ ст. до н.э. Пифагор отождествлял понятия гармония, совершенство, красота, а основой гармонии считал число. Среди видов искусства наивысшим носителем гармонии провозглашалась музыка. Пифагор признавал музыку как носителя гармонического начала. Музыка в его понимании является носителем душевного равновесия.
Основатель элейской философской школы Ксенофан (VІ ст. до н.э.) был странствующим поэтом, его философские идеи имели эстетический характер. Ксенофан старался определить роль чувств в жизни человека, которые формируют лишь «приблизительную» мысль. Ксенофан рассматривал древнегреческие мифы как своеобразную форму критики богов, ведь боги наделялись всеми теми недостатками, которые осуждались людьми: тщеславием, лживостью, пьянством и т.п. Поэзия Ксенофана лишена мистики, высмеивает лицемерие, суеверность.
Парменид с уважением относиться к возможностям чувственного восприятия. Его стихи, которые содержат теоретические размышления, по словам Плутарха, «заимствованные в поэзии», ведь имеют поэтический размер и возвышенность. Еще один аспект эстетических идей Парменида связан с выделением им проблемы прекрасного, специфику которого он связывал с чувственными впечатлениями человека от восприятия цвета или звука.
Чувства были объектом теоретического интереса и Эмпедокла (прибл. 490-прибл. 430 гг. до н.э.). По его мнению, низшим уровнем чувства являются ощущения, которые подвластны принципу «подобное познается подобным». А само единство «ощущение – чувство» уже формирует более широкие силы – Любовь и Вражду. Эти силы Эмпедокл рассматривает как нематериальные, но пространственно определенные. Переменность преимущества той или другой из них предопределяет циклический ход мирового процесса. Итак, Эмпедокл не только продолжил предыдущую традицию изучения природы и значение чувств, а и закрепил понятие катарсиса (гр. очищение), делая ударение на морально-этической природе процесса очищения.
В ІІІ ст. до н.э. теория чувств приобрела завершенное для того времени изложение в работах выдающегося древнегреческого ученого, философа Теофраста, яркого представителя перипатетической школы. Чувственная направленность взглядов философа присущий его исследовательским работам «Об ощущении», «Этические характеры» и «О благочестии».
В арсенале аргументаций относительно роли чувств в историческом процессе формирования предмета эстетической науки привлекает внимание и принцип «золотого сечения» - геометрическое, математическое соотношение пропорций, при котором целое так же соотносится со своей большей частью, как большая часть с меньшей. В геометризированной форме этот принцип имел вид соотношения: 5:8=8:13=13:21=21:34… Древнегреческие ученые считали, что любое тело, предмет, геометрическая фигура, соотношение частей, которых отвечает такой пропорции, - гармонично и производит приятное зрительное впечатление. Греческий Парфенон, мраморные колоны которого разделяют весь храм по принципу «золотого сечения», является, вероятно, убедительным образцом практического применения этого принципа.
Теоретико-практический интерес к «золотому сечению» не ограничивался лишь периодом расцвета древнегреческой эстетики. В эпоху Возрождения правило «золотого сечения» рассматривалось как обязательный закон архитектуры, живописи и скульптуры. Тогдашние теоретики и художники старались отыскать абсолютную, идеальную геометрическую основу красоты. Типичным относительно этого есть трактат «О божественной пропорции» известного итальянского математика Луки Пачоли (прибл. 1445-1509 гг.). Ученый был убежден, что правилом «золотого сечения» определяется эстетическая ценность «успех земных предметов».
Отдавая надлежащее принципу «золотого сечения», нужно, однако, признать ошибочность его абсолютизации. Слепое следование геометризированной красоте механизирует это сложное понятие, пропорция ради пропорции снижает содержательную сторону красоты, формализует ее.
Вместе с тем обращение к правилу «золотого сечения» нужное для того, чтобы сделать ударение на значении здоровой способности человека в формировании эстетического чувства.
Позднее термины «эстаноме», «эстаномай», «эйсетикос» потеряли непосредственную связь с понятием «чувство», предмет эстетики начали осмысливать через значительно более широкие по объему и наполнением понятия: совершенное, пропорциональное, гармоническое, прекрасное, эстетичное.
Эстетика тесно взаимодействует с гуманитарными науками: этикой, педагогикой, социологией, логикой и, особенно, с философией.
Эстетика органически связанная с искусствоведением, психологией. Эстетика имеет свой категориальный аппарат, изучает функционирование эстетичных ценностей в обществе, законы восприятия этих ценностей.
Категории эстетики
Категории эстетики (греч. кategoria – выражение, признак) – это фундаментальные, предельно общие понятия, в которых получила отображение история освоения человечеством мира по законам красоты. Категории исторически меняются и развиваются, отражая определенные этапы в развитии человеческого познания.
Категории эстетики структурируются относительно определенных направлений эстетической теории, которые касаются разных сфер и аспектов эстетической и художественной практики: 1) метакатегории – эстетическое, гармония, мера, прекрасное, безобразное, возвышенное, низменное, героическое, трагическое, комическое, ирония; 2) категории эстетической деятельности – эстетическая деятельность, искусство, фольклор, декоративно-прикладное искусство, дизайн, художественное конструирование, эстетика быта, мода, садово-парковое искусство и другие арт-практики; 3) категории эстетического сознания – эстетическое чувство, эстетическая оценка, эстетическое суждение, эстетический вкус, эстетический идеал, эстетические взгляды и теории; 4) категории гносеологии искусства – художественный образ, мимесис (художественное отображение), поэтика (художественное мышление), художественная форма и художественное содержание, художественная идея, художественная правда, художественная условность, идеализация, типизация, индивидуализация; 5) категории психологии искусства – художественное творчество, художественное восприятие, катарсис, эмпатия, художественная способность, талант, гениальность, вдохновение, фантазия, сознательное, подсознательное, творческое воображение, индивидуальная манера и стиль; 6) категории социологии искусства – художник, публика, художественная критика, меценатство, функции искусства, свобода и детерминизм художественной деятельности, социальный заказ, народности, национальное и общечеловеческое в искусстве, элитарное и массовое искусство, художественные институты и политика в области культуры; 7) категории онтологии и морфологии искусства – художественное произведение, артефакт, виды искусства: архитектура, скульптура, живопись, литература, музыка, театр, кино и т.п.; 8) категории семиотического и структурного анализа искусства – текст, контекст, знак, композиция, сюжет, фабула, миф, художественное время и пространство, хронотоп, ритм, интонация, метафора, символ, архетип; 9) категории герменевтического анализа искусства – понимание, толкование, коммуникация, интерпретация, художественный язык, бытие, игра, диалогичность, переживание, культурный контекст, герменевтический круг; 10) категории исторической типологии искусства – художественный процесс, традиция, наследственность, новаторство, художественный канон, художественная эпоха, направление, течение, школа, метод, стиль; 11) категории теории эстетического воспитания – эстетические способности и потребности, методы и средства эстетического воспитания, всестороннее развитие личности, художественное общение.
Эстетическое - это широкая и фундаментальная категория эстетики, которая отражает то общее, что присуще эстетическим явлениям. Эстетическое - это специфически духовное, чувственное отношение человека к миру. Характеристикой такого отношения является способность человека самореализоваться целостно и всесторонне.
В эстетическом отношении человек, свободный от эгоистического интереса, поднимается к бескорыстному, действительно человеческому отношению к предмету. Поэтому эстетическое отношение одновременно и духовное, поскольку оно развивает духовный мир человека.
Аристотель выделяет специфику эстетического, выявляя его в искусстве. Искусство он характеризует как человеческую деятельность. «Через искусство возникают те вещи, форма которых находится в душе».
Впервые эстетическое как категорию выдвинул Баумгартен, определивши ее как способность чувственного познания, которая достигает совершенства в искусстве.
В категории эстетическое, как она трактуется в современной эстетике, заложены фундаментальные идеи: 1) о диалектическом единстве универсального развития человеческой деятельности и творчества по законам красоты; 2) о взаимосвязи развития производительных сил человечества с развитием богатства человеческой природы как самоцели; 3) о взаимозависимости развития индивида, а следовательно, и его духовного мира и универсального, практического отношения к действительности; 4) об особенностях творческой работы в условиях «царства необходимости» и «царства свободы».
Гармония (гр. слаженность, порядок). Корни представлений о гармонии уходят в древнегреческую мифологию. Из известного античного мифа о Гармонии, дочери бога войны Ареса и богини любви и красоты Афродиты, мы узнаем, что Зевс выдал ее замуж за Кадма, легендарного основателя греческого города Фивы. То, что Гармония является дочерью богини красоты и бога войны, очевидно, не случайность. В мифе отразилось представление о гармонии как порождении двух основ – красоты и борьбы, любви и войны.
В другом мифе речь идет о происхождении мира, где гармония является противоположностью хаосу, который выступает одной из первооснов возникновения всего существующего. Эта первооснова характеризуется как что-то без качества, определенности, представляет какой-то пустотой, бесформенностью. Гармония, наоборот, означает определенную качественную определенность, единство и оформленность целого как совокупности составных частей. Принципом, на основе которого возможно это единство, есть мера. Итак, даже древнейшей мифологии присущи были представления о гармонии, хаосе и мере, которые потом стали самостоятельными понятиями античной философии и эстетики.
Гомер использовал термин «гармония» также в обиходно-практическом значении. Это, во-первых, мир, согласие. Во-вторых, гармонию понимали также как скрепу, гвоздь. Одиссей, строя корабль, скрепляет его гвоздями и гармониями. Тоже происходит и с понятием мера, которое тесно связано у древних греков с понятием гармонии. У Гомера это слово чаще всего означает единицу измерения. У Гесиода понятие меры используется в значении нормы, которое определяет порядок социальной жизни. Пифагорейцы считали, что душа «является какой-то гармонией, а гармония – это смещение и объединение противоположностей». Гармония имеет числовое выражение, она органически связана с сущностью числа. Вселенная должна быть гармоничной по форме и выглядеть как симметричные геометрические фигуры: Земля – форма куба, огонь – пирамида, воздух – октаэдр, вода – икосаэдр, сфера Вселенной – форма додекаэдра. Именно с этим связанное известное пифагорейское учение о гармонии сфер.
В понятие гармонии Сократ ввел момент относительности, целесообразности и функциональности. Понятие меры выражалось у древних греков с помощью разных терминов: мера, мерность, соразмерность, размеренный, симметрия, середина, центр. Именно поэтому гармония не возможная без меры. Платон считает, что благодаря мере происходит круговорот космоса. Платоновская концепция более богатая, чем пифагорейская, она подтверждает старание связать гармонию с духовным миром человека и разработать ее с помощью понятий, которые являются модификациями меры: умеренность, размеренность, симметрия.
Аристотель употреблял термин «гармония» не часто, отдавая преимущество другим, близким к нему по смыслу. Он сближает термины гармония и порядок, и тогда в гармонии усматриваем диалектический переход беспорядка в порядок и наоборот. Главным для его эстетики понятие середины, которое он понимает довольно широко и, применяет к каждой сферы человеческой деятельности.
Средневековая эстетика вырабатывала свое понимание гармонии. Григорий Нисский считал, что гармоническое устройство мира является доводом славы Божьей. Тома Аквинский в гармонии усматривал духовный принцип, и гармония является качественным принципом, она не сводится только к количественным отношениям, а охватывает и соответствие вещи своему образу, определяет отношение формы к материи.
Категории гармонии и меры широко применялись и в Новое время, однако они уже не были главными эстетическими понятиями, с помощью которых осознавались новые эстетические проблемы. Гегель гармонию рассматривает в системе родственных эстетических понятий – правильности, симметрии, закономерности. Гегель в понятии гармонии предусматривает и наличие дисгармонии. Гегель рассматривал свои категории диалектически, в процессе их отношения и взаимного перехода. А это означает, что ни качество, ни количество не является у него постоянными категориями. Качество проходит через разные свои этапы, пока исчерпает себя, придет к своему отрицанию, уступая новому качеству. Этот переход происходит вследствие, прежде всего количественных изменений. А соответствие определенного количества, которое обеспечивает определенную однозначность качества, мерой.
Прекрасное - категория эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью. Оно воспринимается как явление, вызывающее положительные чувства от спокойного любования до бурного восторга.
В прекрасном проявляется креативная сущность человека, его творческий потенциал и духовность. Прекрасное всегда исторически-конкретно. Различные исторические эпохи дают разные представления об идеалах красоты (например, идеал, женской красоты разнится в античности, средневековье, Новом времени и ХХІ в). Прекрасное всегда национально окрашено, в частности, представления о прекрасном у разных народов различны: на Востоке девушка сравнивается с Луной или газелью, у славян – с зорькой и березкой.
Для эстетического сознания античности прекрасное мыслилось как неотъемлемое свойство мира, космоса. Для пифагорейцев прекрасное - это гармония, внутренне присущая вещам, источником которой были числовые отношения. Гераклит говорит об относительности прекрасного: «… Самая прекрасная обезьяна безобразна по сравнению с родом людей». Сущность прекрасного Платон трактует как божественную идею, от которой зависит существование всех прекрасных явлений. Аристотель рассматривает прекрасное как объективное свойство самой действительности, как проявление ее закономерностей.
В Средние века господствовала концепция Божественного происхождения прекрасного: Бог, одухотворяя материю, придает ей эстетические свойства. Чувственная красота (материальная, телесная) считалась греховной, а наслаждение ею - недозволенным. Согласно средневековому мыслителю Августину, Бог есть абсолютная красота. В чувственном мире она проявляется как единство, пропорциональность, соответствие частей вместе с некоторой приятностью цвета (впервые ставится вопрос о цвете). Фома Аквинский так же, как и Августин, источник красоты видит в Боге. Её чувственно воспринимаемыми признаками он считает следующие: цельность, или совершенство, ибо изъян делает предмет безобразным; должную пропорцию, или созвучие; ясность - то, что имеет блестящий цвет.
Гуманисты Возрождения утверждали красоту самой природы и радость ее восприятия. Искусство они рассматривали как зеркало, которое художник держит перед природой. Так, Л. Альберти объективные основы Прекрасного усматривает в созвучии, согласии частей, гармонии. Последняя мыслится им как первичное, абсолютное начало природы. Аналогичных взглядов придерживаются Леонардо да Винчи, Микеланджело и др. Красота рассматривается ими как объективное свойство реального мира.
Эстетика классицизма сводила прекрасное к изящному: прекрасна не вся природа, а лишь разумно ухоженная природа. Высшим предметом искусства классицизм провозгласил красоту в общественной жизни, отождествляемую им с добром и государственной целесообразностью.
В немецкой классической эстетике особое значение имеет концепция И. Канта. Его интересуют не объективные признаки Прекрасного, а субъективные условия его восприятия и природа эстетических суждений. Эстетическое суждение характеризуется следующими признаками: не заинтересованность в реальном существовании предмета, любование чистой формой; всеобщность и необходимость без логического обоснования; целесообразность без представления некоторой цели. Кант отторгает Прекрасное от истины, добра, пользы, вследствие чего оно становится чем-то чисто формальным.
Ф. Шиллер признает в Прекрасном наличие объективной основы красоты пропорциональность и правильность как формы упорядоченности. Сами по себе они не создают красоты, но являются ее необходимыми условиями.
Наиболее подробно категория Прекрасного анализируется Гегелем в ХІХв. Гегель определяет Прекрасное как чувственное выражение идеи. В природе идея Прекрасного раскрывается в правильности, симметрии, гармонии, чистоте материала, цвете, звуке. Поскольку природа лишена духовного, идеального начала, постольку природная красота является второстепенным, низшим, видом. Лишь в искусстве она выступает адекватно идее Прекрасного, как идеал.
Н.Г. Чернышевский понимал прекрасное как некую целостность, принимающую самые разнообразные формы. Этой целостностью является жизнь в её высшем проявлении – жизни человека. В категории жизни Чернышевский синтезирует понятия меры, закономерности, гармонии, целесообразности. Представлении о красоте, вкусы и идеалы людей формируется в зависимости от образа их жизни.
На рубеже XX-XXI столетий в западноевропейской эстетике распространяются воззрения, согласно которым человек в процессе эстетического восприятия одухотворяет эстетически нейтральный мир. Только индивид вносит красоту в природу.
Итак, прекрасное существует в природе и общественной жизни, в материальной и духовной деятельности человека. Это одна из наиболее общих и широких категорий эстетики. В природе оно связано с закономерностью природных явлений. Прекрасное в труде выражается в его свободном характере, в постоянном совершенствовании. Прекрасное в общественной жизни - это справедливые социальные отношения. Прекрасное в искусстве - это жизненная правда, идейность, гуманизм, выраженные в высокохудожественном стиле.
Безобразное – категория эстетики, которая обозначает нечто отталкивающее, вызывающее неудовольствие вследствие дисгармоничности, несоразмерности, неупорядоченности, и отражает невозможность или отсутствие совершенства. Безобразное представляет собой средоточие негативных характеристик бытия, олицетворяет нечто отталкивающее, неупорядоченное, дисгармоничное.
Теоретически вопрос о безобразном в искусстве впервые поставил Аристотель. Он считал, что в предмет искусства входит и прекрасное, и безобразное. Даже явления отвратительные в жизни, будучи представлены в художественном произведении, доставляют эстетическое удовольствие.
В средневековой христианской культуре утвердилось отношение к безобразному как свидетельству греховности мира. Гуманисты Возрождения видели в безобразном свидетельство бесконечного многообразия природы. Искусство и эстетика Возрождения, стремящиеся выразить идею гармонического развития человека, часто обращались к сфере безобразное как к средству контрастного выражения красоты.
Эстетика Просвещения отрицала за безобразным право быть воплощенным в искусстве. Категория безобразное широко используется в эстетике просветителей. Э. Берк подчеркивал связь безобразного с возвышенным. Г. Лессине, полемизируя с эстетикой классицизма, говорил, что предметом искусства должна быть не только идеальная красота, но все общеинтересное.
Романтизм XIX в. реабилитировал безобразное. Эстетические течения XX - XXI вв. безобразное абсолютизируют в качестве единственно возможного эстетического эквивалента «абсурдности» бытия. Происходит эмансипация безобразного, его эстетизации.
Безобразное связано с другими эстетическими категориями: прекрасным, возвышенным, комическим, трагическим и осуществляет свои эстетические функции только в связи с этими категориями. В форме уродливого безобразное содержится в комическом (карикатура), в форме ужасного - в возвышенном и трагическом. Как и трагическое, безобразное является воплощением зла, но в отличие от трагического гибель этого зла воспринимается как заслуженная и не вызывает сопереживания.
Рассматривая эстетические свойства действительности исследователи выделяют категорию низменное. Низменное – это крайняя степень безобразного, чрезвычайно негативная ценность. Это явление или предметы, имеющие отрицательную общечеловеческую значимость и таящие в себе угрозу для человечества, так как они не подчинены людям и могут представлять для них угрозу. Все явления, относящиеся к этой опасности, воспринимаются как низменное (фашизм, терроризм). В качестве проявлений низменного в общественной жизни можно рассматривать такие социальные явления, как война, эксплуатация, ограничение прав и свобод личности. Как проявление низменного воспринимаются поступки людей: подлость, обман, предательство, клевета, а также пороки: алкоголизм, разврат, наркозависимость, проституция.
Возвышенное - категория эстетики, характеризующая внутреннюю значительность предметов и явлений, несоизмеримых по своему содержанию с реальными формами их выражения. В искусстве типичными формами отражения возвышенного являются грандиозность, масштабность, монументальност ь. Например, статуя Зевса Олимпийского греческого скульптора Фидия или египетские пирамиды, возвеличивавшие божественное начало фараона.
Представления о возвышенном в природе связывают с различными проявлениями великолепия ее явлений, которые вызывают чувства восторга, восхищения (например, безбрежные просторы неба и моря, громады гор, величественные реки и водопады, грандиозные явления природы - буря, гроза, полярное сияние и др.)
В общественной жизни возвышенное проявляется в выдающихся деяниях, служащих делу общественного прогресса. Эти свершения и подвиги воспеваются в искусстве с помощью таких жанров, как ода, гимн, оратория, героическая трагедия и др.
Возвышенное проявляется в борьбе человека с природой и в столкновениях противоположных социальных сил. Полное внутреннего напряжения возвышенное несет в себе зерно неизбежных противоборств, конфликтов. Не случайно категория возвышенное тесно связана с эстетическими категориями драматического и трагического. Именно в драматических и трагических ситуациях и конфликтах ярко раскрывается подлинный масштаб возвышенного, величие человеческого духа.
Особым видом возвышенного является феномен так называемого «мрачного величия», который существует и в природе (пустыня «белое безмолвие») и в обществе (Мефистофель, леди Макбет)
В античную эпоху возвышенное использовалось в связи с теориями поэтики и риторики. Во времена Средневековья возвышенное отождествлялось с Богом. Образ возвышенного наиболее ярко представлен в готическом соборе с его устремленностью в небесное, порывом к идеальному.
В Новое время европейская эстетическая мысль обратилась к категории возвышенного лишь в XVIII в. Кант считал, что возвышенное то притягивает, то отталкивает, не доставляя положительного удовольствия, а возбуждает удивление и почтение, которое можно назвать отрицательным наслаждением. Шиллер противопоставлял возвышенное и прекрасное, находя, что возвышенное вызывает неприятное чувство, ибо неприятны гроза, молнии, хотя и возвышенны. Французские эстетики XIX ст. считали возвышенным высшую степень прекрасного.
Современные исследователи считают, что ввиду своей колоссальной мощи и огромного масштаба возвышенные явления не могут быть сразу полностью освоены, поэтому по отношению к ним человек не свободен. Прекрасное - сфера свободы человека, возвышенное - сфера несвободы.
Героическое. Детальный социологический анализ явления героизма дал известный итальянский философ Дж. Вико в работе «Основы новой науки об общей природе наций». Он говорит, что героизм присущий только начальным этапам развития человеческой цивилизации. Он считал, что каждый народ проходит три основных стадии: теократическую, аристократическую и демократическую. Первой стадии отвечает «возраст богов», то есть когда люди связывают свою историю с мифологией, представляя, что они живут под управлением богов. Третья, демократическая стадия, есть «возрастом людей». Между «возрастом богов» и «возрастом людей» находится «возраст героев», что характеризуется господством «аристократических республик», в которых царствуют герои. Героизм древних, считал Вико, означал совсем не то, что приписывала ему потом наука, и основывался на другой основе, чем высокая ступень нравственности. Те герои были высшей мерой грубые и дикие, имели чрезвычайно слабую способность понимания, неограниченную фантазию, страсти, из-за чего были малокультурными, жесткими, незрелыми и дикими в своих поступках.
Гегель рассматривал героизм как явление не только социальной истории, а и духа, который присущ разным историческим эпохам, имеет свои исторические модификации. Однако в ситуациях, где героизм есть лишь победой человека над собой, хотя он и направлен на служение общим интересам, Гегель не считал истинным.
Эстетика романтизма ориентировалась на самостоятельную индивидуальность. Героическое является проявлением надличностного начала, которое определяется историей и связывает прошлое с вечным.
В литературе ХХ и ХХІ ст. сложились две тенденции: одна была связана с мистификацией героического лица, вторая сугубо нигилистическая, то есть такая, которая отбрасывала возможность существования героической личности в условиях современного общества.
Трагическое - эстетическая категория, характеризующая неразрешимый общественно-исторический конфликт в борьбе человека с природой, в столкновении противоположных социальных сил, в деятельности и внутреннем мире личности. Этот конфликт разворачивается на фоне свободного действия человека и сопровождающийся человеческим страданием и гибелью важных для его жизни ценностей.
Трагическое предполагает свободное действие человека, так что, хотя его крушение и является закономерным и необходимым следствием этого действия, само действие представляет собой свободный акт человеческой личности. Противоречие, лежащее в основе трагического, заключается в том, что именно свободное действие человека реализует губящую его неотвратимую необходимость, которая настигает человека именно там, где он пытался преодолеть ее или уйти от нее. Трагизм возникает в ситуации, когда свободно действующая личность создает ситуацию катастрофическую по своим последствиям для индивида и защищаемым им ценностям.
Трагическое проявило себя в мифах, жанре трагедии, а затем было теоретически обосновано в трудах Аристотеля, Лессинга, Шиллера, Гегеля, Чернышевского.
Объективная основа трагического внутренне противоречива. Подлинно трагичен лишь тот человек (соответственно та социальная сила, то общественное явление), который страдает или гибнет, но по своей сути заслуживает лучшей участи. И наоборот, гибель того, что вполне ее достойно, не заключает в себе никакого внутреннего раздвоения, несоответствия к области трагического отношения не имеет.
В свою очередь субъективное трагическое переживание так же противоречиво по своей природе. Это отметил уже Аристотель в «Поэтике», указав, что производимый трагедией катарсис («очищение подобных страстей в душе зрителя) совершается посредством сочетания противоположных чувств сострадания и страха.
Через трагическое, как правило, утверждается идеал прекрасного. Это, например, смелый, героический протест против социального зла, защита справедливости, принципов чести, свободы в таких обстоятельствах, когда обстоятельства, зло сильнее необходимых требований. Отсюда трагичная развязка - гибель героя, у которого чувство долга превышает инстинкт самосохранения и стремление к личному благополучию
Особенно ярко трагическое раскрывается в драматургии, создавшей особый жанр - трагедию.
Ужасное - эстетическая категория, охватывающая явления действительности, которые несут человеку несчастья и гибель. Ужасное, ассоциируясь со страшными событиями, которые не оставляют никакой надежды на освобождение от несчастий.
В отличие от трагического, которое всегда имеет разрешение в будущем, ужасное безысходно и безнадежно, означает гибель без всякого выхода в социальное бессмертие. Трагическое несчастье величественно, ибо человек остается здесь господином обстоятельств, смертью утверждая свободу над ними. В ужасном человек - раб обстоятельств. Такое мироощущение, полное безнадежности и отчаяния, передает П. Брейгель в картине «Слепые».
Комическое - одна из основных категорий эстетики, отражающая социально значимые противоречия действительности под углом зрения эмоционально-критического отношения к ним с позиций эстетического идеала.
Природу комического легко понять, если обратиться к коллективному самодеятельному народному смеху - карнавальным играм. Это смех от радостной беспечности, избытка сил и свободы духа - в противовес гнетущим заботам и нужде предыдущих и предстоящих будней, повседневной серьезности, - и вместе с тем смех возрождающий.
По содержанию смех универсален и амбивалентен (сочетание хулы и хвалы, жизни и смерти) - это смех синкретический (нерасчлененный). В синкретическом смехе заложены многие виды комического, обособившиеся в ходе развития культуры. Это прежде всего ирония и юмор. В иронии смешное скрывается под маской серьезности, с преобладанием отрицательного (насмешливого) отношения к предмету. В юморе - серьезное под маской смешного с преобладанием положительного отношения. Обличительный смех сатиры, предметом которого служат пороки, отличается определенным отрицательным, изобличающим тоном оценки.
По своему значению различаются высокие виды комического («Дон Кихот» Сервантеса - смех над наиболее высоким в человеке) и забавные шутливые виды (каламбур).
Комическое имеет конкретно-исторический характер. Наиболее полно оно отражено в жанре комедии. Комедия развилась из различных ритуальных действий, народных обычаев и празднеств, из тех игровых сценок с использованием песен и включением тем из повседневной жизни, которыми сопровождались древние культы. Вершиной развития античной комедии является творчество Аристофана. Сатира в Риме, наряду с эпиграммой, становится излюбленным коническим жанром. В средние века были распространены простонародные формы комического искусства: моралите, фарс. Эти пьесы исполнялись бродячими актерами, были насыщены импровизацией, комические ситуации были относительно постоянными и строились на обмане, хитрости, мистификации.
Эпоха Возрождения придала комическим жанрам большее разнообразие, глубину, признала их законность как культурного явления, сняв с них ограничения и запреты со стороны официальной религии.
Новый этап в развитии комического искусства представляет комедия эпохи классицизма, которая подчинялась строгим нормам. Эта нормативность, однако, не помешала Мольеру создать свои шедевры. Творчество Бомарше знаменует поворот в истории комического: обращение к комическому искусству восходящего класса буржуазии. Россия XVIII-XIX вв. необыкновенно богата комическими талантами: Фонвизин, Грибоедов, Гоголь, Островский, Сухово-Кобылин и др. В изобразительном искусстве особое распространение получила карикатура, шарж, использующие гротеск, преувеличение. Многие видные художники работали в этом жанре: Ф. Гойя, О. Домье, Ж. Эффель, Х. Бидструп, Кукрыниксы.
В истории эстетической мысли отношение к комическому было различным. Аристотель видел в нем некую ошибку и уродство, которые безболезненны и безвредны. В эпоху средневековья комическое отрицательно оценивается церковью и вытесняется в народную «карнавальную» культуру. Эстетические теории Возрождения подчеркивают момент удовольствия от комического, его объективный характер. Классицизм (Буало) превратил высказывания Аристотеля в каноны. Мыслители Просвещения (Дидро, Лессинг и др.) выступали против жесткого разделения жанров по этому основанию, за демократизацию искусства и за его нравственное воздействие на зрителя. Немецкая классическая философия существенно углубила понимание комического. Кант определял смех как аффект от внезапного превращения напряженного ожидания в ничто. Гегель впервые в истории философии дал объяснение, почему тот или иной жанр расцветает в определенную эпоху, а затем угасает или канонизируется. Наиболее широкой категорией для него было «смешное», т.е. все, что может вызвать смех. Комическое он относил только к аристофановской комедии, в которой дух свободно царствует над противоречиями действительности. Сатира, по Гегелю, находит свое настоящее место в прозаическом Риме, где царит дух абстракций и мертвого закона.
Анализируя эстетические категорий, можно отметить, что они тесно взаимосвязаны между собой. Так, прекрасное выступает мерой по отношению к возвышенному, трагическому, комическому. Иногда выделяют категории безобразного и низменного как антиподы прекрасного и возвышенного. Отмечается, что безобразное и низменное как эстетические категории не несут положительного значения для человека
Категории эстетического сознания.
Рассматривая эстетические категории, которые отражают духовно-практическое освоение мира охарактеризуем: эстетический идеал, эстетический вкус, эстетическое чувство.
Эстетический вкус является такой категорией, которая объединяет в себе эстетический идеал и эстетическое чувство, это как бы цепь между социальным миром, природой и человеком. Особенно полно это выражается в онтологии эстетического вкуса, какой, с одной стороны, является способностью высказывать мысль об эстетических достоинствах предмета, с другой – переживанием, рефлексией, эмоцией, в которой реализуется субъективная и индивидуальная неповторимость личности.
Термин «вкус» в эстетическом значении впервые употребил испанский мыслитель ХVІІ ст. Грасиан-и-Моралес для обозначения способности человеческого познания, которое поднимается к познанию прекрасного и оценки произведений искусства.
Эстетический вкус глубоко индивидуален, однако принадлежит к общественной, социальной сфере. Эстетический вкус не является врожденным свойством человека, его нельзя сводить к психофизиологическим реакциям. Это социальное, духовное качество человека, которое формируется, как и много других социальных качеств, в процессе воспитания и обучения.
Эстетический вкус одна из самых важных характеристик личностного становления, которая отражает уровень самоопределения каждого отдельного человека относительно социально-культурного окружения. Эстетический вкус является способностью личности к индивидуальному отбору эстетических ценностей, а следовательно и к саморазвитию и самовоспитанию. Эстетический вкус является своеобразным чувством меры. Наличие эстетического вкуса показывает соответствие внутреннего и внешнего, гармонии духа и социального поведения, социальной реализации личности.
Эстетический вкус имеет особую разновидность – художественный вкус. Развивается он на основе эстетического и оказывает влияние на него. Художественный вкус формируется только при общении с миром искусства и большей мерой определяется художественным образованием человека, то есть знанием им истории искусств, законов формообразования в разных видах искусства, осведомленностью в литературно-художественной критике.
Эстетическое чувство как эстетическая категория представляет собой удивительное объединение природного и социального. И в этом смысле в эстетическом чувстве содержаться потенциальные возможности как эстетического вкуса (а через него и эстетического идеала), так и художественно-эстетической деятельности, она является эмоциональным выражением и понуждением к действию. Онтологически эстетическое чувство является способностью непосредственной эмоциональной реакции на эстетически значащий объект. Причем эта реакция не носит еще оценочного характера, она присутствует в нем в скрытом виде как интуитивное выявление совершенного в объективной реальности. Эстетическое чувство является духовным образованием, которое определяет степень социализации индивида, уровень подъема его нужд к сугубо человеческим.
Опосредованность эстетического достояния предыдущим, зафиксированным в культуре опытом человечества, является одной из причин общности эстетического чувства людей. Мера такой общности разная. Характер мировосприятия может быть общим для целой исторической эпохи. Лучше всего это ощущается в искусстве.
Эстетический идеал, как категория содержит в себе содержание категорий эстетического вкуса и эстетического чувства и становится по объему и содержанию более обширным. Эстетический идеал является категорией, в которой основательно выражена объективная социальная и духовная суть человека. Онтологическая суть эстетического идеала заключается в том, что в нем концентрировано выраженное поступательное развитие общества в конкретно-чувственном, образном раскрытии совершенства человека и природы. Социально-объективное еще определяет здесь критерии совершенства и гармонии. В этом смысле эстетический идеал является своеобразной доминантой, организующей структуру эстетического сознания определенной эпохи.
Идеал (гр. идея, первообраз) означает образец совершенства, наивысшая цель стремлений. Эстетический идеал имеет духовно-практическую форму, поскольку обращен к эмоциональной, чувствительной сферам человека и возникает в конкретно-чувственном образе.
Самостоятельное значение понятие идеал впервые получило в эстетике классицизма, где оно тесно связано с учением о наследовании. Эстетика классицизма модернизировала античное учение о наследовании, дополнивши наследование природы наследованием идеала. Искусство должно не только отображать природу, а и улучшать, исправлять, идеализировать ее. Так расширялись границы искусства.
И. Кант считал, что идеал имеет нормативный характер, становясь нормой и образцом для наследования. Вместе с тем, по мнению Канта, идеал должен быть в каждом случае не только «общим», а и «индивидуальным», то есть представляться не через абстрактное понятие, а непосредственно в форме чувственного изображения.
Гегель через понятие идеала определяет природу и содержание искусства как духовную деятельность человека. Для этого философа искусство есть одной из форм познания абсолютной идеи. Идеал у Гегеля возникает как выражение положительного отношения к действительности, как утверждение пафоса творчества относительно существенных, главных ее тенденций.
В истории человечества эстетический идеал нередко был обращен в прошлое. Это происходило, когда определенные общественные группы, были не в состоянии решить жизненные проблемы и начинали возвеличивать прошлое. Так, античные писатели усматривали «золотой век человечества» в доисторическом времени.
Идеал служит ориентиром, а в некоторых случаях и образцом модели поведения или системы ценностей. Определенная нормативность идеалов обусловлена их значительным эвристическим потенциалом и сущностным содержанием.
Идеал является высшим объективным критерием оценки всего того, с чем человек сталкивается в окружающем мире, который попадает в сферу его интересов.
Человек активно познает и преобразует окружающую действительность. Его деятельность материальна и целенаправленна, она предметным образом изменяет мир и самого человека. Основой человеческой деятельности – практики – выступает труд. В самой сущности труда заложена основа эстетического творчества.
Труд можно подразделить на: собственно конкретный труд и его продукт; труд как свободное творчество.
Трудовая деятельность как свободное творчество человека является эстетической деятельностью, которая предстает в предметах и вещах как прекрасных явлениях. Однако не всякая затрата физических сил приводит к созданию прекрасного: эстетическое творчество неосуществимо до тех пор, пока производственная жизнь как главная сфера жизнедеятельности человека будет являться для него лишь средством для реализации главной потребности – сохранения физического существования.
В процессе многовековой трудовой практики человек научился создавать в предметах красоту и изящество формы, гармонию красок, линий, ритма. Археология, этнография, история искусств доказывают, что человек научился чувствовать, осознавать и оценивать красоту лишь через трудовую деятельность, в процессе созидания предметов и вещей.
В трудовом акте соединилось две функции: деятельность по созданию замысла произведения (поиск оригинальной формы, подбор соответствующего материала, палитры красок, приемов обработки) и физическая работа по непосредственному производству предмета. С изменением характера труда эти две функции соединились с задачей эстетизации процесса производства. В решении данной проблемы главная роль отведена дизайну.
Дизайн – это предметный мир, создаваемый человеком средствами индустриальной техники по законам красоты и функциональности. Это новый, промышленный вид эстетической деятельности, средство гуманизации орудий и продуктов производства, а также окружающей среды. Дизайн порожден потребностями массового производства и потребления, ситуации технической революции, особенно развитием автоматизации в промышленности, что повлекло за собой необходимость стандартизации производства. Машинное производство тиражирует образец, который должен обладать высокими эстетическими качествами, опережающими и формирующими вкусы потребителя. Продукт дизайна своими эстетическими качествами должен соответствовать современному стилю, функции изготовляемого предмета, культурной традиции его социального функционирования, технологическим особенностям современного массового производства.
Дизайн выделился в самостоятельную сферу деятельности тогда, когда были созданы технические предпосылки для крупномасштабного промышленного производства. Именно оно выдвинуло особые требования к созданию предметов потребления, строительству городов, выпуску машин и механизмов, технологии промышленной эстетики. Ведь разнообразие социальных групп и индивидов со своими вкусами, различными эстетическими пристрастиями к одежде, мебели, жилищу, предметам быта не могут быть удовлетворены хотя и значительными по количеству, но однотипными по форме продуктами промышленного производства. А само промышленное производство, отлаженное, нацеленное на количество выпускаемой продукции, трудно приспособить к многообразию запросов и требований потребителя.
Дизайн предполагает: 1) выдвижение новой хозяйственной проектировочной идеи; 2) разработку новой функциональной структуры; 3) рациональное воплощение этой идеи, выразительное стилистическое оформление этого предмета. При сочетании этих трех моментов перед нами полный дизайн, два последних – это модернизация, третий – стайлинг, стилизация, эстетическая обработка готовой продукции.
Дизайн – это продолжение художественной традиции и вкуса в сфере продукции индустрии, вещей обихода и утилитарного потребления. Дизайн – это эстетический и научно-технический уровень данного общества, воплощенный в товарах широкого потребления, в вещах быта и орудиях труда, в средствах транспорта и продуктах культуры.
Таким образом, эстетическое творчество – это особая форма практически-духовного освоения действительности, осуществляемая с целью наслаждения творческой деятельностью и ее продуктами.