- разместить участников таким образом, чтобы они хорошо видели и слышали руководителя,
- лучше всего строить играющих в исходное положение, из которого они начнут игру,
- если игра проводится в круге, то объяснение происходит в том же круговом построении: руководитель занимает место не в центре,
- если играющие разделены на две команды и построены одна против другой на большом расстоянии, то для объяснения надо сблизить команды, а затем дать команду отойти к границам «домов»,
- при объяснении игры нельзя ставить детей лицом к солнцу или к окнам,
- руководитель должен стоять на видном месте боком или, в крайнем случае, лицом к свету, но так, чтобы видеть всех участников и контролировать их поведение,
- при организации в младших классах игр с речитативом текст или слова, произносимые во время игры, разучиваются заранее.
Объяснение игры
Любую игру следует объяснять примерно по такой схеме:
1) название игры;
2) роли играющих и их расположение на площадке;
3) содержание игры;
4) правила игры;
5) как будут определяться победители;
6) какие задачи решает игра (не обязательно, но приветствуется, это несет в себе воспитательный момент).
Наблюдение за процессом игры и поведением играющих
Важные правила!
Игра должна начинаться организованно и своевременно, по условному сигналу (команде, свистку, хлопку в ладоши, взмаху рукой или флажком).
Условные сигналы и команды лучше чередовать в целях упражнения детей в точности и быстроте двигательной реакции.
Начиная игру, руководитель не должен допускать задержек, поскольку это снижает интерес участников, уменьшает готовность детей к игре.
После того как игра началась, руководитель внимательно следит за ее ходом, за поведением играющих, делает поправки и замечания, не останавливая общего хода игры.
Очень тактично руководитель должен обращаться с маленькими, слабыми игроками и не требовать исполнения таких правил, которые могут привести к чувству подавленности или причинить вред; особенно много внимания надо уделять детям, не привыкшим играть в коллективе.
Игру нельзя останавливать криком, резкой командой, сигналом свистка, так как такое неожиданное для учеников окончание игры, непредвиденный ее конец могут вызвать отрицательную реакцию, неудовлетворение.
Зачастую в ходе игры детей приходится сдерживать.
Очень важно умение руководителя заинтересовать, увлечь детей игрой.
Заранее, до проведения игры, руководитель учитывает наиболее опасные ее моменты (перепрыгивание через сложное препятствие, спрыгивание вниз с высоты, бег около снарядов, стены), во время игры он должен быть готов к страховке. Помогать руководителю могут дети, не участвующие в игре.
В играх не должны присутствовать отрицательные эмоции, надо, чтобы игры положительно влияли на нервную систему, самочувствие и поведение занимающихся. Для этого необходимо избегать проявления в играх обиды, озлобления или страха, способствующих воспитанию нежелательных качеств.
В согласованных совместных действиях необходимо поощрять инициативу каждого игрока.
Руководитель должен приучать детей к дисциплинированному поведению во время игры.
В процессе игры педагог осуществляет контролирующую деятельность, которая заключается в дозировании нагрузки. При этом он может применять следующие методические приемы для регулирования нагрузки:
1) изменять продолжительность и количество повторений;
2) увеличить или уменьшить размеры площадки;
3) использовать инвентарь большего или меньшего веса или размера;
4) изменить количество играющих или водящих;
5) упростить или усложнить сюжет, содержание игры;
6) ввести перерывы различной продолжительности;
7) изменить правила игры и роли играющих.
Окончание игры
Длительность игры зависит от ее характера, условий занятий и состава занимающихся:
- чем количество участников меньше, тем короче игра,
- дети младшего школьного возраста не должны испытывать длительное напряжение,
- игры, требующие большой нагрузки, должны быть короче,
- у малоопытного руководителя игры короче,
- игра, проводимая на уроке физической культуры, ограничена во времени.
9 Подведение итогов игры, обсуждение игры. После окончания игры необходимо создать благоприятную и спокойную атмосферу для подведения итогов, если необходимо – собрать сведения у помощников и судей. Затем громко и кратко, последовательно объявить результаты игры.
Д/З № 1 – 7 игр и считалки!