Лекция 11. О Боге — Освятителе.Благодать.
Оглавление
1. Необходимость Божественной помощи для усвоения людьми даруемого им во Христе и Христом Спасения. 1
2. Содержание учения о Боге — Освятителе. 1
3. Учение о благодати как о силе, нас освящающей. Значение термина в языках. 2
4. Понятие о благодати в свете Свщ. Писания Ветхого Завета. 2
5. Понятие о благодати в свете Свщ. Писания Нового Завета. 2
6. Благодать в учении Ап. Петра и Павла. 3
7. Участие Лиц Святой Троицы в раздаянии благодати. 3
8. Всеобщая благодать. 4
9. Церковная благодать. 5
10. Отношение благодати к свободе. Ложное учение об отношении благодати к свободе: «Пелагианство». 6
11. Отношение благодати к свободе. Ложное учение об отношении благодати к свободе: «Учение о благодати блж. Августина». 7
12. Православное учение об отношении благодати к свободе. 7
13. Заблуждения протестантов о значение веры и добрых дел в устроении спасения. 8
14. Укажите места в Св. Писании, в которых Ап. Павел говорит о добрых делах и о их необходимости для спасении. 8
15. Учение прп. Серафима Сарвоского о цели Христианской жизни. 9
Необходимость Божественной помощи для усвоения людьми даруемого им во Христе и Христом Спасения.
¾ Стать Христовым — значит приобрести сродство, научиться мыслить и действовать в духе Христа. К этому призывает ап. Павел: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2:5). Но всего этого еще недостаточно для усвоения плодов Искупления, все это еще не сообщает человеку спасающей силы. Для того чтобы плоды Искупления были нами усвоены, дело нашего Искупления, совершенное Господом Иисусом Христом, непосредственно должно перейти в дело нашего освящения.
¾ В прощальной беседе с учениками Христос говорит: «Я есть Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5), т. е. ничего доброго. Ветвь, даже если она пространственно находится где-то рядом с лозой, сама по себе не может к этой лозе привиться, не может сама к ней прирасти, необходима внешняя сила, которая бы эту ветвь взяла, зачистила и определенным образом присоединила к лозе, сделав все необходимое, чтобы она вновь не отпала. Мы тоже не можем присоединиться ко Христу своими собственными силами, одного только нашего желания и наших усилий для этого недостаточно. Единственная сила, которая нас со Христом может соединить, — это Святой Дух, Которого Господь обещал послать от Отца. «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин. 14:16).
¾ -«Дух истины … наставит вас на всякую истину;… Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16:13–14). По толкованию свв. отцов «Мое», которое возьмет Святой Дух, есть учение Христа Спасителя.
Проще говоря, Господь открыл человечеству истину о Боге, о человеке, о спасении, но окончательное уразумение, наставление в истине осуществляется Св. Духом, Который усвояет нам учение Христово.
¾ Христос во всей полноте являет нам любовь Божию к человеку. «Любовь Божия открылась нам в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него» (1 Ин. 4:9); «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою» (1 Ин. 3:16). Аналогичная мысль встречается и у ап. Павла (Рим. 5:8). Из Свщ. Писания мы знаем, что Бог нас любит, но о том, что есть эта любовь, опытное знание ее дается только Святым Духом, Который нам любовь Божию, любовь Христову усвояет. Ап. Павел говорит: «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым» (Рим. 5:5).
¾ Но действие Св. Духа не исчерпывается этим. Святой Дух не только соединяет нас со Христом, Он еще освящает нашу личную волю, делает нас храмами Святого Духа, преображает образ существования нашей природы, освобождая нас от власти природной необходимости. Эти два момента являются взаимосвязанными. Чем более мы соединяемся со Христом, тем больше имеем возможности для освящения Святым Духом. И наоборот, для стяжания Святого Духа нам необходимо соединение с Господом. Об этом говорит ап. Павел: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим. 8:9–11).
Содержание учения о Боге — Освятителе.
Учение о Боге — Освятителе состоит из следующих частей:
¾ Учение о благодати как о силе, нас освящающей;
¾ Учение о богоучрежденном видимом устройстве способов воздействия спасающей благодати на человека применительно к его духовно-чувственной природе;
¾ О Церкви и ее иерархии, через которую совершается освящение человека;
¾ О таинствах церковных как средствах освящения.