Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Педагогическая мысль и школа эпохи Возрождения

 

Эпохе Возрождения, охватывавшей три с лишним столетия (XIV-XVI), человечество обязано признанием самоценности личности, достойной уважения и специального изучения. Захват в 1453 г. турками Константинополя вызвал бегство оттуда ученых с их гречески­ми рукописями в Италию, где они начали «возрождать» антич­ный, в основном платоновский, взгляд на мир. Вместе с этим социально-экономическое развитие общества повлекло за со­бой формирование нового мировоззрения, в центре которого находилась активная личность, способная преобразить мир. Стремление осмыслить место человека в мире возродило инте­рес к античной культуре как сокровищнице исторического опыта человечества, привело к поискам в ней ответов на по­ставленные новой эпохой вопросы. Важно отметить, что насле­дие древних рассматривалось не как образец для подражания, а как источник идей, на которые можно опереться в создании нового мировоззрения и новой культуры. Со стремлением уста­новить преемственность с античностью путем возрождения клас­сической древности и связано название эпохи – Возрождение.

Прогрессивные идеи о миссии человека на земле, которые составили содержание гуманизма как ведущего идеологичес­кого движения эпохи, оказали огромное влияние на все пос­ледующее развитие мировой культуры. Неся в себе потенциал светскости и рационализма, гуманизм открывал путь и к по­знанию природы человека.

Сложившийся в античности идеал разносторонне разви­той человеческой личности претерпевал в новую эпоху суще­ственные изменения. Мыслители Возрождения не только опи­сывали этот идеал, но и сами были как бы его воплощением.

В Италии, колыбели европейского Возрождения, главным в формировании гармонической личности было признано вос­питание гражданина. Представители так называемого «граж­данского» гуманизма, обозначавшие его общественные фун­кции, - Леонардо. Бруни (1370-1444), Лоренцо Валла (1407-1457) – считали основной функцией воспитания формирование человека, действующего на благо общества, а очагом воспитания – семью. Так, фло­рентийский гуманист Леон Альберти полагал, что именно семья является основой общества в целом, и потому семей­ному воспитанию следует придавать особое значение, уде­лив в нем важное место воспитанию женщины.

Основываясь на понимании человека как природного един­ства тела и души и исходя из цели, которую ставило перед собой общество, – подготовить физически и духовно здорово­го, активного и жизнестойкого гражданина, – физическое вос­питание как компонент формирования гармонической лично­сти в эпоху Возрождения рассматривалось шире, чем в антич­ные времена. Реализацию гражданского долга гуманисты видели и в трудовой деятельности, которая стала рассматриваться как неотъемлемая часть воспитания целостной личности.

Необычайный взлет прогрессивных идей о трудовом вос­питании и профессиональной подготовке детей и молоде­жи отмечен на Западе в эпоху Возрождения в XIV– XVI вв. Расцвет городов, экономические и социальные сдвиги раннебуржуазного общества обусловили потребность в созидательном самоутверждении и воспитании но­вого человека, что подрывало средневековую монополию церкви в деле воспитания молодого поколения.

Позиция мыслителей эпохи Возрождения по вопросам трудового воспитания детей и молодежи является еще од­ним очевидным свидетельством тою, что технический про­гресс становится фактором, стимулирующим развитие идей трудового воспитания.

Ремесленники и купцы открывали свои цеховые и гиль­дейские школы, где детей обучали счету, грамоте, чтению и письму на родном языке. Что же касается обучения ре­меслу, то оно производилось в мастерских, где подросткам передавались «мистерии» – тайны ремесла.

Усилия, которые прилагались купцами и ремесленника­ми в создании общеобразовательных школ, – яркое свиде­тельство того, что уже тогда стало очевидным: для разви­тия ремесел, профессий одной только ремесленной подго­товки было явно недостаточно. Уже тогда стала остро ощущаться необходимость общего образования. К профес­сиям, которые молодое поколение получало таким образом в семье, следовало добавить и умение читать, считать, писать.

Для удовлетворения потребностей в образовании торгово-ремесленных слоев и создавались упомянутые выше но­вые типы учебных заведений – городские школы (магист­ратские, цеховые, гильдейские). Обучение родным языкам, сообщение полезных для жизни знаний были свойственны этим школам.

Создание новых типов школ существенно приблизило образование к жизни, обусловило отход от схоластическо­го обучения религиозным догмам.

Франсуа Рабле (1494–1553) под­верг беспощадной критике средневековое воспитание и образование, основанное на молитвах и бездумном зазубри­вании схоластических текстов. Он предлагал выводить школьников из классной комнаты не только на природу и на площадки для игр. Он предлагал также организовывать для детей посещение ремесленных мастерских, вводить их в мир труда.

Эпоха Возрождения сменилась жесткими временами первоначального накопления капитала, связанного с на­сильственным отделением производителей от средств про­изводства, когда на одном полюсе общества создавалась армия людей, вынужденных жить продажей своей рабочей силы и влачить жалкое существование. В то же время на другом полюсе общества создавались несметные богатства, владетели которых жили в праздности и безделье.

Уже первые гуманисты-утописты, прогрессивные мыс­лители эпохи Возрождения – Томас Мор, Томмазо Кампанелла и другие –противопоставляли существующему миру несправедливости, жестокой бесчеловечной эксплуа­тации созданный их воображением утопический мир спра­ведливости, равенства, свободы. Они предсказывали чело­вечеству светлое грядущее, в котором люди не знают част­ной собственности, угнетения, где уважаемым является только тот, кто живет честным трудом, где люди испыты­вают счастье в гармоническом развитии своих физических и духовных сил.

Эти идеи нашли свое всестороннее развитие у выдаю­щегося английского мыслителя-гуманиста, родоначальника европейского утопического социализма, жившего в жесто­кую эпоху первоначального накопления капитала, Томаса Мора (1478–1535). Он провозгласил социалистический идеал общества, в котором не будет эксплуататоров и ту­неядцев и молодое поколение будет воспитываться в про­цессе трудовой деятельности.

Тезис Мора о необходимости ликвидации частной соб­ственности, уничтожения противоположности между умст­венным и физическим трудом неизбежно подводил его к идее соединения воспитания и обучения с производитель­ным трудом и профессиональной подготовки. В трудовом воспитании всех детей он видел средство развития многосторонних способностей людей.

Примечательно, что после Мора все утопические уче­ния имели в своем составе требование обязательности тру­дового обучения и воспитания как непременного компо­нента всестороннего развития личности.

Сердцевиной педагогических идей итальянского мыслителя, социалиста-утописта Томмазо Кампанеллы  (1568–1639), также были его взгляды на трудовое воспитание, обязательного для всех и связанного с приобщением каж­дого ребенка к какой-либо профессии. В его «Городе Солнца» – утопическом, идеальном городе – все счастливы, потому что все трудятся. Как и в «Утопии» Томаса Мора, жители «Города Солнца» в обязательном порядке должны быть заняты в земледелии, приобщены к различ­ным видам ремесел. Оба гуманиста сходятся также и в том, что трудовое занятие следует предлагать ребенку в соответствии с его собственными интересами и ни в коей мере не насиловать его желания и склонности. В отличие от Томаса Мора, Кампанелла предлагает взрослым не огра­ничиваться лишь теоретическими поучениями, а выводить ребенка непосредственно в мир труда, где он сможет уви­деть занятия ремесленников и выбрать себе дело по душе. Сосредоточивая трудовое обучение в мастерских, Кам­панелла предлагал сделать существенный шаг по пути ре­ального слияния общего образования, трудового воспита­ния и профессиональной подготовки.

Гуманистические идеи эпохи Возрождения были восприняты лучши­ми людьми последующих веков.

Таким образом, несмотря на утверждавшийся веками взгляд на мир как на нечто непознаваемое и не поддающееся научному объяснению и на человека как на законченное и неизменяемое существо, наделенное пороками от рождения, в обществе начинают высказываться сомнения относительно этих постулатов. Постепенно пробиваются ростки научного знания, а дальше в педагогике развиваются новые идеи о сущности, назначении человека, о воздействии на него путем воспитания.

Одним из видных мыслителей того времени был француз Мишель Монтень (1533–1592), который в своем труде «Опы­ты» предложил концепцию человека нового времени – ши­роко образованного и критически мыслящего. Основу зна­ний, по Монтеню, составляет опыт. Ребенку, писал он, вну­шаются с детства готовые истины, когда он еще не в силах судить об их достоверности. Чтобы человек был способен са­мостоятельно мыслить, ему надо помочь научиться наблю­дать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы.

Едва ли не самым влиятельным среди гуманистов был Эразм Роттердамский (1466/69–1536). Образование он полу­чил в школе монахов-августинцев в Девентере (Голландия), позднее окончил Парижский университет, несколько лет жил в Англии, где познакомился и подружился с Т. Мором. В эпо­ху Реформации Эразм не примкнул ни к католицизму, ни к протестантизму, оставаясь гуманистом в самом широком смысле слова. Преобразование мира, изменение государствен­ного и церковного уклада, достижение счастья он связывал прежде всего с воспитанием.

Одним из первых Эразм заговорил о собственно народ­ном образовании, а провозглашение отношения к труду кри­терием нравственности поставило его в ряд самых прогрес­сивных мыслителей той эпохи.

Основные педагогические идеи Эразма Роттердамского из­ложены в его работах «О том, как подобает быстро и достойно обучать детей добродетели и наукам» (1529), «О методе обучения» (1511). По его мнению, с семилетнего возраста ребенок, независимо от пола, готов к систематическому обучению и вос­питанию. А до этого времени его должны воспитывать мать и отец. Каких-либо особенностей воспитания девочек Эразм не признавал, считая, что специальные методы, приспосабливае­мые к особенностям женского характера – капризам, любви к интригам и т д., – только усугубляют эти отрицательные каче­ства. Высочайшей же целью формирования ребенка выступает у него воспитание ощущения морального долга и религиозно­го послушания.

Вершиной педагогической мысли гуманизма стали идеи испанского философа и педагога Хуана Луиса Вивеса (1492– 1540), заключавшиеся в том, что процесс обучения невоз­можен без проникновения в закономерности процесса по­знания, а воспитание немыслимо без понимания и учета закономерностей роста ребенка.

Университетский скиталец, оставивший огромное коли­чество учеников почти во всех странах Европы, Вивес внес огромный вклад в формирование системы педагогического знания. Ученые последующих столетий высоко оценили его подходы к рассмотрению работы памяти, откуда Вивес де­лал важные для организации процесса обучения выводы. Практически ему принадлежит и выдвижение принципа природосообразности в воспитании детей, в дальнейшем разви­того и обоснованногоЯ.А. Коменским. Требовать от ребенка больше того, что он может дать на определенном этапе разви­тия, так же нелепо, заявлял он, как «требовать от дерева плода весной, когда оно только начинает расцветать».

Влияние Вивеса и Эразма Роттердамского сильно ощу­щалось в среде английских педагогов. Возрождение гуманис­тического идеала воспитания в Англии, начавшееся в начале XVI в., привело к появлению школ гуманистического типа, таких как школа св. Павла в Лондоне, открытая при непос­редственном содействии Роттердамского.

Опираясь на накопленный предшественниками опыт орга­низации гуманистического воспитания, Дж. Колет и его кол­леги старались создать в своей школе атмосферу высоконрав­ственных отношений между учителями и учениками, выра­ботать у учащихся стремление к самосовершенствованию и овладению культурным наследием предыдущих эпох.

Как показывает история, идея гуманиз­ма складывалась не только в позднесредневековых университетах, где еще царила схоластика, но и в торгово-ремесленных кругах итальянских городов-республик. Челове­ка начинали ценить не по его принадлежности к определен­ному сословию, а по уровню его эрудиции. Самым ценным в личности начали считать ее способность и готовность к са­мовыражению. Можно сказать, что, провозглашая человека центром мироздания, гуманизм Возрождения отражал стрем­ление эпохи к идеалу гармонического развития личности.

Вместе с тем уже в XV в. стали явно проявляться противоре­чия между гуманистическим идеалом и реальными возможно­стями его достижения. Гармоническое развитие человека ока­залось на практике иллюзией. На смену воображаемой соци­ально-активной духовно-нравственной творческой личности стал формироваться деловой человек, для которого идеал, со­зданный Возрождением, представлялся ненужным при дости­жении поставленных им целей.

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Открытие первых средневековых университетов | Гении Средневековья и эпохи Возрождения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 325 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2223 - | 2175 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.