Слово "Святый", как имя Бога, в Священном Писании встречается неоднократно, например, в Исх. 31:13, в Евр. 2:11.
¾ Пророк Исайя в Иерусалимском храме в видении созерцал Серафимов, непрестанно славословящих Бога: "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф"... (Ис. 6:2).
¾ Требование святости от твари (1 Пет. 1:16): "...будьте святы, потому что Я свят".
Божественная святость проявляет себя в мире как Бозкественный свет или, по-другому, Божественная слава.
¾ Апостол Иоанн Богослов в 1 Ин. 1:5 говорит, что "Бог есть свет, и нет в немникакой тьмы".
Святым может быть все то, что так или иначе причастно Богу, то, что соприкасается с Ним. Поэтому свято не только имя Божие, -ной слово Божие, и закон и храм, а также люди, всецело посвятившие себя служению Богу и творящие Его волю.
¾ Симеон Новый Богослов так говорит о своем опыте видения Бога:
¾ "Бог есть свет, и те, кто получили Его, как свет Его получили, потому что шествует перед Ним впереди Его свет Его славы и без света невозможно Ему явиться и не видевший свет Его и Его не видели, потому что Он есть свет."..
¾ Это видение подвижниками нетварного Божественного света является залогомбудущего прославления, предвкушением славы будущего века, когда, по словуХриста Спасителя, "...праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их". (Мф.13:43).
10. Как понимать слова Св. писания, которые сообщают о том, что Бог гневается накого-то, или о том, что Бог ожесточил сердце фараона и т. д.?
¾ Бог не склоняет неким активным действием человека ко злу, а, наоборот, отнимает у человека, по его грехам, Свою спасительную благодать, и тем самым человек приходит в состояние ожесточения.
¾ Пример такого понимания мы имеем и в самом Священном Писании. ВII Пар. 32:31 речь идет о иудейском царе Езекии: "оставил его Бог, чтоб испытать его и открыть все, что у него на сердце". Таким образом, то состояние искушения, в которое был поставлен Езекия, являлось следствием оставления Богом.
11. Дайте характеристику такого свойства Бога как Всемогущество. Если БогВсемогущ, то может ли Он согрешить? Очевидно, что ответом будет: "Не может".Как же Он тогда Всемогущ?
¾ Это свойство означает, что Бог приводит в исполнение все угодное ему без всякого затруднения и препятствия. Никакая сторонняя сила не может удерживать или стеснять Его действия.
¾ В Быт. 17:1 Бог говорит Аврааму: "Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен".
¾ Псалмопевец свидетельствует (Пс. 134:6): "Бог творит все, что хочет."..
¾ В Иов. 23:13 о Боге сказано, что "Он делает, чего хочет душа Его".
¾ В Лк. 1:37 говорится, что у Бога не останется бессильным никакой глагол, то есть никакое слово, никакое желание Божие не останется неисполненным.
¾ Св. Иоанн Дамаскин говорит:, Бог "творит мыслью", т. е. в Боге разум и воля — одно. В Пс. 32:9 об этом сказано так: "Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось".(Точное изложение Православной веры, кн. 2, гл. II). В Боге, в отличие от человека, нет дистанции между желанием и его осуществлением.
Бог не делает того, чего не желает. Такое состояние характеризует раздробленность душевных сил человека: думать одно, желать другое, говорить третье, а делать четвертое, все это есть последствие грехопадения.
Дайте характеристику такого свойства Бога как Всеблаженство.
¾ Жизнь Бога есть гармоничное единство, деятельность всех сил Божиих находитсяв гармонии, и ни одна из сил не превышает другую, ибо каждая имеет признакбеспредельности. Собственно в этом и состоит верховное благо. Любовь к благу вБоге совпадает с самим его обладанием, а, следовательно, Богу от вечностисвойственно неизменное Всеблаженство.
¾ В Пс. 15:11 есть обращение к Богу: "блаженство в деснице Твоей вовек".
¾ Блаженным называет Бога и святой апостол Павел в 1 Тим. 1:11; 6:15.