Понятие о Богопознании и его границы
Оглавление
1. Богопознание не есть однократный акт, а процесс, который предполагает не только движение мысли, но прежде всего изменение образа жизни. Укажите место в св. Писании, где Господь Иисус Христос ставит по существу знак равенства между знанием Бога и спасением, т. е. обретением вечной жизни. 1
2. Назовите места Св. Писания, где говорится о пути к познанию Бога естественным образом через его творения. Как называется путь познания Бога через рассматривания природы и космоса?. 1
З.Назовите цитаты Тертуллиана, Св. Иоанна Дамаскина и Свт. Василия Великого, где говорится о пути к познанию Бога естественным образом через познание самого себя. Как называется путь Богопознания через познание самого себя? Можно ли познать Бога так хорошо как самого себя? Кому принадлежат слова: «Я знаю Бога так хорошо, как не знаю самого себя?. 1
4. Назовите два пути (ступени) естественного Богопознания, кроме комологического умозаключения и самопознания. 2
5. Из Священного Писания мы приобретаем знания о Боге, но знание о Боге и знание Бога вещи далеко не однозначные. Назовите имя святого Отца Церкви которому принадлежат слова: «Мы обличаем тех, которые говорят и думают, что знают Сущую Истину, Самого Бога, из внешней мудрости и из письмен изучаемых, и что сими средствами они стяжевают познание сокровенных тайн Божиих, которые открываются только Духом». 2
6. Приведите примеры из истории Ветхого и Нового Завета две ступени сверхъестественного Богопознания, Богопознания в подлинном смысле слова. 2
7. Кто такой Евномий. Суть Евномианкой доктрины. 2
8. Учение о Богопознании Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоустого. 3
9. Кто такой Варлаам Калабрийский. Сущность его лжеучения. 3
10. Учение святителя Григория Паламы о различии в Боге сущности и энергии. 4
11. Перечислите основные положения учения Григория Паламы. 4
12. Укажите места Св. Писания, в которых говорится о недоступности Бога для нашего познания. 5
13. Укажите места Св. Писания, в которых говорится о возможности познания Бога, о возможности непосредственного видения и созерцания Божества. 5
14. Изложите суть понятия о катафатическом Богословии. 5
15. Изложите суть понятия об апафатическом Богословии. 5
Богопознание не есть однократный акт, а процесс, который предполагает нетолько движение мысли, но прежде всего изменение образа жизни. Укажите место всв. Писании, где Господь Иисус Христос ставит по существу знак равенства междузнанием Бога и спасением, т. е. обретением вечной жизни.
¾ «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3).
¾ «Бог от одной крови...произвел весь род человеческий... дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся, и существуем» (Деян. 17:26–28).
2. Назовите места Св. Писания, где говорится о пути к познанию Бога естественнымобразом через его творения. Как называется путь познания Бога черезрассматривания природы и космоса?
¾ «Небеса поведают славу Божию, и о делах рук Его возвещает твердь» (Пс.18.2).
¾ «Вечная сила Его и Божество от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1.20).
¾ «Не познать Творца из созерцания мира - ничего не видеть в ясный полдень» (1-я беседа на Шестоднев, Свт.Василий Великий).
¾ Путь познания Бога через рассматривания природы и космоса - это путь космологических умозаключений.
З.Назовите цитаты Тертуллиана, Св. Иоанна Дамаскина и Свт. Василия Великого, где говорится о пути к познанию Бога естественным образом через познание самого себя. Как называется путь Богопознания через познание самого себя? Можно ли познать Бога так хорошо как самого себя? Кому принадлежат слова: «Я знаю Бога так хорошо, как не знаю самого себя?
¾ Тертуллиан говорит: «Душа по природе христианка».
¾ Св. Иоанн Дамаскин утверждает, что «Познание в том, что Бог есть, Он Самнасадил в природе каждого». (Точное изложение Православной Веры).
¾ Свт. Василий Великий говорит: "Если внемлешь себе, ты не будешь иметь нужды искать следы Зиждителя в устройстве вселенной, но в себе самом, как бы в малом каком-то мире, усмотришь великую премудрость своего Создателя ".(Толкование на слова книги Второзакония (Втор. 15:9) "Внемли себе".)
¾ Путь самопознания - это путь очищения ума от всякого вещественногопристрастия для того, чтобы он был объят Божественной любовью. (Феодор Студит.Слово умозрительное, гл. 9–10. Добротолюбие).
¾ В 356 году в Александрии выступил Аэций (Аэтий) с проповедью"аномейства" (аномейство буквально означает "неподобничество").
Назовите два пути (ступени) естественного Богопознания, кроме комологическогоумозаключения и самопознания.
¾ Изучение истории народов и государств также свидетельствует, что в истории действует Божественный Промысл, который управляет историческим процессом. Этот путь Богопознания - путь изучения человеческой истории и опыта предков.
¾ Следующей после естественного откровения ступенью Богопознания является познание из Священного Писания и творений святых отцов.
¾ Этот вид Богопознания занимает промежуточное положение между познанием естественным и познанием сверхъестественным. По своему источнику — это сверхъестественное знание, потому что Священное Писание есть Слово Божие, однако по способу усвоения оно является естественным, и следовательно, ведение, которое мы приобретаем через изучение Священного Писания или творений святых отцов остается естественным и ограниченным.
5. Из Священного Писания мы приобретаем знания о Боге, но знание о Боге и знаниеБога вещи далеко не однозначные. Назовите имя святого Отца Церкви которомупринадлежат слова: «Мы обличаем тех, которые говорят и думают, что знаютСущую Истину, Самого Бога, из внешней мудрости и из письмен изучаемых, и чтосими средствами они стяжевают познание сокровенных тайн Божиих, которыеоткрываются только Духом».
¾ Преподобный Симеон Новый Богослов.