Освещенность
Световой режим любого местообитания определяется интенсивностью прямого и рассеянного света, количеством света (годовой суммарной радиацией), его спектральным составом, а также альбедо – отражательной способностью поверхности, на которую падает свет.
Перечисленные элементы светового режима очень переменчивы и зависят от географического положения, высоты над уровнем моря, от рельефа, состояния атмосферы, характера земной поверхности, растительности, от времени суток, сезона года, солнечной активности и глобальных изменений в атмосфере.
У растений возникают различные морфологические и физиологические адаптации к световому режиму местообитаний.
По требованию к условиям освещения принято делить растения на следующие экологические группы:
1) светолюбивые (световые), или гелиофиты, – растения открытых, постоянно хорошо освещаемых местообитаний;
2) тенелюбивые (теневые), или сциофиты, – растения нижних ярусов тенистых лесов, пещер и глубоководные растения; они плохо переносят сильное освещение прямыми солнечными лучами;
3) теневыносливые, или факультативные гелиофиты, – могут переносить большее или меньшее затенение, но хорошо растут и на свету; они легче других растений перестраиваются под влиянием изменяющихся условий освещения.
Гелиофиты. Световые растения. Обитатели открытых мест обитания: лугов, степей, верхних ярусов лесов, ранневесенние растения, многие культурные растения.
Характеризуются следующими признаками:
· мелкие размеры листьев; встречается сезонный диморфизм: весной лестья мелкие, летом - крупнее;
· листья располагаются под большим углом, иногда почти вертикально;
· листовая пластинка блестящая или густо опушенная;
· образуют разряженные насаждения.
Сциофиты. Не выносят сильного света. Места обитания: нижние затемненные ярусы; обитатели глубоких слоев водоемов. Прежде всего, это растения, растущие под пологом леса (кислица, костынь, сныть).
Характеризуются следующими признаками:
· листья крупные, нежные;
· листья темно-зеленого цвета;
· листья подвижные;
· характерна так называемая листовая мозаика (то есть особое расположение листьев, при котором листья макимально не заслоняют друг друга).
Теневыносливые. Занимают промежуточное положение. Часто хорошо развиваются в условиях нормального освещения, но могут при этом переносить и затемнение. По своим признакам занимают промежуточное положение.
Причины этого различия нужно искать, прежде всего, в специфических особенностях хлорофилла, затем в различной архитектонике видов (в строении побегов, расположении и форме листьев). Распределив лесные деревья сообразно с их потребностью в свете, проявляющейся в их состязании, когда они растут вместе, и, ставя наиболее светолюбивые вперед, мы получим приблизительно следующие ряды.
Замечательно и биологически важно обстоятельство, что почти все деревья в молодости могут переносить большее затенение, чем в более зрелом возрасте. Дальше следует заметить, что способность переносить затенение находится в известной зависимости от плодородия почвы.
Направление листьев и освещение.
На листья оказывает влияние самая незначительная разница в освещении, по отношению к которому они принимают наиболее выгодное для себя положение. Листья светолюбивых растений часто торчат прямо вверх, направлены почти вертикально (напр. LactucaScariola в солнечных местах и другие, так называемые компасные растения (Stahl IV), или они свешиваются вниз, что особенно часто бывает у молодых растений (MangiferaJndica и другие тропические растения).
Листья же тенелюбивых растений всегда распростерты горизонтально, что легко наблюдать на двудольных растениях, например, буковых лесов. На листья светолюбивых растений солнечные лучи падают под острым углом, и, следовательно, не могут произвести полного действия, тогда как в лесах ослабленный свет падает на листья тенелюбивых растений под прямым углом.
У двудольных светолюбивых растений часто наблюдается образование так называемой листовой мозаики (Kerner) состоящее в том, что маленькие и большие листья соприкасаются своими краями и используют всю освещаемую поверхность (Fagus, Tnentalis, Mercurialis, Тгара). Разница между гелиофильными и гелиофобными растениями выражена особенно резко среди растений с игольчатыми и линейными листьями, например, Juniperus, Calluna.
Гелиофильные (светолюбивые) растения имеют листья приподнятые вверх или прижатые, листья гелиофобных (тенелюбивые) растений торчат во все стороны; у первых постоянно остающееся вертикальное расположение, у вторых изменяющееся горизонтальное; такие пространственные отношения приобретаются растениями в молодости, во время роста.
Кроме того растения обладают фотометрическими движениями, которые наблюдаются у многих растений под влиянием изменений в напряженности и в направлении света. Под влиянием сильного освещения листья принимают профильное положение, более слабое освещение вызывает расположение горизонтальное.
Стилистика интерьера
Барокко (итал.barocco— «порочный», «распущенный», «склонный к излишествам», порт. perolabarroca— «жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком»). Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в Италии. XVII1-завершение
Основные элементы барочного стиля, так же, как и ренессансного, восходят к а нтичности; главное же, что отличает барокко, - это повышенная динамичность форм, беспокойный ритм кривых линий.
Здания барокко живописны, скульптурны.
Фронтоны и аттики завершаются статуями, ниши заполняются скульптурами, стены украшаются рельефами. Бесчисленные декоративные элементы л ишают формы строгой четкости, как бы растворяют их в окружающем пространстве.
Мастера барокко любят мрамор и бронзу, сочетание драгоценных выразительных материалов. Но в странах с крепкими традициями крестьянского ремесла дерево переживает блестящее возрождение в декоративных ансамблях внутризамкового убранства.
Архитекторы р ешают крупные градостроительные задачи и строят роскошные дворцы, призванные символизировать власть абсолютного монарха (напр., Версаль).
Виллы, дворцы включаются в грандиозные парковые ансамбли.
Деревья и кусты стригутся в виде правильных геометрических форм. Искусство барокко, для сильных мира, сего служило средством самовосхваления перед критически настроенным, неспокойным народом. Отсюда и неизбежное тяготение ко всему чрезмерному, к слишком громким интонациям, к нагромождению форм, портящему впечатление.
Парадные интерьеры дворцов выдержаны в нормах ордерной архитектуры, но детали, более динамичны по рисунку и более дробны.
Стены затянуты дорогими тканями.
Потолки благодаря иллюзионистическим, перспективным эффектам покрывающих их росписей уводят взор в необъятные небесные просторы, с плавающими в них розовыми облаками и порхающими амурчиками. Весь этот праздничный декор, с зеркалами, венками, раковинами, головками купидонов и пр., повторяясь из зала в зал, славит власть и богатство.
Плавные геометрические линии Ренессанса сменяют динамичные овалы, спирали и другие более сложные и запутанные очертания. Спокойная гладь поверхности предметов нарушается выпуклостями и вогнутостями, линии изламываются, искривляются.
Так по необходимости возникает интереснейший приём отделки мебели: деревянный мозаичный набор, когда для формирования изогнутых поверхностей склеивали кусочки фанеры. Шероховатос ти и неровности, неизбежно при этом возникающие, шлифовались и покрывались лаком. Отсюда - обилие в барочной мебели лаковой работы.
Интерьер - повсеместно получает распространение инкрустация драгоценными металлами - золотом, серебром, используются медь, мрамор, кость, мозаика, которые можно увидеть на самых разнообразных предметах обстановки.
Очень популярны зеркала, скульптура и живописные полотна, на которых изображаются полуобнаженные тела в сильном движении, в физическом усилии, напряжении борьбы.
Востребованы пейзажи - разнообразные природные мотивы, на фоне которых часто появляются сцены из крестьянской жизни.
Отделка мебели - богатые ткани, бахрома, тканью драпируются и стены, повсеместно используется лепнина.
Материи в интерьере стиля барокко уделялось особое внимание.
Широко распространены шпалеры (гобелены) – тканые ковры без ворса, которыми занавешивали стены дома. Кроме шпалер, для усиления впечатления роскоши, для отделки интерьера часто использовали глазет (известный нам под названием парчи). При помощи этой материи оформляли стены, окна и двери, мебель.
Будуары украшались шторами – плотными полотнами со сложным тканым рисунком, престижным был бархат – эта ткань считается наиболее характерной для стиля барокко.
К концу семнадцатого века в моду вошла материя с рисунком, на ней изображались восточные пейзажи, красочные птицы и цветы.
Использовались канделябры и жирандоли (подсвечники с рожками), шандалы и подсвечники. Название «люстра» в переводе с французского обозначает «блеск », - этот тип светильника я вляется самым эффектным из всех источников света для интерьера дворцового стиля.
В эпоху барокко архитектурные формы в мебели применяются без особой строгости и последовательности: изогнутые, очень пластичные поверхности предметов, крученные колонны, богато профилированные карнизы и рамки.
Мотивами резных и мозаичных декоративных композиций служат щиты, картуши, прихотливо вьющиеся стебли, раковины, венки, гирлянды, фестоны.
Геральдические гербы, амуры и виноградные лозы насыщали не только фасады, но и элементы декора интерьеров.
Вместо дуба мебель теперь часто изготавливается из ореха, более пригодного для резьбы и полировки.
Изготовление мебели - мода на изогнутые линии.
Ножки приобретают затейливо изогнутые формы.
К омоды с выдвижными ящиками, бронзовые напольные часы, постаменты для скульптур получили широкое распространение.
Диваны похожи на конструкции из собранных вместе кресел. Спинки кресел и диванов представляют собой волнистую линию
Столы снабжаются достаточно мощной столешницей, зачастую круглой формы, декорированной цветным мрамором, мозаикой, перламутром.
Кровать в эпоху барокко становится похожей на шатер с большим количеством занавесей, драпировок, бахромы.
Драматизм бытия был для приверженцев барочного стиля естественной формой существования природы и человека.
Поэтому стиль барокко - это стиль патетический.
В зданиях стиля барокко вестибюль должна украшать парадная мраморная лестница, над ней находится плафон потолка, который раскрашивается яркими красками.
Напротив лестницы устраивался специальный балкон для оркестра, который исполнял в честь гостей соответствующую музыку.
Во дворцах стиля барокко парадные залы обычно устраивались на втором этаже. Между помещениями находятся узкие галереи, которые украшаются коллекциями произведений искусства – картинами, скульптурами, изысканными вазами на вычурных подставках. Окна этих галерей обычно выходят в парк.
Роскошь и великолепие интерьера стиля барок ко усиливает соответствующим образом оформленная мебель.
Элементы декора этого стиля внушительны по объему, в них часто применяется резьба, металлические накладки из бронзы и благородных металлов, а также мозаика из различных пород дерева (интарсия).
Эпоха барокко оставила потомкам такой предмет, как шезлонг (chaislonge – «длинный стул», на котором можно сидеть и лежать, а также так называемые канапе –кушетки на шести или восьми ножках.
Варианты кроватей с различного вида балдахинами часто украшали султанами из перьев страуса. Л оже опиралось на скульптуры в виде женских торсов, в ногах ложе опиралось наподобие античных ваз. На смену царившим в эпоху Возрождения сундукам (кассоне) в эпоху барокко пришли комоды, книжные шкафы и бюро.
Материи в интерьере стиля барокко уделялось особое внимание. Так же, как и в средневековье, широко распространены шпалеры (гобелены) – тканые ковры без ворса, которыми занавешивали стены дома.
Кроме шпалер, для усиления впечатления роскоши, для отделки интерьера часто использовали глазет (известный нам под названием парчи). При помощи этой материи оформляли стены, окна и двери, мебель. Будуары украшались шторами – плотными полотнами со сложным тканым рисунком. престижным был бархат – эта ткань считается наиболее характерной для стиля барокко. Кроме того, к концу семнадцатого века в моду вошла материя с рисунком, на ней изображались восточные пейзажи, красочные птицы и цветы.
Использовались канделябры и жирандоли, шандалы и подсвечники. Название «люстра» в переводе с французского обозначает «блеск», - этот тип светильника является самым эффектным из всех источников света для интерьера дворцового стиля.
Интерьер частного дома выполнен в смешанных стилях барокко и современного дизайна, с целью придания эстетического вида озеленения и рационального расположения растений, так и элементов интерьера. Здесь присутствуют такие элементы интерьера как: шторы символизируют испокон веков роскошное и богатое убранство в интерьере, журнальные столики и диваны выполненные в этом же стиле. Многообразие и изобилие горшков. Сочетание цвета стен полностью гармонирует с паркетом и мебелью.
Озеленение выполнилось с учетом желания заказчика, в выборе ассортимента растений и мебели.