Большой вред принесли анабаптистам события в городе Мюнстере. В тридцатых годах шестнадцатого века в этом городе появляются посланники голландского "пророка" Яна Матизена, и главным из них является "апостол" Иоганн Бокельсон из города Лейдена. В истории анабаптистов он известен больше под именем Яна Лейденского. Город Мюнстер с 1533 года принадлежал к городам Реформации, и вот здесь Ян Лейденский развивает бурную деятельность. Он зажигает массы своими пламенными речами и приобретает тысячи последователей. Вскоре появляется в городе и сам "пророк". Влияние Матизена и Яна Лейденского растет не по дням, а по часам. Жители Мюнстера охвачены учением новых пророков и все в большем количестве переходят в ряды их почитателей. Увлечен их учением и сам бюргермейстер города. Вскоре начались в Мюнстере невероятные события: приступили к разрушению церковных зданий, к низвержению алтарей, к сожжению монастырей. Был издан закон о перекрещивании всех граждан; не подчинявшихся этому закону изгоняли из города.
Иоганн Матизен провозглашает наступление "тысячелетнего царства" и объявляет начало "золотого века".
В ответ на все эти события епископ Мюнстера собирает войско и приступает к осаде города. В первой же схватке "пророк" Матизен погибает, но войско терпит в конце концов поражение, и Ян Лейденский вступает на престол "царства". При его правлении учреждается "теократия", полностью основанная на Ветхом Завете. Ян Лейденский провозглашает право на многоженство и сам подает пример в этом. Затем он провозглашает себя царем "нового Иерусалима", заводит лейб-гвардию и требует для себя царских почестей.
Но вся эта трагикомедия длилась не долго. Епископскому войску удалось захватить город и войти в него. Руководители "тысячелетнего царства" были казнены, и тела их в железных клетках были выставлены напоказ всем жителям города.
В результате этой победы жители Мюнстера снова вернулись в лоно католической церкви, а Мюнстер становится на долгие годы цитаделью католицизма.
Хотя анабаптисты никакого отношения не имели к "пророкам" в Мюнстере и ко всем их причудам, но все же черная тень мюнстерских событий пала на все анабаптистское движение, и преследование их приняло еще большие размеры.
Иоганн Кальвин - швейцарский реформатор (г. Женева)
Реформация в Швейцарии носила совершенно иной характер, чем Реформация Лютера в Германии. Еще в дни Цвингли Реформация в городе Цюрихе, как мы уже видели, шла своим своеобразным путем.
Цвингли пал в бою под Каппелем в 1531 году, во время войны между католическими и реформированными городами северной Швейцарии.
После смерти Цвингли дело Реформации в Швейцарии оказалось в критическом положении. Поднявший голову католицизм грозил затушить огонь на жертвенниках молодых реформаторских церквей Швейцарии. И вот, в это критическое для швейцарской реформации время, появляется Иоганн Кальвин.
Опишем его появление. В 1535 году в Женеве служил необычайно влиятельный проповедник - Вильгельм Фарель. Его влияние было столь велико, что все население города вышло из католической церкви и стало исповедовать евангельскую веру. Цель Фареля была создать реформированную Женеву по примеру Цвингли, который создал реформированный Цюрих. Но установить в Женеве цюрихский порядок было делом нелегким, и Фарель призвал на помощь Иоганна Кальвина.
Кальвин родился в 1509 году в Нойоне во Франции, изучал законоведение и богословие, был видным гуманистом и вынужден был в конце концов бежать из Парижа, потому что своим учением он возбудил недовольство католической церкви. Он имел железную волю и необычайную энергию.
Вероучение Кальвина
В 1536 году Кальвин прибыл в Женеву. Он был уже богословом с законченным образованием и сразу же приступил к составлению катехизиса, то есть вероучения, которое было названо "Инструкцией и исповеданием веры".
Кальвин находился под сильным влиянием Мартина Лютера, и все же он шел своим собственным путем. Характерным в учении Кальвина является учение о предопределении. В чем заключается это учение? В том, что всеведущий Бог определил ко спасению всех тех, о которых Он знал, что они примут верою спасение, совершенное Христом на Голгофе. А тех, о которых Бог знал, что они отвергнут спасение и останутся в неверии, Он предоставил ими самими заслуженной гибели. Таково учение Кальвина о предопределении, но среди последователей нашлись такие кальвинисты-экстремисты, которые стали учить, что Бог одних предопределил ко спасению, а других назначил к вечной погибели. Но это учение не Кальвина, а его крайних последователей, проповедовавших так называемое двойное предопределение - предопределение ко спасению и предопределение к погибели.
Надо сказать, что учение Кальвина не является его учением. За тысячу лет до него проповедовал учение о предопределении Августин.
Строгость Кальвина
Посмотрим теперь на жизнь в городе Женеве. Между Женевой и Цюрихом много общего. Кальвин, как и Цвингли, действует совместно с городским Советом. Он вводит в жизнь граждан Женевы такую духовную дисциплину, что, по строгости этой дисциплины, нигде и никогда ничего подобного не было. Кальвин ввел систему церковных наказаний буквально во все области жизни. Самое строгое наказание - смертная казнь - полагалось за богохульство. Непочтение к родителям наказывалось тоже весьма сурово. Очень строго наказывалось прелюбодеяние. Полагалось наказание за картежную игру и танцы, за посещение увеселительных мест и за непосещение богослужений. Наказывался даже человек, заснувший во время проповеди. Если человек не приносил покаяния в церкви, его предавали светскому суду, который мог приговорить виновного к тюремному заключению, к ссылке и даже к смерти.
Но не всем были по душе эти строгости, и Кальвин нажил себе много противников. Оппозиция приняла такие размеры, что Кальвин в 1538 году был изгнан из города. Он направился в Страсбург, но в 1541 году был снова приглашен в Женеву.