Предмет философии права
Для чего юристам ФП? Во – первых, есть учебный стандарт (это догматический ответ), Пример: Лонн Фуллер и Герберт Харт – они рассматривали случай 1944 г., когда германский солдат за подвиги награжден 3 – дневным отпуском, и выразил недоумение сложившимся строем и покушением на Гитлера. Жена отвыкла от мужа, и донесла на него за данные суждения и его приговорили к расстрелу, однако позднее отправили на восточный фронт, попал в плен и в 1949 г вернулся и узнал, что донесла жена, и обратился в суд. Суд признал ее виновной, т.к действовавший в то время суд руководствовался законам, противоречащие здравой совести и не должны были применяться. В рамках позитивного правопонимания нет ничего для данного случая.
Т.о в рамках теории позитивного правопонимания мы не доберемся до того, что такое право, закон, т.к это результат не объективного развития общества, а чьих – то субъективных отношений.
ФП необходима как философия вообще, т.к представление о мире, человеке, ценностях, они имеются у каждого человека, даже не изучавшего философию, но тот, кто изучал, более системно может их отстоять, изложить и т.д. Поэтому ФП поможет более глубже понять и изучить понятие права, закона и т.д.
Теперь о предмете:
Не стоит забывать о том, что всякому субъекту противостоит объект и человек выделяет тот предмет своего интереса, который ему необходим. В философии объект и предмет совпадают, т.к философия как наука изучает всеобщие законы развития природы, общества, техники, мышления. Философию рассматривают и как науку, как мировоззрение, как идеологию и все это является правильным. В ТГП, как и во всех науках, относящихся к юриспруденции, объект познания один – это государственно – правовая действительность и связанные с ней явления государственного или правового характера. Объект в ТГП, в трудовом праве, в уголовном праве один, а предметы разные. Говоря о единстве объекта, нужно говорить о множественной природе предмета. Объективность права заключается в том, что законодатель должен выявлять правила, превращая их в закон, поэтому закон будет субъективен.
Предмет ФП: говоря об этом, нужно помнить о мнениях древних ученых – Гераклит, Сократ, Аристотель и т.д. Современные исследователи определяют предмет ФП, объект для них один – часть объективной действительности, но предмет каждый определяет по – своему. В частности, Малахов (написал философско – правовой словарь) считает, что предметом исследования ФП является правовое сознание. Соглашаться ли с ним? В правовое сознание включают правовые теории, идеи и чувства, отношения людей, оценки человека, т.е это достаточно широкий объект, но разве правовая действительность заключается только в правосознании? За пределами остается многое – правовые акты, например, поэтому трудно с ним согласиться. Керимов предмет ФП как логику, диалектику и теорию познания – в данной точке зрения заключен весь материализм. Также считает и проф. МГУ Жуков, предмет – методология познания государства и права, сюда включается смысл государства и права, т.е назначение данных категорий. Жуков также включается в предмет ценность права. Проф. Тихонравов считает, что предмет ФП – наука о праве в жизни людей, о человеческом бытие (М.М. считает, что простовато).
Т.о не правовое сознание, ни смысл государств и права, ни методология не являются предметом в отдельности, т.к предмет шире, чем данные категории. В данном случае речь идет о позитивном правопонимании. Познание истины – конченая цель ФП. Либертарно – юриди-я концепция Нерсесянца наиболее близка М.М. ОН считает, что с т.з позитивного правопонимания вся истина о праве изложена в самом законе, под которым понимаетмя все официально признаваемые источники права, т.е все официальные установления, наделенные законной силой или обобщенно говоря закон. Сам закон содержит истину о праве. Данный подход характерен для юридической догматики и представлен в различных вариантах юридического позитивизма, когда вся истина о праве исчерпывается волей законодателя. Такая т.з не соответствует воле разума и его требованиям. Ум человека хочет познать больше, чем волю другого человека (законодателя). Возникает вопрос, а всякий ли закон является правом? (законы фашисткой Германии антизаконы, как и некоторые законы СССР). Нерсесянц соотносил право и закон – право объективно, закон – это проявление воли законодателя, значит носит субъективный характер и принимается он не по природе, а по человеческому усмотрению. Нерсесянц считает, что предмет ФП – это соотношение и различение права и закона в их единстве. Это позволяет искать объективную сущность права, независимую от воли законодателя, обусловленную развитием общества и степень выражения объективной сущность в принимаемом человеком законе. Чем больше объективного в законе, тем больше правового содержания в законе. Т.о данный подход позволяет рассматривать, как естественно – правовые теории (данные природой, Богом), так и позитивные теории правопонимания. Данный подход объединяет и все выше рассмотренные концепции.
Функции философии права
Предмет раскрывается через функции. Основные функции ФП является мировоззренческая, гносеологическая, методологическая и оксеологическая. Мировоззренческая функция выражает специфику самой науки, в ФП специфика выражается в том, что ФП выражает систему взглядов, принципов, ценности и идеалы, отражающие как общее понимание права, так и частное проявление правовой действительности в виде законов, подзаконных актов. Мировоззрение проявляется в правовом сознании и его субъектом является, как и отдельный субъект, так и отдельные группы, классы, общество в целом. Между мировоззрением и правосознанием есть различия, но есть и элементы совпадения.
Гносеологическая (познавательная) функция – это теория познания позитивного и естественного права или теория познания государственно – правового бытия (позиция Нерсесянца). В теории познания реализуются различные приемы и методы, соответственно, здесь есть связь с методологической функцией. Во всякой юридической науке метод – есть орудие познания. У Нерсесянца сама либертатно – юридическая концепция выступает в качестве орудия познания.
Оксеологическая функция – определяется гуманистической направленностью самой теории, т.к ФП в изложении Нерсесянца направлена на познание общественного идеала – каким должно быть право и закон, разумный справедливый строй общества.
Т.о ценность права с т.з Нерсесянца заключается в том, что ценность имеет лишь правовой закон, ценность определяется в какой степени закон выражает правовые принципы разумности, справедливости, гуманности. Неправовой закон не имеет ценности. Аналогично и про государство – это организационно – властное выражение права и государство ценно тогда, когда выражает эти принципы.
Метод философии права
Общенаучные методы, частно научные. Всякая наука имеет собственный метод, если она рассчитывает быть самостоятельной. Метод определен предметом – соотношением и различением права и закона в их единении. Как можно объединить то, что устанавливает человек и определяет природа? И возможно ли такое единение? Нерсесянц конечно же считает, что возможно. И М.М., также считает и советует на следующую неделю почитать его концепцию о методах.
Метод является предметно оформленным. Критерий различения права и закона должен быть объективным. В частности, таким критерием может быть принцип формального равенства – чисто правовой принцип, лежащий в основе исследований Нерсесянца. Применительно к праву этот принцип используется сравнительно недавно – с начала 70 – х гг. Путем данного принципа разделили собственность среди 150 000 000 россиян на стыке 80 и 90 – х гг. Без реализации данного принципа нельзя достичь правового закона.
Место философии права в системе наук
ФП имеет древнюю историю (суждения о ней можно найти в трудах Гераклита, Сократа и т.д.). Но предметную принадлежность ФП определить трудно. В РФ идет полемика о природе ФП – философская или правовая наука. Г.Гуго считал, что юриспруденция состоит из юр догматики, истории государства и права и философии права и считал ФП наукой юридической. Он считал, что это наука историческая, а не выдумываемся кем – либо из политических деятелей. Позднее Г.Гегель выпустил «Философию права», он рассматривает ее как науку философскую, он считает, что наука о государстве – это часть философии и ФП имеет своим предметом идею права, т.е представления о праве, определение права или его понятие. На его взгляд, задача философии – постичь истину права, что такое право, его сущность. Он считает, что право должно быть разумное, а все, что не разумное, то не правовое.
Наиболее полно данный вопрос выразил Г.Ф.Шершеневич в «Общей теории права» - на ФП оказало важное обстоятельство – историческое разобщение между ФП и юр науками, в то время как юристы толковали нормы позитивного права, ФП же разрабатывалась лицами мало или даже непричастными к правоведению.
Можно считать, что ФП – это междисциплинарная самостоятельная дисциплина. Нерсесянц считает, что философской составляющей не входит в юридическую и философскую науку, соответственно, это философско – правовая наука. Алексеев считал, что ФП – чисто юридическая наука. Некоторые считают, что ФП – часть социальной философии – такая наука рассматривает с социальных позиций общество, но ФП отличается от нее и предметом и методом (формального равенства).
С остальными науками юридическими вообще сложно соотносить, т.к предмет у них уже, а у ФП намного шире.