По мере развития общественного бытия возникают и обогащаются познавательные способности человека, которые существуют в следующих основных формах общественного сознания: моральной, эстетической, религиозной, политической, правовой, научной, философской.
Мораль — форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.
Политическое сознание есть совокупность чувств, устойчивых настроений, традиций, идей и целостных теоретических систем, отражающих коренные интересы больших социальных групп, их отношение друг к другу и к политическим институтам общества.
Право — это система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства. Правосознание — это знание и оценка права. На теоретическом уровне правосознание предстает в виде правовой идеологии, которая является выражением правовых взглядов и интересов больших социальных групп.
Эстетическое сознание есть осознание общественного бытия в форме конкретно-чувственных, художественных образов.
Религия — это форма общественного сознания, основой которой становится вера в сверхъестественное. Она включает в себя религиозные представления, религиозные чувства, религиозные действия.
Философское сознание — это теоретический уровень мировоззрения, наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления и всеобщем методе их познания, духовная квинтэссенция своей эпохи.
Научное сознание — это систематизированное и рациональное отражение мира в специальном научном языке, опирающееся и находящее подтверждение в практической и фактической проверке своих положений. Она отражает мир в категориях, законах и теориях.
41. Категории связь и развитие. Философские принципы всеобщей связи и развития.
Категория диалектики – наиболее общие понятия,которыми оперирует философия дляраскрытия сути диалектических проблем.
К основным категориям диалектики относятся:
– сущность и явление;
– форма и содержание;
– причина и следствие;
– единичное, особенное, всеобщее;
– возможность и действительность;
– необходимость и случайность.
Основными принципами диалектики являются:
– принцип всеобщей связи. Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимозависимость всех его компонентов, таких как предметы, явления, процессы.
– принцип системности. Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно, образуют целостную систему.
– принцип причинности. Причинность означает наличие таких связей, где одна порождает другую.
– принцип историзма. Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:
а) вечность, неуничтожимость истории и мира; б) его существование и развитие во времени, которое длится всегда.
Философские категории, раскрывающие организацию бытия.
Имеет ряд своих основных категорий, понятий:
1) понятие бытия – (Парменид) существование. Бытие фиксирует все, что существует. Одни считают, что бытие – все, что есть, было и будет. Другие считают, что бытие – только то, что есть.
2) понятие небытия – отсутствие, нереальность. Бытие и небытие связаны между собой. Небытие – безусловно творческое начало: всегда забирает бытие и рождает его. Лао Цзы: «Небытие – мать всех вещей».
3) Субстанция (понятие появилось в средние века). Особенно активно этим понятием Р.Декарт. Субстанция – подлежащее, незыблемая основа всего.
4) Материя – очень близко сходится с понятием субстанция. С точки зрения того, что понимается под субстанцией (дух. или матерю) философов делят на идеалистов и материалистов.