Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философия Возрождения и Нового времени (пантеизм, антропоцентризм; эмпиризм-рационализм)

Философия Возрождения — направление в европейской философии XV—XVI веков. Характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности. Представители: Франческо Петрарка (1304—1374), Николло Макиавелли (1469—1527), Николай Коперник (1473—1543), Андрей Везалий (1514—1564),

Выделим основные характеристики философии Возрождения.

Антропоцентризм (от греч. – человек и лат. centrum – центр) – воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Антропоцентризм в истории философской мысли представлен в разных вариантах. Христианство, равно как и ислам, в противовес буддизму, – религия антропоцентрическая и гуманистическая, в ней человек является вершиной творения и центром созданного Богом мира.

Теперь не Бог, а человек поставлен в центр исследований.

Пантеизм – (от греч. pan – все и theos – бог) – философское и религиозное учение о Боге и мире, объединяющее их в единое целое. В эпоху Возрождения можно обнаружить две тенденции в пантеизме: христианскую (Николай Кузанский) и антихристианскую (Дж. Бруно). Для Николая Кузанского Бог проявляет себя в мире, предстающем как чувственно воспринимаемое богоявление. У Бруно Бог становится внутренней причиной природы, жизнь космоса – Божественной жизнью. Все события происходят в соответствии с Божественным законом, что абсолютно исключает возможность чуда.

Эмпиризм - это философское направление исходит из того, что все наше знание происходит из эм пирического опыта (от греческого слова empeiria) - иными словами, восходит к тому, что сообщают нам об окружающем наши органы чувств. В этом отношении эмпиризм противоположен рационализму.

Английский историк и государственный деятель Френсис Бэкон (1541-1626) был одним из первых мыслителей, начавших отстаивать эмпирические методы в науке.

Джон Локк (1632-1704), еще один англичанин и последователь Бэкона, завоевал признание как первый философ эмпиризма.

В следующем веке шотландский философ Дэвид Юм (1711 -76) вернулся к рассмотрению того, каким образом люди мыслят и действуют, и, отходя от рационализма, проявлял в данном случае известную скептичность, не лишенную психологизма. Юм полагал, что людьми управляют преимущественно желания, а не рациональные причины, и идеи формируются под влиянием впечатлений благодаря работе воображения и памяти. Наш образ мыслей несет на себе печать «обычая». Наши моральные суждения основаны более на чувствах, чем на следовании рассудочным принципам, а такие понятия, как причинность, по мысли Юма - всего лишь дань умственной привычке.

Рационали́зм (от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. Представителями рациoнализмаНoвoгo времени являются Рене Декарт, Бенедикт Спинoза и Гoтфрид Вильгельм Лейб­ниц. Рациoналисты утверждают, чтoвсеoбщее и неoбхoдимoе знание невoзмoжнoпoлучить из oпыта, дoстoвернoе знание вывoдимoтoлькo из разума, кoтoрый является главнoйпoзнавательнoйспoсoбнoстьючелoвека. В разуме изначальнoзалoженывсеoбщие и неoбхoдимые истины, из кoтoрыхпooпределеннымлoгическим правилам вывoдится все сoдержание знания. Мышление действует напoдoбиедухoвнoгoавтoмата, кoтoрыйпрoизвoдит истину пo заранее устанoвленным правилам.

____________________________________

7. Философия И.Канта, Г.Гегеля, Л. Фейербаха: сравнительный анализ.

Немецкая классическая философия представляет собой значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества.

Она представлена философским творчеством:

– Иммануила Канта (1724–1804);

– Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831);

– Людвига Андреаса Фейербаха (1804–1872). Каждый из этих философов создал свою философскую систему, наполненную богатством идей и концепций.

1. Роль философии в истории человечества и развитии мировой культуры в том, что она призвана быть критической совестью культуры, сознанием, спорящим с действительностью, душой культуры.

2. Исследовалась человеческая сущность, а не только человеческая история:

– для Канта человек – нравственное существо;

– Гегель более широко рассматривает границы активности самосознания и индивидуального сознания: самосознание индивида у него соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают различные общественные формы;

– Фейербах определяет новую форму материализма – антропологический материализм, в центре которого стоит реальный человек, являющийся субъектом для себя и объектом для другого человека.

3. Все представители классической немецкой философии определяли ее как специальную систему философских дисциплин, категорий, идей:

– Кант выделяет в качестве главных философских дисциплин гносеологию и этику;

– Гегель определил широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия государства, философия морали, философия религии, философия развития индивидуального сознания и др.;

– Фейербах рассматривал философские проблемы истории, религии, онтологии, гносеологии и этики.

4. Классическая немецкая философия определяет целостную концепцию диалектики:

– диалектика Канта – это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума;

– Гегель представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики. Он исследовал весь естественный, исторический и духовный мир как процесс, т. е. в его беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, противоречиях, перерывах постепенности, борьбе нового со старым, направленном движении;

– Фейербах в своей диалектике рассматривает связи явлений, их взаимодействия и изменения, единство противоположностей в развитии явлений (дух и тело, сознание человека и материальная природа).

_________________________________

8.Русская философия: особенности, основные имена и идеи.

Начальный период становления русской философии – XI–XVII вв., его называют по-разному: древнерусская философия, русская средневековая философия, философия допетровского периода. Основная черта этого периода – отсутствие самостоятельного статуса и вплетенность в ткань религиозного мировоззрения.

Второй период развития русской философии начинается с XVIII в.

Два основных взаимосвязанных фактора, под влиянием которых развивается не только философия, но и вся духовная культура этого времени:

– процесс европеизации России, связанный с реформами Петра Великого;

– секуляризация общественной жизни.

В это время философия отходит от схоластических образов и становится свободной от церкви. Первыми сторонниками научного знания и философии Нового времени на Руси были:

– М.В. Ломоносов;

– А.Н. Радищев;

– Феофан Прокопович;

– В.Н. Татищев;

– А.Д. Кантемир и др.

Михаил Васильевич Ломоносов (171 1-1765) положил начало материалистической традиции. Он выступал с материалистических позиций, но, как и все материалисты того времени, понимал материю только в качестве вещества.

Философия Ломоносова носит секуляризованный, антиклерикальный характер, он довольно резко критикует церковь и невежество попов. Но в то же время он стремится примирить естественно-научное и теологическое объяснение мира и не отвергает Бога-творца.

Александр Николаевич Радищев (1749–1802), как и Ломоносов, хорошо знал западную философию, в том числе и французский материализм.

После публикации знаменитого произведения Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», в котором он беспощадно обличает крепостничество и самодержавие, он становится первым русским философом, который провозгласил идею человечности не в лоне религиозной философии, а в качестве основного стержня секуляризированной, светской общественной мысли.

Самостоятельное философское творчество в России начинается в XIX в., который является третьим этапом развития русской философии.

Первым, кто начал самостоятельное философское творчество в России, был Петр Яковлевич Чаадаев (1794–1856). Свои мысли он изложил в знаменитых «Философических письмах». Основным в учении Чаадаева были философия человека и философия истории.

Следом за Чаадаевым появляются два направления, противоположные в понимании смысла и значения русской идеи:

– славянофилы (заложили основу русской религиозной философии второй половины XIX в.);

– западники (критиковали церковь и тяготели к материализму).

В конце 60 – начале 70-х гг. XIX в. в России появляется мировоззрение народничества. Его основной идеей было желание прийти к социализму, минуя капитализм, и признание самобытности пути развития России. Продолжателями славянофильства в 60-70-е гг. явились почвенники, идея их философии – национальная почва как основа социального и духовного развития России.

Следующий этап (конец XIX – первая половина XX вв.) русской философии связан с возникновением философских систем.

Характерные черты:

– антропоцентризм;

– гуманизм;

– религиозный характер;

____________________________________



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Средневековая философия. Спор об универсалиях. | Современная философия (позитивизм, неопозитивизм, экзистенциализм, фрейдизм, прагматизм).
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 402 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

2304 - | 2159 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.