Августин не был политическим мыслителем в полном смысле слова, в его мировоззрении можно выделить две важнейшие проблемы: -
во-первых, вопрос о том, как возможно сосуществование Церкви и государства, - вопрос, нашедший выражение в его учении о двух Градах; -
во вторых, проблема господства в ее философско-теологическом и правовом аспектах.
В своем труде О Граде Божием (413-427) Августин пишет о двух видах любви, лежащих в основании двух Градов: «Итак, два Града созданы двумя видами любви, а именно: земной - любовью к себе вплоть до пренебрежения Богом, Небесный - любовью к Богу вплоть до забвения себя» (О Граде Божием, XIV, 28). Истина человеческого существования и благой жизни, таким образом, реализуется не в полисе или государстве, как это было у Платона и Аристотеля, она открывается в религии и Церкви. Совершенство человека не в том, что он есть животное общественное, а в том, что он есть индивидуальное существо, реализующее божественное требование свободы. Истинное существование человека - не политическое, но религиозное, выражающееся в непосредственном отношении человека к Богу и любви к нему.
Град Небесный с Церковью, а Град земной - с конкретным государством (Римской империи). Церковь - земное воплощение Града Божьего, но Град Божий не тождествен зримому образу Церкви точно так же, как римское государство нельзя отождествлять с Градом земным, государством проклятых и обреченных. Августин стремится избежать крайностей, поэтому сразу же отказывается от дихотомического противопоставления и теократического отождествления двух сторон проблемы. Смысл его учения состоит как раз в том, что ни один из двух Градов несводим к некоему внешнему институту. Граница, разделяющая оба Града невидима, она принадлежит духовному порядку. «...Этот небесный Град, пока находится в земном странствовании, призывает граждан из всех народов и набирает странствующее общество во всех языках, не придавая значения тому, что есть различного в нравах, законах и учреждениях, которыми мир земной устанавливается или поддерживается; ничего из последнего не отменяя и не разрушая, а напротив, сохраняя и соблюдая все, что хотя у разных народов и различно, но направляется к одной и той же цели земного мира...» (О Граде Божием, XIX, 17). Град земной - это испорченная часть человечества, забывшая о своем духовном призвании и обратившаяся к самообожествлению. Град Божий включает в себя тех, кто посвятил себя истине и добродетели как в лоне Церкви, так и вне ее.
Царство греха и царство блага неразрывно связаны между собой в этом мире, граждане обоих Градов внешне неотличимы друг от друга, и принадлежность к тому или иному из Градов незримо предопределена Богом.
Философский смысл принципа монотеизма
Бог един и уникален (монос по-гречески означает одно, единое). Античному признанию существования многих богов, т. е. политеизму, приходит конец. Не только христианство, но и иудаизм и ислам настаивают на единобожии. Каков же философский смысл монотеизма? Надо полагать, отнюдь не случайно философия приобретает монотеистический вид. В чем состоят жизненные корни монотеизма? Прежде всего в усилении субъективного, человеческого начала. Платон и Аристотель называли божественными космос, звезды, т. е. неличностное. В библии божественным является только сам Бог. Монотеизм — это результат более глубокого, чем в античности, понимания субъективного.
Содержание догматов христианского вероучения
Основные положения христианской церкви - догматы - определены в 12 членах Символа веры. Среди них важнейшими догматами являются: догмат о сущности Бога, о триединстве Бога, о боговоплощении, искуплении, вознесении, воскресении и т. д. Троица - один из основных догматов христианства. Сущность понятия троицы заключается в том, что бог един по своей сущности, но существует в трех ипостасях: Бог-отец, Бог-сын и Дух святой. Термин появился в конце II века н.э., учение о Троице развито в III веке н.э. и сразу вызвало острую продолжительную дискуссию в христианской церкви. Споры о сущности Троицы привели к множеству толкований и послужили одним из поводов для разделения церквей.