Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Современные представления.

– антропоцентризм. Мир вне наших практик не существует. По сути не мир, а картина мира — всегда есть позиция с которой смотрим на мир. Мир дан в отношении (мы не можем выскочить за пределы нашего отношения и понимания). Пример — популярность фразы — мир есть текст. Человек есть текст.

Релятивизм

Представление об относительности. Зависимость от выбранной точки отсчёта. Отрицают возможность получения истинного знания. Точка отсчёта, благодаря которой можем сказать о приоритетете одной системы над другой.

нет аругментов, чтобы доказать, что есть лучшая точка зрения. Провозглашение равноправия.

Следствие — возможно многообразие и конкуренция разных картин мира. Сумма взглядов никогда не даст полную картину мира. Нельзя совместить противоположные концепции.Идея толерантности — нет аргументов в том, что один взгляд лучше второго.

Следствие 2. историческое познание -

Отрицание идеи, что есть цель познания. В каждой культуре несоизмеримы цели познания. Ризома — вариативность — нет единого стержня. Коньков. Язык иметт свой контекст. Лотман. Язык как стержень. Принцип Пролитерации — количество теорий не сокращается, а увеличивается. Есть тендеции увеличения. Растёт число позиций, с которых постигаем мир. Мир дан в формах представлений и у нас нет возмодности постигать мир, поэтому нам остаётся сравнивать идеи друг с другом. Чем больше идей, тем больше граней у объектов. Чем больше теорий. Чем лучше. Теории должны конкурировать и бороться между собой.

Конструктивизм - Обусловленность наших представлений, совокупность наших схем и программ, которые представляют нам модели или схемы организации общества. Противопоставление реализму. Познание есть отражение среды. Нет критериев оценки наших знаний. Наше знание — схема нашей деятельности. Цель познания определяется целями и задачами культуры. Нет самоочевидных фактов как кусочков реальности. Факты обусловлены теориями и концепциями.

13.11.

изменение представлений об истине или о надёжности знаний.

В классике — истина = соответствие объекту (теория корреспонденции- соответствия). Сопоставляем знание с внешним миром и смотрим — подобно или нет. Чем больше понимают, что мир — это наше представление и мы не можем представить нечеловеческие взгляды на вещи (по сути сопоставление одних наших знаний с другими).

Истина как согласованность — выбираем самую менее противоречивую концепцию. Одно не противоречи второму.

Прагматисская теория — прагматические представления об истине. Прагматичность — поместность или применимость. Знание полезно если оно применимо к чему-либо. Примннимость проявляется:

1. чисто практическая применимость

2. теория, идея концпеции более предпочтительна если с её помощью можно интерпретивовать большее кол-во фактов, свидетельств. Большее и разнообразнее, чем другие свойства и концепции. Знание надёжно если позволяет предсказывать новые факты, свидетельства и источники. Более лучшая теория — может критически интерпретировать другие теории (укажет их недостатки и слабые стороны). Наши знания носят исторический характер — работают и могут быть использованы для определённой эпохи и для определённого времени. Будут ли работать в будущем — можем только предсказать. Знание изменчиво.

Традиции, предания, контекст, - классические представления к традиции относились отрицательно, интерпретировали как предрассудок.

Современные неклассические представления.

Нельзя освободиться от преданий и традиции. Контекст делает нас человеческими существами. Наше понимание и переживание, восприятие мира всегда опосредовано культурными стереотипами.

Герменевтика (учение о понимании).

Традиция носит амбивалентный характер: с одной стороны, формирует нас как человека (формирует наши знания и представления о мире) она неустранима, нельзя выйти за пределы человеческого. С другой стороны, традиция одностороняя.традиция формирует взгляд с какой-то одной точки зрения. Поэтому нужна ещё другая методака работа с традицией — приостановка предрассудком (должны более глубоко изучить собственную традицию, что касаемо нас). Задача понять, что существует не единственные взгляд на мир, есть множество взглядов и аргументов. Историография — надо столкнуть аргументами. Надо всё начинать с рефлексии и традиции (существовало много взглядов и идей, столкнуть их и финальная задача — понять и найти то, что не было сказано). Когда это всё находим — рождается новое. Новое рождается из углубленного изучения традиций. Новое — создание метафор (необычное столкновение обычных вещей). Постмодернисты — всё есть цитаты.

Аксиология.

Учение о ценностях.

Ценности — это утверждения о том, что в мире желательно или должно быть.

Ценности как знание — измерение с позиции идеала, образца. Соотнесение того, что есть с тем, что желательно должно быть. Ценности субъективны, ценности, которые разделяют несколько человек — интерсубъективный характер.

Ценность понятие возникло в 18 веке и сначала употреблялось экономистами в экономическом значении. С середины 19 века стало распространяться на более широкий спектр вещей (политика, экономика).

Классификация.

Чем больше ценностей, тем больше возможностей для людей для их самоиднтификации и самоопределения. Чем больше различных ценностей, тем больше возможностей у людей любых типов удовлетворить свои желания.Чем система уже и жёстче, тем меньше ценнстей и желаний можно удовлетворить.

Иерархия ценностей.

Распределение в порядке значимости. Можно найти объективную иерархию.

Выделяют сущности, которые человек интерпретирует ниже по отношению к нему — это средство. Приобретают статус вещи. Оцениваются с позиции пользы выгоды.

То, что человек оцениват как равное себе — это люди. Отношение к ним в категориях уважения и достоинства — сохранение собственного достоинства и уважение по отношению к другим.

То, что человек расценивает как высшее.

Чем более культура утрачивает религиозные установки, чем более утрачивается доверие к массовым идеям, тем исчезают объекты которые человек интерпретирует как высшее к себе. Культура была религиозное — идея бога. Бог был высшее (альтернативы — коммунизм, социализм). Сейчас — достижительская идеология — организация жизни как последовательного движения к цели. Ещё ориентация на жизненный стиль (жизнь в соответствии с мечтой). Организация жизни как процесса, серии ситуаций, каждая из которых самоценная и самодостаточна. Второе — интерпретация жизни как игры. Каждая ситуация самоценна и самодостаточна.

· Деление по функциям — выделяют цели и нормы.

Цель — это идеал, к которому стремятся. Нормы — средства достижения цели (совокупность правил, указыающих как эти цели можно достичь). Применяется критерий эффективности (критерий выбора средств).

2 типа рациональности (идеи Ко. Мангейм?)

1. субстанциальная рациональность- способьность рефлексировать над ценностями.

2. Функциональная рациональность (инструментальный разум)- способность рефлексировать над средствами, не ставя под сомнением цель. Творчество в придумывании новых средств. Новые средства и методы потребления.

По сути — над чем способны рефлексировать населением.

1ая — элита, 2- массы.

· Ценности по форме выражения или как идеалы, или как архетипы.

Архетип — первообразец поведений по конкретным действиями или поведении, который надлежит копировать и выражать. Копировать действия. Мирче Элиаде — суть мировоззрения в формулировке архетипов. Мифы формулируют мировоззрение человека.чем меньше отклонений от образца — тем правильнее живёшь.Архетип формирует конформистов (быть как все). Пример — Ленин на субботнике.

Идеалы — образцы поведения, сформулированнные в виде общего принципа и указывающие как поступать в типах ситуаций (быть мужественным, честным и т. д.). идеал проективен. Реализация требует от индивида проявления индивидуальной и творческой инициативы.

Ценности формируют человека определённого типа — индивидуальность и личность. Чем более общество сложнее и динамичнее, тем более ценности начинают формироваться как идеалы. Подразделяет общества на культуры (небольшие статичные общества) - «холодные общества». Цивилизация — альтернатива «горячие общества».

· По направленности выделяют традиции и новации.

Традиции — совокупность знаний и ценностей, которым мы доверяем и пользуемся. То есть самое самоочевидное, то чему мы доверяем. Существует в любом обществе — любое общество не может существовать без традиции.

В узком смысле традиция — совокупность знаний и ценностей, которые уже утратили авторство, носят неписанный характер.

Традиционные общества — общество как тип отношений. Тралиция — скаладывание определённых отношений.

Альтернатива- новация. Ориентация на будущее — на ценностное изменение определённых ценностей. Стиль мышления, ценностные ориентиры = возникают в обществах модерна (промышленная революция). Орентация на новшества с середины 20 века. Ориентир на рост потребления.

· По степени масштабности:

мировоззрение (наиболее общие ценности, определяющие отношение индивида к миру и его поведение в обществе). Мировоззрение лежит в основе всей совокупности ценностей. Смысл слова был заимствован от немцев. Мировоззрение целостное, в основе лежит общая идея. Классическая форма — религия В современных обществах ослабевает коллективное мировоззрение, преобладание самостоятельности — индивиды меньше критикует современное общество и потребность в общих идеях угасает — называется фрагментация мышления. Человек не ставит связь между своей сферой жизни и обществом.

Идеология — коллективные ценности по поводу устройства общества и направления его движения. Термин придумали французские просветители в конце 18 века. Классическая интерпретация от карла маркса — идеология — воплощение ложного сознания. Стремление выдать частный интерес за общий — показать, что все хотят, специфика также выражается, чтобы показать что это является устройством социального мира (выражения всего мира — тип мир так устроен). Функции идеологии — создать иллюзии по поводу социальной реальности.

В 20 веке Карл Лагнейм разделил взгляды общества на идеологии и утопии. Идеология — ценности, которые направлены на сохранение существующего порядка вещей, а утопия — ценности, которые направлены на изменение или преобразование существующего мира. Классические идеологии носили вербализованный и систематизированный характер. Идеологическую функцию начинают выполнять сами вещи (декларация). Идеология — призыв к ценностям, может носить позитивный характер. Общественная система не завершена и нуждается в дополнении определённой системой ценностей (должны дать обоснование, что это правильная и нормальная система). Дополнение социальной реальности.

Деление на ценности приватные и публичные. Деление по масштабу. Приватные уенности — личные, индивидуальные ценности. Имеют значение для индивида, для их реализации достаточно личных усилий. В реализации человек выражает себя как «я»- семья, работа, хобби. Публичные ценности — коллективные ценности. Их релаизация требует коллективных усилий. Индивид реализует себя как мы. 1. неразличение личного и приватного (в традиционном обществе)- человек никогда не оставался один. Отшельники вызывали сакральный ужас (мог быть один). Позже при осознании возможности приватной сферы — в империях- человек понимает, что ценности он не представляет- поэтому нужно позаботиться о себе, чтобы жизнь имела смысл. Пример — забыть герострата. В империях — публичное важнее приватное. Первично- публичное. Иерархия ценностей.

Равные ценности приватного и публичного — характерна для демократических обществ.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Трансцендентальная философия Канта. | Тема 2. Единство и многообразие историко-философского процесса.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 285 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2464 - | 2202 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.