1. Генезис и развитие философии права
философия права как самостоятельная наука ни в древности, ни в средние века не существовала и впервые понятие философии права было введено в научный оборот лишь в ХVIII в. (Гуго Гроций (1798), Гегель (1821). Между тем среди историков права распространено мнение о том, что историю философии права следует начинать с античных времен.
Начало преподавания и научной разработки проблем философии права в России относится к XVIII в
Первым русским профессором права был С.Е. Десницкий (1740-1789), который во многом разделял взгляды Г. Гроция о естественном праве. К числу первых работ русских юристов по философии права относится произведение В.Т. Золотницкого "Сокращение естественного права, выбранное из разных авторов для пользы Российского общества" (СПб., 1764). В 1818 г. увидела свет книга русского юриста А.П. Куницына " Право естественное", находившаяся под влиянием идей Канта. Книга эта как проповедующая "вредное учение" вскоре была запрещена правительством, а ее автор был изгнан из Петербургского университета и Александровского лицея.
Заметной вехой в становлении философско-правовых исследований в России явилась "Энциклопедия законоведения" К. А. Неволина, профессора Киевского университета.
Задачи научного законоведения Неволин освещал с позиции различения естественного права (естественного закона) и позитивного права (положительного закона). При этом естественный закон он трактовал как "идею законодательства ", а позитивный закон - как ее "проявление". Свой философско-правовой подход к закону он обосновывал так: существо закона - это правда, а "существо правды может быть определено только в философии".
Философско-правовая проблематика основательно разрабатывалась в середине XIX в. в трудах П. Г. Редкина. Сперва он был гегельянцем, а затем перешел на позитивистские позиции.
Философия права, согласно Редкину, является юридической дисциплиной, поскольку общим предметом и философии права, и позитивной юриспруденции является право. При этом содержанием положительной юриспруденции является "положительное право, право реальное, действительное, т.е. когда-либо и где-либо положенное, установленное в действительности, в реальности, в каком-либо государстве или обществе вообще, в виде законодательного или обычного права".
Отличительная же особенность философии права состоит в том, что она "имеет своим содержанием философское, естественное или природное, рациональное, т.е. мыслимое разумом человеческим, право, или идеальное право, первообраз права
Наиболее видным представителем юридического позитивизма в России был Г.Ф. Шершеневич (1863-1912), который в своих работах4 развивал формально-догматическую трактовку права, опираясь на позитивистскую философию О. Конта и Дж. Ст. Милля и продолжая традиции английской аналитической школы (Дж. Остин) и континентального юридического позитивизма (ранний Р. Иеринг, К. Бергбом и др.).
Критикуя исторически сложившуюся философию права как философию естественного права (с его противопоставлением позитивному праву и т.д.), Шершеневич считал, что она создана философами, профессионально не знавшими действительного права и задач правоведения. В противовес этому Шершеневич выступал за философию позитивного права, которая своими критическими исследованиями действующего права и понятийного аппарата юриспруденции и своими предложениями о совершенствовании права (положениями о том, каким должно быть право) должна решать важные задачи правоведения "в сфере критики и политики" [ Шершеневич Г. Ф. Философия права. Т. I. Вып. 4. М., 1911. С. 805.]права. Такая позитивистская философия права, согласно Шершеневичу, включает в себя общую теорию права (в качестве теоретической части философии права), историю философии права и политику права.
Неопозитивистские взгляды в их крайней версии развивал в начале ХХ в. В. Д. Катков. Он утверждал, что "право есть закон в широком смысле", и стремился полностью преодолеть понятие "право" как "плод схоластики и рабства мышления" и заменить "право" властным "законом" [ Катков В. Д. Реформированная общим языковедением логика и юриспруденция. Одесса, 1913. С. 407.]. "Нет, - писал он, - особого явления "право", в том смысле, в каком существуют такие особые явления, как "закон", " государство ", "правило" или "норма поведения" [Там же. С. 391.].
Б. Н. Чичерин
Чичерин (1829-1904). Он предпринял попытку совершенствования философии объективного идеализма и свою позицию называл универсализмом. При этом Чичерин заметно трансформирует гегелевскую концепцию философии, используя (в духе кантианства) принципы априоризма, автономных "начал" и индивидуализма.
В человеческом общежитии, согласно Чичерину, присутствуют два противоположных элемента: отношение закона к свободе может быть двояким - принудительным (государственный закон) и добровольным (нравственный закон). "Первое, - поясняет Чичерин, - касается внешних действий, составляющих область внешней свободы, которая одна подлежит принуждению; второе обращается к внутренним побуждениям, истекающим из свободы внутренней. Из первого рождается право; второе составляет источник нравственности"
Чичерин выступает против смешения права и нравственности.
Свое определение права Чичерин формулирует так: " право есть внешняя свобода человека, определяемая общим законом" [Там же. С. 84. ]. В отличие от нравственности, подчеркивает он, право есть начало принудительное.
Философию права Чичерин, таким образом, понимает как философию естественного права.
3. П.И. Новгородцев
Философско-правовая концепция Новгородцева (1866-1924) пронизана стремлением утвердить нравственный идеализм в философии права. С этим связаны и его призывы к возрождению естественного права в качестве необходимой духовной и нравственной основы права. Только с помощью таких идеальных построений, полагал он, можно преодолеть кризис современного правосознания. Поэтому он высоко оценивал кантовское моральное обоснование права, противопоставление идеала и действительности и с этих позиций критиковал гегелевский этатизм, хотя и разделял ряд идей гегелевской философии права [ Новгородцев П. И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. Два типических построения в области философии права. М., 1901. ].
4. В.С. Соловьев
В своем философском учении о праве В. С. Соловьев (1853-1900) различает право положительное и право естественное. При этом естественное право трактуется им как общая идея права, его разумное начало. Соловьев замечает, что о естественном праве речь идет "каждый раз, когда вообще говорится о каких бы то ни было правовых отношениях. Нельзя судить или оценивать какой-нибудь факт из правовой области, какое-нибудь проявление права, если не иметь общей идеи права, или его нормы" [ Соловьев В. С. Оправдание добра. М., 1996. С. 325. ].
Таким образом, право, согласно Соловьеву, - это выражение принудительной нравственной справедливости.
Н. А. Бердяев
В центре творчества Н. А.Бердяева (1874-1948), одного из крупных русских религиозных философов ХХ в., стояла проблема свободы. Он называл себя "сыном свободы" и подчеркивал: "Я основал свое дело на свободе" [ Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993. С. 254. ].
Под правом в философии Бердяева, таким образом, имеются в виду лишь духовные неотчуждаемые права человека - "субъективные права человеческой личности" [ Бердяев Н. А. О назначении человека. С. 175. ], свобода духа, свобода совести, свобода мысли и слова. Эти неотчуждаемые субъективные права и свободы он называет также "идеальным правом" [Там же. С. 172. ].
Соотношение права и закона в трактовке Бердяева в целом соответствует логике соотношения свободы (свободной личности) и государства и предстает как соотношение "идеального права" (т.е. духовных неотчуждаемых субъективных прав человека) и принудительного закона. Закон так же греховен, как и власть: "принуждающий закон" - "противоположение свободе" [ Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря. С. 323. ].
2. предмет философии права.
Право это совокупность правил поведения, определяющих границы свободы, равенства людей в их отношениях друг с другом, закрепленных в законе, исполнение которого обеспечивается принудительной силой государства.
Филосо́фияпра́ва— раздел философии и юриспруденции, который занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места,его роли в жизни человека, общества и государства.
Теперь о предмете:
Не стоит забывать о том, что всякому субъекту противостоит объект и человек выделяет тот предмет своего интереса, который ему необходим. В философии объект и предмет совпадают, т.к философия как наука изучает всеобщие законы развития природы, общества, техники, мышления. Философию рассматривают и как науку, как мировоззрение, как идеологию и все это является правильным. В ТГП, как и во всех науках, относящихся к юриспруденции, объект познания один – это государственно – правовая действительность и связанные с ней явления государственного или правового характера. Объект в ТГП, в трудовом праве, в уголовном праве один, а предметы разные. Говоря о единстве объекта, нужно говорить о множественной природе предмета. Объективность права заключается в том, что законодатель должен выявлять правила, превращая их в закон, поэтому закон будет субъективен.
Предмет ФП: говоря об этом, нужно помнить о мнениях древних ученых – Гераклит, Сократ, Аристотель и т.д. Современные исследователи определяют предмет ФП, объект для них один – часть объективной действительности, но предмет каждый определяет по – своему. В частности, Малахов (написал философско – правовой словарь) считает, что предметом исследования ФП является правовое сознание. Соглашаться ли с ним? В правовое сознание включают правовые теории, идеи и чувства, отношения людей, оценки человека, т.е это достаточно широкий объект, но разве правовая действительность заключается только в правосознании? За пределами остается многое – правовые акты, например, поэтому трудно с ним согласиться. Керимов предмет ФП как логику, диалектику и теорию познания – в данной точке зрения заключен весь материализм. Также считает и проф. МГУ Жуков, предмет – методология познания государства и права, сюда включается смысл государства и права, т.е назначение данных категорий. Жуков также включается в предмет ценность права. Проф. Тихонравов считает, что предмет ФП – наука о праве в жизни людей, о человеческом бытие (М.М. считает, что простовато).
Т.о ни правовое сознание, ни смысл государств и права, ни методология не являются предметом в отдельности, т.к предмет шире, чем данные категории. В данном случае речь идет о позитивном правопонимании. Познание истины – конченая цель ФП. Либертарно – юриди-я концепция Нерсесянца наиболее близка М.М. ОН считает, что с т.з позитивного правопонимания вся истина о праве изложена в самом законе, под которым понимается все официально признаваемые источники права, т.е все официальные установления, наделенные законной силой или обобщенно говоря закон. Сам закон содержит истину о праве. Данный подход характерен для юридической догматики и представлен в различных вариантах юридического позитивизма, когда вся истина о праве исчерпывается волей законодателя. Такая т.з не соответствует воле разума и его требованиям. Ум человека хочет познать больше, чем волю другого человека (законодателя). Возникает вопрос, а всякий ли закон является правом? (законы фашисткой Германии антизаконы, как и некоторые законы СССР). Нерсесянц соотносил право и закон – право объективно, закон – это проявление воли законодателя, значит носит субъективный характер и принимается он не по природе, а по человеческому усмотрению. Нерсесянц считает, что предмет ФП – это соотношение и различение права и закона в их единстве. Это позволяет искать объективную сущность права, независимую от воли законодателя, обусловленную развитием общества и степень выражения объективной сущность в принимаемом человеком законе. Чем больше объективного в законе, тем больше правового содержания в законе. Т.о данный подход позволяет рассматривать, как естественно – правовые теории (данные природой, Богом), так и позитивные теории правопонимания. Данный подход объединяет и все выше рассмотренные концепции.