Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Методология философии права

ВОПРОСЫ

Для подготовки к экзамену по ФИЛОСОФИИ ПРАВА

МАГИСТРАТУРА

  1. Генезис и развитие философии права

философия права как самостоятельная наука ни в древности, ни в средние века не существовала и впервые понятие философии права было введено в научный оборот лишь в ХVIII в. (Гуго Гроций (1798), Гегель (1821). Между тем среди историков права распространено мнение о том, что историю философии права следует начинать с античных времен.

Начало преподавания и научной разработки проблем философии права в России относится к XVIII в

Первым русским профессором права был С.Е. Десницкий (1740-1789), который во многом разделял взгляды Г. Гроция о естественном праве. К числу первых работ русских юристов по философии права относится произведение В.Т. Золотницкого "Сокращение естественного права, выбранное из разных авторов для пользы Российского общества" (СПб., 1764). В 1818 г. увидела свет книга русского юриста А.П. Куницына " Право естественное", находившаяся под влиянием идей Канта. Книга эта как проповедующая "вредное учение" вскоре была запрещена правительством, а ее автор был изгнан из Петербургского университета и Александровского лицея.

Заметной вехой в становлении философско-правовых исследований в России явилась "Энциклопедия законоведения" К. А. Неволина, профессора Киевского университета.

Задачи научного законоведения Неволин освещал с позиции различения естественного права (естественного закона) и позитивного права (положительного закона). При этом естественный закон он трактовал как "идею законодательства ", а позитивный закон - как ее "проявление". Свой философско-правовой подход к закону он обосновывал так: существо закона - это правда, а "существо правды может быть определено только в философии".

Философско-правовая проблематика основательно разрабатывалась в середине XIX в. в трудах П. Г. Редкина. Сперва он был гегельянцем, а затем перешел на позитивистские позиции.

Философия права, согласно Редкину, является юридической дисциплиной, поскольку общим предметом и философии права, и позитивной юриспруденции является право. При этом содержанием положительной юриспруденции является "положительное право, право реальное, действительное, т.е. когда-либо и где-либо положенное, установленное в действительности, в реальности, в каком-либо государстве или обществе вообще, в виде законодательного или обычного права".

Отличительная же особенность философии права состоит в том, что она "имеет своим содержанием философское, естественное или природное, рациональное, т.е. мыслимое разумом человеческим, право, или идеальное право, первообраз права

Наиболее видным представителем юридического позитивизма в России был Г.Ф. Шершеневич (1863-1912), который в своих работах4 развивал формально-догматическую трактовку права, опираясь на позитивистскую философию О. Конта и Дж. Ст. Милля и продолжая традиции английской аналитической школы (Дж. Остин) и континентального юридического позитивизма (ранний Р. Иеринг, К. Бергбом и др.).

Критикуя исторически сложившуюся философию права как философию естественного права (с его противопоставлением позитивному праву и т.д.), Шершеневич считал, что она создана философами, профессионально не знавшими действительного права и задач правоведения. В противовес этому Шершеневич выступал за философию позитивного права, которая своими критическими исследованиями действующего права и понятийного аппарата юриспруденции и своими предложениями о совершенствовании права (положениями о том, каким должно быть право) должна решать важные задачи правоведения "в сфере критики и политики" [ Шершеневич Г. Ф. Философия права. Т. I. Вып. 4. М., 1911. С. 805.]права. Такая позитивистская философия права, согласно Шершеневичу, включает в себя общую теорию права (в качестве теоретической части философии права), историю философии права и политику права.

Неопозитивистские взгляды в их крайней версии развивал в начале ХХ в. В. Д. Катков. Он утверждал, что "право есть закон в широком смысле", и стремился полностью преодолеть понятие "право" как "плод схоластики и рабства мышления" и заменить "право" властным "законом" [ Катков В. Д. Реформированная общим языковедением логика и юриспруденция. Одесса, 1913. С. 407.]. "Нет, - писал он, - особого явления "право", в том смысле, в каком существуют такие особые явления, как "закон", " государство ", "правило" или "норма поведения" [Там же. С. 391.].

Б. Н. Чичерин

Чичерин (1829-1904). Он предпринял попытку совершенствования философии объективного идеализма и свою позицию называл универсализмом. При этом Чичерин заметно трансформирует гегелевскую концепцию философии, используя (в духе кантианства) принципы априоризма, автономных "начал" и индивидуализма.

В человеческом общежитии, согласно Чичерину, присутствуют два противоположных элемента: отношение закона к свободе может быть двояким - принудительным (государственный закон) и добровольным (нравственный закон). "Первое, - поясняет Чичерин, - касается внешних действий, составляющих область внешней свободы, которая одна подлежит принуждению; второе обращается к внутренним побуждениям, истекающим из свободы внутренней. Из первого рождается право; второе составляет источник нравственности"

Чичерин выступает против смешения права и нравственности.

Свое определение права Чичерин формулирует так: " право есть внешняя свобода человека, определяемая общим законом" [Там же. С. 84. ]. В отличие от нравственности, подчеркивает он, право есть начало принудительное.

Философию права Чичерин, таким образом, понимает как философию естественного права.

 

3. П.И. Новгородцев

Философско-правовая концепция Новгородцева (1866-1924) пронизана стремлением утвердить нравственный идеализм в философии права. С этим связаны и его призывы к возрождению естественного права в качестве необходимой духовной и нравственной основы права. Только с помощью таких идеальных построений, полагал он, можно преодолеть кризис современного правосознания. Поэтому он высоко оценивал кантовское моральное обоснование права, противопоставление идеала и действительности и с этих позиций критиковал гегелевский этатизм, хотя и разделял ряд идей гегелевской философии права [ Новгородцев П. И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве. Два типических построения в области философии права. М., 1901. ].

4. В.С. Соловьев

В своем философском учении о праве В. С. Соловьев (1853-1900) различает право положительное и право естественное. При этом естественное право трактуется им как общая идея права, его разумное начало. Соловьев замечает, что о естественном праве речь идет "каждый раз, когда вообще говорится о каких бы то ни было правовых отношениях. Нельзя судить или оценивать какой-нибудь факт из правовой области, какое-нибудь проявление права, если не иметь общей идеи права, или его нормы" [ Соловьев В. С. Оправдание добра. М., 1996. С. 325. ].

Таким образом, право, согласно Соловьеву, - это выражение принудительной нравственной справедливости.

Н. А. Бердяев

В центре творчества Н. А.Бердяева (1874-1948), одного из крупных русских религиозных философов ХХ в., стояла проблема свободы. Он называл себя "сыном свободы" и подчеркивал: "Я основал свое дело на свободе" [ Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993. С. 254. ].

Под правом в философии Бердяева, таким образом, имеются в виду лишь духовные неотчуждаемые права человека - "субъективные права человеческой личности" [ Бердяев Н. А. О назначении человека. С. 175. ], свобода духа, свобода совести, свобода мысли и слова. Эти неотчуждаемые субъективные права и свободы он называет также "идеальным правом" [Там же. С. 172. ].

Соотношение права и закона в трактовке Бердяева в целом соответствует логике соотношения свободы (свободной личности) и государства и предстает как соотношение "идеального права" (т.е. духовных неотчуждаемых субъективных прав человека) и принудительного закона. Закон так же греховен, как и власть: "принуждающий закон" - "противоположение свободе" [ Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря. С. 323. ].

 

  1. предмет философии права.

Право это совокупность правил поведения, определяющих границы свободы, равенства людей в их отношениях друг с другом, закрепленных в законе, исполнение которого обеспечивается принудительной силой государства.

Филосо́фияпра́ва— раздел философии и юриспруденции, который занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места,его роли в жизни человека, общества и государства.

Теперь о предмете:

Не стоит забывать о том, что всякому субъекту противостоит объект и человек выделяет тот предмет своего интереса, который ему необходим. В философии объект и предмет совпадают, т.к философия как наука изучает всеобщие законы развития природы, общества, техники, мышления. Философию рассматривают и как науку, как мировоззрение, как идеологию и все это является правильным. В ТГП, как и во всех науках, относящихся к юриспруденции, объект познания один – это государственно – правовая действительность и связанные с ней явления государственного или правового характера. Объект в ТГП, в трудовом праве, в уголовном праве один, а предметы разные. Говоря о единстве объекта, нужно говорить о множественной природе предмета. Объективность права заключается в том, что законодатель должен выявлять правила, превращая их в закон, поэтому закон будет субъективен.

Предмет ФП: говоря об этом, нужно помнить о мнениях древних ученых – Гераклит, Сократ, Аристотель и т.д. Современные исследователи определяют предмет ФП, объект для них один – часть объективной действительности, но предмет каждый определяет по – своему. В частности, Малахов (написал философско – правовой словарь) считает, что предметом исследования ФП является правовое сознание. Соглашаться ли с ним? В правовое сознание включают правовые теории, идеи и чувства, отношения людей, оценки человека, т.е это достаточно широкий объект, но разве правовая действительность заключается только в правосознании? За пределами остается многое – правовые акты, например, поэтому трудно с ним согласиться. Керимов предмет ФП как логику, диалектику и теорию познания – в данной точке зрения заключен весь материализм. Также считает и проф. МГУ Жуков, предмет – методология познания государства и права, сюда включается смысл государства и права, т.е назначение данных категорий. Жуков также включается в предмет ценность права. Проф. Тихонравов считает, что предмет ФП – наука о праве в жизни людей, о человеческом бытие (М.М. считает, что простовато).

Т.о ни правовое сознание, ни смысл государств и права, ни методология не являются предметом в отдельности, т.к предмет шире, чем данные категории. В данном случае речь идет о позитивном правопонимании. Познание истины – конченая цель ФП. Либертарно – юриди-я концепция Нерсесянца наиболее близка М.М. ОН считает, что с т.з позитивного правопонимания вся истина о праве изложена в самом законе, под которым понимается все официально признаваемые источники права, т.е все официальные установления, наделенные законной силой или обобщенно говоря закон. Сам закон содержит истину о праве. Данный подход характерен для юридической догматики и представлен в различных вариантах юридического позитивизма, когда вся истина о праве исчерпывается волей законодателя. Такая т.з не соответствует воле разума и его требованиям. Ум человека хочет познать больше, чем волю другого человека (законодателя). Возникает вопрос, а всякий ли закон является правом? (законы фашисткой Германии антизаконы, как и некоторые законы СССР). Нерсесянц соотносил право и закон – право объективно, закон – это проявление воли законодателя, значит носит субъективный характер и принимается он не по природе, а по человеческому усмотрению. Нерсесянц считает, что предмет ФП – это соотношение и различение права и закона в их единстве. Это позволяет искать объективную сущность права, независимую от воли законодателя, обусловленную развитием общества и степень выражения объективной сущность в принимаемом человеком законе. Чем больше объективного в законе, тем больше правового содержания в законе. Т.о данный подход позволяет рассматривать, как естественно – правовые теории (данные природой, Богом), так и позитивные теории правопонимания. Данный подход объединяет и все выше рассмотренные концепции.

 

Методология философии права

.Методология ФП исследования права.

       Малахов: Методология имеет 2 смысла:

1.    связана с ее представлением в качестве теории организации познавательного процесса, включая механизмы познания, логическую связанность компонентов познавательного процесса,изучая форму познания – выступает как общая логика познания.

2.    связана с указанием на систему познавательных установок и механизмов, способствующих постижению конкретного предмета познания,в соответствии с его спецификой и целями познания.

Методология ФП – систематизированная совокупность познавательных средств, позволяющих исследовать многограннйю правовую реальность в ее многообразных связях с иными сферами общественной жизни, а также теоретический анализ этих средств.

       Компоненты методологии:

А. Система уже сложившихся знаний (новое знание не возникает вне связи с уже имеющимися знаниями). Они образуют смыслообразующий ход, навязывают исслед-лю цели, направления исследования, тип осмысления данного предмета.Могут иметь негативный аспект в сфере гуманитарных наук,т.к. формируют стереотип.

Б. Природа формы постижения предмета. Значение имеет стиль мышления исследователя,но изучению правовой реальности должен быть присущ правовой взгляд на мир.

Исследования правовой реальности (Нерсисянц, Малахов, Черненко) – нужен правовой взгляд на жизнь, должно быть юридическое мышление.

 

В. Концептуальные идеи – это исходные суждения о предмете, его программные предположения и предвосхищения. Суждения, которые сугубо теоретически предполагают определенные характеристики предмета. Концептуальные идеи задают единое содержательное поле исследования и задают горизонты понимания предмета.

В качестве примера можно привести: рассмотрение права как выражение меры свободы (немецкие философы).

       Концептуальные идеи настоящего времени:

- философское понимание права раскрывается через универсальные категории;

- философия права не должна быть системой категорических убеждений, но должна представлять собой процесс размышлений о социальном и духовном мире;

- право должно быть понятно как универсальная характеристика реальности;

Г. Парадигмы – совокупность теоретических предпосылок, определяющих конкретные научные исследования и признанных научной общественностью на данном этапе.Здесь это тип правопонимания,т.к. именно он задает смысловую модель, образец, пр-пыюридич. познания. Типы правового понимания:правовой позитивизм и естественно-правовое мышдение.

Д. Методологические принципы – это мыслительные предпосылки, познавательные алгоритмы теоретического постижения предмета. Позволяют сконструировать смысловую модель предмета в результате его теоретического осмысления.

       4 группы принципов:

1. позволяющие различить в объекте конкретный предмет познавательного интереса и отражают специфику интеллектуального подхода к предмету (например, принцип историзма - позволяет образовывать теорию в изучении права в его событийно – хронологическом аспекте, поэтапно);

2. позволяющие обнаружить связь предмета конкретной теории с другими предметами, являющимися однако различными сторонами одного и того же объекта. Направлены на выявление междисциплинарной зависимости, целостности (например, принцип единства матер.,соц.,дух. сторон общественной жизни).

3. реализующиеся безотносительно к специфике предмета и отражающие законы самого мышления, характерный для него стиль, выполняют функцию предварительной надстройки познания(например, принцип актуализма, позволяющий рассматривать предмет на любой стадии историч.развития как идентичный самому себе);

4. связанные с пробуждением адекватной предмету формы мышления,т.е. которые определяют форму мышдения. 

Е. Методы познания – служат средствами раскрытия, развертывания и систематизации содержания предмета. Они вторичны по отношению к остальным компанентам, на прямую не связаны со спецификой предмета. Например:

-      исторический – подразумевает рассмотрение правовой реальности как взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего. Он позволяет выявить динамику изменения права и правовых явлений на различных этапах.

-      Диалектический – требует руководствоваться следующими принципами:

-принцип объективности – нужно рассматривать правовую реальность такими, какие они есть на самом деле, а не подменять их идеальными представлениями.

- принцип всесторонности – подходить к изучению правовой реальности с максимально возможных позиций, со всех сторон # законность не только принцип, но и правовой режим, метод.

- принцип развития – исследовать правовую реальность в движении

-      Метафизический – противоположность диалектики, он предполагает рассмотрение явлений в их неизменности и независимости друг от друга.

-      Аксеологический – позволяет обнаружить ценности, значимые моменты для человека, в том числе и для его внутреннего содержания, а также позволяет различать ценности и псевдоценности.

-      Герменевтический (герменевтика – теория интерпретации) - философский способ постижения правовой реальности, который получить истинные знания в изучении явления.

-      Синергический (синергетика – учение о самоорганизации и самореализации, в ее рамках описываются закономерности функционирования и трансформации самоорганизующихся систем, они являются продуктом самой системы) (#самоорганизация источников права –обычай).

Функции философии права.

функции права — это главные направления правового воздействия па общественные отношения, т.е. формы, способы, пути влияния права па общественные отношения.

Предмет раскрывается через функции. Основные функции ФП является мировоззренческая, гносеологическая, методологическая и оксеологическая.

1. Мировоззренческая - позволяет увидеть правовую сферу как подсистему более общей системы - социальной. Включение права в эту социальную систему помогает провести оценку права с точки зрения эффективности по отношению к обществу.

Структура мировоззрения: - правовое знание и убеждение, - мировоззренческие оценки, - критические оценки, - ценностные ориентации.

Субъектами мировоззрения: отдельные личности, социальные группы, слои, классы. Философско-правовое мировоззрение представляет собой основу формирования правовой личности. Мировоззренческие установки можно определять как сотрудничество, так и как конфликты. Часто конфликты связаны с различным мировоззрением.

2. Методологическая функция. Керимов: она определяет место ФП. Он считает, что ФП должна разработать методологию всех юридических процессов. Методология - набор познавательных средств, методов, приемов, которые используются для изучения каких-либо явлений. Она ориентирует ученых на совершение деятельности.

ФП выступает в качестве методологической базы по отношению к другим юридическим наукам. ФП выступает как метод познания правовых явлений.

3. Гносеологическая функция. Предметная сфера гносеологии - познание права. Основная задача ее состоит в изучении предпосылок, условий истинности познания права. Эта функция позволяет установить соотношение права и правовой деятельности. Она устанавливает возможность и границы познания правовых процессов.

Основные положения гносеологии:

- Единство гносеологии и антологии, то есть единство теории познания и отраженного в ней правового бытия, то есть познавательного отношения и действующего права.

- Единство теории и практики. Субъект правового познания оказывается включенным в социальную и правовую практику.

- Гносеология, как функция философии права включает в себя принципы познания. В частности, это восхождение от конкретного к абстрактному и наоборот, и как следствие установления истинности правовых явлений перед преломлением с деятельностью.

4. Аксиологическая функция. Аксиология - учение о ценностях. Здесь речь идет о ценностной ориентации ФП. Конечный результат - познание и разработка общего идеала. Исходя из современной конкуренции права, выступают такие ценности как равенство, свобода, справедливость. Это позволяет очертить ценностный статус права.

 

Т.о ценность права с т.зНерсесянца заключается в том, что ценность имеет лишь правовой закон, ценность определяется в какой степени закон выражает правовые принципы разумности, справедливости, гуманности. Неправовой закон не имеет ценности. Аналогично и про государство – это организационно – властное выражение права и государство ценно тогда, когда выражает эти принципы.

5. Место философии права в системе наук (социальная философия, теория государства и права).

ФП имеет древнюю историю (суждения о ней можно найти в трудах Гераклита, Сократа и т.д.). Но предметную принадлежность ФП определить трудно. В РФ идет полемика о природе ФП – философская или правовая наука. Г.Гуго считал, что юриспруденция состоит из юр догматики, истории государства и права и философии права и считал ФП наукой юридической. Он считал, что это наука историческая, а не выдумываемся кем – либо из политических деятелей. Позднее Г.Гегель выпустил «Философию права», он рассматривает ее как науку философскую, он считает, что наука о государстве – это часть философии и ФП имеет своим предметом идею права, т.е представления о праве, определение права или его понятие. На его взгляд, задача философии – постичь истину права, что такое право, его сущность. Он считает, что право должно быть разумное, а все, что не разумное, то не правовое.

Наиболее полно данный вопрос выразил Г.Ф.Шершеневич в «Общей теории права» - на ФП оказало важное обстоятельство – историческое разобщение между ФП и юр науками, в то время как юристы толковали нормы позитивного права, ФП же разрабатывалась лицами мало или даже непричастными к правоведению.

Можно считать, что ФП – это междисциплинарная самостоятельная дисциплина. Нерсесянц считает, что философской составляющей не входит в юридическую и философскую науку, соответственно, это философско – правовая наука. Алексеев считал, что ФП – чисто юридическая наука. Некоторые считают, что ФП – часть социальной философии – такая наука рассматривает с социальных позиций общество, но ФП отличается от нее и предметом и методом (формального равенства).

С остальными науками юридическими вообще сложно соотносить, т.к предмет у них уже, а у ФП намного шире.

ФП - в большей степени это философская дисциплина, но здесь нет однозначного мнения:

  1. Чисто философская наук а, отдаленная от юриспруденции (Храпанюк)
  2. Философия права составляет часть юридических наук. (Нельзя отделять философию права от юридических наук)

В современной науке существует 2 точки зрения о месте ФП:

Керимов: теория права состоит из 2-х частей - ФП и социология права. Общая философия дает основу для правовых исследований, ФП позволяет исследовать достижения других наук для исследования правовых явлений. Также ФП позволяет применять и различные частно-научные методы.

Алексеев: теория права состоит из 3-х частей - ФП, социология права и специальная юридическая теория. В единой общей теории права есть обособленный круг проблем: философия права, социология права, специальная теория права. Философия права составляет методологические проблемы правоведения, в социологию права включена эффективность законодательства, структура и уровень правосознания населения. Специальная юридическая теория составляет проблемы источников права, классификации правовых норм и так далее. Это деление носит условный характер, то есть это не подотрасли теории права, а главное направление.

Дореволюционный исследователь Шершеневич рассматривал ФП в единстве с теорией права. Он считает, что научная философия должна строить свои положения только на позитивном праве.

Таким образом, все точки зрения так или иначе стремятся отождествлять философию права с юридической дисциплиной. В качестве самостоятельной науки ФП почему-то никто не рассматривает, в этом состоит противоречие в их точках зрения, так как ФП имеет свои проблемы, свои вопросы, свои методы исследования (особые подходы).

Сегодня можно рассматривать ФП, как самостоятельную науку, так как раздел между ФП и теорией права оказывается высоким и четким (так как задачи, методы настолько различны). Теория права выступает как индуктивное знание, тогда как ФП формируется как дедуктивное знание.

Таким образом, ФП - самостоятельная наука и учебная дисциплина, которая призвана выполнять целый ряд функций ( 1. Мировоззренческая. 2. Методологическая. 3. Гносеологическая. 4. Аксиологическая)

 

6. Типология философско-правовых концепций по исходным теоретическим и идейно-политическим основаниям.

       Исх-теороснования.ФП имеет множество аспектов. Их множество обусловливает необходимость выделения разновидностей:

- идеализм объединяет представления о правовой реальности как порождения духа, идеи, понятий- аквинский, гегель, соловьев

- материализм- противоположно идеализму. обосновывает вторичность права, как отраженного в общественном сознании материального бытия и отношений между людьми. монтескье, гоббс, маркс

- рационализм- обоснование знания как основополагающей составляющей правовой реальности и главного существования права- сократ, спиноза, кант, гегель

- иррационализм- представление о формировании и существовании правовой реальности на основе дорациональных феноменов, необъяснимых рациональными средствами- воли (ницше), чувства солидарности (дюркгейм), интуиции или жизненных порывов (бергсон)

- позитивизм- ориентирует на рассмотрение правовой реальности как совокупности единичных фактов, очищенных от морали, политики и психологии, а самого права как совокупности норм- конт, остин, кельзен

- персонализм- отводит определяющая роль в правовой реальности личности. Личность является центром и целью и ядром правовой реальности. Бердяев

Многообразие обусловливается не только многоаспектностью, но и различием основных видов права- естественного, позитивного и гуманистического.

Идейно политические. ”Свобода- как средство превращения человеческой свободы в действительность. ”- именно об этом толкуют идеологи политических и общественных организаций:

- либерализм- основание права- свобода, как альтернатива жесткой предопределенности, зависимости от необходимости. Право- формальное равенство- всеобщая мера свободы и справедливости в социальной жизни людей.

- марксизм- 1. базис и надстройка 2. право- общественное сознание, идеологическое и материальное отношение, особый вид деятельности в системе жизнедеятельности 3. разные интерпретации взаимодействия государства и права в реализации социальной справедливости, личной и социальной свободы 4. интерпретации отношения государства к частной собственности на средства производства и роли право в нем.

 

7. Философия права Древней Греции (Сократ, Платон, Аристотель).

Сократ. Философско-правовой рационализм. В основе его философского подхода к нравственной, политической и правовой проблематике в целом ле­жит рационалистическое представление об определяющем, импе­ративно-регулятивном значении знания. Будучи божественным по своим истокам и статусу, знание, согласно Сократу, доступно и людям. Степень овладения знанием означает меру причастности людей к божественным началам и, следовательно, уровень спра­ведливости и законности в общественной, политической и частной жизни.

Как и добродетель в целом, политическая добродетель, куда Сократ включал и представления о нравственной природе зако­на, — это знание. Тот, кто знает что такое добро и зло, справедливость и несправедливость, никогда не будет нарушать моральные и правовые нормы.

И неписаные божественные законы, и писаные человеческие законы имеют в виду, согласно Сократу, одну и ту же справедли­вость, которая не просто является критерием законности, но по су­ществу тождественна с ней.Но если ты этим не довольствуешься, то, вот, не нравится ли тебе следую­щее: я утверждаю, что то, что законно, то и справедливо" (Ксено­фонт, "Воспоминания о Сократе", IV, IV, 12).

Стремился снизить роль обрядов, обычаев и ритуалов, и возвысить значение законов, создаваемых на основе знания и разума. Любые законы должны исполняться, а изменять их следует не посредством насилия, а при помощи рациональной аргументации.

С господством разумных и справедливых законов Сократ свя­зывал саму возможность полисной свободы — "прекрасного и вели­чественного достояния как для человека, так и для государства" (Ксенофонт, "Воспоминания о Сократе", IV, V, 2).

Обсуждение нравственной и правовой проблематики Сократ поднял на уровень логических дефиниций и понятий, заложив тем самым начало собственно теоретического исследования в дан­ной области. В этом плане Платон и Аристотель — прямые продол­жатели общефилософских и философско-правовых достижений Сократа.

 

 

Платон. Основные положения Сократа о справедливости, праве и за­коне были развиты его учеником Платоном (427—347 гг. до н. э.)1.

Истинное познание- мир бытия и идей.

Идеальное государство и разумные, справедливые законы трак­туются Платоном как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной, политической и правовой жизни.

Связь прав и обязанностей сословий (единство) и зависимость личности от государства (сила): 1. закону подчиняются все без исключения граждане 2. не должно быть отрыва от самых бедных и самых богатых 3. нельзя допускать разногласия между теми, кто осуществляет управление государством. 

Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало (каждое сословие и каждый член государства) занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. Кроме того, справедливость требу­ет, по Платону, соответствующей иерархической соподчиненности этих начал во имя целого. Так, характеризуя справедливость в идеальном государстве, Платон пишет: "заниматься каждому сво­им делом это, пожалуй, и будет справедливостью"; "справедли­вость состоит в том, чтобы каждый имел свое и исполнял тоже свое" (Государство, 433 Ь, е). Справедливость, по Платону, состоит также в том, "чтобы никто не захватывал чужого и не лишался своего" (Государство, 433 е).

Приведенные определения Платоном справедливости (dikaio-syne) относятся им и к праву (dikaion), раскрывая тем самым пла­тоновское понимание естественного права1 в его различении с по­лисным законом. Однако это различение естественного права и за­кона Платон, как и Сократ, трактует не в плане их противопостав­ления и разрыва, а для раскрытия объективных (в конечном сче­те — божественных, разумных, идеальных) корней полисных за­конов.

Справедливость, согласно Платону, предполагает "надлежа­щую меру", определенное равенство. При этом он (со ссылкой на Сократа) различает два вида равенства: "геометрическое равен­ство" (равенство по достоинству и добродетелям) и "арифметиче­ское равенство" ("равенство меры, веса и числа"). Поясняя смысл такого различения, Платон замечает, что "для неравных равное стало бы неравным, если бы не соблюдалась надлежащая мера" (Законы, 757а). "Геометрическое равенство" — это "самое истин­ное и наилучшее равенство": "большему оно уделяет больше, меньшему — меньше, каждому даря то, что соразмерно его при­роде" (Законы, 757,с).

Эти положения в дальнейшем были восприняты и развиты в учении Аристотеля о двух видах справедливости — справедливо­сти уравнивающей и справедливости распределяющей.

Платон разделяет и развивает дальше естественноправовое положение Сократа о том, что законное и справедливое одно и то же. Один из существенных аспектов многопланового диалога "Го­сударство" посвящен опровержению с этих позиций тезиса софис­та Фрасимаха о том, что справедливость — это пригодное силь­нейшему.

Правление философов и действие справедливых законов для Платона в "Государстве" — два взаимосвязанных аспекта одного идеального проекта.

1 Известный немецкий исследователь естественноправовых концепций Г. Райнер, характеризующий принцип "каждому - свое" в качестве основного положения ес­тественного права, подчеркивает связь этого принципа с платоновским определе­нием права, согласно которому "каждый имеет свое". Соответствующие суждения Платона (Государство, 433 е) о справедливости и праве в переводе Г. Райнера с учетом терминологии оригинала звучат так: "Право (dikaion) и справедливость (dikai-osyne) состоят в том, что каждый имеет и делает свое, так чтобы никто не имел чужого и не лишался своего".

Взаимосвязь и единство полиса и законов является сущест­венным принципом всей политической философии Платона, опи­рающейся на стойкие традиции предшествовавшей древнегрече­ской политико-правовой мысли. "Я вижу, — писал Платон, — близ­кую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правите­лями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги"

Государство, конструируемое Платоном в "Законах", как раз и относится к тем, где и правителям предписаны законы. "Мы долж­ны, — подчеркивает Платон, — всеми средствами подражать той жизни, которая, как говорят, была при Кроносе; мы должны, на­сколько позволяет нам доля бессмертия, убежденно следовать этой жизни как в общественных, так и в частных делах — в устроении наших государств и домов, — именуя законом эти определения ра­зума" (Законы, 713 е).

Подход к закону как "определению разума" стал общим ме­стом для всей последующей рационалистической линии в филосо­фии права. Специфика платоновского понимания в том, что в зако­не формулируется не разум существующих отношений, а как раз, наоборот, разум несуществующих ныне отношений. Законы, таким образом, предстают как средство внедрения начал разума в жизнь и отношения людей, как форма посильной для людей реставрации стандартов божественного правления.

Имея в виду разумность закона, Платон утверждал, что люди должны, оказывая сопротивление всем остальным влечениям, сле­довать лишь одному — требованиям закона. "Согласно нашему рас­суждению, — писал он (Законы, 644е — 645а), — каждый должен постоянно следовать только одному из влечений, ни в чем от него не отклоняясь и оказывая противодействие остальным нитям, а это и есть златое и священное руководство разума, называемое общим законом государства... Следует постоянно помогать прекраснейше-МУ руководству разума".

Весьма высоко ставил Платон знание о законах, считая не слу­чайным созвучие божественного и чудесного закона (nomos) и ума (noys). "Ведь из всех наук, — отмечал Платон, — более всего совер­шенствует человека, ими занимающегося, наука о законах" (Зако­ны, 957 с). В этой связи он настойчиво рекомендует изучать сочине­ния о праве.

 

Аристотель. Большое внимание рационально-теоретическому анализу пра­ва и закона и их социально-политической характеристике уделено в творчестве Аристотеля (384—322 гг. до н. э.).

Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике, которая включает в себя также учение о праве и законе.

Объектами политической науки являются прекрасное и спра­ведливое, но те же объекты в качестве добродетелей изучаются и в этике. Этика предстает как начало политики, введение к ней. В "Этике" Аристотель исследует, наряду со специфически этической темой, также и ряд собственно политико-правовых проблем.

Соотношение этики и политики отчетливо проявляется при " освещении проблемы справедливости. Как приобретенное качество " души и черта характера справедливость является величайшей из

* добродетелей (в соотношении с мужеством, умеренностью, щедро-

* стью, великодушием и т. д.) и относится к предмету этики; в этом ' аспекте справедливость — часть добродетели. Но у справедливости ' есть и иной аспект, выражающий отношение одного человека к ) другим; в таком смысле справедливость представляет всю доброде­тель в человеческих отношениях и относится к предмету политики. Характеризуя соотношение справедливости и добродетели, Аристотель (Этика, V, 3) замечает: "По существу они тождествен­ны, но в проявлении они различаются: одна — справедливость, доб­родетель, проявляющаяся в отношении к другим, другая, т. е. доб­родетель, — приобретенное душевное качество, взятое безотноси­тельно".

Политика, право и законы под справедливостью имеют в виду всю добродетель, т. е. политическую справедливость.

Отмечая употребление понятия справедливости вообще в раз­личных значениях, Аристотель (Этика, V, 2) пишет: "Итак, поня­тие "справедливость" означает в одно и то же время как законное, так и равномерное, а несправедливость — противозаконное и не­равномерное (отношение к людям)". Неравномерное и противоза­конное — не одно и то же; они отличаются друг от друга, как часть от целого: "ибо все неравномерное противозаконно, но не все про­тивозаконное неравномерно" (Этика, V, 5).

В процессе анализа справедливости как некоторой равномер­ности Аристотель говорит о "специальной справедливости" и раз­личает два вида ее проявления: справедливость распределяющую и справедливость уравнивающую. Уяснение содержания этих понятий необходимо для понимания политических и правовых взгля­дов Аристотеля, поскольку речь здесь по существу идет об объек­тивном смысле той специальной равномерности (т. е. равенства, меры и т. д.), которая обязательна для политических отношений и спра­ведливого закона.

Распределяющая справедливость — это проявление справед­ливости при распределении всего того (власти, почести, выплат и т. п.), что может быть разделено между членами общества. Здесь возможно как равное, так и неравное наделение различных лиц соответствующими благами.

Уравнивающая справедливость действует в сфере обмена и "проявляется в уравнивании того, что составляет предмет обмена" (Этика, V, 5). Этот вид справедливости применяется в области гра­жданско-правовых сделок, возмещения вреда, преступления и на­казания.

В самом общем виде равномерность характеризуется Аристо­телем как середина между излишком и недостатком, и в этом смысле справедливое есть равномерное. "Итак, — пишет он (Этика, V, 6), — необходимо, чтобы справедливое было серединой и равномерным (по отношению к известным предметам) и лицам; поскольку оно середина, оно должно быть серединою чего-либо (а это есть избы­ток и недостаток); поскольку оно есть равномерное, оно равномерно относительно двух предметов, а поскольку оно справедливое, оно справедливо относительно известных лиц".

Отсюда Аристотель делает вывод о том, что справедливое пред­полагает, по крайней мере, четыре условия: два лица, по отноше­нию к которым оно справедливо, и два предмета, по поводу кото­рых оно проявляется. Лишь с учетом правильно найденного соотно­шения всех этих условий можно установить справедливость. Пред­меты, говорит Аристотель, относятся друг к другу так же, как и лица: неравному не соответствует равное. Нарушение этого соот­ветствия приводит к тяжбам и спорам, поскольку в таких случаях равные люди владеют неравным или неравным уделено равное.

В качестве принципа распределяющей справедливости Ари­стотель — со ссылкой на поговорку "делить по достоинству" — обосновывает необходимость деления соответствующих общих для всех граждан благ по достоинству. "Все люди, — пишет он (Этика, V, 6), — согласны в том, что распределяющая справедливость долж­на руководствоваться достоинством, но мерило достоинства -не все видят в одном и том же, а граждане демократии видят ее в свободе, олигархии — в богатстве, а аристократии — в добродетели". Сам Аристотель трактует справедливое распределение по достоинству как распределение благ, общих для всех граждан, пропорциональ­но вкладу или взносу в общее дело того или иного гражданина. Тем самым распределяющая справедливость интерпретируется им (не без влияния пифагорейских представлений о числовых характеристиках справедливости и других добродетелей) как геометри­ческая пропорция, как пропорциональность между четырьмя чле­нами (условиями справедливого) соответствующего отношения: лицо а относится к лицу в, как предмет с к предмету d. Момент равенст­ва в распределяющей справедливости выступает как равенство в геометрической пропорции.

В уравнивающей же справедливости имеется в виду равенст­во арифметической пропорции. "Справедливость же в обменах, — пишет Аристотель (Этика, V, 7), — также заключается в своего рода равенстве, но не по такой пропорции, а по арифметической, ибо здесь не имеют в виду разницы, лишил ли порядочный человек дурного чего бы то ни было, или дурной — порядочного, или же порядочный совершил прелюбодеяние, а не дурной человек; закон обращает внимание лишь на различие ущерба, а с лицами обходит­ся как с равными во всем, за исключением различения того, кто совершил преступление, от того, кто страдает, и того, кто нанес ущерб, от того, кто терпит ущерб".

Уравнивающая справедливость — это середина ущерба и вы­годы, ограничивающая произвол. Отход от такой середины есть не­равенство. Судья, к которому прибегают спорящие, путем наказа­ния вновь восстанавливает равенство, отнимая выгоду у соответст­вующего лица. "Идти в суд, — замечает Аристотель (Этика, V, 7), — значит обратиться к справедливости, ибо судья желает быть как бы олицетворенной справедливостью; к тому же люди ищут бес­пристрастного судью, и кое-где судей называют "посредниками", чтоб этим обозначить, что люди, достигнув справедливого решения, станут держаться середины".

Все, подлежащее обмену, должно быть известным образом срав­нимо. Обмен не может иметь места без равенства, а равенство без соизмеримости. Для воздаяния равным необходимо найти уравнение между различными по ценности обмениваемыми услугами и продук­тами. Необходимо сперва найти пропорциональную меру равенства, а затем уже на этой основе совершать воздаяние равным.

В качестве всеобщей меры равной оценки и выступают деньги, монета (номизма)1. Потребность в монете как посреднике обмена продиктована, по Аристотелю, взаимной нуждой, которая связыва­ет людей в единое общение. "Говоря точно, — замечает Аристотель (Этика, V, 8), — невозможно, чтобы столь различные предметы ста­ли сравнимыми, но для удовлетворения нужды человека это в дос­таточной мере возможно; для этого должна существовать по обще­му соглашению одна мера оценки; поэтому-то она называется но­мизма, ибо деньги делают все сравнимыми благодаря тому, что все измеряется деньгами”.

 

8. Цицерон- Естественное право- высший истинный закон. Оно возникло раньше, чем какое-либо государство (как общий правопорядок, является воплощением справедливости и права). Право устанавливается природой, а не человеческими решениями и постановлениями. Закон, устанавливаемый людьми, не может нарушить порядок в природе и создавать право из бесправия, благо из зла, честное из позорного.

Соотношение права и закона- труд  ”О законах”. 2 рода законов: вселенский закон (разум, пришедший из природы) и закон, возникший по воле законодателя.

Законы Юпитера- естественное право, позитивное право -частное и публичное. Право народов трактуется им как положительное право разных народов и как естественное право международного общения. Принцип соблюдения обязательств, налагаемых международными договорами.

Придавал важное значение преамбуле закона. Ее цель- укрепить божественный авторитет закона, предотвратить правонарушения и заставить людей исполнять законы под страхом божьей кары.

 

9. Философия права средневековья (А.Августин, Ф.Аквинский).

Августин Блаженный- божественное право, есть священное право. Человек греховен и зол, только воля бога направляет его к добру. Законы града земного должны подчиняться законам града божьего и формулироваться как заповеди бога- цель законодателя- сблизить два града земной и божий. ”Исповедь”

Аквинский. В его концепции соотношения закона и права под законом в самом общем виде имеется в виду известное правило и мерило действий, которым кто-либо побуждается к действию или воздерживается от него. Более конкретно он определяет закон следующим образом: "Закон есть известное установление разума для общего блага, обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе" (Сумма теологии, I, q. 90).

Фома дает следующую классификацию законов: 1) вечный закон (lexaeterna), 2) естественный закон (lexnaturalis), 3) человеческий закон (lexhumana) и 4) божественный закон (lexdivina).

  1. Вечный – сам божественный разум управляющий миром, божественная мудрость отражается в явлениях природы и душе человека в форме естественных наклонностей.
  2. Естественный – это отражение вечного закона в человеческом разуме. Основное начало здесь: надо делать добро и избегать зла. Он устанавливает нормы морали, ему принадлежат все добродетельные действия людей.
  3. Человеческий – нужен для дисциплины. «Порочных надо силой и страхом воздерживать от зла», то есть Фомич смешивает юридический закон с нравственностью.
  4. Божественный – содержится в божественном откровении- Священном Писании. Он нужен, чтобы не было расхождений мнений людей о правде и неправде, для исправления несовершенства человеческого закона.

 

Фома различает два вида несправедливых законов. Несправедливые законы первого вида (в них отсутствуют те или иные обязательные признаки закона, например, вместо общего блага имеют место частное благо законодателя, превышение им своих правомочий и т.д.), хотя и не обязательны для подданных, но их соблюдение не запрещается в видах общего спокойствия и нежелательности культивировать привычку не соблюдать закон.

Ко второму виду несправедливых законов относятся те, что противоречат естественному и божественному законам. Такие законы не только не обязательны, но и не должны соблюдаться и исполняться.

 

Право (ius) - это, согласно Фоме, действие справедливости (iustitia) в божественном порядке человеческого общежития. Справедливость - одна из этических добродетелей, которая состоит в воздаянии каждому своего, ему принадлежащего. Фома, следуя Ульпиану, характеризует справедливость как неизменную и постоянную волю предоставлять каждому свое. Разделяет он и учение Аристотеля о двух видах справедливости - уравнивающей и распределяющей.

В соответствии с этим право (понимаемое также как праведное и справедливое) характеризуется Фомой как известное действие, уравненное в отношении к другому человеку в силу определенного способа уравнения. При уравнении по природе вещей речь идет о естественном праве (iusnaturae), при уравнении по человеческому волеустановлению - о цивильном, позитивном праве (iuscivile). Право, устанавливаемое человеческой волей (или человеческим законом), Фома называет также человеческим правом (iushumanum).

В целом, согласно трактовке Фомы, получается, что человеческий закон, только соответствуя естественному закону и божественному закону, а также требованиям естественного права, может выступить в качестве надлежащего (закономерного и правомерного) источника позитивного (человеческого, цивильного) права.

 

 

10. Философско-правовые взгляды Т.Гоббса и Д.Локка.

Ярко выраженный этатистский характер присущ философии права и государства Томаса Гоббса (1588-1679).

Существенное значение в учении Гоббса придается принципиальному противопоставлению естественного состояния (состояния войны всех против всех) государству (гражданскому состоянию).

В естественном состоянии нет общей власти, нет закона, нет справедливости. Здесь отсутствуют также собственность, владение, различие между моим и твоим. Каждый в естественном состоянии имеет право на все - в этом и состоят его естественное право и естественная свобода.

Естественное право (iusnaturale), по Гоббсу, не следует смешивать с естественным законом (lexnaturalis) - предписанием или найденным разумом общим правилом, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или что лишает его средств к ее сохранению, и упускать то, что он считает наилучшим средством для сохранения жизни. "Следует, - подчеркивал он, - различать между ius и lex, между правом и законом, хотя те, которые пишут по этому предмету, обычно смешивают эти понятия: ибо право состоит в свободе делать или не делать, между тем как закон определяет и обязывает к тому или другому члену этой альтернативы, так что закон и право различаются между собой так же, как обязательство и свобода, которые несовместимы в отношении одной и той же вещи" [ Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М., 1936. С. 115. - Такое противопоставление права и закона отрицает их общность и отвергает саму возможность правового закона как правовой формы признания и защиты свободы людей. ].

Человек - существо разумное, а общее правило и предписание разума, согласно Гоббсу, звучит так: " Всякий человек должен добиваться мира, поскольку у него есть надежда достигнуть его, если же он не может его достигнуть, то он может использовать всякие средства, дающие преимущество на войне" [Там же. С. 118. ]. Первая часть гоббсовской максимы разума выступает как первый и фундаментальный естественный закон: следует искать мира и следовать ему. Второй естественный закон: в случае согласия на то других, человек должен отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты, и довольствоваться степенью свободы к другим людям, как он бы допустил по отношению к себе.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Отличие хорошего общества от больного | Третий естественный закон: справедливость- требование выполнения заключенных договоров и соглашений.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 513 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наука — это организованные знания, мудрость — это организованная жизнь. © Иммануил Кант
==> читать все изречения...

2308 - | 2101 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.016 с.