Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Самостоятельная подготовка к публичным выступлениям и проведению дискуссии

Публичное выступление обязательно должно иметь продуманную структуру, определенную последовательность частей. Тема должна быть сформулирована так, чтобы содержала в явном и скрытом (но понятном для слушателей) виде вопрос, проблему. После формулировки темы, надо разделить объем понятия, то есть выделить составляющие того понятия или явления, о которых идет речь. Эти составляющие станут элементами плана выступления, основой всего выступления.

Выступление может иметь разные части: 9 частей (как в классической риторике) или три части (что более традиционно). Трехчастная композиция (вступление, основная часть, заключение) облегчает аудитории восприятие устного выступления.

Во вступлении обычно ставится проблема и сообщается главная мысль. В основной части приводятся аргументы в защиту основной идеи. В заключении подводятся итоги, повторяется основная мысль. Эта структура должна легко обнаруживаться слушателями, быть понятной для них. Чтобы добиться этого. Надо обозначать структурные части выступления особыми средствами (начну с…, теперь о …, и наконец…, в заключение отмечу, что…, во-первых, во-вторых и под.).

Наиболее важная информация подается с учетом «закона края» (лучше запоминается информация в начале и в конце выступления). С учетом этого эффективно применение рамочных конструкций выступления (Цель нашего выступления – показать, что…и так, мы установили, что…).

Особое внимание должно быть уделено подбору аргументов. Наиболее сильными в большинстве случаев оказываются следующие аргументы:

- научные аксиомы;

- положения законов и официальных документов;

-заключения экспертов;

- ссылки на авторитеты;

-показания очевидцев;

-статистические данные.

Необходимо помнить, что основное в аргументации – не количество аргументов, а их сила (недаром латинская пословица утверждает: Доказательства следует не считать, а взвешивать). Оптимальным числом аргументов при доказательстве какого-то факта психологи считают три.

При подготовке к публичному выступлению и дискуссии целесообразно ориентироваться на основные рекомендации, выработанные риторикой – наукой об убеждающей речи. Различные жанры публичных выступлений (лекция, доклад, участие в дискуссии) требуют разных приемов подготовки, но есть в риторике и общие правила подготовки любого публичного выступления:

- решительное начало выступления;

- сдержанная эмоциональность;

- краткость (но не в ущерб содержанию);

- диалогичность;

- разговорность;

-установление и поддержание контакта с аудиторией;

-прозрачность (понятность) главной мысли;

-решительный конец.

Первая фраза выступления должна быть продумана, подготовлена заранее и хорошо выучена, произнесена уверенно и выразительно; она должна быть четкой и понятной для слушателей.

Слушатели должны ощущать, что вы говорите эмоционально, что вам самому небезразлично то, о чем вы говорите, выступление ни в коем случае не должно быть монотонным, но эмоциональность должна быть сдержанной.

Необходимо уложить в отведенный регламент. Особенно ценится краткость в русской аудитории, что отражено в известном выражении: Коротко и ясно.

Выступление должно во многих своих фрагментах напоминать диалог со слушателем, иметь черты беседы, когда оратор задает вопросы (обычные или риторические), выслушивает ответы, реагирует на поведение аудитории.

Стиль выступления должен быть преимущественно разговорный, выступление должно носить характер непринужденной беседы.

Очень важен контакт с аудиторией. Установить контакт с аудиторией значит: смотреть на аудиторию во время выступления, следить за ее реакцией, вносить изменения в свое выступление в зависимости от реакции слушателей, демонстрировать приветливость, дружелюбие, готовность ответить на вопросы, вести с аудиторией диалог.

Главную мысль желательно передать разными способами не менее двух-трех раз в ходе выступления

Как и начало, конец выступления должен быть кратким, ясным. Заранее продуманным. Окончательную фразу надо заранее продумать и сформулировать; ее, как и начальную фразу, надо отрепетировать. Чтобы произнести без запинки, четко и понятно.

Публичное выступление – это устная речь, поэтому необходимо таким образом поработать над текстом выступления, чтобы этот текст был удобен для устного воспроизведения и для восприятия на слух. В выступлении должны преобладать не малоупотребительные книжные, научные и официально-деловые слова, а более употребительные, стилистически нейтральные и разговорные. Необходимо также использовать более простые синтаксические конструкции, целесообразно избегать длинных сложноподчиненных предложений, развернутых причастных оборотов, поскольку все эти конструкции плохо воспринимаются на слух. Использование цифровых данных значительно повышает убедительность выступления, однако необходимо соблюдать ряд правил приведения цифровых данных в устном выступлении: 1. цифр должно быть немного, тогда они выглядят убедительными для слушателей; 2. цифры лучше округлять; 3. статистические данные нужно давать в сравнении или в пропорции; 4. нужно точно указывать источник приводимых статистических данных.

Выражаемая идея должна повторяться в ходе выступления, но повтор должен осуществляться в разной словесной форме. Следует голосом, интонацией подчеркивать главное в речи. Убедительности речи способствуют риторические фигуры. Сильной риторической фигурой считается риторический вопрос, поскольку он ненавязчиво внушает необходимую идею. Следует помнить и о том, что слишком большое количество фигур в устной речи либо их однообразное применение способны дать обратный эффект. Поэтому применять в устной речи риторические фигуры следует с осторожностью. Все перечисленные умения и качества хорошей речи оратору необходимо тренировать.

Тематика рефератов

1. Политические и правовые учения в государствах Древнего Востока.

2. Общая характеристика религиозно-мифологических представлений о государстве и праве в странах Древнего Востока.

3. Основные факторы формирования политико-правовых учений Древнего Китая. Даосизм: основные принципы и идеи. Учение Лао-цзы о естественном и человеческом законе (“дао” и “дэ”).

4. Этико-правовое учение Конфуция: принцип добродетели. Патриархально-патерналистская концепция происхождения и сущности государства. Учение о войне и мире. Роль конфуцианства в истории государства и права Китая.

5. Идея естественного равенства и договорного происхождения государства в учении Мо-цзы. Выражение интересов народных низов в теории моистов.

6. Учение легистов. Их теория государственного управления на основе законов. Закон как система наказаний.

7. Общая характеристика становления политико-правовой мысли в Древней Греции. Идеи права, всеобщей справедливости и «благозакония» в поэмах Гомера и Гесиода.

8. “Законопослушание” как одна из высших добродетелей человека в учении пифагорейцев. Понятие справедливости по Пифагору. Аристократический характер политических взглядов Гераклита.

9. Идеи софистов о равенстве, полисных законах, происхождении государства (Протагор, Горгий, Гиппий, Антифонт, Ликофрон и др.). Противопоставление Гиппием и Антифонтом природы (фюсиса) и закона (номоса) как прообраз идей естественного права.

10. Идеальное государство Сократа и Платона как справедливое правление лучших. Иерархия сословий, их функции в трактате “Государство”.

11. Типология форм государственной власти и их критика в учениях Платона (аристократия, тимократия, олигархия, демократия, тирания, монархия).

12. Политические и правовые взгляды Аристотеля. “Полития” как лучшая форма государственного устройства.

13. “Правильные” и “неправильные” формы государства в “Политике” Аристотеля.

14. Принцип “срединности” как основа политических и правовых идей Аристотеля. Право естественное и волеустановленное.

15. Политико-правовые идеи в Древнем Риме. Учение Цицерона о государстве и праве: определение государства (respublica), классификация форм государства, право и его виды.

16. Римские юристы. Право, его виды и сферы действия, соотношение права и закона. Публичное и частное право.Общая характеристика политико-правовых идей Средневековья.

17. Правовые идеи христианского богословия. Учение отцов церкви: Василия Великого, Иоанна Златоуста. Восточно-византийское учение о “симфонии властей” (император Юстиниан, патриарх Фотий).

18. Теологическая теория происхождения и сущности государства. Августин Аврелий о соотношении церкви и государства, о цели государства и его формах (“О граде Божием”).

19. Правовые идеи средневековой схоластики. Фома Аквинский о праве и государстве. Учение о трех элементах государственной власти, о пирамиде законов, о соотношении духовной и светской властей.

20. Политико-правовые идеи средневековых ересей. Критика политических и правовых догматов католического христианства.

21. Выражение интересов средневекового бюргерства в политико-правовом учении МарсилияПадуанского. Взаимоотношение государства и церкви. Народ как источник власти. Государство как соглашение в целях достижения общего блага.

22. Процессы секуляризации в идеологии Западной Европы позднего Средневековья. Политико-правовые идеи эпохи Реформации: учения М.Лютера, Ж.Кальвина, Т.Мюнцера. Реформация как важнейший фактор формирования западной правовой культуры. Протестантизм и его учение о религиозной свободе как фундамент либерализма и морально-правового плюрализма.

23. Политическое учение Н.Макиавелли. Макиавелли о природе человека, о целях и формах государства. Политика как особая сфера общественной деятельности. Разграничение политики и морали. “Макиавеллизм”. Соотношение права и силы.

24. Жан Боден о природе государства, о народном суверенитете. Понятие и признаки суверенитета в трудах Жана Бодена.

25. Утопические социалистические концепции XVI в. в “Утопии” Т. Мора и трактате Т. Кампанеллы “Город Солнца”. Вопросы собственности, организации труда и распределения ресурсов, политической и правовой системы.

26. Учение о естественном праве Гуго Гроция. Требования разума и нормы естественного права. Его взгляды на сущность и происхождение государства. Разграничение Гроцием юриспруденции и политической науки.

27. Концепция “естественного состояния”, естественных законов и договорного происхождения государства Т.Гоббса. Государство – ночной сторож.

28. Демократический вариант естественного права и общественного договора Д.Локка. Доктрина раннебуржуазного либерализма. Теория конституционного правления и идеи либерализма, правления закона.

29. Учение Монтескье “О духе законов”: о совокупности факторов, определяющих “дух законов” и “образ правления”. Правила составления законов. Теория разделения властей. Учение Монтескье о свободе.

30. Происхождение государства и особенности “общественного договора” в концепции Ж.Руссо. Различение Руссо “общей воли” и “воли всех” как основа его понимания гражданского общества. Идея народного суверенитета. Основные направления политико-правовой мысли в период Великой французской революции.

31. Идеи американских просветителей. Идеи Т. Пейна о соотношении общества и государства, правах человека и формах правления. Три источника и три типа государственной власти. Обоснование Т. Пейном народного суверенитета и права на смену власти.

32. Политико-правовые идеи Т. Джеферсона. Соотношение естественных и гражданских прав. Право на жизнь, свободу и стремление к счастью как американская версия европейской «триады прав человека».

33. А.Гамильтон о власти народа в государстве и принципах федерализма.

34. Дж. Адамс о системе “сдержек и противовесов”, формах правления.

35. Учение Дж. Мэдисона об объединениях людей (фракциях), взаимоотношении отраслей публичной власти.

36. Учение И. Канта о государстве и праве.

37. Консерватизм и традиционализм Э. Берка., Ж. де Местра.

38. Критика естественного права представителями исторической школы права. Идея народного духа, обычное право, развитие права в трудах Г. Гуго, К. Савиньи и Г. Пухты.

39. Философия права Гегеля. Основные значения понятия “права” в гегелевской философии права. Абстрактное право, мораль, нравственность. Преступление и наказание. Гражданское общество и государство.

40. Возникновение юридического позитивизма. Взгляды Бентама и Дж. Остинана право и государство. Аналитический позитивизм в праве Г. Харта.

41. Движение в пользу “свободного права” в начале XX в. Социологическая школа права Е.Эрлиха. Социологическая теория права в США Р. Паунда. Американская и скандинавская школы «правового реализма».

42. Чистая теория права Г. Кельзена. Право как принудительный порядок. 

43. Естественно-правовые идеи 20-го века: Ж.Маритен, Р.Дворкин, Л.Фуллер, Дж.Роулс. Современные теории естественного права. Неотомистские, неокантианские, экзистенциалистские версии естественного права. Естественное право с изменяющимся содержанием. Юридическая герменевтика.

44. Политико-правовые идеи национал-социализма. Государственно-правовые взгляды К.Шмитта.

45. Солидаристские теории права Э.Дюркгейма и Л.Дюги. Социальный позитивизм О.Конта.

46. Синтетические (интегративные) теории права П.Г.Виноградова, А.С.Ященко, Дж.Холла.

47. Типы правопонимания: теологический; классический естественно-правовой; исторический, национально-консервативный и формационно-классовый; позитивно-юридический (формально-догматическоеправопонимание, юридический позитивизм), эмпирико-социологический и психологический. Их характеристика по источнику и функциям права, ценностному и антропологическому обоснованию.

48. Теологический тип правопонимания в трудах Василия Великого, Григория Богослова. Учения Августина, Аквината, Иллариона, Филофея, И.Грозного, митрополита Иоанна (Снычева), мусульманских правоведов. Современные идеи теоцентризма в юриспруденции.

49. Генезис естественно-правового подхода к праву в трудах римских юристов, Гроция, Локка, Гоббса, Канта, Фихте и др. Пересмотр принципов естественного права в современном мире.

50. Система взглядов представителей исторической школы права в учениях Г. Гуго, К. Савиньи, Г. Пухта.

51. Исторический национально-консервативный тип правопонимания в работах Э. Берка, И.Ильина, К. Победоносцева, Л. Тихомирова, Н. Алексеева. Органический подход к государству и консервативноеправопонимание. Историческая школа юристов и социокультурный подход к праву.

52. Формационно-классовое правопонимание К. А. Сен – Симона, Ш. Фурье, Ф. Лассаля, Р. Оуэн, Маркса, Энгельса, Стучки. Политэкономия и юриспруденция. Неомарксизм и его политические идеи.

53. Юридический позитивизм и нормативизм: основные представители и идейные течения (догматизм Дж. Остина и К.Бергбома, нормативизм Г. Кельзена, аналитическая юриспруденция Г. Харта).

54. Идеи юридического позитивизма в российской юридической науке. Неопозитивизм. Отождествление объективности и ценностно-мировоззренческого нейтралитета в юридической науке. Понятие юридической догмы, догматического метода. Законнический формализм, его принципы и значение для преодоления произвола в судопроизводстве.

55. Социологическое правопонимание: история и становление в трудах Э.Дюркгейма, Г.Спенсера, М.Вебера, Л. Дюги, М.М. Ковалевского, Р. Паунда. Школа свободного права Е. Эрлиха, Ф. Жени, Г.Канторовича. Коммуникативный подход к праву. Право как форма контроля социальной жизни индивида и инструмент построения общественной солидарности в учении Р. Паунда. Социологический метод в праве.

56. Психологическая теория права Л. Петражицкого. Психологические концепции государства и права З.Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма.

57. Общая характеристика политико-правовой мысли Древнерусского государства. Первый русский политический трактат митрополита Илариона “Слово о законе и благодати”. Соотношение Закона и Благодати (истины). О равноправии народов. Идеальный образ правителя: его права и обязанности.

58. “Моление Даниила Заточника”. Образ великого князя, его права и обязанности. Сила и Гроза в княжеской власти.

59. Представление о верховной власти, формах ее организации, правах и обязанностях, взаимоотношениях с церковью в учениях “нестяжателей” и “иосифлян”. Разграничение «духовного» и «мирского» как основа разделения светской и духовной власти. Возможность критики царя в учении Иосифа Волоцкого.

60. Политические и правовые взгляды М.Грека. Вопросы законности, государственного устройства, верховной власти, свободы воли в учении М. Грека.

61. Политико-юридическая программа И.С. Пересветова.

62. Политико-правовые взгляды Андрея Курбского. А.Курбский о праве народа на оказание сопротивления злонамеренной власти.

63. Политическая концепция Филофея “Москва – третий Рим”. Идея самодержавной власти. Единство и суверенность русской земли.

64. Политические взгляды славянофилов (А. Кошелев, И. Аксаков, К. Аксаков, А. Хомяков, И. Киреевский) и западников (А. Чаадаев, Н. Чернышевский, В. Белинский, А. Герцен): сравнительный анализ.

65. Политико-правовые концепции русских консерваторов (неоконсерваторов) (К.Леонтьев, Н.Данилевский, Л.Тихомиров) и либералов (Б.Чичерина, М.Ковалевского, С. Муромцева и др.): сравнительный анализ. Русский анархизм С.Нечаева и М.Бакунина. Право как порядок общественных отношений по С.А.Муромцеву.

66. Учение И.А.Ильина о правосознании. Монархический идеал И.А.Ильина.

67. Теократическая утопия В.Соловьева. Соотношение права и нравственности в работах В.Соловьева.

68. Психологическая теория права Л. Петражицкого. Разграничение права и нравственности на основе эмоциональных актов. Учение о двух методах правового регулирования.

69. Естественно-правовое учение П. Новгородцева и его отход к консерватизму в эмиграции. Русская община и российская государственность в доктринах консерваторов.

70. Общая теория права Н. Коркунова. Право как средство разграничение интересов. Психологический характер властеотношений.

71. Идея монархической государственности Л.Тихомирова, К.П.Победоносцева. Православие и самодержавие. Самодержавие и право. Критика либерализма и демократии.

72. Политические и правовые взгляды евразийцев (Н.Алексеев, Н.Трубецкой, П.Сувчинский, П.Савицкий). “Государство правды” как основа правовой доктрины Алексеева. Российский правовой менталитет в правоведении Алексеева. Учение о правообязанностях.

73. Русская правовая мысль. Антитехнократизм и отрицание гиперюридизма (моралистическийантилегизм, противопоставление индивидуализму соборности, общинного коллективизма) в русской философии права.

74. Преимущества монархии над республикой и идея недопустимости замены самодержавия, как исторического национального государства «общественным договором» космополитических индивидов.

75. Миф об укорененности «тоталитарного комплекса» в русском менталитете.

76. Критика доктринерского либерализма в трудах А.Г.Дугина, А.С.Панарина, В.Н.Синюкова.

 

 

Критерии оценки

За подготовку реферата  студенту начисляются баллы в соответствии с критериями, представленными в таблице.

Критерий оценки Содержание Баллы
Новизна материала - актуальность темы - формулировка нового аспекта проблемы - умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал - наличие авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений - стилевое единство текста 5 10     10   10 5
Обоснованность выбора источников - анализ и оценка использованной литературы: научная литература (монографии и публикации в научных журналах) 10
Степень раскрытия сущности вопроса - соответствие плана теме реферата - соответствие содержания теме реферата - полнота и глубина проведенного исследования - умение обобщать литературу, делать выводы - умение сопоставлять различные точки зрения по теме 5 5 10 5   10
Соблюдение требований к оформлению - оформление ссылок на использованную литературу - оформление списка литературы - владение терминологией - соблюдение требований к оформлению реферата   5 3 5   2

Перевод баллов в пятибалльную шкалу оценок представлен в таблице.

Количество баллов Оценка Зачет
76–100 Отлично

Зачтено

51–75 Хорошо
31–50 Удовлетворительно
0–30 Неудовлетворительно Не зачтено

 

Вопросы к экзамену

1. Предмет философии права. Место философии права в системе гуманитарного знания и юридических дисциплин. 

2. Соотношение теории права и философии права в различных концепциях и типах правопонимания.

3. Методы философского познания права.

4. Основные направления философии права: онтология права, гносеология права, аксиология права, антропология права.

5. Философия права и проблемы поиска сущности права.

6. Задачи и функции философии права.

7. Роль философии права в формировании концепции социального правового государства.

8. Философско-правовое измерение правовых ценностей, защищенных Конституцией Российской Федерации.

9. Становление естественноправовых воззрений в Древней Греции и Древнем Риме.

10.  Натурфилософский этап в развитии идеи естественного права

11.  Христианские основы европейской философии права.

12.  Христианство и становление идеи прав человека.

13.  Критерии своеобразия (различия) правовых культур.

14.  Роль доминант духовности в становлении права, правосознания, философско-правовых взглядов; постижении сущности права.

15.  Духовные доминанты китайской правовой культуры: ритуализованность, традиционность, моральность.

16.  Духовные доминанты индийской правовой культуры: космизм, мистицизм, синтетизм.

17.  Духовные доминанты правовой культуры стран Арабского Востока: религиозность, рационализм.

18.  Духовные доминанты западноевропейской правовой культуры: политичность, рационализм.

19.  Духовные доминанты русской правовой культуры: религиозность, моральность.

20.  Понятие правосознания. Правосознание как источник права.

21.  Регулятивный, рефлективный и творческий аспекты правосознания.

22.  Правосознание и толкование права. Роль желаемого права в интерпретации позитивного права.

23.  Правосознание и этнокультурные традиции народов.

24.  Структурные характеристики правосознания.

25.  Идея права, ее смыслообразующая роль.

26.  Понятие свободы и ее философско-правовые характеристики.

27.  Равенство как политико-правовое выражение меры прав и обязанностей людей.

28.  Формальное и реальное равенство.

29.  Понятие справедливости. Справедливость как социально-нравственная мера деятельности людей и идеальная основа нормативного строя права.

30.  Понятие закона. Правовой закон как выражение природы межчеловеческих отношений.

31.  Принципы логики правосознания.

32.  Особенности формирования русской философии права.

33. Русскоеправопонимание как основа российской правовой культуры.

34.  Духовные основы русской философии права.

35.  Русские консерваторы и славянофилы о религиозных основаниях государства и права в России.

36.  Социокультурные истоки традиции права и правовых новаций.

37.  Самобытность и корни отечественной философии права.

38. Модернизационные кризисы отечественного права: философско-правовойапект.

39. Вестернизация права в постсоветской России: опыт и последствия.

40.  Право в эпоху постмодерна.

41.  Идея прав человека и их гарантий в аргументации сторонников глобализации.

42.  Процессы универсализации европейских правовых ценностей в современном мире.

43.  Глобализация и концепция прав человека в философско-правовом аспекте.

44.   Роль судебной власти в правовой глобализации.

45.  Философские аспекты юриспруденции и методологии права.

46.  Основные концепции правопонимания как парадигмы правового мышления.

47.  Философско-правовая герменевтика. Понимание, истолкование и применение права как элементы философско-правовой герменевтики.

48.  Значение философии права для изучения типов правопонимания и парадигм правового мышления.

49.  Основные типы правопонимания (школы права), их философско-правовая характеристика.

50.  Правовая антропология как наука о человеке в правовом измерении и его правовом бытии.

51.  Юридическая антропология как наука о правовых формах общественной жизни людей от древности до наших дней.

52.  Проблема правовой охраны самобытности малочисленных этносов в контексте правовой антропологии.

53.  Юридическая этнология в современной теории и философии права.

54.  Процессы правовой глобализации и разрушение исторически сложившихся типов правосознания.

55.  Антропология права и вызовы современной цивилизации.

56.  Философско-правовые аспекты современных биомедицинских технологий. Философия права и биомедицинская этика.

57.  Философско-правовые аспекты смертной казни.

58.   Аксиология права – философско-правовая наука о правовых ценностях.

59.  Право как ценность.

60.   Ценность прав человека и свободы личности в либеральной философии права.

61.  Ценность традиции и духовно-нравственные ценности в консервативной философии права.

62.  Ценность справедливости в философии права.

63.  Ценности порядка и безопасности, социальных интересов и благ в философии права.

64.  Ценность правового государства.

65.  Философско-правовые аспекты отражения ценностей морали в праве. 

66.  Иерархия ценностей в правовой идеологии.

67.  Понятие легитимации права.

68.  Традиционная, религиозная и рациональная формы легитимации права. Правовая идеология в механизме легитимации права.

69.  Правда как ценность отечественной правовой культуры и философии права.

70.  Традиции и духовно-нравственные основания русской философии права как ценность российского правоведения.

6.Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)

Указываются основная и дополнительная литература, нормативные правовые документы, Интернет-ресурсы и иные источники. Ссылки на источники оформляются в соответствии с общепринятыми требованиями.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Самостоятельная работа с информационными источниками | Перечень учебной и научной литературы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 204 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2305 - | 2155 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.