Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 10. Правовая глобализация и правопонимание в современном мире

Право в эпоху постмодерна. Поиск интегративного правопонимания и методология теории права. Концепции философии права в эпоху постмодерна. Идея прав человека и их гарантий в аргументации сторонников глобализации.

Понятие глобализации и ее виды: экономическая, политическая, культурная, правовая и т.д. Глобализация и глобализм. Глобализация как мировой феномен и универсализация европейских правовых ценностей. Философско-правовое осмысление процессов модернизации и глобализации в политико-правовой и экономической сферах. Глобализация концепции прав человека. Универсализация правосудия и идеала правового государства. Концепция правового реализма.

Право как основной инструмент управления процессом формирования сетевого миропорядка. Роль экономической и политической интеграции государств в XX веке, а также внутренней логики права, поиска всеобщих и неизменных, универсальных и истинных принципов справедливости в становлении международной правовой системы. Рационалистические теории естественного права Нового времени и эпохи Просвещения и правовой универсализм XXI века. Новые источники права: корпоративное право, обычаи и нормы деловой и корпоративной этики. Основные факторы формирования транснациональной правовой системы: международное корпоративное и транснациональное торговое право, универсализация торговых обычаев, совершенствование договорного права, разработка общих принципов и единых подходов осуществления коммерческой деятельности. Размывание границ между частными и публичными интересами, частным и публичным правом в эпоху глобализации. Последствия правовой глобализации.

Роль судебной власти в правовой глобализации. Формирование специализированных международных судебных инстанций на основе универсальных правовых принципов и правопонимания. Унификация процессуального права и функционирование наднациональных судебных органов.

 

4.Фонд оценочных средств промежуточной аттестации
по дисциплине (модулю)

4.1. Формы и методы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

 

4.1.1. В ходе реализации дисциплины…используются следующие методы текущего контроля успеваемости обучающихся:

 

При проведении занятий семинарского типа:

1. Дискуссии

2. Тесты

3. Рефераты

 

4.2. Материалы текущего контроля успеваемости.

Приводятся методические материалы, обеспечивающие оценивание знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности.

 

4.2.1. Дискуссия на тему: Предмет философии права.

Цель: выявление предпосылок формирования европейской философско-правовой мысли.

 

Примерный перечень тем для дискуссии:

 

Античные корни философии права.

Теократическое измерение права и государства (метод веры, опирающийся на опыт церкви)

Протестантизм и культура Ренессанса в политико-правовом контексте

 

4.2.2. Дискуссия по вопросу: Правовая онтология

Цель: формирование смысловых связей теории общественного договора

Для обсуждения предлагается три модели общественного договора:

1.       Идея общественного договора у Гоббса

2.       Взгляды Локка на естественное состояние и общественный договор

3.       Категорический императив Канта и общественный договор.

 

4.2.3. Дискуссия на тему: Основные типы правопонимания.

Цель: выявление методологических особенностей различных подходов к праву.

Примерный перечень тем для дискуссии:

 

1. Методология права: понятие и место в юриспруденции.

2. Позитивистские аспекты юриспруденции и методологии права.

3. Социологические аспекты права.

4. Естественно-правовые подходы к праву.

5.Интегравтиыне теории права.

 

4.2.4.Дискуссия на тему: Самобытность русской философии права.

Цель: выявление особенностей формирования политико-правовых идей в Московском государстве.

 

Примерный перечень тем для дискуссии:

 

Духовные основы русского правопонимания.

Основные идеи древнерусского права.

Симфония властей и ее отражение в законодательстве Древней Руси.

Парадигмы в юридической науки и концепции правопонимания.

 

4.2.5.Дискуссия на тему: Правовая антропология.

 

Цель: выявление самобытных оснований русского правопонимания.

 

Примерный перечень тем для дискуссии:

 

1. Русская философия права: понятие и место в системе правоведения.

2.  Социально-философская методология русской философии права.

3. Формационный и социокультурный (цивилизационный) подходы к праву в России.

4.2.6.Дискуссия на тему: Правовая гносеология.

 

Цель: выявление современных методов научного правового познания в постижении права.

 

Примерный перечень тем для дискуссии:

1. Право и глобализация.

2. Право и кризис либерализма.

3. Государство в условиях новой идейной парадигмы.

 

Тесты по курсу

1. К какой группе наук относится философия права:

 

Историко-теоретических юридических дисциплин;

Физико-технических;

Прикладных естественно-научных;

Отраслевых юридических дисциплин.

 

2. Какие преступления согласно Ветхому Завету считались наиболее тяжкими?

идолопоклонство и колдовство;

убийство;

прелюбодеяние;

воровство;

 

3. В каком диалоге Платона речь идет об идеальном государстве:

Государство;

Тимей;

Апология Сократа;

Критий.

 

4. Кто из перечисленных ниже мыслителей сформировал политическое мышление в Древнем Китае:

Конфуций;

Шан Ян;

Лу цзы;

СяньДзеньПин.

 

5. Какое из произведений Аристотеля посвящается политическому идеалу Афин:

 

Афинская полития

Никомахова этика;

Эстетика;

Метафизика.

 

6. Какая из перечисленных ниже заповедей Законодательства Моисея является главной:

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим.Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя»

«Не прелюбодействуй»

«Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу Богу твоему»

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе»

 

 

7. Какие идеи лежали в основе Византийской империи?

Христианской нравственной проповеди

Исламской проповеди;

Классовой ненависти;

Расового превосходства

 

8. Кем был Августин Блаженный?

Христианским богословом

Исламским богословом

Фарисеем, то есть иудейским книжником

Католиком

9. Христианское учение о достоинстве каждого человека возникло на этапе:

Натурфилософском

Теологическом

Рационалистическом

Постмодернистском

 

10. Понимание естественного права как предписания здравого разума свойственно этапу:

Натурфилософскому

Теологическому

Рационалистическому

Постмодернистскому

 

11. Согласно марксизму право – это:

Выражение воли трудящегося класса

Возведенная в закон воля господствующего класса

Выражение воли большинства народа

Совокупность норм, обеспеченных принуждением государства.

 

12.  Правовая онтология это:

Учение о практическом законотворчестве;

Учение о смысле права как ценности;

Учение об основных принципах, формах, способах существования и развития правовой реальности;

Учение о природе, методах и логике познания и толкования правовой реальности.

 

10. Укажите автора работы «Философия права»:

1) Маркс;

2) Кант;

3) Энгельс;

4) Гегель.

 

11. Назовите суждение, которое отражает точку зрения философско-

правового иррационализма:

1) Правовая реальность существует и формируется на основе дорацио-

нальных феноменов (воли, чувств, интуиции, «жизненном порыве»);

2) Знание– это основополагающая составляющая правовой реальнос-

ти;

3) Правовая реальность – это порождение Духа, инобытие идеи и т.п.;

4) Правовая реальность – это отражение в общественном сознании

материального бытия, материальных отношений.

 

12. Философия права и Общая теория государства и права взаимосвязаны

следующим образом:

1) Имеют общий объект исследования;

2) Имеют общий предмет исследования;

3) Исследуют явление на сущностном уровне;

4) Они не взаимосвязаны между собой.

 

13. К. Маркс определял право, следующим образом:

1) Право – это надстройка над экономическим базисом, это юриди-

ческое оформление общественных, в первую очередь экономичес-

ких отношений;

2) Право как политическая справедливость;

3) Право – это совокупность условий, ограничивающих произвол одного

человека по отношению к другому посредством общего закона свободы;

4) Право – действие божественной справедливости в обществе

 

14. Родоначальником нормативизма является:

1) А. Шопенгауэр;

2) О. Конт;

3) И. Кант;

4) Г. Кельзен.

 

15. Правовая гносеология это:

1) Учение об основных принципах, формах, способах существования

и развития правовой реальности;

2) Учение о практическом законотворчестве и практическойреализа-

ции права, о принципах правовой деятельности;

3) Учение о смысле права как ценности, о праве как справедливости и

общем благе;

4) Учение о природе, методах и логике познания и толкования право-

вой реальности.

16. «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат

каждому от рождения» ст. 17 Конституции РФ - эта статья отражает

сущностную характеристику:

1) Естественного права;

2) Позитивного права;

3) Конституционного права;

4) Гражданского права.

 

17. Политико-правовое учение, включавшее в себя положение об

отмирании государства и права и права по мере развития общества:

1) Либерализм;

2) Консерватизм;

3) Марксизм;

4) Анархизм.

 

18. Правовая аксиология это:

1) Учение о смысле права как ценности, о праве как справедливости и

общем благе;

2) Учение о практическом законотворчестве и практическойреализа-

ции права, о принципах правовой деятельности;

3) Учение о природе, методах и логике познания и толкования право-

вой реальности;

4) Учение об основных принципах, формах, способах существования

и развития правовой реальности.

 

19. Существуют неотъемлемые и непередаваемые государству права

личности, считал:

1) Г. Гроций;

2) Ф. Бэкон;

3) Д. Локк;

4) Т. Гоббс.

 

20. Суждение, отражающее точку зрения философско-правового идеализма:

1) Правовая реальность – это отражение в общественном сознании

материального бытия, материальных отношений;

2) Правовая реальность – это порождение Духа, инобытие идеи и т.п.;

3) Правовая реальность – это совокупность единичных фактов «очи-

щенных от морали, политики, психологии»;

4) Правовая реальность – это согласование деятельности человека и

государства.

 

21. Закон талиона (возмездия) – это:

1) Социальная справедливость;

2) Воздающая справедливость;

3) Уравнивающая (гражданская) справедливость;

4) Распределяющая (пропорциональная) справедливость.

 

22. Какое из суждений отражает точку зрения философско-правового

материализма:

1) Правовая реальность – это порождение Духа, инобытие идеи и т.п.;

2) Правовая реальность – это согласование деятельности человека и

государства;

3) Правовая реальность – это отражение в общественном сознании

материального бытия, материальных отношений;

4) Правовая реальность – это совокупность единичных фактов «очи-

щенных от морали, политики, психологии».

 

23. Больше всего на развитие отечественной политико-правовой мысли повлияли следующие факторы:
- Восточная христианская церковь (православная вера) и церковное право;

- Кровожадность татаро-монгольских племен;

- Богатство недр России;

- Алкоголизм.

 

24. Какая из идей принадлежит славянофилам:

Опыт политико-правового заимствования с Запада для нас не приемлем.

Россия не должна развиваться особым образом, должна выбрать западный путь развития.

«Не открыть свое, а идти за чужим".

Культивирование материальных начал привело Запад к счастью.

 

 

25. Какая из идей принадлежит славянофилам:

В России право всегда есть справедливость – правда, неразрывная с религиозно-нравственными идеалами.

Право есть система наказаний

Право – нормы, обеспеченные принуждением

Право – свобода для всех в рамках закона.

 

 

26. Какая из идей принадлежит славянофилам:

Либерализм, парламентаризм не приемлемы для России.

Общинный дух, коллективизм русских людей сформировали особый тип государственности, основанный на культе силы.

 Русский народ стремится к мировому господству.

 Для России необходим – либерализм.

 

27. Философские и политические идеи западников:

В России необходимо культивирование правовой культуры, юридического мировоззрения.

России необходимо стать служанкой Запада.

История России полна доблести, прошлое у нее - светлое.

Православие – лучший выбор в качестве религии

 

28. Что является источником права в естественно-правовых теориях правопонимания

природа естество человека – источник права

Бог – нормотворец

воля суверена – источник права

менталитет или дух нации – источник права

 

29. В названии трактата «Слово о Законе и Благодати» отражено

Соотношение закона Ветхого Завета и Богочеловека Иисуса Христа

Куликовская битва

Становление правового государства в Русской Земле

Языческое будущее Русского государства

 

30. Период от сотворения мира до земного Рождества Христа христианство называет:

«Эпохой закона»

«Эпохой подготовки»

Эпохой «Царствия Божия»

«Эпохой язычества»

 

31. Каковы требования автора «Слова о законе и благодати» к правителю

Князь должен быть единодержцем всей земли, творить милостыню и быть щедрым к своим подданным, заботится о сирых, болящих, вдовых и всех иных, требующих милости, а также о церквах и монастырях

Власть можно употреблять не праведно

Власть должно употреблять силою, Чем больше рабов, тем лучше

«Много казни, много милуй»

 

32. Какое из утверждений могли высказать митрополит Иларион и Владимир Мономах

Князь – защитник земли Русской, отвечающий перед Богом за ее судьбу

Русская земля, Русь – должна стать правительницей мира

Князь должен насильно обращать в православие

Внешнеполитические задачи князя – порабощение и завоевание мира

 

 

33. Образ Великого Князя в русской государственно-правовой идеологии самодержавия

Князь должен иметь хорошее войско, заботиться о процветании своего народа, вести мирную политику, а Царская гроза – необходима для устрашения беззаконных и врагов во благо отечества

Не милостив (рука его всегда “не простерта на подаяние убогим”)

Выступает как хозяин над всеми своими людьми (“кораблю глава кормник, а ты, князь, людом своим”)

Важно только верховенство князя, князю не должно иметь при себе “думцев” и опираться на их Совет (Думу)

 

34. Кто такие «нестяжатели»:

 Его представители выступали против «стяжания» церковью земель и другого имущества, вмешательства ее в дела государства

Представители русского гуманизма и реформаторства на Руси в XV веке

Противники монастырской жизни

Гвардия князя

 

35. Какие идеи можно увидеть у Нила Сорского:

Наилучшим для монахов и человеческого общества является отсутствие частной собственности; недопустимо преследовать еретиков: нельзя укорять и осуждать заблуждающих

Еретиков надо жечь на костре и их собственность раздавать бедным

Наилучшим для монахов и человеческого общества является наличие частной собственности для подаяния милостыни и для преследования еретиков

Лучшее для монаха – молитва и ничего не делание

 

36. Идеи Иосифа Волоцкого:

«Церкви подобает поклонитися паче, нежели царем или князем и друг другу», что церковь имеет право на более сильное влияние, чем светская, в государственных и общественных делах

Испытывать и наказывать нестяжателей мечом

Необходимо монастырям иметь мощное хозяйство для сытой жизни

Политические шаги правителя нельзя подвергать критическому осмыслению

 

37. Какая из идей - принадлежит Максиму Греку

Царская власть должна быть ограничена советом бояр и дворян, законом и правдою

Цель государства – в построении Царствия Небесного

Применение закона не должно сопровождаться милостью

Царь должен высылать из страны сирых и обидимых, не слушать советы мудрых

 

38. Какая тема из истории государства и права не связана с проблематикой Нового времени

"Постиндустриальная цивилизация: особенности государственно-правового развития".

"Становление конституционного государства во Франции»

"Англия: от абсолютной монархии к парламентской»

"Демократический опыт формирования конституционного государства в США«

 

39. Какой этап развития идеи естественного права был в Новое время

Рационалистический.

Натуралистический.

Теологический.

Гуманистический.

 

40. Какие труды принадлежат Гуго Гроцию из числа, приведенных ниже:

 

«О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права».

 

«О законах»

 

«Шесть книг о республике»

 

«Критика практического разума»

 

41.Какое из произведений принадлежит Т. Гоббсу.

 

«Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского».

О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права».

«О законах»

«Шесть книг о республике»

 

42. Кому принадлежит разделение двух состояний человеческого общества из мыслителей Нового времени в данной версии:

1. Естественное состояние («человек человеку волк», «война всех против всех», отсутствие частной собственности, каждый имеет естественное право на все что видит, неограниченная свобода, общества нет) – господство инстинктов.

2. Государственное состояние (общественный договор о государственной          власти, примиряющей всех, отказ от естественных прав, общество есть) – господство разума. 

 

Томасу Гоббсу

Джону Локку

Гуго Гроцию

Том Пейну

 

43. Чья мысль легла в основу идеи общественного договора: «Человек-человеку волк»

Томас Гоббс

Гуго Гроций

И.Кант.

Джон Локк

 

44. Какое произведение из ниже перечисленных описывает утопический коммунизм

«Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (Автор Томас Мор)

Философия права (Автор - Гегель)

Сумма теологии (Автор – Фома Аквинский)

Государь (Автор - Макиавелли)

 

45. Какая цитат взята из Византийского сборника законодательных актов времен Македонской династии «Василики»:

«Закон получил наименование от правды, так как есть искусство прекрасного и равного. Правда же есть твердая и постоянная воля, воздающая каждому принадлежащее ему право. Свойства правды – честно жить, другому не вредить и каждому воздавать свое. Мудрость правды состоит в познании дел Божеских и человеческих, справедливого и несправедливого»

«Государь должен правит не взирая на моральность своих поступков»

«Народ является источником царской власти, выбирая императора»

«Править в государстве должны мудрейшие, познавшие идею блага»

 

46. Николло Макиавелли призывал главу государства:

Быть разумным, используя разум для сохранения власти

Быть либеральнее для сохранения власти

Быть жестоким, карать инокомыслящих

Быть нравственным, вызывать уважение

 

47. МарсилийПадуанский считал, что

народ должен избирать священников, а поскольку король представляет народ, то он и должен был избирать папу римского…

священники должны избирать из народа лучших для правления государством

Короля и Папу должен избирать народ

Папа Римский назначает короля

 

48. Макиавелли впервые:

Рассматривает проблемы государственного управления вне этических и религиозных ценностей…

Рассматривает монарха как человека, которого надо выбирать

Считает главным соответствие политических решений религии Христианства

Предлагает демократию

 

49. Основой власти по Макиавелли являются:

хорошие законы и хорошее войско;

хорошая полиция и мудрое руководство;

богатая казна и поддержка церкви

нравственность

 

50. Кому принадлежит следующая фраза: Для сохранения власти в исключительном случае государь может идти на все: на обман, на не справедливость, на жестокость

Макиавелли

Аристотель

Лао-цзы

Фома Аквинский

 

51. Кто выступал за разграничение церкви и государства, что усилило самостоятельность светских государей.

 

Протестанты

Духовенство католическое

Феодалы

Фома Аквинский

 

52. «Свобода души, область веры, внутренний мир человека находятся вне юрисдикции государства»:

Мартин Лютер

Платон

Аристотель

Маккиавелли

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 8. Духовные и социокультурные основания права | Критерии оценки участия в дискуссии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 992 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2525 - | 2334 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.