Региональные торговые соглашения (РТС) являются одной из наиболее важных характерных черт современной многосторонней торговой системы. Их число, также как и доля преференциальной торговли в общем объеме международного торгового сотрудничества в течение последних 10 лет постоянно растет. Медленный и незначительный прогресс в многосторонних торговых переговорах в рамках Доха-раунда стал дополнительным стимулом для формирования и развития РТС и усилил и без того заметные различия между общей системой преференций и региональными торговыми соглашениями, предусматривающими широкий спектр сфер сотрудничества и масштабы двусторонних льготных режимов. [22]
Процесс формирования РТС изначально характеризовался четырьмя основными тенденциями. Прежде всего, многие страны, традиционно стремящиеся к либерализации мировых торговых соглашений (МТС), все в большей степени стали рассматривать РТС как основу своей торговой политики. При этом, для некоторых из них значение РТС и многосторонней либерализации было одинаковым, в то время как для других РТС являлись приоритетным направлением торговой политики. Во-вторых, механизмы РТС существенно усложнились. Во многих случаях они устанавливают торговые режимы, выходящие за рамки многосторонних правил. Так, большинство новых РТС ориентированы в основном на либерализацию торговли услугами, что, в свою очередь, влечет за собой согласование правил в сферах, не подпадающих под многостороннее регулирование. В этом случае правила, закрепленные в региональном соглашении, становятся инновационными и исключительными для стран региона (субрегиона). В-третьих, явное предпочтение в мировой практике отдается соглашениям о предоставлении взаимных преференций не только между развивающимися странами, но и между развитыми и развивающимися странами, что на практике демонстрирует их недоверие к международной системе либерализации торговли. Заключение РТС между ведущими развивающимися странами ведет к усилению так называемых тенденций Юг-Юг в мировой торговле и прямом зарубежном инвестировании. Важное значение имеют новые РТС между развитыми и развивающимися странами (так называемые Север-Юг), которые постепенно вытесняют систему невзаимных преференций. В-четвертых, динамика РТС свидетельствует о том, что, несмотря на региональные диспропорции и противоречия, налицо общая тенденция к консолидации в региональном масштабе. С одной стороны, наблюдается активное взаимодействие в форме межрегиональных РТС, а с другой, основополагающей тенденцией становится формирование «континентальных» торговых блоков.
Учитывая это, можно предложить использовать термин «многосторонние преференциальные торговые соглашения» вместо традиционного региональные торговые соглашения, что в более полной мере будет отражать специфику современного этапа регионализации.
В современной экономике сформировались две основные системы взглядов на регионализм: сторонники и противники этого явления. Одна из точек зрения заключается в том, что интеграционные объединения способствуют закрытости и диверсификации торговли. В обобщенном виде их можно свести к следующим аргументам:
. В процессе формирования интеграционных связей преобладает эффект создания торговли, что препятствует эффективной диверсификации и не позволяет достигать оптимального размещения ресурсов в мировом масштабе.
. В интересы участников региональных и преференциальных соглашений не входит дальнейшая либерализация вследствие того, что может произойти диверсификация торговых связей (например, африканские страны поддерживали борьбу ЕС против решения Уругвайского раунда ГАТТ снизить пошлины на тропические товары).
. В рамках некоторых интеграционных объединений вырабатывается система протекционистских мер, направленных на защиту от товаров, происходящих из третьих стран.
. Большое внимание, уделяемое внутрирегиональным проблемам, отвлекает политиков от участия в решении общемировых задач, т.е происходит так называемая диверсификация интересов. [30]
В качестве основных позитивных характеристик РТС можно назвать преимущества, вытекающие из расширения масштабов рынка и усиления конкурентоспособных позиций. Несмотря на то, что либерализация в рамках РТС является вторичной задачей, она может стать единственной возможностью, если либерализация в данной сфере на многостороннем уровне невозможна или не может быть достигнута из-за противоречий. РТС могут служить полигоном для инноваций и основой для принятия новых правил торговли на многостороннем уровне. Формирование региональных блоков способствует усилению степени внешней открытости и созданию и расширению торговли. В качестве аргументов в защиту процесса регионального объединения стран можно выделить следующие:
. В рамках интеграционных объединений либерализация и, главным образом, унификация и снятие нетарифных ограничений осуществляются быстрее, чем в рамках всей мировой торговой системы. Это можно рассматривать как основу для дальнейшей либерализации, поскольку решения, принятые на уровне группировки редко подлежат пересмотру в сторону ухудшения.
. Кроме того, очень многие меры, направленные на либерализацию, «отработанные и проверенные» в региональных масштабах, были перенесены в практику ВТО.
. Инициативы по региональной интеграции являются хорошим стимулом для дальнейшей активной работы чиновников и политиков на международном уровне.
. В региональных и преференциальных соглашениях создаются основы для создания торговли, региональная либерализация лишь ускоряет эти процессы и облегчает их регулирование.
. Региональные механизмы зачастую позволяют подтянуть уровень экономического развития более слабых звеньев региона за счет более сильных в экономическом отношении партнеров.
. Многие интеграционные объединения способствуют решению сложных политических конфликтов, которые не могли быть решены до сих пор. [29]
Общей чертой всех исследований РТС является, главным образом, изменение позиций участников в мировой торговле и состояния внутренних рынков до и после образования интеграционного объединения. В то же время в этом случае не исследуется институциональный аспект, а именно вопросы выработки торговой политики участников объединения и соответствие положений РТС правилам многосторонней торговой системы.
Эволюция РТС ведет к возникновению понятия региональная торговая политика (РТП). В то же время не во всех региональных объединениях можно констатировать наличие региональной торговой политики, понимаемой как согласование мер регулирования внешнеэкономических связей с третьими странами на региональном уровне. Снятие ограничений во взаимной торговле в рамках зоны свободной торговли еще не ведет к формированию подобного явления, поскольку не изменяет формы регулирования внешних связей стран-участниц, а лишь может влиять на обоснование отдельных мер или преференций. Аналогично и в случае соглашений о преференциальной торговле меняются лишь направления и сегменты рынка, подлежащие регулированию. О наличии региональной торговой политики можно говорить, начиная с формы таможенного союза, когда у стран впервые появляется общий инструмент регулирования внешней торговли товарами. Дальнейшее согласование и углубление региональной торговой политики неизбежно связано с развитием интеграционных процессов, поскольку каждый новый этап интеграционного развития представляет собой более сложную систему целей и задач макроэкономической политики. Чем сложнее задачи и выше уровень макроэкономического развития участников соглашения, тем больше вероятности, что интеграция выйдет на более высокий уровень и потребуется более детальное согласование правил доступа на единый рынок. [28]
В этой связи следует внимательно изучать и совершенствовать правовую базу формирования подобных региональных объединений с целью обеспечения прозрачности и сопоставимости правил их функционирования. В рамках ГАТТ/ ВТО эти правила получили свое закрепление уже в первых документах и прошли существенную эволюцию. Непосредственно ст. XXIV не претерпела изменений с момента подписания ГАТТ, однако она получила дополнительное толкование в форме «Договоренности», принятой на Уругвайском раунде и получившей название в ГАТТ-94 «Договоренность о толковании статьи XXIV». Текст этого документа представляет собой основу для современного правового толкования статьи XXIV и ее положений за счет более детального рассмотрения некоторых положений. Новые изменения в институциональные положения были внесены после Министерской Конференции в Сингапуре в 1996 г., когда было принято решение о создании Комитета по региональным торговым соглашениям (КРТС). КРТС стал постоянно действующим органом в структуре ВТО, получающим информацию и осуществляющим рассмотрение и обзор региональных соглашений. КРТС также представляет доклад в Совет по торговле товарами и Совет по торговле услугами (для РТС заключенных, на основании статьи 5 ГАТС).
Важное значение для понимания современных РТС имеют системные вопросы. Прежде всего, это касается определения существенного объема торговли. Без уточнения критериев и расчета существенного объема торговли решение вопроса о соответствии РТС невозможно. Еще одной из важнейших проблем в процессе регулирования РТС является определение страны происхождения товара.
На Министерской конференции в Доха члены ВТО признали, что РТС играют важную роль в либерализации торговли и ускорения экономического развития и подчеркнули необходимость гармонизации правил многосторонней и региональной торговли. В качестве первого шага министры договорились приступить к переговорам, направленным на разъяснение и совершенствование процедур формирования РТС, установление контроля за развитием РТС и минимизацию риска участия в РТС. Из-за политических и юридических сложностей, большая часть из которых была унаследована от ГАТТ, Комитет по региональным торговым соглашениям пока не достиг существенных результатов в своей деятельности. Одна из проблем заключается в возможной связи между решениями КРТС и процедурой разрешения споров. Кроме того, определенные противоречия возникают в отношении интерпретации правил ВТО или из-за противоречий между правилами ВТО и правилами некоторых действующих РТС. Одной из попыток преодоления этих противоречий стала разработка механизма транспарентности, в рамках которого определяются процедуры раннего оповещения о готовящихся к подписанию РТС и их нотификации в ВТО с целью проверки на соответствие базовым нормам и принципам ВТО. [24]
Глава 3. Преференциальная система Таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан)