Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Ритмопластика как средство формирования личности у детей старшего дошкольного возраста

Филиал ГОУ ВО «ГСГУ» в г. Егорьевске – Колледж педагогики и искусства студентки 43 группы Карпуниной Татьяны Алексеевны специальность 050148 «Педагогика дополнительного образования»

ключевые слова: ритмопластика,личность детей, старший дошкольный возраст.

 

В свете того, что современное общество поднялось на ту ступень своего развития, на которой отчетливо осознается ценность личностного начала, высоко оценивается всестороннее развитие личности. Исследователями Б.Ф. Ломов, Б.Г. Ананьев, А.Г Ковалев, А.В. Петровский и многими другими разработан целостный подход к психологическому изучению личности. Также работы Л.И.Анцыферовой, С.Л.Рубинштейна, К.А. Абульхановой-Славской представляют материалы по целостному развитию личности. По мнению С.Л. Рубинштейна, психология личности в целом может быть лишь итогом, завершением всего пройденного, психологическим познанием пути, охватывая все многообразие психических проявлений, где личность является исходным, начальным.

 В свою очередь Н.И.Непомнящая отметила значимость для становления личности именно старшего дошкольного возраста, в свете соответствия этого процесса истинным потребностям и возможностям ребенка. Л.И. Божович считает,что именно в дошкольном возрасте дети начинают осознавать себя субъектами в системе социальных отношений, у них формируется внутренняя позиция, которая отражает степень их удовлетворения своим местом в этих отношениях [1]. Именно этот возраст сенситивен для формирования фундамента личности ребенка.

В связи с необходимостью способствовать адекватному и успешному формированию самосознания дошкольников, актуален вопрос поиска наиболее приемлемых и эффективных в работе с детьми методов психотерапии. Рогов Е.И. отметил, что помимо различных процедур, необходимо занимать ребенка какой-либо деятельностью в течение дня, т.к. психика предназначена для активности [2]. По многочисленным исследованиям психологов, изучающих виды телесно-ориентированной терапии (А. Лоуэн, М. Фильденкрайз, В.Н. Никитин и др.) музыка и движения заставляют задуматься о системе своей деятельности. Буренина А.И. констатировала что, приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями [3].

Современная ритмопластика – это результат взаимодействия ритмической музыки и танца, порожденного системой Э.Жака Далькреза, и пластического танца А. Дункан. В нем полная подчиненность внутренней закономерности музыкальной формы, диктующей ритмическую организацию движений, и свобода пластической разработки, не связанной с танцевальной традицией. Малкина-Пых И.Г. отметила, что современное ритмопластическое направление в гимнастике – это уникальное сочетание ранее существовавших гимнастических систем, которые впитала и элементы восточных психофизических гимнастик, а также пластические, ритмически организованные движения африканских танцев [4]. Именно ритмопластика в группе ближе всего по смыслу к ритмо- двигательной терапии, использующей основные направления ритмической гимнастики – танцевальной аэробики - кроме джаз-гимнастики, диск-аэробику, брейк-аэробику, рок-аэробику ифанк-аэробику.

Ритмо-двигательная терапия преимущественно работает с жестко структурированными ритмическими образами движения, которые руководитель группы задает директивно по принципу «делай как я». В настоящее время в практике ДОУ для работы с дошкольниками применяется программа музыкально-ритмического психотренинга Бурениной А.И., развивающую внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, музыкальность, эмоциональность, творческое воображение, фантазию, способность к импровизации в движении под музыку через осознанное и свободное владение телом. При этом интерес составляет исследование возможностей методов ритмопластической терапии не только на отдельные психологические процессы, но и на всю личность в целом, фундамент которой закладывается именно в старшем дошкольном возрасте, что имеет значение и для дальнейшего развития ребенка. Особенно на такой ее компонент, как самосознание, представление собственного «Я», «Я»-концепцию, являющееся ядром человеческой личности.

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания личности как важнейшему средству формирования отношения к окружающей действительности, средству нравственного и умственного воспитания и в целом формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности, что достигается гуманистически ориентированной системой образования. Отечественные и зарубежные писатели, педагоги, психологи, деятели культуры (Д.С. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, Ж. Пиаже, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Л. Ушинский и др.) доказали идею о том, что в дошкольном возрасте в процессе целенаправленного воспитания и обучения закладываются основы будущего развития человека, включая эстетическую культуру. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации: его сознание не просто заполнено отдельными образами, представлениями, но характеризуется некоторым целостным восприятием и осмыслением окружающей его действительности. По мнению Л.И. Божович, именно в дошкольном возрасте дети начинают осознавать себя субъектами в системе социальных отношений, у них формируется внутренняя позиция, которая отражает степень их удовлетворения своим местом в этих отношениях.Субъектная позиция означает формирование самосознания ребенка, понимающего и способного оценивать красоту окружающего мира, произведений искусства, музыки, поступков людей и т.д.

 С самого раннего возраста ребенок через игровую деятельность, приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Игра — первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творческих потенций, развития у ребенка воображения и накопления первых впечатлений, в том числе и эстетических. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей дошкольного возраста элементарное эстетическое отношение к действительности и к искусству. Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. Сформированные в начальный период воспитания навыки, знания, эмоционально-смысловые ориентации, оставаясь исходной базой, получают в последующем свое углубление и обогащение, перерастая в систему эстетической культуры личности.

Эстетическое отношение – это такой феномен, который рождается из взаимодействия природы и человека, материального и духовного, объекта и субъекта и который несводим ни к чисто субъективному человеческому ощущению, ни к объективным качествам материального мира. Как же формируется эстетическое отношение личности к действительности? Одной из важнейших особенностей эстетического отношения личности к действительности является непосредственное переживание личностью своего единства с окружающим миром, который не противостоит ему отчужденностью, а открывается мир родственный и понятный. Б.Т. Лихачев, также как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.

Таким образом, в процессе эстетического развития у ребенка в дошкольном возрасте формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального "Я" – "какой я есть"), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального "Я" – "каким бы я хотел быть"). Оценочная составляющая самосознания отражает эстетическое отношение личности к себе и своим качествам, его самооценку. В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики. Музыкант и педагог Эмиль Жак-Далькроз в начале XX века разработал систему музыкально- ритмического воспитания детей. Он, прежде всего, видел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития детей, связь с деятельностью мозга. По его мнению, «с первых лет жизни ребенка следовало бы начинать воспитание в нем «мышечного чувства», что, в своюочередь, способствует «более живой и успешной работе мозга». Особая ценность и жизнеспособность системы музыкально-ритмического воспитания Э.Жака- Далькроза заключается в ее гуманном характере. Педагог был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование» проникновения в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях. Если раньше в работе с детьми у Э.Жака-Далькроза применялся термин «ритмическая гимнастика», если у Д. Фонды это «аэробика», у С.Д. Рудневой, Н.А. Ветлугиной «музыкальное движение», то сейчас «ритмическая пластика» - это система, включающая всевозможные телодвижения (из области гимнастики, хореографии, пантомимы, ритмики), доступные детям дошкольного возраста.

Ритмопластическое развитие ребенка выступает одной из значимых в комплексе воспитательных задач по его социализации и освоению смыслов культуры. Движение человека, стиль его ритмопластического самовыражения и взаимодействия с окружающими – это сфера не только эстетическая, но и социокультурная. Ритмопластика движений – особый символический язык, через который проявляется внутренний мир личности, устанавливаются ее контакты с социальным окружением через принятые в нем эталоны – значения движений. Основу ритмопластики составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (танцевальные, имитационные, общеразвивающие и др.), позволяющие выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы. Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребенок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но также навыками творческого осмысления, музыки, её эмоционально-телесного движения.

Ключом к созданию интереса к занятиям ритмопластики для детей дошкольного возраста является игровой метод проведения занятий. Игры долгие годы остаются главным и любимым занятием детей. В игре происходит рефлексия, самореализация, развивается творческое начало. Введение в процесс обучения игры позволяет вызывать у детей желание овладеть предлагаемым учебным содержанием; создавать мотивацию учебной деятельности; осуществлять в игровой форме руководство их работой и ее оценку; доставлять ребенку удовольствие от полученного результата, а также от возможностииспользовать его в игре по окончании занятий. Ритмопластика создает ощущение радости, свободы движения, вызывает радостный отклик на музыку. В ней сливаются воедино слуховое (ритмическое) и зрительное впечатления, естественными и выразительными движениями передается эмоциональное состояние ребенка. Занятия позволяют детям не только в увлекательной форме войти в мир музыки и танца, но и развивают умственные и физические способности, а также способствуют социальной адаптации ребенка. В качестве выводов отметим: понятие «ритмопластическое развитие личности» означает процесс совершенствования движений к их выразительности, эмоциональной отзывчивости, эстетичности,что дает личности способность к самовыражению и взаимодействию с социальным окружением через принятые в нем ритмопластические модели. Оценочная составляющая самосознания отражает эстетическое отн ошение личности к себе и своим качествам, его самооценку. Иначе говоря, воздействие ритмопластики расцениваем как активное средство формирования эстетического отношения личности к себе у детей дошкольного возраста.

Список литературы

1. Божович Л.И.Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологические исследования – М.:Просвещение, 1968

2. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Система работа психолога с детьми разного возраста – М.: ВЛАДОС-Пресс/ Ид ВЛАДОС, 2004 – 384с.

3.Буренина А.И.Ритмическая мозаика (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). – СПб.: ЛОИРО, 2000-220с.

4.Малкина-Пых И.Г. Телесная терапия. Справочник практического психолога – М.:ЭКСМО, 2007. -752.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Новые поступления в библиотеку | Преимущества древнего пути
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-12; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 321 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2268 - | 2040 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.