- Категории власти и подчинения.
Феодальное общество строится на отношениях господства и подчинения. Никто в нем полностью и во всех отношениях не свободен, ибо над любым членом общества стоит господин. Но для того чтобы лучше понять существо отношений господства и подчинения в феодальную эпоху, нужно вдуматься в реальное содержание таких категорий, как свобода и зависимость.
- Категория чести
Рыцарский кодекс чести
Представления о чести носили специфический характер: честь — не столько внутреннее сознание собственного достоинства, самосознание человека, который ощущает свои индивидуальные качества, отличающие его от других, сколько слава среди окружающих. Он видит себя глазами других, доблестью считается не особенность, а одинаковость, сходство данного рыцаря с остальными.
- Категории верности и служения
Верность в средние века — важнейшая христианская доблесть. В рыцарском эпосе, как и в рыцарских романах, главный герой — это верный, доблестный вассал, совершающий бесчисленные подвиги. Его фигура заслоняет и оттесняет на задний план короля. Уже в «Песни о Роланде» Роланд — куда более живой и активный персонаж, чем Карл Великий. Впоследствии государь предстает в литературе еще более пассивным, Карл Великий превращается в больного старика. Артур дремлет за Круглым столом, а героическое начало полностью воплощается в верном вассале.
Не свобода и зависимость, а служба и верность являются центральными категориями в системе социально-политических и морально-религиозных ценностей средневекового христианства.
- Символика и сущность средневековой иерархии
Моральность здесь - не столько признак индивида, обусловленный его личными качествами и выявляющийся в его поступках, сколько качество, присущее его семье, роду, социальному слою, - точно так же как и права и обязанности. Собственно, эти права и обязанности неотделимы от этической оценки индивидов, входящих в группу: знатные благородны и честны, их поведение образцово, мужество и щедрость - их естественные качества. От людей незнатных труднее ожидать подобных же качеств. В варварском обществе господствует убеждение, что моральные признаки наследуются подобно физическим чертам и что красоту, ум, честность и великодушие нужно искать у знати, тогда как низменные черты легче всего обнаруживаются у несвободных и низкорожденных. От сына знатного человека и рабыни вряд ли можно ожидать разумного и достойного поведения, как от сына того же человека, рожденного в равном и законном браке. Поэтому знатным не только полагались более высокие компенсации за причиненный им ущерб, но на них нередко возлагалась и большая ответственность за совершенные ими проступки, и они несли более суровые наказания, чем рядовые свободные люди.
Таким образом, правовой статус был неотделим от его носителя, являлся его существеннейшим атрибутом. Люди высокого статуса были “благородными”, “лучшими”, люди низкого статуса - считались “меньшими”, “худшими”, “подлыми”. Правовой статус индивида характеризовал его и с нравственной стороны, поэтому правовое состояние человека получало моральную окраску, отражало и его личные качества и вместе с тем определяло их. Нравственные и правовые категории имели, кроме того, еще и эстетический оттенок. Благородство естественно сочеталось с красотой, подобно тому как были неразрывно связаны понятия зла и уродливости. Так, например, на древнеанглийском языке нельзя было сказать: “прекрасный, но дурной”, ибо выражений для обозначения чисто эстетических ценностей не существовало. Прекрасное представляло собой и моральную ценность. Красота выражала - личную честь и достоинство человека. Точно так же и интеллектуальные качества лица были неотделимы от этических: “умный” значило вместе с тем и “честный”7.
- Основные категории обычного права.
Право в варварском обществе не выделено в особую сферу социальной жизни. Нет такой ее стороны, которая не регулировалась бы обычаем. Право, обычай - та стихия, в которой пребывает общество, и вместе с тем это неотъемлемое измерение человеческого сознания.
Принадлежность к социальному разряду или слою варварского общества определяет поведение индивида. Все стороны его жизни регламентированы, заранее известно, как он должен поступить в той или иной ситуации, -выбора почти не существует. Любой поступок должен соответствовать строгим предписаниям, вытекающим из сознания принадлежности к группе, из чувства чести, носившего не столько личный, сколько родовой, семейный характер. Обычаем “запрограммирована” жизнь каждого члена коллектива, обязанного следовать образцам - богам, предкам, старшим.
- Социальный контроль и санкции в средневековом обществе.
Быть поставленным вне закона означало не только лишение всех прав, которыми пользовался человек, пока он находился “в законе”, это было равнозначно исключению из числа людей вообще. Опальный человек, изгой, находившийся в состоянии utIegQ, не мог жить в обществе, удалялся в незаселенную местность (отсюда его название sk6garma6r, живущий в лесу) и считался оборотнем, волком (vargr) 6. Жить “в праве”, “по закону” значило жить с людьми, поддерживать с ними отношения, основанные на справедливости и взаимном уважении личных прав.
Поэтому в варварских судебниках -“правдах” речь идет прежде всего о защите личных и имущественных прав свободных людей, об установлении наказаний за их нарушение.
Средневековое право не было внутренне согласовано и давало повод для разных толкований и тяжб. Синоним справедливости, оно в то же время не ориентировано на истину в нашем ее понимании: истинным считали то, что было доказано в суде посредством клятв и присяг, неукоснительного соблюдения всех предписанных обычаем процедур. Клятвам, ритуалам, ордалиям и поединкам верили больше, чем каким-либо вещественным доказательствам и уликам, ибо полагали, что в присяге раскрывается истина и торжественный акт не может быть выполнен вопреки воле бога. Малейшее отклонение от раз навсегда принятой формулы, несоблюдение всех обрядов означали одно: сбившийся с текста, нарушивший процедуру - не прав, и бог не допускает, чтобы виновный выиграл тяжбу. Истина могла быть явлена только в совершенно четком и ничем не нарушенном формализме судебного процесса.
7. Материальная культура: одежда, костюм, кухня, застолье.
XII — 1-я половина XIV в. Мужская и женская одежда длинная, облегающая. Облегание достигается с помощью кроя: в одежде проектируют 3 шва — боковые и средний шов спинки. Верхнюю часть лифа с помощью этих швов подгоняют по фигуре, нижнюю часть расширяют, вшивая от линии бедер треугольные клинья. По бокам на уровне талии делают овальные вырезы, соединяемые по краям шнуровкой. Пояс не затягивает талию, а только подчеркивает ее и является декоративным украшением. Одежда преимущественно накладная, только плащи драпированные;
2-я половина XIV — 1-я четверть ХV в. (период готики). Появление короткой мужской одежды и дальнейшее обогащение форм длинной женской одежды. Широкое распространение различных видов распашной одежды. Интенсивное развитие конструирования одежды, что было связано с блестящим развитием архитектуры, оказавшей влияние как на внешние формы костюма, так и на его конструктивное решение.
2-я четверть XV в. — период изысканных форм франко-бургундской моды, которые выразились прежде всего в социально-классовой обособленности костюма феодала: удлиненные одежды, волочившиеся по земле, узкие облегающие формы, сковывающие движение, свисающие рукава, длинные носки туфель, грандиозные головные уборы, г-образная изогнутость силуэта. Чтобы создать такой силуэт, женщины подкладывали на живот небольшие простеганные подушки — босы. Для удлинения шеи женщины брили затылки, для удлинения овала лица — лбы.
Из наиболее общих принципов декоративного оформления одежды эпохи средневековья можно выделить следующие:
1) отделку горловины, низа изделия, низа рукавов и линии соединения проймы с рукавом вышивкой, мережкой, бейками (из дорогой отделочной ткани), фестонами, мехом горностая, куницы;
2) использование в одежде ярких, контрастных сочетаний цветов (зеленых, красных, синих, желтых);
3) появление в отделке костюма объемной орнаментации — лент, бахромы, кистей;
4) украшение ткани золотыми и серебряными бубенчиками (в хронике того времени рассказывается, что на одном из турниров на рыцаре звучало сразу 500 бубенцов, прикрепленных к одежде, обуви, шляпе);
5) появление перчаток, украшенных драгоценными камнями и золотом;
6) подчеркивание отделкой (в общей композиции костюма) значения детали, узла (например, шнуровка с лентами).
В период раннего средневековья наиболее распространенными материалами были лен, домотканый холст, сукно, мех, кожа, восточный и византийский шелка. Расцвет ремесленного производства в городах в готический период привел к развитию ткачества, расширению ассортимента и повышению качества тканей, разнообразию их орнаментации. Получают распространение шелк, парча, бархат, эластичные сукна.
8. Праздники, досуг, развлечения.
- Понятие досуга, повседневные развлечения. Народные спортивные игры, состязания и забавы.
В народно-площадной стороне праздника существенное место занимали всевозможные игры (от картежных до спортивных) и всевозможные предсказания, гадания и пожелания.
Игра очень тесно связана с временем и с будущим. Недаром основные орудия игры – карты и кости – служат и основными орудиями гадания, то есть узнавания будущего. Нет надобности распространяться о далеких генетических корнях праздничных образов и образов игры: важно ведь не их далекое генетическое родство, важна та смысловая близость этих образов, которая отчетливо ощущалась и осознавалась в эпоху Рабле. Живо осознавался универсализм образов игры, их отношения к времени и будущему, к судьбе, к государственной власти, их миросозерцательный характер. Так понимались шахматные фигуры, фигуры и масти карт, так воспринимались и кости. Короли и королевы праздников часто избирались путем метания костей. Поэтому наиболее благоприятное выпадение костей и называлось «basilicus», то есть королевским. В образах игры видели как бы сжатую универсалистическую формулу жизни и исторического процесса: счастье-несчастье, возвышение-падение, приобретение-утрата, увенчание-развенчание. В играх как бы разыгрывалась вся жизнь в миниатюре (переведенная на язык условных символов), притом разыгрывалась без рампы. В то же время игра выводила за пределы обычной жизненной колеи, освобождала от законов и правил жизни, на место жизненной условности ставила другую, более сжатую, веселую и улегченную условность. Это касается не только карт, костей и шахмат, но и других игр, в том числе спортивных (игра в кегли, игра в мяч) и детских игр. Между этими играми еще не существовало тех резких границ, которые были проведены позже.
Жмурки. Один из игроков закрывал голову капюшоном, переворачивая его задом наперед. А остальные играющие, держа свои капюшоны в руках, приближались к нему и ударяли, стараясь не быть пойманными. Иногда, в старых манускриптах, капюшон показан завязанным, что и дало название, указывающее на запах колпака. Это свидетельствует о том, что в те времена игры были гораздо более жестокими и грубыми, чем сейчас.
Танцы тоже были очень популярны. Мы часто читаем о «веселом хороводе» (Кэрол), который был более или менее похож на современные деревенские танцы.
Затем были игры, в той или иной мере обучающие искусству войны. Борьба, использование меча, шпаги, пики должны были, как и другие науки, преподаваться и практиковаться для того, чтобы достичь совершенства.
- Ярмарки и народный театр
ЦЕРКОВНЫЙ ТЕАТР à театр на паперти
Празднества карнавального типа и связанные с ними смеховые действа или обряды занимали в жизни средневекового человека огромное место. Кроме карнавалов в собственном смысле с их многодневными и сложными площадными и уличными действами и шествиями, справлялись особые «праздники дураков» («festa stultorum») и «праздник осла», существовал особый, освященный традицией вольный «пасхальный смех» («risus paschalis»). Более того, почти каждый церковный праздник имел свою, тоже освященную традицией, народно-площадную смеховую сторону. Таковы, например, так называемые «храмовые праздники», обычно сопровождаемые ярмарками с их богатой и разнообразной системой площадных увеселений (с участием великанов, карликов, уродов, «ученых» зверей). Карнавальная атмосфера господствовала в дни постановок мистерий и соти. Царила она также на таких сельскохозяйственных праздниках, как сбор винограда (vendange), проходивший и в городах. Смех сопровождал обычно и гражданские и бытовые церемониалы и обряды: шуты и дураки были их неизменными участниками и пародийно дублировали различные моменты серьезного церемониала (прославления победителей на турнирах, церемонии передачи ленных прав, посвящений в рыцари и др.). И бытовые пирушки не обходились без элементов смеховой организации, – например, избрания на время пира королев и королей «для смеха» («roi pour rire»).
Особо важное значение имела отмена во время карнавала всех иерархических отношений. На официальных праздниках иерархические различия подчеркнуто демонстрировались: на них полагалось являться во всех регалиях своего звания, чина, заслуг и занимать место, соответствующее своему рангу. Праздник освящал неравенство. В противоположность этому на карнавале все считались равными.
Театральные представления средневековья:
Миракль.
Само название миракль происходит от латинского слова «чудо».
И действительно, все конфликты, порой очень остро отражавшие жизненные противоречия, в этом жанре разрешались благодаря вмешательству божественных сил святого Николая, девы Марии и т.д. С течением времени эти пьесы, сохраняя религиозную мораль, все острее показывали произвол феодалов, силу темных страстей, владевших знатными и богатыми людьми.
В первом из известных нам мираклей – «Игра о святом Николае» (1200)-в центре внимания было чудо, совершенное святым для избавления христианина, попавшего в языческий плен, и лишь отзвуком шла история о крестовых походах.
Большинство мираклей строилось именно на бытовом материале – из жизни города, из жизни монастыря или средневекового замка.
Мистерия.
Мистерия явилась выражением расцвета средневекового города, его культуры.
Она выросла из так называемых - городских процессий в честь религиозных праздников, в честь торжественных выездов королей. Из этих празднеств постепенно складывалась площадная мистерия, использующая ранний опыт средневекового театра.
Ярким примером ранней мистерии может служить огромная (50 тысяч стихов, 242 действующих лица) «Мистерия Ветхого завета», содержавшая 38 отдельных эпизодов.
Ее главными героями были Бог, ангелы, Люцифер, Адам и Ева. В мистерии показывалось сотворение мира, восстание Люцифера против Бога, библейские чудеса.
Фарс.
Фарс прошел долгий путь скрытого развития. Само название происходит от латинского farta («начинка»).
Он высмеивает солдат-мародеров, монахов-торговцев индульгенциями, дворян, купцов. Остро подмеченные и обрисованные черты характеров несли сатирически заостренный жизненный материал.Главными принципами актерского искусства для фарсеров были характерность, доведенная до пародийной карикатуры.
Карнавалы
Празднества карнавального типа и связанные с ними смеховые действа или обряды занимали в жизни средневекового человека огромное место.
Кроме карнавалов с их площадными и уличными действами и шествиями, справлялись особые праздники дураков (festa stultorum) и праздник осла, существовал особый, освященный традицией вольный пасхальный смех.
Более того, некоторые церковные праздники имел свою, тоже освященную традицией, народно-площадную смеховую сторону.
Таковы, например, так называемые храмовые праздники, обычно сопровождаемые ярмарками и площадными увеселениями.
Карнавальная атмосфера царила также на таких сельскохозяйственных праздниках, как сбор винограда.
И бытовые пирушки не обходились без элементов смеховой организации, например, избрания на время пира королев и королей для смеха.
Шуты были их неизменными участниками и пародийно дублировали различные моменты серьезного церемониала (прославления победителей на турнирах, церемонии передачи ленных прав, посвящений в рыцари и др.).
Вертеп (ящик-декорация, в котором двигались по определенным прорезям маленькие кукольные фигурки) обычно показывал лишь одну-две пьесы, связанные с Рождеством и сценами из Нового Завета.
Его конструкция была моделью трехъярусной декорации, где живых актеров заменяли искусно вырезанные и раскрашенные куклы - святые, ангелы и Бог на верхнем ярусе, Мария, Иосиф, младенец и поклоняющиеся ему пастухи и волхвы - на среднем; на нижнем - Сатана, Ирод и его слуги.
От вертепщика требовались не только ловкость в одновременном управлении несколькими фигурками сразу, но и изрядные актерские данные - говорить-то приходилось также за многих персонажей.
Такие "волшебные" пьески вызывали большое уважение и одновременно суеверный страх: а ну как этот деревянный болван и впрямь заколдованный человек, а хозяин его - чародей и слуга дьявола?
А вот вертепщики, как люди религиозные и показывающие благочестивые пьесы, почитались весьма высоко - иногда в легендах даже попадаются упоминания о том, как грешники, увидев вертепное представление, раскаивались в своих проступках и вновь возвращались в лоно церкви.
- Странствующие актеры, циркачи, певцы, сказители.
Для смеховой культуры средневековья характерны такие фигуры, как шуты и дураки. Они были как бы постоянными, закрепленными в обычной (т.е. некарнавальной) жизни, носителями карнавального начала. Такие шуты и дураки, как, например, Трибуле при Франциске I (он фигурирует и в романе Рабле), вовсе не были актерами, разыгрывавшими на сценической площадке роли шута и дурака (как позже комические актеры, исполнявшие на сцене роли Арлекина, Гансвурста и др.). Они оставались шутами и дураками всегда и повсюду, где бы они ни появлялись в жизни. Как шуты и дураки, они являются носителями особой жизненной формы, реальной и идеальной одновременно. Они находятся на границах жизни и искусства (как бы в особой промежуточной сфере): это не просто чудаки или глупые люди (в бытовом смысле), но это и не комические актеры.
Народные забавники гистрионы существовали у всех народов Европы. В разных странах их называли по-разному: жонглерами, шпильманами, и т. д.
В России они назывались скоморохами.
Гистрионы устраивали и представления кукольного театра, первые упоминания о которых относятся к концу XII века.
Расцвет деятельности гистрионов в Западной Европе как массового и популярного искусства происходит с XI по XIII век, т. е. падает на время возникновения средневековых городов.
Ваганты (derlei vagantes — лат. – «странствующие клирики») были либо недоучившимися семинаристами, либо школярами, либо разжалованными священниками.
Они выступали с озорными латинскими песнями, пародирующими церковные гимны.
Так, вместо обращения к «Богу всемогущему» следовало обращение к «Бахусу всепьющему». Пародировалась даже молитва «Отче наш».
Акробаты - обычно самые молодые из актерского племени (учитывая тот факт, что средневековый обыватель в 10-14 веке редко жил дольше 45 лет, а бродяги и того меньше, можно представить себе, каков примерно возраст акробата - до 20 лет, вряд ли старше). Акробаты работали на канате, на шесте, кувыркались и ходили колесом; чаще всего дети-акробаты выступали под присмотром старшего (отца или опекуна, который одновременно являлся "менеджером", постановщиком, тренером - а также нередко сводником: именно то, что акробаты, чьи соблазнительные стройные тела смущали взоры и вызывали похоть мирян, считались церковью одними из самых мерзких существ).
Дрессированные животные приносили отличный доход; актеры выступали как с животными местными, так и экзотическими, вроде обезьян и попугаев. Приручалось (или хотя бы укрощалось) все, что можно было поймать в лесу или купить на рынке: куры, вороны, голуби, кошки, собаки, медведи...
Дрессировщики одевали своих питомцев в человеческие костюмы и разучивали с ними разные комедийные и сатирические сценки. Известны случаи, когда вельможи или богатые люди, углядев в кривляниях зверей пародию на себя любимого, приказывали убить животное и искалечить его хозяина - так что дрессировщиком было быть довольно опасно.
Особую категорию актеров (еще вопрос, можно ли их так назвать?) составляли уроды.
Иногда уроды соединялись в большие группы, поскольку одинокий уродец (если не прибивался в качестве домашнего шута к чьему-нибудь двору) имел мало шансов на заработок; в то время как труппа могла давать небольшие представления, защищая друг друга и свои капиталы от "нормальных" людей.
Большой популярностью в Средние Века пользовались люди-волки (заросшие шерстью от носа до пят), хвостатые люди, бородатые женщины (выдаваемые за гермафродитов), карлики и великаны.
- Зимние и весенние календарные праздники в Европе
-Врумалии (24 ноября-17 декабря) – праздник в честь Дионисия
Фракийского сопровождавшиеся карнавальными шествиями ряженых и плясками, которые первоначально имитировали различные действия при уборке урожая и изготовлении вина.
Ряженые лихо плясали и распевали песни, в которых высмеивались церковнослужители и судейские чиновники.
Служители христианской церкви нещадно преследовали вольные игры народа, объявляя их «порождением дьявола».
-Сатурналии (с 17 дек)
-Рождество
-Пасха
-1 мая
-Календы (1-5 января)
- Летние и весенние календарные праздники в Европе
Пасха
МАЙСКОЕ ДЕРЕВО
Праздник корнями восходит к древним языческим временам. И как все языческие праздники связан с природой. Что может быть естественнее, чем праздновать весну? Издавна у всех индоевропейских народов существовали весенние обряды, связанные с цветущим деревом. Неудивительно, что в средние века в Западной Европе выделился целый праздник – Майское дерево. Парни с утра выезжали в лес и привозили оттуда зеленое деревце. Девушки украшали его лентами и цветами. Украшенное дерево устанавливали посреди площади, обозначая центр праздника и веселья. Девушки плели венки и вручали их в этот день своему избраннику, юноши же в ответ дарили им «май» - украшенную зеленую ветвь. Вот тогда и начиналось все веселье – танцы, музыка, смех…
Символами праздника также были его заводилы – Майский король и Майская королева. Они выбирались из среды веселящейся молодежи и вели праздник – устраивали состязания, игры, розыгрыши, в общем, руководили весельем.
Отдельно стоит сказать про обычай поцелуйных ленточек. На празднике Король и Королева Мая награждали особо отличившихся парней красными лентами, а девушек – белыми. Если парень с красной лентой подходил к девушке и дарил ей ее, она должна была его поцеловать. Точно также, если девушка дарила парню белую ленту, он должен был ее (девушку, а не ленту) поцеловать.
- Основные религиозные праздники и их «народная составляющая»
Средневековые праздники брали свое начало в языческих праздниках
- Кельтские праздники в средневековой Европе.
Имболк (Imbolc) — один из четырех основных праздников ирландского календаря, отмечаемого среди гэльских народов и некоторых других кельтских культур в начале февраля или при первых признаках весны. Обычно он празднуется 1 февраля, так как это день переходной четверти на солнечном календаре, на полпути между зимним солнцестоянием и весенним равноденствием. Первоначально посвященный богине Бригите, в христианский период он был принят как День Святой Бригиты. Имболк — традиционное время предсказаний погоды, а также, возможно, предшественник североамериканского Дня Сурка.
Белтайн кельтский праздник начала лета, традиционно отмечаемый 1 мая. Также название месяца май в ирландском, шотландском и других гэльских языках.
Лугнаса́д, др.-ирл. Lugnasad /luɣnəsəð/, ирл. Lá Lúnasa; гэльск. Lùnastal — ирландский языческий праздник начала осени; его название переводится как «сборище Луга» или «свадьба Луга». По легенде, его установил бог Луг в честь своей приёмной матери, богини Тайльтиу после её смерти.
Самайн кельтский праздник окончания уборки урожая. Знаменовал собой окончание одного сельскохозяйственного года и начало следующего[3]. Длилось празднество семь суток (по трое суток до и после самого самайна)[ источник не указан 803 дня ]. Иногда праздник путают с Хэллоуином (кануном Дня всех святых).
Этому празднику придавалось особое религиозное значение. Он был посвящен богу солнца и плодородия Беленусу, которому приносили символические жертвы друиды, кельтские жрецы. Существовало поверье, что в дни праздника его можно увидеть спустившимся на землю. Согласно Книге захватов Ирландии, в этот день умер Партолон. Считалось также, что племена богини Дану прибыли в Ирландию именно во время этого праздника[12].
В христианские времена этот языческий праздник был вытеснен церковными праздниками: близкой по дате Пасхой, праздником Святого Креста (Roodmas) и днем святой Вальпургии (см. также Вальпургиева ночь)
Обязательная литература:
Гуревич А.Я. Средневековая культура безмолствующего большинства. М., 1990.
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.
Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., Худож. литература, 1990. – 541 с.
Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в средние века. М., 1991.