Основным элементом третьеиюньской политической системы являлась III Государственная дума, созывавшаяся по новому избирательному закону. Он дал возможность (на что и был рассчитан) образовать в Думе два большинства: правооктябристское и октябристско‑кадетское. Исход голосований в III Думе зависел от «Союза 17 октября», голосами которого определялось правооктябристское или либеральное большинство.
Ill Думой (1907–1912) была проведена интенсивная и эффективная законодательная работа. Были приняты законы о бюджете, самоуправлении, рабочем законодательстве, народном образовании и ряд других. Ill Дума внесла свой вклад в формирование необходимых условий для заметного экономического подъема страны в предвоенные годы. Однако она не смогла приглушить революционно‑оппозиционное движение, которое особенно набрало ход уже после избрания нового состава Думы, в 1915–1917 гг.
В IV Государственной думе ведущую роль играли октябристы и кадеты.
В ходе избирательной кампании в IV Думу кадеты выдвинули три лозунга: демократизация избирательного закона; коренная реформа Государственного совета; формирование ответственного думского министерства.
В первые же дни работы IV Думы кадетская фракция внесла законопроекты о всеобщем избирательном праве, свободе совести, собраний, союзов, печати, неприкосновенности личности и гражданском равенстве.
К лету 1914 г. политический кризис в стране достиг своей высшей точки. Начавшаяся в июле 1914 г. Первая мировая война лишь на время предотвратила его революционную развязку. Отношение либеральных партий к войне предопределило их тактический курс, выразившийся прежде всего в отказе (до лета 1915 г.) от всякой оппозиции самодержавному правительству. Октябристы, прогрессисты и кадеты призывали к забвению партийных разногласий, единству действий всех слоев общества. На заседании Думы 25 июня 1914 г. все фракции буржуазных партий дали торжественную клятву в полной и безоговорочной поддержке царского правительства.
Укрепление экономической мощи российской буржуазии в годы Первой мировой войны, ее политическая консолидация вели к дальнейшему обострению отношений с самодержавным режимом, проявившим в экстремальных условиях полную неспособность справиться с трудностями, вызванными войной. Слета 1915 г. кризис власти начал приобретать неотвратимый характер. Царское правительство перестало не только контролировать, но и понимать развитие событий.
Пришедшее к власти Временное правительство не допустило возобновления сессии IV Государственной думы в апреле 1917 г., считая ее слишком тесно связанной со старым порядком и опасаясь протестов Советов и их сторонников. В октябре 1917 г. под давлением социалистов Временное правительство распустило Государственную думу 4‑го созыва. В декабре 1917 г. Совет народных комиссаров упразднил канцелярию Государственной думы и канцелярию Временного комитета Думы.
67. ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ (1906–1917)
Определяя место Государственной думы 1–4‑го созывов (1906–1917) в обновленной системе органов власти, необходимо отметить, что неподконтрольная императору Дума ограничивала его власть в законодательных и финансовых вопросах. Однако, несмотря на все усилия либералов, Дума не стала российским парламентом западно‑европейского образца, ибо не смогла выполнить важнейшие его функции: внесение изменений в правовую систему государства в соответствии с настроением общественного мнения, контроль общества над правительством уменьшение недовольства населения путем выборов (из‑за крайне произвольной избирательной системы).
Важно, однако, понять причины ограниченности прав Думы. Помимо нежелания самодержавия делить свою власть с кем бы то ни было налицо была и другая сторона проблемы – неспособность выборных от народа этой властью воспользоваться. Требования либералов дать стране полноценную Думу, т. е. установить парламентскую демократию при всеобщем равном, прямом и тайном голосовании, не соответствовали уровню развития государства. Подавляющее большинство населения в России составляло крестьянство. В основном придерживающееся патриархальных традиций, оно воспринимало власть царя как данную Богом, и крестьянские депутаты выступали чаще всего в роли просителей, ходоков, а никак не народных представителей, способных самостоятельно принимать решения. Только что возникшие политические партии были слабы, опыт политической борьбы отсутствовал; налицо была неготовность большийства избранных от народа депутатов заниматься законотворчеством. Поэтому на том этапе развития общества Государственная дума, созванная по принципу всеобщего, равного, прямого и тайного голосования, была бы не способна осуществлять свою деятельность. Однако с течением времени ситуация менялась. Государственная дума, особенно во время мировой войны, уже накопившая к тому времени опыт политической борьбы и имевшая перед собой пример предшественников (пусть и неудачный), вполне могла претендовать на роль полноценного парламента. Однако нежелание царизма договориться с Думой, опереться на нее в своей политике, стремление вернуться к абсолютизму привели к тому, что наступившая революция смела с политической сцены и сам царизм, и Государственную думу.