Здравствуйте. Я ваш экскурсовод, меня зовут Яна.
Мы с вами находимся в парадном вестибюле дома, построенного в первой четверти 19 века, где жили и работали 17 ярославских губернаторов. Около ста лет этот дворец исполнял функции губернаторского дома и императорского путевого дворца (здесь останавливались все императоры, начиная с Александра I и заканчивая Николаем II). На первом этаже раньше находились различные службы, второй этаж был парадным (там проходили торжественные приемы), а жилые покои располагались на третьем этаже.
После революции здание занимали различные организации, а с 1969 года дворец ярославских губернаторов передали Художественному музею.
Собрание нашего музея насчитывает более 70 тысяч произведений. Сегодня вы познакомитесь лишь с его частью, которая представлена на экспозиции «Русское искусство 18-19 веков» в парадных залах второго этажа, куда я вас и приглашаю.
Открывают экспозицию живописные полотна 18 столетия. Первыми вступают с нами в диалог произведения - свидетели петровской эпохи и петровских преобразований. Это портреты самого императора и двух его приближенных: графа Петра Петровича Толстого и барона Петра Павловича Шафирова. На портрете Петра Первого император изображен в кирасе – перед нами в первую очередь военачальник. В правой руке у него маршальский жезл. Пурпурный цвет мантии отсылает нас к римской истории, к пурпурным плащам полководцев-триумфаторов, а мех горностая – к европейской и русской геральдике. Время Петра - это время преобразований, время, когда военные действия переплетались с дипломатией, а дипломатия перемежалась с войной. Военную сторону этой эпохи олицетворяет портрет полковника Петра Петровича Толстого. А дипломатическую миссию представляет портрет выдающегося дипломата того времени барона Шафирова. Он принимал участие в заключении мирных договоров со Швецией и Турцией.
Пышный и декоративный портрет императрицы Елизаветы Петровны – относится к эпохе барокко середины 18 столетия. Помогут нам понять этот образ слова историка Ключевского: «…Смолоду Елизавета была мечтательна. Вступив на престол, она хотела осуществить свои девические мечты в волшебную действительность; нескончаемой вереницей потянулись спектакли, увеселительные поездки, … маскарады, поражавшие ослепительным блеском и роскошью до тошноты. Порой весь двор превращался в театральное фойе: изо дня в день говорили только о французской комедии, об итальянской комической опере…» Именно Елизавета Петровна пригласила из Ярославля в столицу Федора Григорьевича Волкова, будущего основателя русского национального театра.
В портрете императрицы очень ярко отразилась эпоха – художник использовал прием театрализации – «портрет в портрете» (перед нами лишь отражение в зеркале). Несмотря на обилие театральных деталей перед нами парадный представительский портрет. Такие портреты могли висеть и в дворянской усадьбе, и государственных учреждениях.
портрет Екатерины II работы Антропова -???
Во второй половине зала представлены портреты других выдающихся персонажей эпохи 18 столетия: портрет Павла I кисти придворного художника Щукина, а также портрет любимой дочери Павла - великой княжны Александры кисти Дмитрия Левицкого. Этот художник создал целую портретную галерею великих княжон. (Всего у Павла было восемь дочерей и два сына, Александра была самой старшей.) Этот уникальный портрет нашему музею подарил известный коллекционер и реставратор Савелий Васильевич Ямщиков.
Трудно поверить, что на холсте запечатлена девочка восьми лет. Она одета как взрослая дама, волосы украшены венком из живых цветов и драгоценностей. Великая княжна написана в профиль - так изображали императоров и императриц в эпоху античности на медалях и монетах. …???
Парадность и торжественность настроения проявляется не только в портретах, но и в пейзажах 18 века, где изображались идеализированные виды итальянской природы. Продолжает эту традицию работа Федора Матвеева начала 19 века. Все пространство картины разделено на три плана. Мы видим четко организованную природу: в центре – водопад, как главный действующий персонаж – символ быстротечности времени, деревья и кустарники по краям напоминают театральные кулисы, в дали – живописные горы и облака.
Рядом представлены произведения художников начала 19 века, продолжающие линию развития русского искусства: это «Портрет княгини Елизаветы Ивановны Бантыш-Каменской» работы Аргунова, «Молодая Мать» – Тыранова (напоминающая нам итальянок Карла Брюллова), «Пейзаж с мельницей» Давыдова.
В этом зале особого внимания достойна коллекция уникальной европейской мебели, принадлежавшая церемониймейстеру высочайшего двора Василию ПетровичуКочубею, и происходящая из его особняка в Царском селе.
Шкаф школы Фонтенбло???
Стол с мозаичной столешницей. Резное подстолье было выполнено во Франции в начале 18 века, а мозаичная столешница - в Италии в конце 17 столетия. Столешница выполнена в технике флорентийской мозаики, очень сложной и трудоемкой в исполнении. Узор набирался из различных каменных пород. Здесь мы видим изображение птицы, растительный и геометрический орнамент. По углам выложен герб знаменитого семейства банкиров и правителей Медичи.
Из галереи, где мы с вами находимся, открывается великолепный вид на Губернаторский сад. Там гости могли прогуляться во время торжественного губернаторского приема, проходившего в Парадном зале, куда я предлагаю вам войти.
Парадный зал: Несколько слов о назначении зала, его необычной конструкции. Представьте, когда-то по паркету кружились в танце красивые пары, а с балкона для музыкантов звучала живая музыка. Лепнина на потолке выполнена по рисункам, присланным из Петербургской Академии Художеств.
В этом зале представлены произведения академической живописи 19 века. Здесь мы видим скульптурный портрет (бюст) президента Академии художеств Ивана Ивановича Бецкого (1704-1795). Академия была создана при Елизавете Петровне, и с середины 18 века до создания Товарищества передвижных выставок она была единственным центром художественной жизни – здесь обучались художники, здесь же проходили выставки, а на работы художников могли обратить внимание император или другие высокопоставленные особы. Живописные работы, представленные в этом зале, показывают, в каких жанрах работали академические художники. Самыми высокими в иерархии жанров считалась религиозная, мифологическая и историческая живопись, поскольку такие темы считались наиболее поучительными. В этом жанре выполнены работы «Святое Семейство» Егорова, «Христос у Марфы и Марии» Плешанова, Шамшина «Избиение детей Ниобы». На более низких ступенях находились пейзаж и портрет. Здесь мы видим городской пейзаж Верещагин «Вид Московского Кремля» и полотна И. Айвазовского. Наиболее многочисленными были портреты (почему???). Классический парадный портрет – работы Иоганно Батисто Лампи-младшего «Портрет князя А.Б. Куракина» – посланника в Париже, романтический портрет Карла Брюллова Портрет Мусина-Пушкина, и поздний, салонный портрет Детей работы Маковского. Давайте познакомимся с некоторыми из этих работ поближе. – непонятен смысл такого большого абзаца???
«Портрет князя Александра Борисовича Куракина» работы Иоганна Батисто Лампи-младшего. Светлейший князь входил в число самых высокопоставленных людей конца 18 –начала 19 века. Он был ближайшим другом и соратником Павла I. Во время наполеоновских войн этот человек исполнял посольские обязанности в Австрии и во Франции. Портрет был написан в Париже, когда Куракин исполнял обязанности посланника. Поскольку это парадный портрет, то каждая деталь здесь символична. Папка с печатью – это масонский знак – князь принадлежал к масонской ложе и занимал там высокое положение, скульптура Минервы напоминает нам о мудрости Афины, шпага – знак принадлежности к благородному дворянскому сословию.
Одним из лучших портретистов первой половины 19 века был Карл Брюллов. Здесь мы видим написанный им портрет графа Владимира Алексеевича Мусина-Пушкина. Отец изображенного, Алексей Иванович Мусин-Пушкин, обер-прокурор Синода, занимался сбором и изучением памятников древнерусской письменности, он обнаружил в библиотеке упраздненного Спасо-Преображенского монастыря Ярославля список «Слова о полку Игореве». А сам Владимир Александрович – был членом тайного "Северного общества" декабристов, после восстания арестован, посажен в Петропавловскую крепость и сослан в гарнизон в Финляндию, позже переведен на Кавказ. Портрет был написан уже после ссылки, это портрет, запечатлевший образ людей целого поколения. Он закрылся от мира плащом, он замкнут в себе, а кругом – никого, лишь грозовое небо. Эти темные облака – отражение состояния души героя, его возвышенной печали, отягощенной тяжелыми раздумьями. Художник романтизирует образ изображаемого, придает особую эмоциональную наполненность, словно обращается к образу Чайльд-Гарольда.
Действительно, портрет написан рукой мастера. Но Карл Брюллов стал именоваться Великим Карлом благодаря другой картине – «Последний день Помпеи», которая оказала на всех его учеников и последователей огромное влияние. Такое влияние мы видим в картине Петра Михайловича Шамшина «Избиение детей Ниобы». В произведении изображен один из древнегреческих мифов.
У царицы города Фивы Ниобы было семь сыновей и семь дочерей. Она так гордилась ими, что посчитала себя достойнее богини Латоны, матери богов Аполлона и Артемиды. Царица отказалась совершить в её честь жертвоприношение. Месть Аполлона и Артемиды страшна: от их стрел умирают дети Ниобы, а сама царица от горя превращается в камень.
Эта картина написана художником как выпускная, и она получила за нее Большую золотую медаль АХ.
Назидательность, нравоучительность. Это так характерно для академических работ! Идеальную, классическую красоту героев, не исказили трагические события. Мифологический и религиозный жанры были самыми любимыми в Академии художеств, считались более высокими, более предпочтительными. – см. выше – повторяешься!
Пейзажи в академической иерархии жанров стояли ниже. Однако это не помешало художнику родом из Феодосии стать всемирно известным. Речь об Иване Константиновиче Айвазовском. В зале представлены две его работы – «Буря на Азовском море» и «Вид с Каранайских высот». В первой мы видим один из грандиозных образов морской стихии. Художник без устали писал море – во всем его многообразии. Одна из тем – буря, кораблекрушение и человек. Где человек – песчинка, где красота и величие соседствуют со смертью.
«Вид с Каранайских высот» - одна из немногих картин художника, где море осталось где-то далеко на заднем плане. Но и здесь Айвазовский любуется бесконечным величием природы, безграничностью пространства, воздухом, напоенным туманом. Эту картину художник подарил Академии художеств.
Безусловно, лучшие мастера живописи работали в столичной среде. Однако это не означает, что вдали от Петербурга и Москвы, в маленьких провинциальных городах не было художников. В следующем зале представлены произведения той же самой эпохи, но созданные местными ярославскими мастерами. Я приглашаю вас в зал Ярославского провинциального портрета.
Провинциальный портрет: В этом зале представлены произведения, созданные ярославскими художниками, преимущественно, в первой половине 19 века. Эти художники учились не в Академии, а в мастерских иконописцев или у других местных художников. Это была цеховая система, где художник учился как ремесленник, и считался ремесленником. Именно поэтому известно мало имен местных мастеров.
Заказчики – местное дворянство (портреты которых представлены в этой половине зала – показать рукой) и купечество (портреты в этой половине зала – показать рукой) рассматривали эти портреты как наглядную генеалогию. На оборотах картины подробно писали, кто изображен – имя, отчество, фамилия, когда родился, женился, сколько детей имел, когда умер. Создавались целые портретные галереи. Например, здесь представлена портретная галерея дворян Глебовых, (папа, мама, 2 сына). Художник должен был не только добиться максимального портретного сходства, но и рассказать о каждом персонаже, как можно больше. В первую очередь художник рассказывал о социальном положении человека. Мы видим, что отец и сын Глебовы изображены в мундирах: папа – Николай Николаевич – городничий города Мологи, сын – Андрей Николаевич – герой войны 1812 года (с медалями).
В другой половине зала представлены портреты ярославских купцов. Мы видим здесь портреты целых семей: четы Астаповых, семьи Ивана и Даниила Соболевых. Эти парные портреты принадлежат кисти Николая Дмитриевича Мыльникова, одного из самых талантливых ярославских художников. Портреты выполнены как парные: муж и жена, цельный неразрывный образ семьи. Мужчина олицетворял семью вне дома, главу семейства, а жена – закрытую от посторонних глаз домашнюю семейную жизнь. Такие портреты висели на видном месте, и именно их видели гости, входя в дом. Художник должен был показать и уровень достатка семьи. Мыльников рассказал об этом через украшения жен – драгоценности, дорогие кашмирские шали на плечах, кружевные отделки платья.
Образ генеалогического древа в красках с наибольшей полнотой отражен в «Портрете купеческой семьи» кисти неизвестного художника. Здесь мы видим три поколения - в центре непомерно большие фигуры старейших членов семьи, напоминающие мощный ствол дерева, среднее поколение семьи - его ветви, разросшаяся крона, а дети здесь – зеленые листочки. Условное окно позволяет выделить старшего сына – наследника отцовского дела. (В чем уникальность портрета???)
На рубеже веков прошла первая выставка провинциальных портретов, а в первые годы советской власти эти портреты были переданы Художественной галерее в Ярославле. Долгое время этим картинам не уделялось большого внимания, но в 1980-м году благодаря Савелию Васильевичу Ямщикову (известному деятелю культуры, реставратору и коллекционеру) были проведены выставки провинциального портрета в Москве и в Ярославле. Оказалось, что эти, казалось бы, невзыскательные холсты представляют собой целый пласт малоисследованной провинциальной городской культуры 19 века.
В этом зале представлено еще несколько уникальных предметов мебели из коллекции Кочубея. Перед вами – итальянские сундуки, выполненные в 16 столетии по рисункам ученика самого Микеланджело. Это жемчужины нашей коллекции. Их резное убранство сделано по эскизам Бернардо Буантоленти. Это горельефы на темы древнегреческих мифов.
Однако в собрании нашего музея хранятся не только произведения мебели, собиравшиеся еще в царской России непосредственно как редкости, но и мебель, которой пользовались по назначению. Я приглашаю вас в следующий зал, где представлена модель парадного кабинета-библиотеки губернатора.
Кабинет губернатора: Представленная здесь мебель была перевезена из особняка ярославских купцов Понизовкиных в селе Большие соли (ныне поселок Красный Профинтерн). Изготовлена она была в конце 19 века на московской фабрике Шмидта, поставлявшей мебель для убранства Большого кремлевского дворца. К сожалению, от подлинной обстановки кабинета до наших дней ничего не сохранилось (дом был служебным, хозяева вывозили свою мебель!), но в конце 1990-х годов под патронажем губернатора Ярославской области Анатолия Ивановича Лисицына в музее была воссоздана модель Губернаторского кабинета, губернатор передал для экспозиции кабинета цепь – часть современного ритуала инаугурации губернатора ЯО.
Кабинет разделен на 3 комфортные части: рабочая (здесь располагается стол с письменными принадлежностями и шкаф нач. 20 в.), зона отдыха (стол, 3 кресла нач. 19 в, английские часы серед. 19 в.) и зона переговоров (длинный стол, окруженный стульями).
Частью кабинета всегда являлась богатая библиотека – сейчас здесь представлены редкие книжные издания из собрания музея.
Гостей кабинета «встречает» портрет первого хозяина дома Александра Михайловича Безобразова кисти художника Тимашевского. Губернатор изображен в обстановке своего рабочего кабинета, то есть там, где сейчас находитесь вы. Происходит этот портрет из ярославского Дома Призрения ближнего, где он символизировал присутствие главы губернии.
Представленные в кабинете картины написаны художниками, которые так или иначе связаны с Ярославской землей. Например, автор натюрмортов – Ломтев – родом из нашего города. Сорокин из Малых солей -??? Московский художник Шухвостов писал интерьеры ярославских храмов. Например, в работе Шухвостова «Внутренний вид Успенского собора в Ярославле» изображен интерьер не сохранившегося до нашего времени кафедрального собора 17 века: он был взорван в 1930-е годы. Мы видим огромное внутреннее пространство, высокий резной иконостас, раку ярославских святых князей 13 века Василия и Константина, их иконописное изображение, ярославскую святыню, икону 13 века Спас Вседержитель, находящуюся ныне в Митрополичьих Палатах. Икона обрамлена иконописной рамой, где, вероятно, рассказывались чудеса, связанные с этой иконой. Эта картина - единственное из сохранившихся изображений ныне восстановленного храма.
Был дружен с Николаем Алексеевичем Некрасовым и нередко бывал в его имении Карабиха художник Сверчков, его работа – «Сцена катания в коляске на русской тройке императора Александра II». Это один из самых известных русских художников-анималистов, специализировавшийся на изображении лошадей. Его работы были очень популярны. Сверчков писал и собственно портреты лошадей, и сцены гуляний - как на пример, в нашей картине, и охотничьи сценки. Его многие работы относятся уже к периоду развития реалистического направления в русском искусстве, которому посвящен следующий зал нашей экспозиции.
Зал Реалистического искусства 2 половины 19 века. В этом зале представлены произведения реалистической живописи. Реализм как направление развивался во времени, и включал в себя и разные жанры, и разные тенденции.
Первые предпосылки реализма проявляются еще в ранних работах Василия Тропинина, наиболее известна его картина «Кружевница». В этом зале представлен портрет, написанный уже пожилым художником (ему больше 60 лет). Изображен на холсте московский купец Александр Иванович Шестов, сына московского головы. Тропинин показывает нам добродушного, ласкового человека – сидящего дома в кресле. У него внимательный взгляд, легкая полуулыбка. Художник обращает основное внимание на внутреннее состояние человека.
В полной мере реализм проявился в творчестве художников второй половины 19 века.
В 1863 году 14 выпускников Академии художеств отказались писать дипломную работу на заданную мифологическую тему. Идеологом был И. Крамской. Образ дамы из высшего общества мы видим в портрете Неизвестной работы Крамского. Это заказной портрет, но, к сожалению, не удалось выяснить, кто та дама, изображенная на холсте. Мы знаем, что первоначально художник собирался изобразить её в белом бальном платье, а потом изменил решение. В результате мы видим элегантную даму в темном платье, полуобернувшуюся к зрителю.
Центром реалистической живописи стало Товарищество передвижных выставок, его членами были многие известные художники: Перов, Саврасов, Шишкин, Маковский и другие. Среди передвижнических работ наиболее известны картины Василия Перова. Здесь находятся две его работы – «Мальчик готовящийся к драке» – герой которой словно взят с московских улиц, где бегали мальчишки–подмастерья, и «Дворник или съем квартиры». Перова называли мастером тихой трагедии. Творчество В.Маковского здесь представлено картиннами «Без хозяина» - безобидная юмористическая история, чем занимается паренек из прислуги в отсутствие хозяина и пейзаж - «Городец. Вид на Волгу».
Еще одним новым пластом русской реалистической живописи стал русский национальный пейзаж. Здесь мы видим раннюю работу Куинджи «Степь», Алексея Кондратьевича Саврасова (автора картины «Грачи прилетели») два его полотна: «Летний пейзаж. Сосны», «У колодца». В картине «Сосны» особенно ярко проявилось умение художника уловить переходное состояние природы (после дождя). Во второй картине – сумерки, на горизонте еще играют отблески солнца, но земля и небо уже сливаются. Только горячий огонек в избушке еще говорит о дневной деятельности, но прохлада сумерек уже навевает сонливый, тихий покой.
Эпические образы создает Иван Шишкин. Кисти этого художника принадлежат картины «Березовая роща» и «Срубленный дуб. В Беловежской пуще» – свои картины художник выполнял на основе множества набросков. Творения художника отличаются максимальной точностью и достоверностью в передаче природы, но при этом его полотна отличаются монументальностью.
Грандиозность, масштабность природы можно видеть в пейзажном фоне картины батального жанра Франса Рубо - «Битва при Кюрюк-дара». Именно этот художник ввел в живописную традицию панорамы для отображения масштабности боевых действий. Наиболее известны его панорамы «Оборона Севастополя» и «Бородинская битва». А на этой картине изображено событие Крымской войны 1853-56: сражение между турецкими войсками и отрядом русских воинов. Шестьдесят тысяч человек против восемнадцати тысяч. Несмотря на численный перевес, турецкие войска были разгромлены, и турецкая армия в Закавказье перестала существовать как активная боевая сила. Наша картина в полной мере воплотила умение художника передать динамику движения атакующих всадников, связать боевой эпизод с пейзажем.
Вершиной развития русской реалистической живописи по праву считаются работы выдающегося портретиста - И.Е. Репина. В нашем собрании представлен портрет горного инженера Антипова, двоюродного брата П.И. Чайковского. Горный инженер – то есть геолог, Алексей Иванович Антипов занимался изучением южного Урала, исследовал каменноугольные отложения Донецкого бассейна. А где про картину???????????????????
На этом наша экскурсия подошла к концу, спасибо за внимание, ваши вопросы?
Приглашаю вас в гости еще раз, вы можете посетить наши выставки (перечислить ближайшие) и другие филиалы музея (назвать какие).