Мужская и женская одежда. В народном костюме казахов отразились древние традиции, связанные с этническими, экономическими и климатическими условиями. Одежда изготовлялась из сукна, шерстяных и шелковых тканей, войлока и мехов. Особой ценностью у казахов пользовались шкуры куланов, сайги и тигров, меха енота, соболя, куницы, горностая. Из шкур шились шубы -"тон". Шубы из меха пушных зверей назывались "iшiк" и различались по покрытию: меховая шуба, покрытая шелком - "бас тон", синим сукном - "кок тон", парчой - "барша тон". Учиненные шубы с воротом из шкур жеребят - "жаргак тон". Шубы из козьих шкур, когда выщипывали длинные волоски, оставляя лишь подшерсток, назывались "кылка жаргак".
Штаны шились из замши, сукна, армячины, украшались богатой вышивкой. В XV-XVII вв. особой популярностью пользовались легкий плащ без рукавов - "кебенек" и халат из тонкого белого войлока - "каттау". К старинным видам одежды относится также "шекпен" - длинный плащ из верблюжьей шерсти. Основным видом мужской и женской верхней одежды был халат - "шапан", шившийся из шерстяных и шелковых тканей.
Комплект мужской одежды состоял летом из нательной рубахи, штанов и распашного халата, женской - из туникообразного платья - "кейлек" и безрукавки - "жециз камзол". Для изготовления женской одежды использовались хлопчато-бумажные, шелковые ткани и бархат.
Мужские и женские головные уборы отличались многообразием. Наиболее старинный и традиционный мужской головной убор - "калпак" из тонкого войлока. Высокие шляпы из белого войлока назывались "ак калпак", шляпы с широкими, загнутыми наверх полями - "айыр калпак". Весной и осенью казахи носили шапки - "борiк", круглые по форме с высоким конусообразным верхом, обязательно отороченные мехом. Зимние шапки-треухи назывались "тымак".
Борiк девушки украшался подвесками и перьями филина, цапли или павлина. Отороченные бобровым мехом девичьи шапки назывались "камшэт борiк", вышитые золотом - "алтын борiк", украшенные кораллами - "калмаржан борiк". Летние легкие шапочки из бархата или парчи - "такия" украшались пучками перьев, вышивкой серебром и золотом.
Из женских головных уборов наиболее оригинальным и богатым был свадебный убор - "сэукеле" - высокий, конусообразный, украшенный золотыми и серебряными монетами, кораллами и жемчугом, диадемами и подвесками. С рождением первого ребенка молодая женщина носила головной убор из белой ткани- "кимешек".
Мужская и женская обувь также отличались разнообразием. Мужские сапоги на очень высоких каблуках с голенищем выше колен назывались "шонкайма етик", мягкие сапоги с загнутым кверху носком, легкие, удобные для верховой езды - "6ip така", а также ичиги - "мэсi" из козлиной юфти и галоши - "кебiс" из более плотной кожи. Зимой носили "саптама етiк", бедняки -"шокай" и "шарке".
Женская обувь отличалась от мужской изяществом, богатым орнаментом. Повседневной обувью были туфли - "кебiс". Богатые женщины носили орнаментированные сапоги "кестелi етiк", туфли на высоких каблуках из зеленой кожи - "кок сауыр", украшенные узорным шитьем и серебряной инкрустацией.
Обязательной деталью казахского костюма были пояса из кожи, бархата, шерсти и шелка - "белдио>. Пояса из кожи украшались тиснением, фигурными накладками из серебра с инкрустацией полудрагоценными камнями, резными костяными пластинами. Такие наборные пояса назывались "шее". У юношей пояса не были наборными и не имели подвесок. Женские пояса были более широкими и нарядными и шились в основном из шелка и бархата. Носили также и мягкие кушаки - "кур".
Ювелирные украшения. Женские украшения изготавливались из золота, серебра, драгоценных камней. Массивные серебряные браслеты "билезик" покрывались позолотой и инкрустацией. Серьги изготовлялись в основном из серебряной проволоки в виде душек, колец с подвесками из самоцветов, часто - из ромбических и округлых пластин, скрепленных между собой цепочками.
Широко использовались накосные украшения - "шашбау" в виде рядов медальонов или пластин, соединенных между собой концами. Центральные медальоны всегда украшались филигранью со вставками из цветных камней. К накосным украшениям относились и подвески "шолпы".
Перстни были литые и чеканные, венчики овальной, круглой, грушевидной, многогранной формы. Часто перстни украшались вставками из цветных камней.
Казахские ювелиры изготавливали, и другие украшения, нагрудные - "омырауша", "енiр жиек", "бой тумар", застежки к поясам - "iлгек", фигурные бляхи к саукеле - "шылтыр", массивные шаровидные пуговицы - "торсылдак туйме", булавки - "туйреуiш".
При изготовлении женских украшений применялась различная техника-литье, гравировка, чеканка, штамповка, филигрань, чернение, зернь, эмаль.
Оружие. Разнообразным было и казахское оружие. Из особой стали делали кривые сабли - "кылыш", палаши - "селебе", мечи - "семсер". Широко использовались шпаги - "сапы", кинжалы - "канжар", длинные ножи с изогнутым клинком - "жеке ауыз", длинные узкие ножи - "бунда пышак". Наиболее распространенным оружием были лук - "садак," и стрелы. Наконечники стрел были различных форм - четырехгранные, ромбические, вилообразные. Копья - "найза" имели стальной наконечник и кисти из конских волос. В комплекс вооружения входили и секиры - "айбалта".
Оборонительное вооружение состояло из кожаных и металлических доспех - "сауыт", стальных кольчуг из колец, стальных шлемов с сеткой и козырьком, деревянных и кожаных щитов, обшитых железными пластинами.
С конца XVII в. стали использовать и ружья, частью купленные в городах Средней Азии, частью изготовленные самими казахами. Ружья были нескольких видов: с фитилем и украшенные насечкой серебром - "бiлтелш мылтык", без насечки - "кара мылтык", с коротким стволом - "самкал". Короткоствольные ружья, стреляющие на семьсот метров, назывались "козы кэш", Порох и пули казахи изготавливали сами, частью покупали у соседей. Использовались дубины "сойыл" и "шокпар" из березовых жердей, однако во время войны они реже употреблялись.