Лекции.Орг
 

Категории:


Деформации и разрушения дорожных одежд и покрытий: Деформации и разрушения могут быть только покрытий и всей до­рожной одежды в целом. К первым относит...


Объективные признаки состава административного правонарушения: являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые...


Агроценоз пшеничного поля: Рассмотрим агроценоз пшеничного поля. Его растительность составляют...

Документальные материалы в игровых фильмах .

Загрузка...

Документальными и архивными материалами могут называться не только те материалы, которые помещены в архивы. Их главное отличие от других источников информации состоит в том, что такие материалы содержат в себе только объективную информацию, отражают реальное положение дел и рассмотренные в них факты действительно имели место быть. Т. е. в таких источниках недопустимо помещение каких-либо неподтвержденных гипотез, научных споров и т. д. Документальным материалом может называется фильм или репортаж, в основу которого легли съёмки подлинных событий и лиц.


«Операция Арго» Для того чтобы придать фильму атмосферу 1970-х, Бен Аффлек специально увеличил зернистость картинки, снимая действия на обычную пленку, урезая кадры в половину и затем растягивая их до 200%. Для изображения штаб-квартиры ЦРУ режиссер позаимствовал движения камеры и шумные сцены в офисе из фильма «Вся президентская рать» (1976)

При подготовке широко использовались архивные телевизионные и киноматериалы.
Серьёзным подспорьем для создателей стали архивные выпуски новостной передачи Nightline
Были привлечены материалы реальной операции ЦРУ 1979—1980 годов, сохранившиеся в архиве

В отдельных случаях (например, сцены демонстраций) использовались плёнка 16 мм и Super 8 мм (en) и съёмка с рук, которые давали эффект деградации качества картинки, характерный для архивных киноматериалов

В подборку материалов также входят: документальный фильм «EscapefromIran: TheHollywoodOption» («Побег из Ирана: Голливудский вариант»)

Постоянное ретроспективное обращение по ходу ленты к документальным кадрам заставляло создателей быть очень точными в деталях.

«Заклятие 2» Сюжет фильма частично основан на реальных событиях
Американские исследователи паранормальных явлений Эд и Лоррейн Уоррен по тайной просьбе церкви едут в северную часть Лондона — Энфилд, чтобы помочь матери-одиночке Пегги Ходжсон и её дочери Джанет в борьбе со злым духом, который пытается прогнать их семью из дома. Финальныетитры с подборкойреальныххрониклаьныхфотографийсобытия.


10. Этические стороны работы оператора - документалиста .
Что такое этика? Это уважение к кому-то. Соответственно, в документальном кино, главный принцип - не оскорбить национальное или личное достоинство. Что такое документальное кино? По большому счету, оно очень родственно с репортажем. А что такое репортаж? Это факты, события - и никаких комментариев и анализов. Кино это позволяет делать. Вот это и есть минное поле в кино: не оскорбить, не унизить, не обмануть, высказать свою точку зрения можно.
Что прежде всего должен уметь оператор-документалист? Онпрежде всего должен уметь не снимать!
За этим стоит бережное отношение ко всему, что окружает человека. Нет доблести в том, чтобы взять легко доступное. Но сделать выразительный кадр и при этом не разрушить то дорогое, из чего он «сделан» - в этом, в частности, состоит мастерство. Самое главное – избежать соблазна сделать эффектный (на первый взгляд) кадр. Даже ужасы войны можно снять по-разному. Очень легко снять инвалида или разрушенный город «просто так», намного сложнее сделать это на гораздо более высоком уровне, чтобы увечье вызывало не жалость, а уважение и сострадание, говорило не об убогости, а мужестве и победе. Это не только профессионализм, но и внутреннее достоинство.
Есть принципиальная разница между тем, когда оператор видит в съемочной камере средство для передачи зрителю своих мыслей и чувств, и тем, когда он снимает, не зная, зачем понадобится изображение, которое появится в результате его действий. Понятно, что в первом случае ОПЕРАТОР ВЕДЕТ СЪЕМКУ при помощи камеры, а во втором КАМЕРА СНИМАЕТ с помощью оператора.
К сожалению, сегодня телеоператоры-документалисты часто работают по второй схеме. В этом виноваты напряженный ритм современной жизни, финансовые и организационные проблемы, и, как ни странно, современная съемочная техника, которая пришла на смену киноаппаратуре и кинопленке, требовавшим от профессионалов предельного внимания к технологии съемочного процесса. Лимит негативного материала (кинопленки), необходимость думать об освещении объекта, отсутствие оптики с переменным фокусным расстоянием – все это заставляло кинооператора думать над каждым снимаемым кадром, и каждая съемка была для него профессиональным уроком. Он не позволял себе нажимать пусковую кнопку камеры, не думая о судьбе каждого снятого плана. Он умел НЕ СНИМАТЬ!»

Отрывки из очерка «Километры памяти» и книги «Мастерство оператора-документалиста. Частьпервая: Изобразительнаяемкостькадра»
(«Издательство 625» 2004г.)


12. Раскадровка эпизода игрового фильма . Операторская экспликация .

План:
1. Определение термина «раскадровка»
1.1. Функции раскадровки
1.2. Составляющие раскадровки
1.3. Обозначения в раскадровке
2. Определение термина «операторская экспликация»
2.1. Составляющие операторской экспликации

1. Раскадровка - это схематическое (графическое) изображение кадров, планирование будущего экранного произведения, позволяющее заранее представить действия актеров, окружающую их обстановку, костюмы, монтажные фразы, расположение и движение камер, а также необходимое световое оборудование. Создание раскадровки – такой же важный этап в препродакшне, как и написание сценария.

1.1. Функции раскадровки:
1) Экономия времени на площадке,
2) Возможность продумать заранее снимаемые кадры, необходимую технику, передвижения и т.д.
3) Раскадровка позволяет найти общий язык со съемочной группой.
4) Проверить насколько монтажны будущие кадры и избавиться от ненужных планов.
5) «Продать» идею вашего проекта продюсеру или заказчику.
6) Сделать превизуализацию для оператора, монтажера, художника компьютерной графики и звукорежиссера.
1.2. Составляющие раскадровки:

Сценарий разбивается на самостоятельные кадры – каждый нужно пронумеровать, не забыв написать под ним номер эпизода и сцены. Именно эта информация будет продублированная в режиссерском сценарии и на хлопушке во время съемок. Помимо номера и изображения раскадровка включает в себя:
1)действия

2) инструкции для оператора - крупность кадра, движение или статика.
3)реплики персонажей;
4) звуки: музыка и интершум
5) визуальные эффекты («Идет снег», «Использовать хромакей» и т.д.).


1.3. Обозначения в раскадровке:

Передвижение героев в кадре, движение камеры в кадре изображается в виде стрелок, которые размещаются под рамкой, где можно дополнительно описать характер передвижения или поворота камеры.
Чтобы показать панораму, можно нарисовать начало и конец кадра в двух прямоугольниках соответственно, и соединить их друг с другом стрелкой.

Наезды и отъезды также делаются при помощи стрелок, выходящими из границ рамки кадра.

При создании раскадровки необходимо учитывать элементарные законы монтажа, не забывая про то, что два соседних по крупности плана не рекомендуется располагать друг с другом, лучше их чередовать (деталь с первым средним, крупный со вторым средним и т.д.).

Операторская экспликация
2. Операторская экспликация - специальная дополнительная разработка режиссёрского сценария в его съёмочной части.
Составление операторской экспликации преследует цель всесторонней подготовки оператора к предстоящим съёмкам.

2.1. Составляющие режиссерской экспликации:
- устанавливаются световые и цветовые решения, приёмы и съёмочные средства.

- фиксируется творческий замысел операторского решения будущего фильма.

- оператор излагает свои технические соображения по поводу декораций, костюмов.

- описание съёмочной техники и материалов, необходимых для съёмки фильма (фильтров, оптических насадок, операторских конструкций и т. п.).
- список литературного и иллюстративного материала, который следует изучить оператору.
- список мест съемки
Целесообразно дополнять операторскую экспликацию графической разработкой экспозиционных общих планов, массовых сцен, кадров проходов и проездов, панорам и пр.

 

13 БИЛЕТ . « Работа оператора над экранным образом актера . Операторское освещение при съемке игровой сцены»
План ответа: - Работа оператора при работе с актёром; - Методы работы со светом в игровом кино.
Ответ: 1. Главное в художественном фильме - это образ человека.
Работая над портретом актера в образе, оператор может использовать только средства освещения, грима, оптики, композицию.
Кинооператор должен выделить светом элементы, которые будут гармонировать с фигурой актера по ракурсу, цвету и тональности изображения.
Оператор должен хорошо знать природные достоинства и творческие возможности данного актера.
2. Основная цель освещения — показать актеров в соответствии с настроением истории.
Существуют следующие источники освещения:
Контровой свет
Он ставится позади персонажа, обычно в полной темноте, чтобы отделить силуэт от фона или подчеркнуть формы героя, например, высветить скулы. Обычно расположен выше объекта.
Заполняющий свет
Он равномерно освещает персонажа в кадре и делает так, чтобы все детали его лица были хоть немного видны. Освещает тени, созданные рисующим. Обычно расположен с противоположной стороны и не настолько сильный.
Рисующий
Его устанавливают, чтобы осветить форму актера или другого объекта съемки.
Боковой свет
Он исходит из плоскости, параллельной актеру. Подходит для драматического напряжения и работы со светотенью.
Практический свет
Это реальное освещение, например домашняя лампа, телевизор, свечи, полицейские огни и тд.
Это делается для того, чтобы обратить на определенный участок кадра внимание зрителя, потому, что мы инстинктивно обращаем внимание на яркие предметы.


14. Съемочно - постановочная работа кинооператора над павильонными , интерьерными и натурными объектами фильма .
Разработка операторской экспликации.
Павильонные объекты
Павильонные съемки происходят в закрытом пространстве, поэтому для получения качественного изображения необходимо специальное освещение. Посредством света можно управлять оттенками, тенью, перемещать фокусировку, концентрировать внимание на достоинствах и прятать недостатки. В условиях павильона, работа оператора связана с использованием нескольких источников искусственного света, что требует значительной подготовительной работы. В большинстве случаев такой съемки у оператора есть возможность найти наилучшее композиционное и световое решение кадров.
Интерьерныеобъекты
Выбор интерьера (современная квартира, сельская хата, заводской цех, дворец, тюремная камера, кабина космического корабля) зависит от жанра, в котором мы собираемся работать. Важной составляющей интерьера является его фактура и физические размеры. При невозможности подобрать подходящий интерьер его совместно с режиссером и художником постановщиком создают в условиях павильона. Для этого необходимо быть осведомленным во всех нюансах, таких как типы и формы предметов (исторические, современные, вымышленные) и их фактуры. От форм, фактуры и окраски декораций, предметов реквизита, костюмов и т.д. во многом зависит колористическое и тональное решение фильма. Существуют такие типы интерьеров, как, открытый, главная его особенность это нерегулируемая яркость за окном. Работа со светом в нём ведётся в зависимости от условий натурного освещения. И закрытый интерьер - интерьер без воздействия на него натурного освещения, в таком интерьере мы можем работать с любой нужной нам тональностью и в любое время.
Натурные объекты
Оператор выбирает натурные объекты, место и время съемок, тем самым предопределяя изобразительную форму эпизодов. Хорошо выбранная натура позволяет режиссеру и актерам свободно творить в реальной̆ обстановке, способствуя созданию правдивых образов.
Натура может и должна служить не только фоном, но обязательным компонентом драматургической̆ композиции фильма, входящим как действенный̆ элемент в создание образа сцены.
Работа над натурным объектом включает следующие этапы:
• осмотр и выбор объекта, т. е. места или сооружения, где могут быть поставлены и сняты эпизоды и сцены (сценария) фильма;
• производственную подготовку объекта к съемке;
• освоение объекта — репетиции, пробы света и т. п.;
• съемку поставленных сцен;
• просмотр и оценку снятого материала.

Разработка операторской экспликации
Составление операторской экспликации преследует цель всесторонней подготовки оператора к предстоящим съёмкам. Операторская экспликация — это по существу специальная дополнительная разработка режиссёрского сценария в его съёмочной части. В экспликации устанавливаются световые и цветовые решения как павильонных, так и натурных кадров, приёмы и съёмочные средства, с помощью которых оператор собирается решать отдельные эпизоды и кадры фильма.
Кроме того, в экспликации оператор излагает свои творческие, технические и производственные соображения по поводу декораций, костюмов, оформления постановки, выбора натурных мест съёмок.
Наконец, в экспликации записывается, какую производственно-техническую подготовку необходимо провести операторской группе для работы над фильмом. Учитывая экспликационную разработку, оператор и его ассистенты проводят техническую подготовку как для съёмок фильма в целом, так и по отдельным объектам на натуре и в павильоне.


15 . ВНУТРИКАДРОВЫЙ МОНТАЖ
1. Понятие внутрикадровый монтаж
2. Средства осуществления внутрикадрового монтажа
3. Панорама, как внутрикадровый монтаж
4. Цели использования панорамных съемок
5. Виды движения
6. Как точно нельзя снимать.
1
Внутрикадровым монтажом называется сопоставление статичных пластических образов и пластических образов действия путем использования движения объектов в кадре (мизансцены) и путем различных движений самой камеры, которое обеспечивает смену информации и развитие содержания кадра.
В то же время внутрикадровый монтаж можно рассматривать как совмещение двух мизансцен: мизансцены действующих лиц перед аппаратом и мизансцены самой движущейся камеры, которая снимает эти персонажи. Правда, в таком определении отсутствует факт сопоставления объекта с рамкой кадра и изменения содержания плана за счет изменения крупности объекта в кадре.

2

Средства осуществления внутрикадрового монтажа
Принципиально говоря, есть пять действий, которые позволяют породить внутрикадровый монтаж.
1. Мизансцена — передвижение персонажей и объектов внутри кадра.
2. Панорама аппаратом — поворот камеры во время съемки на оси штатива на одной статичной точке.
3. Съемка с движения или панорама с движения (тревеллинг) — перемещение аппарата во время съемки на каком-либо движущемся средстве с сохранением направления взгляда объектива.
4. Совмещение панорамы с тревеллингом — свободное перемещение камеры во время съемки с любым изменением направлен взгляда объектива.
5. Совмещение мизансценирования с любым видом движений камеры.

3
-горизонтальная панорама. Камера стоит на месте, на штативе или в руках у оператора, который не сходит со своего места, а только поворачивает аппарат.
-вертикальная панорама, когда камера на головке штатива, оставаясь в одной вертикальной плоскости, совершает во время съемки поворот вокруг горизонтальной оси, как бы осматривает объект снизу вверх или сверху вниз.
-диагональная панорама, совмещение горизонтального и вертикального движений камеры: поворот одновременно с подъемом или опусканием взгляда объектива.
-круговая панорама — поворот камеры во время съемки на 360 градусов на статичной точке.


4
Цели использования панорамных съемок
В творческой практике существуют три основных вида панорам.
-Панорама обзора — простейший вид съемки движущейся камерой. Применяется для описания обстановки действия, местности, интерьера. В этом случае действие в кадре не может быть главным объектом внимания.
-Панорама осмотра или наблюдения — второй вид съемки. При этом движение камеры должно обеспечить наилучшие условия для разглядывания происходящего действия героев или обстановки.
-Панорама слежения — третий вид. Применяется, когда камера наблюдает за движением объекта в кадре, за его перемещением на местности или в интерьере и, не позволяя ему выйти за рамки кадра, следит за объектом неотступно.
Причем один вид панорамы по ходу съемки может переходить в другой по воле режиссера и оператора в соответствии с замыслом.


5
Первый вид движения — движение ради активизации внимания зрителя к статичной сцене.
Второй вид движения — движение для создания определенного настроения.

6
Подводные рифы
-Нельзя начинать и заканчивать съемку кадра в панораме, во время движения аппарата. Профессионал должен думать о будущем соединении кадров. Кадр с панорамным движением может в окончательном монтаже оказаться состыкован со статичным кадром. А это неприятно ударит по глазам зрителя. На съемке все панорамы для расширения и сохранения свободы любого монтажного перехода в окончательном варианте произведения начинаются и заканчиваются, как минимум, двух-,трехсе-кундными кусками статики.
-Нельзя при съемке, например, горизонтальной панорамы резко изменить направление движения камеры и без остановки переводить ее движение в вертикальное.
Психофизиология человеческого восприятия такова, что наш глаз, приноровившись к осмотру горизонтально движущегося на экране изображения, не может сразу перейти к осмотру кадра с вертикальным движением

16 вопрос . Разработка планировки мизансцен и съемочных точек , схем освещения , приемов съемки .
План:
1. Задачи оператора
2. Съемочные точки
3. Виды освещения и функции
4. Приемы съемки

Раскадровка, написанная режиссером, оператором и художником, является основой для создания операторской экспликации, в которой оператор намечает изобразительно-живописное решение каждого эпизода и фильма в целом. В экспликации указываются тональность, колористическое решение, композиция (оптика, оптические приспособления), операторские приемы (следовательно, вспомогательная техника) и т.п.
Компонуя кадр, подчиняя свою работу организации изобразительного материала на экране, оператор решает одновременно множество задач:
1. Находит наиболее выразительную точку съемки. Это означает, что определяются координаты нахождения камеры по трем векторам — расстоянию до объекта, положению по горизонтали, положению по вертикали.
2. Подбирает оптику, т.е. определенный угол зрения объектива. От этого зависят не только масштабные соотношения предметов, но и характер передачи перспективы в кадре.
3. Выбирает освещение объекта, позволяющее наилучшим образом передать форму и фактуру предметов.
4. Намечает свето- и цветотональный характер будущего изображения.
5. Решает, какой операторский прием будет использован при съемке этого кадра: статичный план, панорама, наезд, отъезд, съемка с движения и т.п.
Кадр не должен быть загроможден второстепенными деталями. Композиционный и светотональный центр кадра должен совпадать с сюжетно- смысловым.
При выборе объекта съемки оператор определяет три координатные точки для установки камеры: 1) расстояние до объекта съемки; 2) положение камеры по горизонтали — фронтально, справа или слева от объекта; 3) положение камеры по вертикали: нормальная, верхняя или нижняя точка съемки, т.е. ракурс.
В поисках оптимальной точки съемки правильный выбор оптики имеет решающее значение. Выбирая для съемки объектив с тем или иным фокусным расстоянием, необходимо помнить следующее правило: Перспектива оптического изображения в кадрах, снятых различными объективами, но с одной точки, остается одинаковой, не меняется.
Если в натурных съемках используются природные источники освещения — солнце, небо, свет, отраженный от предметов, а также от отражателей и электроподсветов, то в павильоне операторы освещают декорации при по мощи осветительных приборов.
Система освещения в павильоне основана на том, что освещаются раздельно:
• Декорации — стены, пол, потолок, проемы, двери, окна;
• Предметы обстановки — столы, шкафы, стулья и т.д.;
• Фоны — за проемами, окнами, дверьми и т.д.;
• Пространство декорации, в котором двигаются актеры;
• Фигуры актеров.
Комбинируя свет от многих приборов, в павильоне можно получить различный характер освещения: светотеневое освещение, тональное освещение, локальное освещение (когда декорация высвечивается пятнами) и силуэтное. В соответствии с заданным световым эффектом освещаются фигуры актеров, пространство декорации, предметы обстановки и фоны.
При подготовке к съемкам в павильоне оператор в первую очередь исходит из того, что основой его работы является наилучшее выявление драматургического содержания эпизода, своеобразия мизансцены и актерской игры. Еще на стадии написания экспликации оператор должен убедительно обосновать изобразительно-живописную концепцию, световую трактовку эпизодов, сцен, фильма (или передачи) в целом
Виды света, используемые оператором: рисующий, заполняющий, контровой, моделирующий, фоновый.
При разработке схем света нужно учитывать основные функции света:
1. Есть свет — есть изобразительная информация, нет света нет изображения.
2. Свет выявляет цвет предметов.
3. Свет выявляет форму, объем, рельеф и фактуру предметов, усиливает ощущение пространства и движения. Освещенный предмет обретает светлую и теневую стороны («собственную» тень), на нем появляются блики и рефлексы, помогающие подчеркнуть объем и выявить фактуру предмета.
4. Эмоциональное воздействие света.
Приемы съемки. Современная техника позволяет оператору осуществлять любые виды движения и перемещения камеры. Основное требование, которым руководствуются режиссер и оператор при определении необходимости движения камеры, — осмысленность, аргументированность этого приема. Необходимо точно установить, от какого кадра, желательно статичного, начинается движение камеры и к какому кадру, также статичному, камера приходит в конце движения. Виды:
1. Панорама: панорама обозрения, панорама сопровождения, переброска
2. Проезд
3. Наезд
4. Отъезд
5. Объезд
6. Стадикам
Необходимо особо подчеркнуть, что композиция и свет не поддаются никакому техническому совершенствованию, они целиком и полностью зависят от умения оператора видеть, чувствовать и воплощать на экране свои творческие замыслы.

Билет 17. Киноракурс . Динамичная камера . Реклама . Видеоклип .
План
Что такое киноракурс?
Что такое динамичная камера?
Как снимать рекламу
Как снимать видеоклип
Ответ
Кадр может быть отснят с трех общих ракурсов:
• объективный;
• субъективный;
• точказрения.
Объективный ракурс наиболее популярен в фильмах. Это обзор "подсматривания", когда зритель видит все, что происходит, но ощущает себя на безопасном расстоянии от места событий, как будто он находится там, но невидимый. Актерам нельзя смотреть прямо на камеру, потому что исчезнет иллюзия объективного ракурса и придется переснимать кадр.
Субъективный ракурс ставит зрителя на сцену рядом с актерами так, будто они являются другими участниками действия. Когда камера движется вверх и вниз, или парит в салоне самолета, словно пролетает в узком каньоне, зритель будет наблюдать с субъективного ракурса. Часто субъективный ракурс используется, чтобы дезориентировать или шокировать зрителя. Когда актер выходит из роли персонажа и обращается с объяснительной речью к публике, это тоже субъективный ракурс.
Ракурс "точка зрения" ставит зрителя на место головы одного из актеров, так что зритель видит то, что видит персонаж. Это часто используется, чтобы дать возможность зрителю прочувствовать данный эпизод и эмоции героя, когда он/она находятся в опасности. В данном ракурсе другие актеры могут смотреть на камеру, чтобы сформировать иллюзию аудитории, будто она живет внутри тела персонажа.
Динамические возможности камеры – очень сильное и выразительное средство, поэтому они должны использоваться в фильме или телевизионной передаче лишь в тех случаях, когда это творчески необходимо. Необоснованная динамика непременно отвлечет зрительское внимание, нанесет ущерб смыслу произведения. Динамическая композиция должна существовать рядом со статическими решениями – только в таком случае она может воздействовать активно и вызывать необходимые эмоции.
Как снимать рекламу? В кадре не должно быть ничего лишнего, композиция кадра должна быть выстроена так, чтобы главный объект в рекламе был на первом месте. Реклама, в основном строится на крупных планах и деталях.
10 простых правил построения композиции в кадре:
1) Контраст
2) Размещение
3) Равновесие
4) Золотое сечение
5) Диагонали
6) Формат
7) Точка съемки
8) Направление
9) Цветовое пятно
10) Движение в кадре.
Клип – это непродолжительная по времени (примерно до 8-10 минут), составленная с использованием художественных приемов последовательность кадров, которая несет определенный смысл. Чаще всего встречаются музыкальные видеоклипы – это когда под какую-либо музыку снимается сюжет, близкий теме песни. Ракурсы должны быть интересными, приветствуется импровизация.


18 Особенности съемочно - постановочной работы кинооператора над фильмами некоторых жанров.

Возьмем такой̆ вопрос, как съемка картин различных жанров. Например, «неблагодарным» жанром для оператора считается кинокомедия. В комедиях внимание зрителя сосредоточено обычно на актере, на его поведении, на содержании его действий, жестов и мимики, на интонации его речи, на содержании реплик. И задача оператора достаточно скромна — выявить актера.

В советских комедийных фильмах таких мастеров, как И. Пырьев и Г. Александров, изобразительная форма используется творчески активно и своеобразно. В картинах режиссера Г. Александрова «Веселые ребята» и «Цирк», снятых талантливым оператором В. Нильсеном, отчетливо ощущается стремление режиссера и оператора активно использовать кино изобразительные средства для того, чтобы добиться выразительности актерского действия и создать эффектное кинозрелише. Здесь изобретательно использованы возможности комбинированных съемок.

Для того чтобы более наглядно проиллюстрировать принципы выбора тех или иных композиционных форм и приемов съемки, рассмотрим некоторые решения оператора С. Урусевского и режиссера М. Калатозова в фильме «Летят журавли».
Оператор использует и острый̆ ракурс в сочетании с сверх широкоугольным (F = 18 мм) объективом.

Основные задачи ставил перед сбой оператор: первое — убедить зрителя в достоверности, реальности изображаемого на экране, и второе — возбудить в нем интерес к происходящим событиям и создать у него настроение, соответствующее атмосфере действия.


19 Особенности творческо - производственной работы над фильмами для телевидения ( сериалы , телефильмы )
Подготовительный период в создании телесериала это время принятия всех решений относительно будущего фильма. Это значит выбрать тему, произвести необходимые исследования, собрать съемочную группу, подобрать технику, определить методику, детали и расписание съемок.
При наличии времени желательно составить съемочные карты – схемы декораций к определенному эпизоду с указанием расположения персонажей мизансцены, точек съемок, размещения осветительных приборов.
Оператор и звуковой оператор продумывают колористическое, музыкальное и шумовое решение каждой сцены; проверяют состояние аппаратуры и условия создания необходимых для съемки параметров освещения и звучания. Производится подбор всех необходимых технических средств, чтобы в процессе съемок не возникали проблемы, связанные с нехваткой материала.
Работа над съемочным объектом при непосредственной съемке – задача нескольких подразделений студии. После создания для съемочного объекта требуемых декораций и их установки проводят расстановку и укрепление съемочной, осветительной и звуковой аппаратуры согласно схемам.
Съемочный период при создании телесериала идет параллельно как предыдущим, так и последующим периодам. Например, одна серия находится уже в монтажной мастерской, в то время как для другой только уточняется сценарий.
Монтаж проводится в несколько этапов. В утверждении варианта перед окончательным монтажом принимают участие оператор-постановщик и директор картины.
Отбор дублей проводится монтажной бригадой во главе с оператором и режиссером-постановщиком.
Стоит отметить, что на всех этапах производства декораций существует постоянная обратная связь с авторами исходной идеи (режиссером-постановщиком, оператором и т.п). Это помогает и самим производственникам вжиться в эпоху или созданную ситуацию, прочувствовать требования режиссера и оптимизировать свою работу под данный конкретный фильм.
Художник-постановщик совместно с архитектором-проектировщиком разрабатывает планировку каждой декорации: размещение в одной съемочном объекте различных элементов декорации и съемочной аппаратуры: точки съемк, после чего оператор добавляет схему осветительных лесов, кабелей, операторских рельсов.
Цех съемочной техники.
Этот цех называют еще операторским, так как его работа теснейшим образом связана с работой оператора. Цех занимается подготовкой, налаживанием и испытанием съемочной аппаратуры, закрепленной за картиной.
При натурных съемках, особенно проводящихся вдали от студии, настройка съемочной аппаратуры производится особенно тщательно. Кроме того, желательно проведение предварительных съемок.
В цехе съемочной техники функционирует своя лаборатория, осуществляющая контроль работы оборудования, оптики, изготовление или трансформацию под имеющуюся технику оптических приспособлений.
Помимо лаборатории, цех включает в себя мастерскую по ремонту техники и базу съемочной аппаратуры. Несмотря на то, что удобно проводить съемки при унифицировании всей аппаратуры и оптики студии, художественные решения могут потребовать использования нестандартной техники, что должно быть предусмотрено.
Съемочная аппаратура должна быть мобильной. Для этого используются передвижные операторские тележки, операторские штативные стрелы, в том числе с дистанционным управлением (удобны для панорамных съемок), операторские лифты и т.п. Техническое решение сюжета иногда требует использования непривычных съемок: подводных, воздушных, в движущемся автомобиле.
При съемке современных телевизионных фильмов часто используется многокамерный метод, когда съемка производится одновременно тремя-пятью аппаратами с разных точек. Это позволяет одновременно получать разные планы снимаемого объекта (общий, средний, крупный) и выбирать наиболее выгодный ракурс съемки при монтаже материала, что ускоряет процесс производства фильма (особенно важно при создании телесериала). При этом необходима особенно тщательная установка осветительных приборов, дающая возможность вести разноплановую и многоракурсную съемку, и аккуратная установка камер – так, чтобы ни одна не попадала в поле зрения другой и имела возможность передвижения на хотя бы незначительные расстояния. Телевизионными камерами при таких съемках удобно управлять с одного операторского пульта, на котором видны изображения со всех камер, а камеры управляются дистанционно.
Съемки фильма многокамерным методом могут укладываться в очень короткие сроки.

0.
20. Основные виды и жанры кинофильмов и особенности творческой и производственной деятельности кинооператора

Основные виды и жанры кинофильмов:

ВИДЫ

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ (ИГРОВОЕ) КИНО — вид
киноискусства, включающий фильмы эпического, лирического и драматического жанров. Изображает действительность в образах, созданных соединенными усилиями сценариста режиссера, оператора, актера.

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО (хроникальное, монтажное и пр.) — вид киноискусства; как правило, основано на съемках подлинных жизненных фактов и явлений.

КИНОЖУРНАЛ — вид кинохроники, содержащий короткую информацию о жизни страны, внутренних и международных политических событиях и др.

МУЗЫКАЛЬНОЕ КИНО — вид киноискусства, в котором музыка играет главенствующую роль.

МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОЕ КИНО — вид киноискусства, произведения которого создаются путем съемки последовательных фаз движения рисованных (графическая мультипликация) или объемных (объемная мультипликация) объектов. Развивается в разных жанрах. Излюбленный жанр мультипликации — сказка.

НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЕ КИНО — один из видов научного кино, которое рассказывает в общедоступной форме об основах различных наук, популяризирует достижения во всех областях знания. Использует специальные виды съемки (замедленная, ускоренная, в рентгеновских лучах, микросъемка), мультипликационное (графическое и объемное) моделирование. К этому виду кино традиционно относят фильмы по искусству, спорту, кинопутешествия и т. д. Научно-популярное кино включает в себя такие жанры, как кинолекция, киноочерк, фильм-наблюдение, фильм-размышление, фильм-исследование, фильм-предупреждение и т. д.

НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ КИНО — один из видов научного кино; пропагандирует новую технику и прогрессивные методы труда в народном хозяйстве.

НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКОЕ КИНО — вид киноискусства; основной прием — мысленный эксперимент, показ возможностей и опасностей научного прогресса, постановка перед зрителями важнейших проблем современного мира (нравственных, философских, социальных). Заставляет задуматься о будущем человеческой цивилизации.

ПАНОРАМНОЕ КИНО — вид кинематографа, В котором фильм обычно снимают одновременно на три кинопленки, причем на каждой получается треть изображения объекта; проецирование осуществляется тремя проекторами на сильно прогнутый экран больших размеров.

СТЕРЕОКИНО — вид кинематографа, технические средства которого (очки и др.) позволяют создавать у зрителя иллюзию объемности изображаемых на экране объектов.

УЧЕБНОЕ КИНО — один из видов научного кино, предназначенный для использования в учебном процессе. ЖАНРЫ

ЖАНРЫ

АГИТФИЛЬМ — короткометражный художественный или документальный фильм публицистического характера, используемый в целях политической агитации.

ВЕСТЕРН — жанр американского кино, получивший широкое распространение; посвящен, как правило, героизации первых поселенцев Запада. Достоинствами вестерна являются острота сюжета, занимательность и динамизм действия.


ИСТОРИЧЕСКИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ - жанр киноискусства; кинопроизведение, в котором в игровой форме воссоздаются исторические события.

КИНОКОМЕДИЯ — жанр киноискусства, главной особенностью которого является изображение характеров, конфликтов и ситуаций, вызывающих смех зрителей.

КИНОМЮЗИКЛ — жанр, соединяющий в себе признаки музыкального и драматического произведения (например, оперетта), иногда оперу или балет.

КИНОХРОНИКА — оперативная киноинформация (репортаж) об актуальных событиях и фактах современной жизни.

НАУЧНОЕ КИНО — область кинематографии, развивающаяся в четырех самостоятельных видах: научно-популярное, учебное, научно-исследовательское и научно-производственное кино.

ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКИЙ ФИЛЬМ (ТРИЛЛЕР) — фильм приключенческого жанра, для которого характерна острая, напряженная фабула, основанная на приключении, то есть происшествии неожиданном, нарушающем привычный ход событий, заключающем в себе потенциальную опасность и побуждающем героя к действию.

 

Особенности творческой и производственной деятельности кинооператора:


ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Оператор воплощает на экране всё то, что называется изображением и является сутью кино. Создание атмосферы, передача актерского мастерства зрителю, реализация стиля и жанра картины — это есть работа и предмет творчества операторов.

-Знакомство с режиссером: как договориться с режиссером и как его понять, и как сделать то, что он придумал
-Знакомство со литературным и режиссерским сценарием
-Знакомство с режиссерской экспликацией и поставленными задачами от режиссера (Какой стиль съемки? В каком формате работаем? и др)
-Работа с героем (организация «привычной камеры»)

 

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Оператор — специалист, знающий выразительные возможности освещения, кино- и видеоаппаратуры, вспомогательной операторской техники: тележек, кранов, стэдикамови т. д.

-Подбор камеры, которая сможет выполнить необходимые требования (вопрос:Где это будут показывать?)
-Подбор оптики, которая сможет выполнить поставленные задачи
-Подбор операторских приемов для достижения реализации замысла
-Как качественно записать звук
-Как решить проблему по свету в кадре
-Сбор необходимой техники и решение вопроса о перевозе оборудования: свет, звук, камера, оптика, штативы и тд

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предраковые заболевания кожи лица, красной каймы губ и слизистой оболочки полости рта. Классификация, клинические проявления, диагностика, методы лечения | Модуль №4 Молекулярна біологія. Біохімія міжклітинних комунікацій

Дата добавления: 2018-11-11; просмотров: 226 | Нарушение авторских прав


Рекомендуемый контект:


Поиск на сайте:


© 2015-2019 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.