Философия Средневековья (6-14 в.)
1. Общая характеристика эпохи Средневековья
2. Общая характеристика философии Средневековья
3. Спор между реалистами и номиналистами
4. Учения основных представителей Философии Средневековья
Общая характеристика эпохи Средневековья
Для эпохи Средневековья характерен феодальный социально-политический строй. Основные слои населения: крестьяне-колонны, ремесленники, купцы, феодалы. В феодальном обществе большую роль играло духовенство. Монастыри были и крепостями, и центрами земледелия, и очагами просвещения и культуры.
Общая характеристика философии Средневековья
В эллинистическо-римскую эпоху происходит формирование больших единых государств, в которых власть концентрировалась в руках определенных центральных органов, будь то единоличный правитель или республиканское правительство. С целью «поддержания единства» государственной мозаики, состоявшей из различных и недружественных этнических групп, правитель для усиления власти центра иногда изображался богоподобным. Исчезновение относительно независимых в политическом смысле малых обществ и тенденция к концентрации власти привели к возрастанию политического бесправия народа. В таких государствах, в дополнение к лишенным какой-либо власти свободным мужчинам и женщинам, существовали на грани физического выживания полностью бесправные рабы.
Люди обратились к поискам сверхъестественного в собственном внутреннем мире. Они искали решение проблем исключительно тяжелой жизни в религиозной сфере. Христианство обращалось к каждому. Оно провозглашало надежду для каждого. Вопреки политическому бесправию, материальному неблагополучию и физическим страданиям, вопреки злу и ослаблению силы характера, надежда существует для каждого. Земная жизнь, провозглашало христианство, является частью драматического исторического процесса, в конце которого каждого ожидает справедливое вознаграждение за страдания и несправедливости этой жизни. Превыше всего этого пребывает Бог-Отец, создатель мира, дух всемилостивый, всесправедливый и всеправедный.
Христианство сыграло огромную роль в развитии философской мысли. Оно внесло следующие новые идеи:
1) Идею «человека как центра всего»;
2) Идею линейности истории;
3) Представление о Боге как Личности и Творце.
Под теологией понимают богословие, то есть систематическое изложение, опирающееся как на собственный, так и на философский понятийный аппарат, и защиту учения о Боге, Его свойствах, качествах, признаках, деяниях, а также комплекс правил и норм жизни верующих и духовенства, установленных той или иной религией (в данном случае христианством). Хотя теология не может обойтись без философского понятийного аппарата, она по сути своей отлична от философии. В пределах теологии как таковой философское мышление выполняет главным образом «служебную роль»,ибо оно только принимает, разъясняет, истолковывает «Слово Божие». Все это, конечно, весьма далеко от философии как свободного мышления о мире и человеке. Если в теологии мировоззренческая мысль ограничена рамками догматики, то действительная философия всегда плюралистична.
Главенствующей идеей христианского мировоззрения является идея Бога. Основными принципами философии Средневековья являются:
1. теоцентризм – центром мира является Бог
2. монотеизм – единобожие
3. теодицея – оправдание бога-творца в наличие зла на земле.
4. супранатурализм – все в мире имеет сверхъестественную природу
5. сотериологизм – ориентация всей жизнедеятельности человека на спасение души
6. ревеляционизм – принцип богооткровенности
7. креационизм – сотворение мира Богом из ничего
8. антропоцентризм – человек есть центр Вселенной, венец творения Бога
9. провиденциализм – божественный замысел предопределяет историю людей как план спасения человека
10. эсхатология – учение о конце мира.
11. символизм – нахождение скрытых символов в вещах для поиска утраченного единства
12. экзегез – толкование религиозных текстов
13. герменевтика – толкование любых текстов.