Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


А.Н.Скрябин. Творческий облик.

Александр Николаевич Скрябин (1871-1915) – один из самых необычных композиторов, яркий представитель «серебряного века». Приверженец  * символизма  и  мистицизма в музыке.

* Символи́зм — одно из крупнейших течений в искусстве (литературе, музыке и живописи) рубежа 19-20 веков. Для него характерны экспериментаторство, использование символики, недосказанности, намёков, таинственности и загадочности.

Скрябин был не только музыкантом, но и философом. На протяжении всей своей жизни он непрерывно изучал философскую, эзотерическую литературу. Результатом стала его собственная философская концепция, основанная на мистицизме. И музыка Скрябина неотделима от его философских взглядов. Сам композитор ощущал свою музыку как часть философии.

Скрябин глубоко и свято верил в свое призвание – открыть человечеству необычайные, лучезарные, космические чертоги искусства. Главной в его творчестве стала идея * мессианства в музыке.

* Мессианство - вера в особую, спасительную роль, в пришествие избавителя, мессии.

Скрябин считал, что он может оказать своей музыкой влияние на все мироздание. Самой грандиозной его идеей было сочинение «Мистерии», которая должна была стать вершиной его творчества. Это был грандиозный, фантастический проект, замысел которого он вынашивал около 10 лет.

«Мистерия» по задумке Скрябина  должна была исполняться всем человечеством, объединив в себе музыку, танец, архитектуру, запахи и цвета («…для оркестра, света и хора в 7000 голосов, которая предполагалась к исполнению на берегу Ганга, призванная объединить всё человечество, воспитать в людях чувство великого братства»).
Все свои произведения до сочинения «Мистерии» он  считал лишь подготовкой к вершинному сочинению своего творчества.

*** Мистерия (от лат. «церемония») — один из жанров европейского средневекового театра.             Сюжет для мистерии обычно брался из Библии или Евангелия. С середины 15 века мистерии стали наращивать объём. В «Мистерии о Деяниях Апостолов» более 60000 стихов, а её представление в Бурже в 1536 году длилось, по свидетельствам, 40 дней.

А.Н. Скрябин не успел осуществить свою мечту, скоропостижно скончавшись от заражения крови в возрасте 43 лет.

 

Александр Николаевич Скрябин родился в Москве 25 декабря 1871 года. Отец его был дипломатом, мать – пианисткой. Ему исполнился годик, когда его мать, Любовь Петровна, скончалась от чахотки. Воспитанием мальчика занималась семья отца – бабушка и тетя, Любовь Александровна, которая стала и его первым музыкальным учителем.

В 5 лет Шуринька, как звали его любящие родственники, умел играть на фортепиано. В 10 лет он был отдан в Московский кадетский корпус, учась в котором, не бросал фортепианные уроки и изучал музыкальную теорию.

В январе 1888 г. юный Скрябин поступил в Московскую консерваторию в класс В. Сафонова (фортепиано) и С. Танеева (контрапункт). Скрябин блестяще окончил консерваторию как пианист.

По окончании консерватории Скрябин готовил себя к карьере концертирующего пианиста. Он никогда не переставал упражняться на рояле, все время стремился к еще большему совершенству. И это привело к его первой серьезной трагедии в жизни: в 1894 году (в 23 года) он переиграл правую руку. И какой-то известный тогда московский врач сказал ему, что это навсегда. Это был страшный удар для Скрябина.

Тем не менее подвижность кисти он с большим трудом смог восстановить. Но правая рука осталась слабее левой. Это сказалось впоследствии на характере его музыки – появилась особая нюансировка, особые оттенки, тонкость и легкость.

Эта болезнь серьезно повлияла на душевной равновесие Скрябина и примерно в это время в его дневнике появляются первые размышления на философские темы (о ценности жизни, о религии, о Боге).

Скрябин оканчивает Московскую консерваторию и становится «свободным художником». В 1894 году он дает свой первый авторский концерт, после которого о нем узнают не только как о блестящем пианисте, но и как о композиторе. Он знакомится с меценатом Митрофаном Беляевым.

*** Митрофан Петрович Беляев – меценат, известный лесопромышленник, владелец огромного состояния и страстный любитель русской музыки. Организовал знаменитый Беляевский кружок.

Беляевский кружок — группа музыкантов- композиторов, исполнителей, собиравшихся в 1880 - 1890-е годы на музыкальных вечерах в доме лесопромышленника, музыканта и мецената М.П. Беляева («беляевские пятницы»), на которых исполнялись квартеты, квинтеты, секстеты, романсы, фортепианные произведения и другое. Возглавлял кружок Николай Римский-Корсаков; в состав входили в том числе и Глазунов с Лядовым (и многие другие).

Основал издательство – печатал огромное количество произведений русских композиторов. Его девиз – «печатать хорошо, продавать недорго». Т.е. активно пропагандировал русскую музыку.

Был организатором многих концертов, устраивал ежегодные конкурсы на лучшее камерное произведение, конкурсы им. Глинки. Платил композиторам и музыкантам очень щедрые гонорары.

М. Беляев твердо уверовал и талант Скрябина. Он начинает печатать ноты произведений Скрябина и впоследствии на протяжении многих лет оказывает Скрябину материальную поддержку. Беляев хотел, чтобы Скрябина знали не только в России, но и за границей. Он организовал и оплатил большое концертное турне Скрябина по Европе и сам поехал с ним в это турне, опекал его как отец. После этого Скрябин еще долгие годы продолжает подолгу жить и выступать за границей. Эти поездки начинаются с середины 1890х годов, концерты всегда шли с большим успехом. На этих концертах Скрябин играл только свои произведения.

Один из таких концертов, состоявшийся в начале 1898 года в Париже, был не совсем обычный: композитор выступил вместе со своей женой — пианисткой Верой Ивановной Скрябиной (урожденной Исакович), на которой женился незадолго до этого, в 1897 году. Концерт прошел с огромным успехом. После заграничного турне Скрябины вернулись в Россию в 1898 году. 

А.Скрябин был женат дважды. Вторая жена Скрябина - Татьяна Фёдоровна Шлёцер, племянница профессора Московской консерватории, у которого нередко бывал в гостях в 1902 году. Всего в браках у Скрябина родилось семеро детей, трое из которых умерли еще в детстве.

Известно, что дочь Скрябина от второго брака – Ариадна, погибла в 1944 году в Тулузе (во Франции) в перестрелке при попытке задержания. Она участвовала в движении Сопротивления во Франции и помогала вывозить беженцев. В Тулузе ей установлен памятник.

Творчество Скрябина стоит особняком в русской музыке. Оно не имеет предшественников (не считая влияния Фредерика Шопена в ранние годы), ни продолжателей.

Скрябин совершил революционный переворот в области музыкального языка: предельно усложнил гармонию, формы, мелодику, фактуру, тональный план своих произведений. Ничего подобного в русской музыке до Скрябина не было.

 

 

Скрябин был своего рода провидцем в искусстве. Он опережал современников и смотрел далеко вперед. Одно из его открытий заключалось в следующем: он считал, что существует связь между звуками и цветами солнечного спектра. Сам Скрябин обладал уникальным «цветным слухом» (кстати, так же как и Римский-Корсаков). Он считал, что каждая тональность имеет свой цвет, считал, что квинтовый круг тональностей укладывается в спектральный цветовой круг.

*Скрябин предложил обозначать До-мажор красным цветом, Ре-мажор – желтым цветом,  Соль-мажор – оранжево-розовым цветом, Ля-мажор – зелёным. Что касается звучания Ми-мажор и Си-мажор, то для него эти музыкальные тональности  были примерно одинакового, сине-белого цвета.  Для  фа-диез он предложил использовать ярко-синий цвет. До-диез мажор был обозначен фиолетовым цветом. Тональности Ля-бемоль мажор, Ми-бемоль мажор и Си-бемоль мажор обозначались фиолетовым и стальным с серебристым оттенком. Для тональности Фа-мажор музыкант выбрал тёмно-красный оттенок.

То есть Скрябин создал идею «цветомузыки».

Позднее он пришёл к созданию «световой партитуры». Композитор мучительно пытался добиться лучезарности в звуках. И вот в 1910 году  в партитуру своего симфонического произведения «Прометей» он вводит реальный свет, который должен быть излучаем неким специальным инструментом – световой клавиатурой. Эту партию света в партитуре он обозначил как – Luce.

Всего у Скрябина несколько симфонических произведений: всего 3 симфонии и 2 поэмы - "Поэма экстаза" и "Поэма огня» ("Прометей"). То есть  симфоническое творчество Скрябина очень невелико по количеству, но огромно по значению в русской и мировой музыке.

Его последнее симфоническое произведение - это «Прометей» или «Поэма огня». Скрябин окончил его в 1910 году, когда жил уже в Москве. Первое исполнение «Прометея», ожидавшееся публикой с огромным нетерпением, состоялось 2 марта 1911 года в Москве и стало крупным событием в музыкальной жизни России. Партию фортепиано исполнял сам автор.

* Прометей - персонаж из древнегреческой мифологии. Один из титанов. По легенде он украл с Олимпа и принёс людям огонь. Этим он нарушил  волю верховного бога Зевса, за что  в наказание был прикован к скале и  обречен на муку: к нему постоянно прилетал орел и выклевывал печень. Его спас Геракл.

Сам Скрябин уверял, что его «Прометей» не имеет отношения к древнегреческому мифу. Для него Прометей – это отвлеченный символ некоего активного начала, творческий принцип. В этом грандиозном замысле Скрябин хотел показать победу могучей человеческой воли, торжество жизни.

Музыкальным выражением этого символа стало интонационное ядро всей поэмы – знаменитый скрябинский «прометеев аккорд». Это шестизвучный аккорд, ставший основой всей музыкальной ткани поэмы.

Поэма начинается на пианиссимо с этого аккорда: он звучит таинственно, необычно и долго. Затем у валторн прозвучит короткая тема Прометея (тоже на основе прометеева аккорда). Кроме нее здесь есть и много других тем – тема разума, тема воли, тема движения, тема томления.

Вот на этих основных темах-образах строится все одночастное произведение: в противопоставлениях, столкновениях, контрапунктических сплетениях, действенном развитии и борьбе, приводящей к колоссальной кульминации. К мощному звучанию оркестра присоединяется хор, поющий без слов. Его поддерживает и орган. Достигается небывалый экстатический накал.

ВОПРОСНИК:

1) Годы жизни А.Скрябина?

2) Приверженцем какого крупного течения в искусстве рубежа 19-20 веков был А.Скрябин?

3) Чем еще серьезно занимался А.Скрябин, помимо музыки?

4) Какова основная философская идея творчества А.Скрябина?

5) Какое произведение должно было стать вершинным в творчестве композитора? Как оно должно было исполняться?

6) Кем были родители А.Скрябина?

7) Кто был первым музыкальным учителем А.Скрябина?

8) С какого возраста маленький Скрябин начал играть на фортепиано.

9) В каком возрасте С. поступил в Московскую консерваторию?

10) Назовите педагогов Скрябина в консерватории.

11) Какое важное знакомство происходит в жизни Скрябина после первого авторского концерта в 1894 году?

12) Чем известен М.Беляев? Каковы его основные заслуги?

13) Какое место в русской музыке занимает творчество А.Скрябина?

14) Каким слухом обладал А.Скрябин?

15) Что такое «цветомузыка» Скрябина?

16) В какое произведение Скрябин вводит партию света?

17) Сколько всего у Скрябина симфонических произведений?

18) Что такое «прометеев аккорд»?



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Образование и усиление Франкского государства | В) твірну ,основну ,покривну ,провідну.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2538 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2158 - | 2048 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.