Интереснейший и важнейший момент в истории искусства. Жители Северных Нидерландов после многолетней войны освободились от власти Испании с ее инквизицией. И провозгласили независимую Республику Соединенных провинций. Среди них лидировала Голландия, и вскоре так начали называть всю страну. Маленькая Голландия быстро сделалась в то время одной из самых влиятельных стран мира. В процессе революции аристократия лишилась власти, Голландия сталапервой капиталистической страной в Европе. Благодаря этому произошел небывалый расцвет экономики и культуры. Расцвет светского образования: философии (Спиноза), юриспруденции (Гуго Гроций), точных и естественных наук, литературы, театра. Голландцы были протестантами самого строгого толка, отрицавшими церковную живопись. Но они не отрицали при этом живопись вообще.
Голландия была открыта новому передовому опыту и стала первой из европейских стран, перенявшей из Италии академизм (Болонская Академия братьев Карраччи) в конце 16 века, в период маньеризма. В Голландии сначала возникает целый ряд Академий, в которых изучали лучшие образцы искусства – в 1583 Харлемская Академия (КорнелисванХарлем, Генрих Гольциус, Ван Мандер), в 1622 в Утрехте «Академия живописи» и т.д.Мифологические, религиозные, аллегорические, исторические картины и натюрморты (цветы). Корнелисван Харлем. «Иуда и Фамарь». 1596. Харлем, Музей Франса Хальс (1) Гравюры Генриха Гольпиуса (2)
1 2
Но главное – в то же время стало широко развиваться принципиально новое светское искусство: впервые в истории покупателями и заказчиками картин стали не церковь и короли со своим двором – а разбогатевшие простые горожане, крестьяне и предприниматели. Стал процветать средний класс. В живописи именно в это время сложились все жанры, которые существуют в европейском искусстве по сей день.В 17 веке в Голландии уже каждый дом был украшен картинами. Они должны были быть невелики и изображать предметы знакомые и близкие хозяевам. Поэтому популярными стали жанры портрета, пейзажа и натюрморта, чуть позже появился интерьер «в комнатах» и бытовой жанр.
Живопись стала ведущим видом искусства в Голландии того времени.Главная роль отводилась станковой реалистической живописи.Теперь заказчиками картин были люди, которые и сами что-то производили или продавали, поэтому сформировалось совершенно новое отношение к живописи: ценилось мастерство овладения ремеслом, картина должна была быть тщательно написана, со старанием, хранить следы кропотливой работы. Художник должен был быть мастером своего дела – не ставить грандиозных мистических духовных задач, но в своей узкой области достигать вершин. Так возникла специализация художников: были портретисты, и им не приходило в голову браться за пейзаж. А пейзажисты не писали портретов. Внутри каждого жанра тоже произошло разделение: если заказчик хотел зимний пейзаж – он обращался к одному художнику, если морской (марина) – к другому. Художники были столь искусны в своей области, что их имя становилось широко известно, привлекало клиентов, поэтому мастера старались передать свои секреты и свою область работы по наследству. Возникли династии художников – несколько мастеров происходили часто из одной семьи, с одной фамилией: отец и сыновья, дядя и племянники, дед и внуки.
Таким образом сформировалась национальная реалистическая школа, в которой шла специализация художников по жанровому принципу.
Малые голландцы — условное общее название голландских художников 17 века, писавших небольшие, тщательно детализированные картины.
Все они не представляли собой единой школы, но их произведениям свойственны некоторые общие черты: отточенность техники, ясность композиции, тонкая нюансировка.
Жанр портрета: особенности развития в изобразительном искусстве Голландии. Формирование группового портрета, его истоки, основные типы.
Традиция группового портрета родилась на севере Нидерландов: это «корпоративные портреты» - большие полотна запечатлевали членов различных общественных групп, профессиональных объединений. Сначала это были офицеры стрелковых гильдий, набиравшихся из местных жителей для охраны городов. Раз в 3-4 года состав таких рот менялся, и горожане устраивали банкет в честь отслуживших свой срок ветеранов. Командиры обычно заказывали групповой портрет. Работу живописца оплачивали сообща, тот, кто заплатил больше денег, изображался на самом видном месте. На ранних таких портретах стрелков царил дух сурового и торжественного единения. А позже его сменила атмосфера веселого застолья. Часто художник писал своих заказчиков поодиночке, а затем просто составлял из их фигур композицию. Современники сравнивали такие портреты с открытым веером игральными картами. Позже в голландском групповом портрете появились новые темы: изображались старшины ремесленных гильдий, попечители больниц и приютов и др. Неизвестный мастер антверпенского портрета «Групповой портрет корпорации амстердамских стрелков (Семнадцать стрелков роты F) 1557 (1); ГербрандванденЭкхаут. Групповой портрет членов правления гильдии бондарей и сборщиков винных налогов. 1673. Из собрания Амстердамского музея (2)
1 2
Творчество Франса Хальса (1581/85-1666) – основоположник реалистического портрета 17века. Он работал быстро, в аля прима – однослойной технике живописи. В те времена другие художники предпочитали многослойную живопись: вначале наносили на грунт рисунок, затем разрабатывали светотеневое решение в коричневых тонах, покрывали его затем большими красочными пятнами, и наконец «оживляли» формы бликами и тенями, выписывали мелкие детали. Хальс справлялся со всеми этим задачами не последовательно, а сразу. Кисть его безошибочно точна. Он одновременно верно берет и верный тон и нужный цвет. Он также мастер фактуры – каждый волосок, складка воротника – для всего найден неповторимый мазок. Мастерски передавал движения, мимику, эмоции. Решение им проблемы единства действующих лиц в групповом портрете: ритмическая организация, композиционные схемы: «Групповой портрет офицеров стрелковой роты св. Георгия» (1), «Портрет попечительниц приюта для престарелых» 1664(2), «Портрет попечителей для престарелых» 1664(3). Яркая и правдивая характеристика портретных образов, разнообразие социальных типов. «Протрет офицера» 1624(4), «Портрет молодого человека с перчаткой» 1650(5).
1 2
3 4 5
Сам Хальс служил рядовым в стрелковой роте Св.Георгия. Именно ему по окончании службы бывшие командиры предложили написать групповой портрет. Художник запечатлел всех во время традиционного банкета, которые продолжались по нескольку дней.
«Мужчина в широкополой шляпе» 1661-1663(1), «Харлемская ведьма МаллеБаббе»1630 (2), «Цыганка» 1628-1630 (3).
1 2 3
Жанр пейзажа: становление и развитие национального реалистического пейзажа: Ян ванГойен, СаломонванРейсдаль, Паулюс Поттер, Алберт Кейп, Филипс Воуверман.Выдающийся пейзажист - Якоб ванРейсдаль, работавший в Харлеме и Амстердаме. Стремился запечатлеть необычные, переходные состояние в природе: приближение грозы, радугу после грозы, оттепель. Драматичное, резкое освещение, динамика. Якоб ванРейсдаль «Мельница в Вейк-бей-Дюрстеде» 1670 г (1). МейндертХоббема напротив писал природу, где разлита тишина и умиротворение, и которая преобразована человеком. Ему важно показать уют и атмосферу голландских деревушек, дамбы, каналы, мельницы. МейндертХоббема. Пейзаж с мельницей. Третья четверть XVII в. (2)Все это требовало огромного труда. Любимая пословица в Нидерландах: Бог создал воду и небо, а землю создали голландцы. Строя дамбы, они отвоевывали у воды сушу, делая ее пригодной для жизни. И очень гордились плодами своей работы, своей рукотворной страной. Художник Хенрик Аверкамп писал голландские городки и деревни зимой: речки и каналы скованы льдом, но именно тут теперь протекает повседневная жизнь: на коньках скользят по каналам голландцы, и богатые и нищие, маленькие и взрослые. Здесь знакомятся, флиртуют, спешат по делам, попадают впросак, играют и развлекаются. Это пейзаж со стаффажем – когда маленькими фигурками оживляется вид. Фигурки эти у Аверкампа многочисленны и очень малы, но прописаны столь тщательно, что можно рассмотреть и особенности зимней одежды у разных сословий, и множество приспособлений для передвижений и игр на льду: всевозможные разновидности санок и коньков. Хенрик Аверкамп «Зимние игры», 17в (3)
1 2 3
Жанр натюрморта.
Особое явление в истории искусства – это голландский натюрморт 17 века.
В нем тоже произошла специализация, потому что всем художникам хотелось найти какой-то свой уникальный аспект. Быстро возникло небывалое разнообразие тем. В каждом городе художники предпочитали свои: в Утрехте составляли композиции из цветов и плодов: Адриан ван Утрехт «Натюрморт с виноградом» 1649 г (1),
в Гааге срыбой: Абрахам ванБейерен «Натюрморт с рыбой» 17 в (2).
1 2
в Харлеме писали «завтраки»: Питер Клас «Натюрморт с турецким пирогом» (1), Клара Петерс «Натюрморт» (2,3 фрагмент),
в Амстердаме роскошные «десерты»: ВиллемКласХеда «Натюрморт с серебряным кувшином и пирогом» (4),ВиллемКальф «Натюрморт» 17в (5)
1 2 3
4 5
а в университетском Лейдене – книги и другие предметы для занятий науками или философские натюрморты «Mementomori» - от латинского выражения «помни, что смертен» - с традиционными символами непостоянства: черепом, свечой и песочными часами:
ХарменванСтенвейк «Mementomori» (1), Ян Давидс де Хем «Натюрморт с книгами» 17 в (2).
1 2
Развитие жанра голландского натюрморта: 1) в натюрмортах начала 17 столетия еще присутствует привычка следовать канону и придавать предметам символическое значение: предметы расставлены в строгом порядке, яблоки указывают на грехопадение Адама, виноград – об искупительной жертве Христа. Раковина – прекрасное творение, след, оставленный когда-то жившим здесь существом, увядшие цветы – символ непостоянства. Бабочка, родившаяся из кокона – символ воскресения. Таковы картины Бальтазараван дер Аста. Цветочная ваза с улитками и ящерицей. 1632—1657. Рейксмузей. Амстердам (1) «Натюрморт с фруктами» (2)
1 2
2) У художников следующих поколений предметы используются уже не для того, чтобы напоминать об отвлеченных истинах, они сами по себе теперь интересны художнику и служат вдохновением для создания самостоятельных художественных образов. Повседневные вещи из обихода, созданные руками голландцев с большой любовью - становятся предметом их гордости и любования. Разнообразие фактур и материалов: стекло, металл, цедра лимона, белоснежная ткань скатерти – все это несет отпечаток непосредственной красоты.
Художники из Харлема: ВиллемХеда(1,2,3), Питер Класс (4) 1644 Натюрморт с кувшином, крабом, скрипкой, флейтой, нотной тетрадью и др объектами. Частное собрание, (5,6).
1 2 3
4. 5 6
Абрахам Ван Бейерен – учился в Гааге, неоднократно переезжал из города в город (1,2,3)
1 2 3
Художник из Амстердама -ВиллемКальф, роскошные постановки (1,2,3).
1 2 3
Художественная специфика голландского натюрморта: разнообразие тематики, интерес к передаче освещения, светоцветового единства, фактуре вещей.
Бытовой жанр. Становление и развитие бытового жанра в искусстве Голландии, поэтизация различных сторон повседневной городской и сельской жизни.
Адриан Ван Остаде (1610-1685) – мастер крестьянского жанра: «Драка» (1637), «Деревенские музыканты» (1645).
1 2
Творчество Яна Стена (1625/26-1679). Сатира и мораль в его искусстве, связь его произведений с народным театром. «Кавардак» 1663 г; «Веселье», 17 в
1 2
Особую роль в художественной жизни Голландии играл небольшой город Дельфт, славившийся мастерами фаянса, стекла, ковров и тканей.Помимо морской торговли в Делфте 17 века процветали народные промыслы. Из-за резкого ухудшения качества речной воды жители Делфта позакрывали свои пивоварни и открыли на их месте гончарные мастерские, в которых и был создан дельфтский фарфор, известный сегодня во всем мире. Здесь сложилась и самобытная школа живописи, главной темой которой был интерьер.
Крупнейшим мастером дельфтской школы был Ян Вермеер Дельфтский (1632-1675) – гений среди малых голландцев, мастер жанрового портрета и бытовой живописи, отец 15 детей, умер в 41 год. Художник происходил из обеспеченной семьи, отец имел мастерскую по изготовлению шелка, галерею по продаже картин, позже стал владельцем гостиницы. Торговлю картинами и гостиницу он передал по наследству сыну. Вермеер картины писал, используя интерьеры своего дома, в построении композиций по гипотезе современных ученых мог использовать камеру-обскуру – предшественницу фотоаппарата. Разработал уникальные приемы.Создал всего около 40 картин, писал всего лишь несколько картин в год, но все они стали известны. Живописные приемы художника:главная роль света и воздуха, богатство материальной структуры предметного мира в его произведениях, детали:
«Кружевница» 1664-1665(1), «Любовное письмо» 1670(2), «Женщина, примеривающая жемчужное ожерелье» 1660(3), «Географ» 1669 (4), «Астроном» 1668 (5), «Молочница» (6), «Бокал вина» (7), пейзажсо стаффажем «Вид Делфта» 1660(8), «Маленькая улочка» 1657-1661гг (9).«Девушка с жемчужной сережкой» 1665 (10) - самая знаменитая его картина, которую стали называть «северной Моной Лизой». Сам живописец, как и его многие коллеги-современники, не давал названий своим произведениям. Названия за картинами закрепились позднее.
1 2 3 4
5 6 7
8 9 10
В Голландии 17 века сложился и пользовался большой популярностью бытовой жанр. Были художники, на нем специализировавшиеся:
ГерардТербох «Письмо» 1660 (1), Герард Доу1630-1635 «Ученый затачивает гусиное перо» (2), ГабриэльМетсю (прожил лишь 38 лет)«Возвращение с охоты» (3)
1 2 3
Питер де Хох: маленькие радости и прелести повседневной жизни: «Голландский дворик», 17 в (1). «Хозяйка и служанка во внутреннем дворике»(2), «Служанка с ребенком во дворике» (3)
1 2 3
Творчество Рембрандта ван Рейна (1606 – 1669)
- безусловно гений, крупнейший иудивительный мастер западноевропейского искусства 17 века, колорист, маг и волшебник светотени. Масштабность и философская глубина творческих замыслов. Неустаревающие значение его искусства в мировой культуре, широта творческого диапазона, развитие жанров живописи; главная роль света в его художественной системе.
Периодизация творчества. Портреты раннего периода: «Флора» 1634 – портрет-аллегория, изобразил свою жену Саскию в образе богини цветов и весны в костюмированном портрете (1), «Анатомия доктора Тюльпа» - групповой корпоративный голландский портрет врачей на лекции известного коллеги в анатомическом театре в жанре «анатомий»,1632 (2).
«Ночной дозор» 1642–тоже групповой портрет, это его позднее название, во времена Рембрандта картина имела другое:«Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта ВиллемаванРёйтенбюрга». Это должен был быть типичный заказной групповой портрет стрелковой роты из 18 человек, но Рембрандт наводнил его вымышленными персонажами, написав в целом 34 фигуры, внеся элемент случайности и игры в общепринятый сюжет. Причем некоторые придуманные герои вышли на первый план, тогда как заказчиков художник задвинул в тень, превратив групповойпортрет в сюжетную картину, отчего художникудолго не хотели выплачивать гонорар. Картину повесили в итоге в трапезной, не на то место, которое планировалось для нее изначально, для чего пришлось обрезать ее края. Со временем она закоптилась и почернела. У Рембрандта действие происходит днем, рота выходит на залитую солнцем площадь, но из-за потемнения красочного слоя долго считалось, что он изобразил ночь, отчего за картиной так и закрепилось название «Ночной дозор» (3)
1 2 3
Заказчики сформулировали свои пожелания так: «юнкер фон Пурмерландт в качестве капитана (впоследствии он стал известен как Франс Баннинг Кок - бургомистр Амстердама) отдаёт приказ своему лейтенанту, герру фон Влердингену (ВиллемуванРюйтенбурху) построить роту бюргеров» —была точно определена тема этого группового портрета. Поэтому Рембрандт изображает прежде всего действие, событие, раздвигая рамки жанра портрета нетрадиционным образом. Персонажи в нем не выстроены в ряд как на полотнах того времени. Рембрандт сломал всю обычную схему. Днем, по бою барабана, из темноты ворот бурно выступают стрелки, собираясь вокруг центральных и наиболее освещенных фигур капитана и лейтенанта. Для равновесия световой композиции на переднем плане появляется вдруг ярко освещенная фигура бегущей в толпе девочкив платье лимонного цвета с бледно-зеленой пелериной на плечах и ослепительно белым петухом, привязанным у пояса. От этой фигурки исходит сияние. В чертах ее лица есть сходство с Саскией, она представляет собой сгусток света и композиционный центр полотна. Это не случайно: в год написания картины художник овдовел, остался вдвоем с сыном Титусом.
Рембрандт сознательно увеличил количество участников портрета с 18 (число заказчиков группового портрета) до 34, включив в толпу мальчика с рогом пороха, подростка и множество других фигур, большинство из них видны лишь фрагментарно, чтобы создать впечатление большой массы людей. При этом заказчики также становятся частью толпы, теряя свою самостоятельность. Групповой портрет — собрание индивидуальностей — перерастает в сюжетную картину с торжественным воинственным шествием.
Рембрандт – прежде всего мастер светотени, и вот ее игру он и изобразил. В живописи светотень не сведена к оптическому явлению, ее используют в целях живописного эффекта и в качестве особого композиционного приема: расположение светлых и темных пятен составляет особую ритмическую систему картины, со своей внутренней логикой, гармонией и динамическимравновесием.
Место действия тоже вымышлено. Рембрандт скомпоновал нужный ему городской вид. Он служит архитектурным фоном и сценической площадкой, определяет основные членения композиции, расстановку фигур и направления их движения.
«Ночной дозор» стал переломным моментом в жизни Рембрандта. Удача отвернулась от него, но чем сумрачнее становились житейские обстоятельсва, тем более надмирным, необычным делалось творчество, главной темой которого стал свет.
Религиозные и мифологические композиции: «Симеон во храме» 1631(1), «Жертвоприношение Авраама» (1635), «Ангел, покидающий семейство Товия» (1637), «Притча о работниках на винограднике 1637(2) из Евангелия. В ней Иисус уподобил Царство Небесное дому, хозяин которого вышел рано поутру нанять работников на сбор винограда, пообещав выплачивать по динарию в день. В течение дня вплоть до самого вечера хозяин выходил несколько раз и нанимал новых людей, обещая вознаградить за труды. Вечером он приказал управителю рассчитаться с работниками, "начав с последних до первых". Последние получили по динарию, как и все остальные, включая тех, кто перенес всю тягость дня и зной. Пришедшие первыми возроптали, но хозяин напомнил им об уговоре. Смысл притчи в том, что даже уверовавшие последними будутспасены. Несмотря на восхитительный колорит, картина не закончена.
«Даная»1636 – на сюжет известного древнегреческого мифа, новаторство Рембрандта в том, что он заменил общепринятое изображение золотого дождя – золотым светом, проливающимся на девушку,заточенную в темнице, в обществе одной только служанки.
1 2 3 4
Свет ласково омывает зачарованную еще полусонную Данаю, играет на атласе ложа. Картина переработана в 1646-1648 г. Рентген показал, что сначала художник в роли Данаи изобразил украшенную драгоценностями Саскию. В окончательном, более позднем варианте внешность героини изменилась, исчезли украшения, выражение лица стало более естественным, а жест руки – плавным. Она стала похожа на вторую жену Рембрандта – Хендрикье, появившуюся в их доме в качестве няни для Титуса, преданную им до конца своих дней (3). «Автопортрет с Саскией на коленях» (4) - мотив притчи о блудном сыне пройдет красной нитью сквозь всю жизнь и творчество художника. Сначала в молодости Рембрандт изобразил себя в роли блудного сына, проматывающего свое состояние. В некотором смысле мотив автобиографичен. Женившись на Саскии, Рембранд получил огромное приданое, они жили, собирая коллекции картин и предметы роскоши, дорогие ткани, украшения, которые нужны были художнику в работе над картинами, но после смерти Саскии художник утратил желание успеха и популярности, и это привело его к разорению.
Живописная техника позднего Рембрандта. Тенденции к обобщению и монументальности. «Святое семейство» 1645(1), «Заговор Цивилиса» 1661(2), «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» 1660(3) – драматизм в деталях. Момент из истории периода Древних царств о персидском царе Ксерксе и еврейском народе. Эсфирь, жена Ксеркса, она красавица из еврейского рода, раскрывает мужу заговор против ее народа министра Амана, который хотел подготовить массовое убийство ее соплеменников, по ложному обвинению.
1 2 3 4
За столом три фигуры. Ни Аман, ни Эсфирь не знают заранее какая будет реакция царя на известия о заговоре, на кого из них двоих падет его гнев. Эсфирь только что закончила свой рассказ, изобличающий Амана. Ксеркс, сжимая скипетр, смотрит перед собой невидящими глазами: он осмысливает только что услышанное. Аман опустил голову, ссутулился. На первый взгляд картина статична – фигуры без явного движения. И в то же время в ней внутренняя психологическая динамика – Рембрандт изобразил бурю чувств, накал страстей. Цвет и свет, весь колорит произведения способствуют передаче характеров персонажей, их душевного состояния в данный момент. Ярким светом залита фигура Эсфири. Шитая золотом ее мантия горит и переливается драгоценными камнями. Весь облик героини выражает правдивость и благородство. Фигура Артаксерксавеличественна и властна. Вместе с Эсфирью они представляют единое целое. В стороне затененная фигура обреченного Амана, его рука все еще держится за бокал, как за соломинку, но темнота уже неумолимо поглощает его. Автор скупо использует детали интерьера. Объяснение происходит во время царского пира. Но высвечены только несколько предметов. На затемненном столе золотое блюдо, на скамейке перед столом - невысокий кувшин, бокал в руке Амана - вот и все. Основное внимание зрителя сосредоточивается на лицах персонажей, красноречиво говорящих об их состоянии. Удивителен колорит – картина словно написана расплавленным золотом, светом, в ней Рембрандту важно было показать: в мире есть справедливость.
Последняя картина художника, написана перед смертью - «Возвращение блудного сына» 1668-1669(4) на сюжет новозаветной притчи, о том, что некий сын покинул дом отца, праздно провел время и вернулся нищим, ожидая наказания. Но отец обрадовался его возвращению, простил его и принял. Главный герой этой картины – отец. Рембрандт передал чувство безграничной радости и любви, захватившее отца целиком, в сущности, он даже не обнимает своего сына, так как у него уже нет для этого сил. Он его касается, прощая и защищая. Рембрандт и сам прожил яркую жизнь, много испытал радостей и горя, и в конце земного пути передал себя в руки Бога, Отца небесного.Эволюция от внешнего драматизма к передаче сложных душевных состояний человека при внешней статичности образа.
За свою жизнь Рембрандт написал огромное количество автопортретов,около сотни, практикуясь на себе, оттачивая мастерство. Автопортреты стали документами творческой биографии.
1 2 3 4
Портреты позднего периода: «Портрет старика в красном» 1652-1654 (1), «Портрет Яна Сикса» 1654 (2), «Портрет читающего Титуса» 1656 (3), «Портрет ХендрикьеСтоффельс» 1657-1659(4), «Синдики»1662(5).
1 2 3 4
5 6
«Синдики» - групповой портрет по заказу ежегодно избираемых членов амстердамской гильдии суконщиков, призванных следить за качеством тканей, произведенных и окрашенных в городе.
Во вторую половину жизни Рембрандт зарабатывал выполнением офортов – проявил себя как график, рисовальщик и офортист. Графические пейзажи: «Три дерева» 1643 (6), «Пейзаж с мостиком» (1630), «Зимний вид» (1646).
Значение искусства Рембрандта в мировой культуре – выдающийся живописец, мастер колористики и светотени, которая стала главным композиционным приемом. Мастер офорта, разработал графический язык, который на сто лет вперед определил стилистику офорта.