Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Пути богопознания. Естественное богопознание

Вера и знание

Христианство – одна из основных мировых религий. И, естественно, первый вопрос, который возникает у человека, интересующегося христианством, это вопрос о религии, о том, что она собой представляет и чем не является.

В основе религии лежат несколько ведущих принципов, без которых (или хотя бы без одного из них) она перестает быть религией.

Первым и главным из них является исповедание личного, духовного, совершенного надмирного начала — Бога, являющегося источником бытия всего существующего, в том числе и человека. По христианскому учению, «мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17:28). Бог есть то изначальное Бытие, Высший Разум, благодаря Которому только и существуют любое материальное и духовное бытие и сознание во всем многообразии их форм, познанных и не познанных человеком. Бог есть реально существующий, неизменный личностный идеал добра, истины, красоты и правды и конечная цель духовных устремлений человека. Этим религия принципиально отличается от других мировоззрений.

блаж. Августин подчеркивал, что слово “религия” может происходить от латинского слова геligere, имеющего значение «воссоединять». Религия и есть то, что дает человеку возможность единения с источником жизни, с полнотой истины и любви, т.е. это союз или воссоединение человека с Богом.

Вторым важнейшим элементом, присущим религии, является убеждение в том, что человек как существо не только биологическое, но и в первую очередь духовное, обладающее телом и бессмертной душой, носительницей личности, ее ума, сердца (органа чувств), воли, способен к общению, единению с Богом.

Как видно, из определения религии уже видна специфика её предмета: религия НЕ занимается вопросами устройства материального мира, её не касаются вопросы НЛО, возможности жизни на других планетах, механизм процессов(биологических, физических, химических и т.д), происходящих на Земле и т.п. Бог-Творец и связь с Ним – вот ЕДИНСТВЕННЫЙ предмет религии, из которого вытекают другие непосредственно связанные с этим вопросы(вопросы о человеке, мире, их соотношениях и взаимосвязях между собой и др.). Только определив предмет религии, мы будем в состоянии отграничить её от иных сфер знания, и в частности, научного знания.Все научные теории были и остаются в границах ЭТОГО мира, не выходя за его пределы. Цель научного знания(в лице его лучших представителей) – познание Истины в её материальной, внешней стороне. Если же учесть слова Христа: «Я есмь путь и истина и жизнь…» (Иоан.14:6), тогда целью науки будет познание Премудрости Творца через изучение Его творения. Из этого, конечно, не следует, что религия вообще не интересуется мирозданием, но она интересуется им совсем с иной точки зрения, чем наука: наука отвечает на вопрос как устроен материальный мир, как функционирует «система», из чего она состоит. Христианство же отвечает на предельный вопрос об изначальном источнике мира и о смысле и назначении мироздания. Иными словами, если научное знание говорит нам о том КАК существует мир, то религия отвечает на вопрос ЗАЧЕМ он существует.

Итак, с разграничением религии и науки немного разобрались. Но теперь хотелось бы поговорить о том, что в принципе означают слова «я ВЕРЮ в Бога».

1)С субъективной стороны религиозная вера раскрывается, прежде всего, как доверие – доверие тому, что Бог открывает нам в Своем слове, доверие Промыслу Божию.

«Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (Рим. 4:3).

Акт веры, совершенный Авраамом, заключался не в том, что патриарх признал бытие Божие – в этом он не сомневался и ранее, – а в том, что он доверился Богу, всецело предал себя воле Божией.

2)Вера означает также уверенность в бытии Бога и духовного мира, а также в исполнении Божественных обетований. Верой мы получаем доступ к Божественной благодати, верою Христос вселяется в наши сердца (Еф. 3:17). Христианская вера изначально есть вера именно в личностного Бога, а не в абстрактную доктрину, поэтому вера – это не просто знание о Боге и спасении, но напряженное ожидание, которое устремлено к тому, во что верит.

3)Отсюда следует, что вера призвана фомировать определенный образ жизни. С одной стороны, его содержание – стремление к богообщению, к соединению с Богом. С другой стороны, этот образ жизни непременно включает в себя твердую решимость исполнять волю Божию, привести свою жизнь в соответствие с Божественным замыслом о человеке.

Таким образом, истинная вера, к которой мы все должны стремиться, это вовсе не та «слепая вера», в которой часто обвиняют верующих людей. Нет, истинная вера ЗНАЕТ свой предмет, по крайней мере, стремится познавать его. «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоан.8:32), говорит Спаситель. Другое дело, что сам предмет познания веры – духовный, а не материальный, но это именно познание.

Пути богопознания. Естественное богопознание

Естественно-научные знания человек получает через исследование природы путем наблюдения и эксперимента, исторические знания приобретаются посредством изучения исторических памятников и документов. Каким образом возможно для человека иметь знание о Боге? С одной стороны, источником нашего знания о Боге может быть только Сам Бог. Однако объектом познавательной деятельности человека может быть только тот мир, в котором он существует и человек может составить некоторое представление о Боге и через исследование тварного мира, ибо через рассмотрение произведений всегда возможно нечто узнать и о самом художнике. Следовательно, возможно познание Бога через красоту, гармонию, целесообразность, растворенные в мире. В сущности это есть не что иное, как естественная реакция человеческой души, которая, по словам христианского апологета Тертуллиана (II-III в.), по природе является христианкой. Такое, опосредованное творением, познание Бога, называется естественным богопознанием.

Различают два пути естественного богопознания.

а) Путь космологического умозаключения, когда человек через созерцание тварного космоса восходит к уразумению того, что видимый мир имеет Творца и Промыслителя. В Священном Писании можно найти немало свидетельств того, что Бога можно познать через Его творения:

«Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника» (Прем. 13:1–2), поскольку «вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1:20).

«Мы никогда не назовем мудрецами тех, кто не может и не желает познавать Бога из творений Его», – учит прп. Максим Исповедник.

По словам свт. Василия Великого, не познать Творца из созерцания мира – значит ничего не видеть в ясный полдень.

б) Путь самопознания. Как учит св. Иоанн Дамаскин (VIII в.), мысль о том, что «Бог есть, Он Сам насадил в природе каждого, знание, что Бог есть, нам от природы всеяно».

Поэтому"если внемлешь себе, ты не будешь иметь нужды искать следы Зиждителя в устройстве вселенной, но в себе самом, как бы в малом каком-то мире, усмотришь великую премудрость своего Создателя», говорит свт. Василий Великий.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Нутритивная поддержка включает в себя 1 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 190 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2283 - | 2212 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.