Мировоззре́ние — совокупность взглядов, оценок, принципов и образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей[1]. Оно придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.
Структура мировоззрения[править
Мировоззрение представляет собой синтез различных черт духовной жизни человека; это познание и переживание человеком мира. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения на уровне настроений и чувств составляет мироощущение. Например, одни люди имеют оптимистическое мироощущение, другие — пессимистическое. Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание.
Мировоззрение, как и вся жизнь людей в обществе, имеет исторический характер. Возникновение мировоззрения связывают с процессом формирования первой устойчивой формы человеческой общности — родовой общины. Ее появление стало своеобразной революцией в духовном развитии человека. Мировоззрение выделило человека из мира животных. История духовного развития человечества знает несколько основных типов мировоззрения. К ним относятся мифологическое, религиозное, философское мировоззрение.
Исторически первой ступенью в развитии мировоззрения было мифологическое мировоззрение. Мифология закрепляла принятую в обществе систему ценностей, поддерживала и поощряла определенные формы поведения. С угасанием первобытных форм общественной жизни миф изжил себя и перестал быть господствующим типом мировоззрения.
Коренные вопросы всякого мировоззрения (происхождение мира, человека, тайна рождении и смерти и др.) продолжали решаться, но уже в других мировоззренческих формах, например в формах религиозного мировоззрения, основанного на вере в существование сверхъестественных существ и сверхъестественного мира, и философского мировоззрения, существующего как теоретически сформулированная система самых общих взглядов на мир, человека и их взаимоотношения.
Каждый исторический тип мировоззрения имеет материальные, социальные и теоретико-познавательные предпосылки. Он представляет собой относительно целостное мировоззренческое отражение мира, обусловленное уровнем развития общества. Особенности различных исторических типов мировоззрения сохраняются в массовом сознании современных людей.
4. Проблема первоначала в философии досократиков. (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит).
3 Анаксимен
Анаксимен ((585/4 и 525/4 до н.э.), ученик Анаксимандра, оказал
значительное влияние на Пифагора, а также на многие последующие философские
построения. Из его сочинения «О природе» сохранился лишь небольшой отрывок.
В качестве первоначала Анаксимен признает воздух, который он называл
«апейрос», т. е., беспредельный. Он не только простирается в бесконечность,
но вместе с тем находится в постоянном движении и изменении и является
основой всей жизни и всякого движения в живых существах. Воздух все
объемлет. Воздух постоянно изменяется: он либо разрежается (размягчается,
нагревается) либо сгущается (охлаждается, уплотняется). Через разрежение
воздух становится огнем, а затем эфиром; через сгущение – ветром, далее
тучами, водой, землей, камнями. Таким образом, Анаксимен делает все
различия между субстанциями количественными различиями, зависящими
исключительно от степени сгущения.
При возникновении мира сначала образовалась Земля, которую Анаксимен
представлял себе плоской и потому неподвижно висящей в воздухе.
Поднимающиеся от нее испарения, разрежаясь, становятся огнем, из которого
образуются звезды, которые вращаются вокруг Земли воздушными вихрями.
Анаксимен полагал, что солнце – это земля, раскалившаяся от слишком
быстрого движения. Боги так же созданы из воздуха, причем не богами был
создан воздух, а они сами из воздуха.
Анаксимандр
Анаксимандр ((610/09 - 547/46 г. до н.э.)– ученик и последователь
Фалеса. Ему приписываются сочинения ”О природе”, а также ”Карта земли” и
“Глобус”.
Анаксимандр считал субстанциально-генетическим началом всего сущего
некий «апейрон», что в переводе означает "беспредельное, безграничное,
бесконечное". Апейрон бесконечен, вечен, вневременн и "объемлет все миры",
ибо Анаксимандр считал наш мир лишь одним из многих. Он материален,
вещественен, но трудно сказать, что это за вещество; внутренне и
качественно он неопределен. В качестве основания того, что именно апейрон
является первоначалом,
Апейрон обладает некоторыми признаками единого бога: он самодостаточен,
«все объемлет и всем управляет», вечен, «бессмертен и неуничтожим» и
находится в вечном движении, в ходе которого произошло образование миров.
Миры возникли не в результате творения, но в результате развития. Находясь
во вращательном движении, апейрон выделяет противоположности, - влажное и
сухое, холодное и теплое, парные композиции которых образуют все четыре
стихии. В центре собирается как самое тяжелое земля, окруженная водой,
воздушной и огненной сферами, между которыми происходит взаимодействие. Под
действием небесного огня часть воды испаряется, и земля выступает частично
из мирового океана; образуется суша. Небесная сфера разрывается на три
кольца, окруженных воздухом; движимые течениями воздуха, они вращаются
вокруг Земли. В нижнем ободе множество отверстий, через которые
просматривается огонь, - это звезды; в среднем и верхнем – по одному, -
это луна и солнце. Земля имеет форму цилиндра и сохраняется в покое
благодаря тому, что она находится со всех сторон на одинаковом расстоянии
от границ мира (который, по-видимому, мыслился в форме шара). Вначале она
находилась в жидком состоянии, и при ее постепенном высыхании на ней
произошли живые существа.
Гераклит.
Из труда Гераклита (акме (502 г. до н.э., родился в Эфесе), который,
согласно одним источникам, назывался «О природе», согласно другим - «Музы»,
сохранилось около 130 фрагментов.
По Гераклиту, субстанциально-генетическим началом всего сущего является
огонь. Этот огонь – не просто пламя, а некий божественный огонь,
«огнелогос». Логос – это объективный закон мироздания, принцип порядка и
меры, которому подчинены все изменения; для чувственного восприятия он
выступает как огонь, для разума – как логос. Жизнь мира зависит не от
промысла богов, но от логоса: "Этот космос…не создал никакой бог и никакой
человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами
загорающимся и мерами потухающим". Космос возникает из огня, далее огонь
превращается в воздух, воздух – в воду, вода - в землю, земля – в огнь, и
обратно: «смерть земли – рождение воды, смерть воды – рождение воздуха, а
воздуха – огня». Возникновение космоса Гераклит связывал с недостатком огня
и называл это «путем вниз». Но космос Гераклита не вечен, и путь вниз
периодически сменяется «путем вверх», недостаток огня - его избытком, и
космос сгорает. Все, подобно пламени в костре, рождается лишь благодаря
чьей-либо смерти
По Гераклиту, душа – одна из метаморфоз огня, она есть смесь воды и
огня: огонь - благородное начало, вода - низменное. Сухой, огненный
компонент души – это ее логос, разум человека. Гераклит утверждал, что
каждый человек способен к познанию, каждый разумен. Но достичь истинной
мудрости, познать логос дано не каждому, т.к., во-первых, природа любит
таиться, а во-вторых, этому мешают "учители большинства". Познать логос -
значит, признать, что все едино, а потому «многознание не научает быть
умным». Гераклит считал, что все люди от природы равны, а фактическое их
неравенство есть следствие неравенства их интересов, поэтому "не лучше было
бы людям, если бы исполнялось все, чего они желают".
Наиболее видным из учеников Гераклита был Кратил. Кратил довел мысли
Гераклита до абсурда, утверждая, что о действительности нельзя ничего
сказать. Он был одним из учителей Платона.