Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Понятие сознания. Проблема генезиса сознания.

Проблема генезиса сознания систематически разрабатывалась в рамках социокультурного подхода, и прежде всего, в марксистской философии. Сознание здесь определяется как высшая функция мозга, свойственная только людям и связанная с речью, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Сознание представлено как сложный, внутренне противоречивый феномен единства материального и идеального, объективного и субъективного, биологического и социального. В рамках данного подхода выделяют четыре аспекта сущности сознания: онтологический, гносеологический, исторический и праксеологический.

Онтологический аспект утверждает, что сознание – это функция высокоорганизованного мозга, а, значит, возникновению и развитию сознания должно предшествовать формирование высокоорганизованного мозга. Гносеологический аспект утверждает, что сознание – субъективный образ объективной реальности. Сознание как идеальное отражение материального мира не существует без языка как материальной формы своего выражения. Исторический аспект утверждает, что сознание - продукт общественно-исторического развития, вне общества оно не возникает и не может существовать. Праксиологический аспект утверждает, что формирование и развитие сознания предполагает с необходимостью включенность человека в социальную практику.

Сознание – это высшая форма отражения.Отражение, являясь всеобщим свойством материи, есть ключ к решению проблемы возникновения сознания и раскрытия его сущности и содержания, форм проявления и функций. Отражение – это способность одной материальной системы в процессе взаимодействия воспроизводить внутри себя некоторые особенности другой материальной системы и при этом сохранять свою целостность. Отражение присуще всей материи и проявляется в разнообразных формах, которые зависят от уровня структурной организации ее. В процессе развития на основе физико-химических процессов, характерных для неорганического мира, возникают биологические формы отражения: раздражимость, чувствительность и психика. На уровне психики, присущей высшим живым организмам, под влиянием различных факторов, таких как природно-биологического, так и социального характера, сформировалось сознание как высшая форма психического отражения мира в идеальных образах.

20. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СОЗНАНИЯ.

Сознание – одна из фундаментальных философских категорий, прошедших длинный и сложный путь формирования от первых анимистических представлений до современных научных концепций. Сознание является основой духовности человека, выражает его способность к познанию, выступает средством регуляции межчеловеческих отношений, обмена опытом и передачи его от поколения к поколению. Сознание объединяет творческие возможности человека, обеспечивает ценностные ориентации и является средством коммуникации и условием рационального поведения людей, что отличает человека от всех других живых существ. Сознание – это высшая функция мозга, присущая только человеку и связанная с речью функция мозга, обеспечивающая познание и осмысление мира и регуляцию жизнедеятельности людей.

В содержании понятия сознания можно выделить три основных аспекта: 1) когнитивный, указывающий на сознание как средство познания, организации практической деятельности, регуляции и оценки взаимоотношений между людьми, коммуникации и передачи опыта. Этот аспект раскрывает инструментально-функциональную сторону сознания; 2) феноменологический аспект отражает особенности структуры сознания, координации и субординации разнообразных идеальных явлений (феноменов), процессов и состояний сознания; 3) интенциональный аспект характеризует направленность сознания на определенный объект и выражает его целесообразность и связь с условиями, средствами и формами отражения.

В историко-философском процессе сформировались и на различных его этапах обуславливали понимание сознания несколько подходов. Исторически первым был субстанциональный подход. Истоки его обнаруживаются уже у Платона и Аристотеля, рассматривавших сознание в качестве самостоятельного духовного мира. Наиболее полно этот подход реализован в новоевропейской философии, в которой сознание рассматривается как субстанциональный элемент бытия (Декарт), либо как отграниченная от мира, самодостаточная субъективность как принцип бытия (Лейбниц). Субстанциональный подход ориентировал философию на обнаружение и осмысление различных “познавательных способностей” и способствовал изучению структуры сознания.

Развитие науки в ХХ в. позволило выявить в духовной жизни человека широкую сферу бессознательного, в которую не проникает свет разума. Эта сфера неосознанных и неосмысленных переживаний во многом определяет деятельность сознания и влияет на поведение человека. Это значит, что сознание не сводится только к мышлению и познанию, но включает в себя многочисленные и разнообразные формы и элементы психической жизни человека.

В этом широком значение сознание выполняет целый ряд функций, имеющих важное значение для жизнедеятельности человека. Познавательная функция проявляется в способности человека добывать, накапливать и сохранять знания о мире и самом себе. Целевая функция отражает способность сознания формулировать цели и разрабатывать планы деятельности человека в природной и социальной среде. Регулятивная функция позволяет регулировать и контролировать разнообразные отношения между людьми, а также между людьми и внешним миром. Креативная функция отражает способность сознания человека определять ценности и ценностные ориентации существования и творчески преобразовывать условия своего бытия.

Носителем сознания является отдельный человек. Но формируется эта индивидуальная способность только в обществе, в сложной системе социальных отношений между людьми в процессе их жизнедеятельности. Природа в процессе эволюции создает только биологические предпосылки сознания, но реализуются они только в обществе.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Онтология как философское учение о бытии. Классификация бытия. | Биологическое и социальное в природе человека. Понятие и структура личности.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 992 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2601 - | 2278 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.