Понятие классической немецкой философии было введено Ф. Энгельсом в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» для обозначения той линии в развитии новоевропейской мысли, которая была представлена учениями Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха. Немецкая классическая философия охватывает период с 70-х гг. XVIII в. (с начала критического периода в творчестве И.Канта) и примерно до середины XIX в. — времени окончания активной философской деятельности Фейербаха. В содержании классической немецкой философии доминировала гносеологическая проблематика, исследовались возможности и границы человеческого познания; структура познавательного процесса и история становления познавательной деятельности; специфика познающего субъекта и природа его активности; понятие истины и ее критерии. Впервые в истории философии здесь представлена попытка представить природу конструктивной сущности человеческого разума. Особый вклад в решение этих проблем внес И. Кант. Помимо гносеологии важное место занимала методология, что реализовалось в теоретическом обосновании диалектического, логического и исторического методов познания/мышления (Гегель). Впервые в истории философии человек интерпретируется не как проявление некоего сверхразумного первоначала или творения Бога, а как продукт природного развития, как дитя природы (Фейербах).
Становление, основные черты и основные направления неклассической философии
ХIХ в.: позитивизм, марксизм, иррационализм.
Главной чертой классической философии выступила ориентация на разум: от признания разумного начала как первоосновы мира до утверждения прогресса разума как определяющего условия прогресса общественной жизни. Однако события 19 столетия обнажили бессилие человеческого разума, как минимум, в объяснении и предотвращении дисгармонии и хаоса, которые стали содержанием общественной жизни. Так, крах наполеоновской Франции уже в начале 19 ст. поставил под сомнение идеалы эпохи Просвещения, связывающие с прогрессом разума общественный прогресс. Резкое обострение классовой борьбы в Германии и Франции в 30-40-е годы, обозначившее непримиримые позиции в обществе, также дискредитировали духовные ценности эпохи разума. Но в то же самое время, на фоне активного применения научных знаний и технических новаций в модернизации производства, наблюдалось триумфальное шествие науки. Материальная действительность менялась на глазах: первая железная дорога, первый автомобиль, первые опыты воздухоплавания, электрический телеграф и электрическая лампочка, затем - телефон, радиосвязь и многое другое. Наука и техника стали более ценной "философией", ибо их использование обещало новые блага. В конечном итоге классическая философия все чаще начинает выступать предметом жесткой критики, вследствие которой зарождается новый тип философии – неклассической.
Философия иррационализма явилась своего рода ответной реакцией на обнаружившуюся несостоятельность классической философии в объяснении (с опорой на разум или науку) социальных коллизий, потрясших Западную Европу. Ее отличает резкое неприятие разума и науки в качестве главных средств познания. Здесь утверждается, разум и наука ограничивают человека, подавляют, навязывая шаблоны или стереотипы. Разуму и науке иррационалисты отводят чисто вспомогательную роль, особенно, если объектом познания является человек. Определяющая роль в познании человека (и даже общества) отводится внутренним переживаниям, воле, бессознательным влечениям, интуиции и т.п.
12. Философия ХХ века: основные принципы и направления (экзистенциализм,