Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Бульварная пресса России: возникновение, особенности

Июль 1908 г. - начала выходить в Петербурге «Газета-Копейка», в 1910—1911 гг. такие «Копейки» появились во многих городах страны. Важная роль: дешевое бульварное издание при недостоверности информации и второсортности приучало читать периодику малообразованного читателя. Большое распространение «Копейки» имели в рабочей среде.

Вслед за Петербургом газеты появлялись во многих городах России. Это были дешевые газеты (цена номера — 1 копейка, в крупных городах — 5 копеек), рассчитанные на малоимущие слои, на самого неподготовленного читателя, который активно приобщался к общественной жизни в период войн и революций. Нетребовательного читателя копеечная пресса привлекала обилием низкопробной беллетристики - рабочие не могли тратить много денег на книги.

Особенность подачи материала: сообщения о событиях сопровождаются редакционными статьями, разъясняющими для неподготовленного читателя значение и смысл каждого события.

Цензурная характеристика: умеренная оппозиционность газеты опасности не представляла.

Несмотря на свое пренебрежительное отношение к «Копейкам», радикальные партии пытались поставить этот тип издания на службу своим интересам из-за аудитории. Большевики пытались создать свою массовую печать – в 1912 г. выпустили свою массовую рабочую газету «Правда», она пыталась воздействовать на тот же состав аудитории, с которым работали бульварные газеты, но старалась развертывать обличительные кампании. Ленин потребовал: «Надо ввести в обычай, чтобы каждый рабочий в каждую получку платил по одной копейке на рабочую газету». Он прекрасно знал, что часто эта копейка тратилась на покупку «Газеты-Копейки». Одной из целей создания «Правды» являлось желание оградить рабочих от распространения в их среде популярной бульварной газеты.

В.И. Ленин о том, какого характера материалы должна печатать рабочая газета: «должна давать больше и более разнообразного материала, воскресные приложения и прочее, должна иметь своих корреспондентов и в Думе, и во всех городах России, и в крупнейших городах за границей». своих пожеланиях рабочей газете лидер большевиков учитывал все новое, что появлялось в деятельности газет.

Одна из главных новинок, характерных в основном для массовой прессы, — большое количество приложений. Петербургская «Газета-Копейка» предлагала своим читателям «Журнал-Копейку» и «Листок-Копейку», «Альбом-Копейку» и «Всемирную панораму», «Искорки», «Дом и хозяйство», «Здоровую жизнь», «Волны», «Зеркало жизни», «Веселого балагура», 52 книжки «Библиотеки сенсационных романов», сборники русской литературы, 12 выпусков энциклопедического словаря и т.д.

16) Трансформация журнала «обычного русского типа» (на примере журнала «Вестник Европы»)

Русский толстый ежемесячник сложился в специфических условиях России, где отсутствие книг и огромная протяженность территории оставляли читателям, живущим не в столицах, возможность черпать сведения и читать хорошую литературу только на страницах журнала – журнал «обычного русского типа». На рубеже веков: «медлительность» толстых изданий -> журнал «обычного русского типа» сумел приспособиться к изменившимся историческим условиям.

Самыми общими характеристиками толстого журнала являются: во-первых, объем (до 300 — 500 страниц); во-вторых, совокупность тем, находящихся в сфере его внимания; в-третьих, особый состав номера, где совмещены литературно-художественный сборник, политическая газета и своеобразная научная энциклопедия. Тип толстого журнала активно диктовал свои требования к литературному материалу, помещенному в номере. Только созвучное его программе литературное произведение могло быть опубликовано на его страницах.

Толстый журнал почти целый век был господствующим в системе русской журналистики типом периодического издания. Созданный Н.М. Карамзиным и М.Т. Каченовским журнал «Вестник Европы» стал первым классическим толстым изданием в России - «энциклопедический толстый журнал».

Возрожденный в 1866 г. «Вестник Европы» был задуман по типу английскихтрехмесячников, но уже к концу второго года издания он вынужден был стать ежемесячником «обычного русского типа», читателя выход журнала один раз в три месяца не устраивал.

Основной упрек толстому журналу — медлительность и громоздкость. Рост грамотности населения привели к значительному увеличению читательской аудитории, которую интересовал более широкий круг не только общественных, но и научных и культурных проблем.

Перед первой русской революцией, а также в 1905—1907 гг. развитие событий заставило толстые журналы вновь сконцентрировать внимание на осмыслении происходящего – пресса была политической, журналы приобрели публицистический характер. Художественные произведения начали печататься не в журналах, а в различных альманахах – они давали авторам возможность показать свое творчество без идеологической привязки - толстые журналы совсем остались без хорошей беллетристики, но после революции 1905—1907 гг. многие русские писатели снова вернулись в издания. В период классовых боев, Первой мировой войны, революций публицистические статьи выходили на первый план – уходят из толстого журнала театральные и художественные рецензии.

В начале XX в. «Вестник Европы» оставался верен своему генеральному направлению: пропаганде реформаторской деятельности как основного залога прогресса России. Журнал осудил русско-японскую войну, считая, что она помешает разработке законодательства и дальнейшемупереустройству страны. Манифест 17 октября 1905 г. «Вестник Европы» воспринял, как и многие газеты и журналы, с удовлетворением, посчитав требования революции выполненными. После образования партий «Вестник Европы» заявил о своей симпатии к кадетам, но оказалось неприемлемым требование обязательного подчинения партийной дисциплине, ограничивающее, по мнению журнала, свободу личности.

Журнал опубликовал программу повой партии — партии демократических реформ, сама партия не состоялась, не набрав достаточного числа сторонников, но и в 1915г. «Вестник Европы» заявлял о своей верности опубликованной программе

До 1908 года редактор – Стасюлевич; издателем «Вестника Европы» стал М.М. Ковалевский, редактором К. К. Арсеньев. Арсеньев в «Вестник Европы» пришел в год его основания (1866г.), с 1 марта 1880 г. взял на себя «Внутреннее обозрение» и «Общественную хронику» — основные отделы политического характера. Новая редакция немного изменила характер журнала, эти изменения были не радикальными, по заметными читателю: в первых номерах за 1909 г. редакция объявила: «Кроме прежних отделов, журнал будет заключать обозрение провинциальной жизни, периодические обзоры новых явлений в мире науки, корреспонденции из главных центров Западно-Европейских и Северо-Американских». Изменился подзаголовок: на передний план выходят естественные пауки, интерес к которым стремительно возрастал, литература на заднем плане. Расширение программы журнала сделало возможным появление на его страницах A.M. Горького.

Появление на страницах толстого журнала цветных рисунков и репродукций, рекламы и объявлений. Объявления о новых книгах, о подписке на журналы – на обложке, в 1910-е годы начинает публиковать и другую рекламу: швейных машинок, женского белья – это давало журналу материальные средства, так как тираж был невысоким.

Ведущие обозреватели журнала являлись профессиональными юристами и на страницах «Вестника Европы» постоянно анализировали все законодательные акты: ни одна предпринятая реформа интересам страны не соответствовала. В 1911 журнал ощутил новый подъем общественного движения, на его страницах публиковались сочувственные статьи о тяжелом положении рабочих, но основное требование оставалось прежним — законодательная реформаторская деятельность.

Довести начатые преобразования до конца не удалось. Этому помешала начавшаяся Первая мировая война и революции 1917 г. В начале 1918-го журнал был закрыт.

17) Журнал «Русское богатство»

В 1904 г. умер Н.К. Михайловский — идейный вдохновитель журнала, новым редактором стал В.Г. Короленко. 12 апреля 1905 г. было создано Товарищество по изданию «Русского богатства». Редактирование журнала теперь осуществлял Редакционный комитет. Издание журнала было основано на самых передовых для того времени кооперативных принципах, которые «не пошли» в русской прессе, но прекрасно работали в «Русских ведомостях» и «Русском богатстве».

«Русское богатство» состояло из двух основных разделов. В первом печатались научные статьи и беллетристика. Все остальное считалось публицистикой и входило во второй отдел, который называли «корпусным». «Русское богатство» редакция составляла по хорошо продуманному плану, она старалась подчеркнуть основную идею не только одного месяца, но даже и года. Первую роль играли материалы публицистические, все остальные — в особенности беллетристика — должны были их дополнять – это определяло отношение к художественной литературе в «Русском богатстве». Романы и рассказы должны были соответствовать идейным установкам журнала: беллетристика «Русского богатства» была традиционно серой, вызывала многочисленные критические оценки. В.Г. Короленко хотел печатать в журнале больше художественной литературы, но тип журнала и насыщенное политическими событиями время не позволяли реформировать издание.

Отдел беллетристики редактировал Короленко: отклик В.Г. Короленко на события Кровавого воскресенья. Было запрещено что-либо публиковать по этому поводу, поэтому статья Короленко напечатана через две недели после событий. Одним из лучших считался отдел критики и библиографии, который возглавлял А.Г. Горнфельд.

В начале века окрепла связь журнала с партией эсеров. Перед 1905 г. «Русское богатство» являлось самым левым, «анархическим» изданием России. Цензура постоянно следила за журналом. В марте 1906 г. «Русское богатство» опубликовало основные положения партии народных социалистов. Программа энесов была более умеренной, чем эсеровская.

Журнал сменил название на «Современность». Сменив название, «Русское богатство» стремилось уйти от цензурных преследований, по очень быстро старое название было возвращено.

«Русское богатство» оставалось верным «старому знамени» когда-то популярного народничества, но после событий первой русской революции такая пропаганда уже не находила многочисленных сторонников, и читателей у журнала не прибавлялось. Тиражи были небольшими, что не позволяет говорить о «Русском богатстве» как о массовом журнале. Журнал потерял популярность у той аудитории, которой гордился в XIX в.

После Февральской революции 1917 г. политическая программа журнала была изложена А.В. Пешехоновым: «Русское богатство» требовало всей власти Учредительному собранию, главная идея выражалась лозунгом «Земля и воля». После победы большевиков народнический журнал прекратил свое существование.

18) Журналы «Мир божий» и «Современный мир»

«Мир Божий», издательница – Александра Аркадьевна Давыдова. Многих членов редакции связывали родственные отношения. Активное участие принимали в журнале принимали дочери Давыдовой.

Первый номер журнала за 1892 г. вышел в 1891 г. Редактор – В.П. Острогорский — профессор, известный литературовед и педагог. Давыдова и Острогорский планировали создать журнал для подростков, по планы постепенно менялись. В подзаголовке «Мира божьего» в год выхода значилось: «Литературный и научно-популярный журнал для юношества», журнал хочет давать своим читателям «общедоступное образовательное чтение». Журнал стал расширять предполагаемую аудиторию, выводить ее за пределы собственно подростковой. От первоначальных планов осталось только название. В 1893 г. редакция получила разрешение добавить к подзаголовку слова «и для самообразования» -> аудитория расширилась еще больше.

«Мир Божий» - образовательный научно-популярный журнал для юношества и «средней по образованию публики» - обилие научных и научно- популярных публикаций. Постепенно «Мир божий» превратился в журнал «обычного русского типа», сохранив черты научно-популярного издания - это произошло в 1894 г. по инициативе А.И. Богдановича, который взял на себя обязанности неофициального редактора, Острогорский постепенно отходил от журнала (подписывал журнал, не читая). А.И. Богдановича из-за своего прошлого не мог быть утвержден в качестве официального редактора. Богданович: при отборе материала для публикации выдвигал на первое место «читабельность», на второе — актуальность тем и связь содержания с современностью. Материал, опубликованный в журнале, должен читателя привлекать, заинтересовывать и незаметно воспитывать. Проза не играла значительной роли в журнале.

«Мир божий» стал первым толстым изданием, ориентировавшимся на более широкие, чем прежде, менее образованные слои населения, по преимуществу провинциального.

Начало нового века: в журнале появились новые сотрудники — Ф.Д. Батюшков и А.И. Куприн. Умерли Туган-Барановская (дочь) и издательница Давыдова. «Мир божий» под влиянием новых членов редакции приобретает ярко оппозиционный характер, растут тиражи журнала.

После Кровавого воскресенья «Мир божий» заявил, что он будет выступать под красным знаменем: «Политическое и экономическое освобождение человека, идея рабочего класса как идеал всего человечества — таковы основные стремления журнала. …Ближайшей своей задачей журнал ставит пропаганду идей полного духовного и политического освобождения личности и свободной борьбы за интересы трудящегося класса, то есть перехода власти в руки народа».

«Мир божий» не считал Манифест 17 октября 1905 г. окончанием революции, он приветствовал начало Декабрьского вооруженного восстания в Москве.

Журнал «Современный мир» - продолжение закрытого в 1906 году «Мира божьего». В 1907 году умер Богданович. Несмотря на преемственность, которую постоянно подчеркивала редакция, выходивший до 1918 г. «Современный мир» — другой журнал.

В первые годы журналу пришлось пережить трудные времена. А.И. Богданович умер в 1907 г., а Ф.Д. Батюшков не мог редактировать журнал, так как до 1908 г. находился под следствием по делу «Мира божьего», Батюшков был оправдан. Трудности материального характера.

В 1907 г. в редакцию пришел Е.А. Ляцкий (идея самоценного искусства, безразличного к приносимой им пользе или вреду, шла вразрез со взглядами А.И. Богдановича в «Мире божьем»). Ляцкий предлагал пересмотреть и тип журнала, воспротивилась издательница и ведущие публицисты.

Последовали изменения в структуре журнала: в новом журнале редакция изменила подзаголовок, он стал более традиционным: «Ежемесячный литературный, научный и политический журнал». Исчезли слова «для чтения» и «для самообразования», был почти упразднен отдел научных публикаций; литература, оставшаяся на высоком уровне, все же уступала публицистике и политике. «Журнал ставит своей задачей распространение среди своих читателей идей последовательного политического и социального демократизма и освобождения личности». «Современный мир» стал классическим типом толстого журнала с единым направлением. «Современный мир» стал журналом открытой социал-демократической ориентации.

К 1908 г. сложилось ядро редакции: М. Неведомский, В. Кранихфельд, В. Львов-Рогачевский. С мая 1909 г. новый редактор, работавший до того неофициально, — Н.И. Иорданский.

«Современный мир» не стал связывать свою программу узкими рамками партийных требований, да и сами социал-демократы, получив в распоряжение единственный толстый ежемесячник, пытались его сберечь, не подвергать опасности закрытия. Плеханов, который стал одним из основных авторов журнала, не давал в легальное издание ни одной статьи, трактующей партийные проблемы, чтобы журнал не закрыли.

После 1905 г. вокруг Плеханова группировались так называемые меньшевики-«партийцы» (идея сохранения нелегальной партии; часть социал- демократов считала, что надо сосредоточить все усилия на работе в Думе и ликвидировать нелегальные партийные структуры).

Против «ликвидаторов» выступали и большевики во главе с В.И. Лениным - в «Современный мир» пришли большевики. Начинают печататься В.В. Боровский и М.С. Ольминский, В.Д. Бонч-Бруевич и A.M. Коллонтай., одна работа В.И. Ленина. В 1910-х годах «Современный мир» оказался на время журналом, в котором печатались «все социал-демократы» без деления на группы и фракции. «Современный мир» был идейно близок к большевистским массовым газетам «Звезде» и «Правде».

В начале Первой мировой войны мир между большевиками и меньшевиками был нарушен. Журнал занял «оборонческую» позицию в противовес призыву большевиков к «пораженчеству». «Современный мир» подвергся резкой критике В. И. Ленина.

После февраля 1917 г. «Современный мир» стал выразителем идей группы Плеханова «Единство», в январе 1918 г. был закрыт.

19) В. С. Миролюбов и его «Журнал для всех»

Дешевый и содержательный журнал «для большой провинциальной публики». «Журнал для всех» - одна из самых удачных попыток расширения читательской аудитории толстого журнала.

Тип журнала: сначала иллюстрированный журнал для народного чтения с религиозно- нравственным уклоном. Успеха не имел, пока не перешел в руки B.C. Миролюбова.

B.C. Миролюбов - известный певец (бас Мариинской оперы), из-за болезни потерял голос. А.А. Давыдова посоветовала певцу заняться издательской деятельностью и помогла достать деньги на покупку журнала. «Мир божий» поддержал «Журнал для всех», окончательно перешедший в руки Миролюбова в феврале 1899 г., но работать там будущий издатель начал в 1897 г.

Точный расчет издателя на провинциального читателя, городскую и сельскую интеллигенцию, грамотных крестьян, дешевизна журнала — 1 рубль в год — и правильный подбор материалов для публикации создали огромный успех «Журналу для всех».

 В молодости B.C. Миролюбов увлекался народническими идеями, и это отразилось на его издательских планах. Миролюбов пытался привлечь к своему изданию писателей-народников, но они активного участия не приняли, и тогда в «Журнал для всех» пришли участники кружка демократически настроенных писателей - объединение «Среда», стало ядром издательства «Знание». Горький решил обратиться к «Журналу для всех», который по своим целям и читательской аудитории лучше всего подходил для выполнения его плана. A.M. Горький пригласил в журнал А.П. Чехова, Л.Н. Андреева, А.И. Куприна, В.В. Вересаева - беллетристика вышла на первый план на рубеже веков, оттеснив политические и энциклопедические материалы. «Журнал для всех» печатал довольно много научно-популярных статей и по гуманитарным, и по естественным наукам.

«Журнал для всех» выполнял двойную задачу: «усложнял» содержание популярной литературы для народа; демократизировал «интеллигентскую» литературу, добиваясь простоты, ясности, доступности изложения применительно к широкому читателю».


Сохранив традиционные для толстого журнала отделы, строго выдерживая единое направление, B.C. Миролюбов внес изменения в форму издания: журнал стал тоньше, всего 800 страниц в годовом комплекте (нумерация в течение года была сплошная), т.е. чуть более 70 страниц в номере против 300 — 500 традиционных. Но формат журнала был значительно увеличен, текст, особенно в научных и хроникальных отделах, печатался мелким шрифтом, по-этому потери текста в количественном отношении были относительно невелики.

Миролюбов был в числе инициаторов создания религиозно-философских собраний в Петербурге, с интересом занимался религиозными проблемами – отразилось на журнале. В журнал в 1903 г. пришел критик Волжский (А.С. Глинка) — сторонник религиозного идеализма, критик писал о творчестве Чехова, Горького, Андреева — постоянных авторов журнала, — и его оценки не могли удовлетворить этих писателей, так как шли вразрез с их основными идейными принципами. Разрыв с писателями горьковского лагеря был неизбежен. На их место пришли символисты - Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, С.К. Маковский.

В 1904 г. изменилось и оформление журнала, и соотношение материалов в номере. По оформлению журнал превратился в некое подобие «Мира искусства»: украшенная орнаментом обложка, вынесенные на нее репродукции. Почти половину журнальной книжки занимали поэзия и проза. А.А. Блок, К.Д. Бальмонт, В.Я. Брюсов, А. Белый, К.М. Фофанов, И.А. Бунин не были известны, их стихи были трудны для понимания даже интеллигентному читателю, не говоря о тех, на кого «Журнал для всех» был рассчитан.

В 1904 г. в «Журнале для всех» разошлись по характеру и направлению литературная н хроникальная части издания, что для классического толстого журнала было совершенно невозможно. «Журнал для всех» начал свою деятельность как литературное издание, переориентация этого отдела была воспринята читателями болезненно.

 Миролюбов понял, что журнал должен был отражать интересы своей аудитории, чаще всего настроенной оппозиционно к самодержавию, чтобы сохранить ее внимание и соответственно тираж – в начале 1905 г. его подстегнули начавшиеся революционные события. В первый революционный год «Журнал для всех» стал одним из самых оппозиционных органов периодики.

Осенью 1906 г. журнал был закрыт. В 1908 г. Миролюбов уехал за границу, в 1913 г., вернувшись в Россию, организовал «Ежемесячный журнал», в котором продолжал традиции своего первого издания. Тип «Журнала для всех» в последующие годы пытались воскресить другие издатели.

20) Журнал «Русская мысль»

По структуре и составу номера «Русская мысль» была типичным журналом «обычного русского типа».

«Русская мысль» гольцевского периода. 


С 1885 Гольцев – профессор Московского университета, редактор. Отечественные записки закрылись: подписчиков «Отечественных записок» М.Е. Салтыков-Щедрин передал «Русской мысли», то же самое сделал закрывшийся журнал «Артист». В «Русскую мысль» перешли сотрудники «Отечественных записок» - их сотрудничество превратило «Русскую мысль» в один из самых известных журналов 80-х годов.

Публицистические и научные материалы занимали до половины журнальной площади - статьи по истории, естествознанию, политическим и экономическим проблемам. Литературный отдел вобрал в себя весь цвет отечественной беллетристики. Журнал отдал дань и полемике с марксизмом, что было характерно для изданий народнической ориентации. Все годы своего существования журнал пропагандировал конституционные идеи, доказывал необходимость коренных реформ. После образования партий В.А. Гольцев примкнул к кадетам.

«Русская мысль» под руководством П. Б. Струве. 


Гольцев умер в 1907г.  Струве в это время начинает расходиться с кадетами, что возможно и заставило его начать издавать собственный журнал, а не ограничиваться сотрудничеством в многочисленных кадетских изданиях.

Первый номер за 1908 г.: журнал не предполагает иметь строго выдержанное единое направление. Во главе издания, кроме Струве, еще Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, А.А. Кизеветтер. Журнал сознательно и достаточно демонстративно отказался от единого выдержанного направления, объявляя критерием выбора материала для публикации — «оригинальную и свежую постановку проблем» - возможно, желание П.Б. Струве отмахнуться от кадетов. Журнал не должен быть органом ни одной партии — это поняли все сотрудники толстых изданий.

В 1908 г. (первом номере под новой редакцией) – статья Струве «Великая Россия». Предложил «национальную идею» современной России, которая приведет страну к расцвету, призвал к «примирению» власть, интеллигенцию и парод – НЕ ПРИНЯЛИ. Группа активных авторов журнала пересмотрела свои прежние взгляды и на страницах «Русской мысли» высказала идеи, получившие дальнейшее развитие в 1909 г. в сборнике «Вехи». «Вехи» вызвали бурю, немногие одобрительные отзывы затерялись в общем хоре осуждения. Наиболее резкие отзывы звучали со страниц социал-демократических изданий - со стороны «Современного мира». Ленин под псевдонимом В. Ильин в газете «Новый день» опубликовал статью «О Вехах», где назвал книгу «энциклопедией либерального ренегатства».

Главным в журнале Струве считал публицистику, признавая необходимость литературного отдела как уступку нетребовательному читателю. Основой издания Брюсов считал не беллетристику, а критику. Журнал стал печать символистов. Журнал издавался в Москве, где жил Брюсов, а Струве находился в Петербурге, поэтому вся черновая редакционная работа легла на поэта.

Струве не всегда поддерживал Брюсова. Разрыв произошел из-за романа Андрея Белого «Петербург». В.Я. Брюсов практически заказал Белому роман именно для «Русской мысли», но, прочитав его, Струве, литературные вкусы которого были достаточно традиционны, печатать «Петербург» отказался. Брюсов из журнала ушел.

Брюсов пытался преждевременно реформировать структуру традиционного публицистического толстого журнала, вывести на первые позиции литературно-критические отделы, но основной задачей «Русской мысли» под редакторством Струве оставалось переосмысление идей, которыми на протяжении века жила русская интеллигенция.

21) Российские издатели конца XIX – начала XX века (А. С. Суворин, И. Д. Сытин, А. Ф. Маркс)

На рубеже XIX и XX вв. значительно выросли затраты на открытие нового органа периодики, особенно газеты: в 80-е годы начальный капитал - 40–50 тысяч, к 1904 г. сумма выросла до 250–300 тыс. рублей. Одному человеку это было не по силам, в издательское Дело начали приходить предпринимательские фирмы, а к 1910-м годам усилилось участие банков в издании периодики. Противостоять этому газеты и журналы пытались при помощи создания различных издательских обществ и товариществ.

Издательство И.Д. Сытина было капиталистическим предприятием, но Сытин имел репутацию просветителя, издававшего книги русских писателей и книги для народа (происхождение Сытина — крестьянский сын).

Основным делом И.Д. Сытина было его книжное издательство, где печатались произведения русских писателей, книги для народа, которыми торговали на ярмарках, календари. Позже Сытин начал заниматься и периодикой: журнал «Вокруг света», известность ему и его издательству принесла газета «Русское слово», «Вестник спорта и туризма», «Вестник школы», «Для народного учителя», «Заря», «Мирок», «Модный журнал», «Нужды деревни», «Пчелка», «Искры», — часть из них была приложением к «Русскому слову».

Кроме журналов, издательство принимало участие в выпуске газет «Дума», «Русская правда», «Правда Божия». В последние годы перед революцией - в Москве газеты «Раннее утро» и «Вечерние известия». В 1916 г. Сытин купил издательство А.Ф. Маркса с самым распространенным в стране журналом «Нива». Фирма Сытина имела книжные магазины и отделения в провинциях.

Суворин — издатель периодики в первую очередь. Книжная продукция - для поддержания материального положения газет и журналов. Главная газета - «Новое время». Суворин - практически первый предприниматель, поставивший дело издания газеты на капиталистические рельсы.

Суворин создал и возглавил один из первых в России газетно-издательских концернов. Начал выпускать «Новое время» в 1876 г., в 1882-м основал издательство и наладил книжную торговлю. В издательстве, кроме книг, выходили «Русский календарь» и справочные издания «Весь Петербург», «Вся Москва» и «Вся Россия». А.С. Суворин издавал и финансировал «Земледельческую газету», газеты «Московский телеграф», «XX век», «Русская земля», «Маленькая газета», «Вечернее время», журналы «Исторический вестник», «Русское обо-зрение», «Наборщик и печатный мир», «Конский спорт», «Лукоморье».

Кроме типографии, Суворин владел 30 тыс. десятин леса и бумажной фабрикой. Издательство Суворина имело отделения в Москве, Одессе, Харькове, Саратове, Ростове- на-Дону. В 1911 г. было учреждено издательское, типографское и книготорговое «Товарищество «Новое время». В 1914 г. бывший сотрудник газеты «Новое время» В. Снесарев выпустил скандальную, «разоблачительную» книгу о беспорядках в издании газеты — «Мираж «Нового времени».

Суворин был предпринимателем, который в одном лице совмещал три роли — издателя, редактора и автора своей газеты. Содержание типографии ему обходилось дороже, чем другим, так как ставки заработной платы у него были выше по сравнению с остальными. Рабочие жили в артельных квартирах, бесплатно пользовались освещением и некоторыми коммунальными услугами, имелись страховая касса, библиотека, аптека с бесплатной выдачей лекарств, свой врач и фельдшер.

Издательство А.Ф. Маркса создало самый читаемый журнал «Нива», который выпускался с огромным количеством разнообразных приложений. В «Ниве» А.Ф. Маркс выступал не только как распорядитель финансовой части журнала, но и прочитывал все материалы, поступившие в редакцию, решал вопросы о покупке произведений для журнала и своего издательства.

Покупка Марксом всех прав на издание произведений А.П. Чехова сроком на 50 лет. Позже издательство купил Сытин.

22) Ж урналы «Современник» и «Летопись»

В 1911 г. в Петербурге Амфитеатров предпринял попытку воссоздания «Современника» Н.А. Некрасова с сатирическим отделом «Свисток». Выход журнала очень обеспокоил Главное управление по делам печати. «Современник» - журнал «обычного русского типа».

Амфитеатров хотел воссоздать дух классического оппозиционного издания, но уже в программе, опубликованной в первом номере, задачи журнала формулировались противоречиво. Программа предусматривала достижение цельного идеологического направления нового журнала, но что такое реализм в философии, политике, общественности оставалось неясным.

Замечание цензуры: журнал ставил целью объединение русской левой оппозиции. В обстановке острейших дискуссий, разгоревшихся среди левой интеллигенции в 1910-е годы, попытка объединить всех вокруг одного журнала была обречена на провал. Время для объединения всех оппозиционных сил было выбрано неудачно.

Журнал, задуманный Амфитеатровым, просуществовал четыре года. В первые полгода «Современник» успеха не завоевал, и Амфитеатров решил пригласить B.C. Миролюбова и лидера эсеров В.М. Чернова. Программа: требование реализма осталось только в сфере литературы и искусства; общественно-политические идеалы были выражены осторожно и совпадали с программами левых партий. В.М. Чернов, и B.C. Миролюбов скоро из «Современника» ушли, а в январе 1912 г. отказался от издания и сам А.В. Амфитеатров.

В феврале журнал перешел к В.А. Ляцкому. Возглавить издание он предложил Горькому, в качестве сотрудника пригласил Плеханова. Поменялась программа: журнал заявил о своей беспартийности, о желании стать трибуной для всей левой оппозиции, приглашал социал- демократов к сотрудничеству.

Горький возлагал особые надежды на отдел беллетристики, по одним из основных считал также провинциальный отдел. Научный отдел должен был отражать развитие научной мысли в России и за границей. В разделе «Библиография» по плану должны были помещаться не отдельные рецензии, а статьи, в которых на основе анализа выпущенных за определенный период времени книг можно было бы показать психологию общества. Помимо обзоров основных событий в мире, журнал должен был сообщать о культурной жизни разных стран. Предполагалось возобновить и сатирический отдел. Программа не была осуществлена, в 1913 г. Горький принял решение о разрыве.

В 1913 г. «Современник» возглавил Н. Суханов. Он пытался преобразовать журнал, сделав его общественно-политическим за счет сокращения литературного отдела. Для большей оперативности «Современник» начал выходить два раза в месяц, но в 1915 г. журнал был закрыт.

Многие сотрудники «Современника» перешли в журнал «Летопись», появившийся в декабре 1915 г. Выходил всего два года, был создан по инициативе A.M. Горького, был практически единственный солидный журнал, пропагандировавший «пораженческие» идеи большевиков во время войны.

Горький ставил перед собой две задачи: во-первых, борьбу за интернациональность; во-вторых, «борьбу со всеми остатками азиатчины в нашей жизни».

Горький, статья «Две души»: в России, занимающей срединное положение между Востоком и Западом, какая из сил определяет своеобразие жизни и особенности национального характера?Горький считал, что если в мировой войне победит Россия, она принесет на деятельный разумный Запад восточную косность и отрицание разума - он пытался доказать справедливость требования поражения собственного правительства в империалистической войне не только с политической, но и с психологической точки зрения. Полемика Горького с Чириковым и Андреевым – «Современный мир». Высказав справедливые замечания, они приписали Горькому «беспросветный пессимизм».

A.M. Горький был создателем, вдохновителем и одним из основных сотрудников «Летописи», по в свидетельстве об издании его имя не упоминалось. Работу вели А. Тихонов, Н. Суханов, В. Базаров, Б. Авилов - они сблизились с большевиками в отношении к войне. По своему типу «Летопись» была обычным «толстым» изданием. Разнородный состав «Летописи», которая тоже хотела объединить всех социал-демократов, вызывал разногласия внутри редакции. Цензура считала «Летопись» журналом «с резко оппозиционным направлением с социал-демократической окраской». В декабре 1917 г. он был закрыт.

23) Типологические особенности тонкого еженедельника (на примере журналов «Нива» и «Вокруг света»)

К 1913 г. почти треть системы русской журналистики составляли тонкие еженедельники — компромиссный тип журнального издания, в наибольшей степени отвечавший задачам прессы в сложный период войн и революций. Тонкий еженедельный журнал соединял в себе черты ежедневной газеты и толстого ежемесячника. Еженедельный выход позволял быстрее, чем журнал «обычного русского типа», откликаться на события. В то же время гораздо больший, чем у газеты, объем и возможность дольше готовить и обдумывать материал давали еженедельнику то преимущество «обобщающего освещения», которым гордились толстые издания. Развитие технических возможностей позволило еженедельному журналу ввести в состав номера как обязательный компонент иллюстрации. Еженедельник как тип периодики издатели выбирали для самых разных целей: для семейного чтения, для самообразования, для популяризации пауки, для разных аудиторий, например женской и детской.

Общественно-политические еженедельники:

· «Нива»

· «Вокруг света»

· «Природа и люди».

· Журналы для самообразования.

· Союз подписчиков «Вестника знания».

· «Вестник и библиотека для самообразования».

· Сатирическая журналистика в годы первой русской революции.


· Журналы «Сатирикон» и «Новый сатирикон» и их сотрудники. А. Аверченко.

Тип еженедельного журнала не был новым для системы русской прессы. Еженедельники существовали в XVIII в., расцвет их пришелся на 50 —60-е годы XIX в. Но в 1900 — 1917 гг. «примерно треть выпускаемых периодических изданий приходилась на долю еженедельников»2.

В XIX в. отделения газеты от журнала еще не произошло, и общей особенностью еженедельников была только периодичность — раз в неделю. После революции 1905 г. еженедельники представляют только журналы.

Тип еженедельников, завоевавших русскую журналистику в революционный период, сначала отличался от классического типа подобных изданий. В первую очередь в 1906 г. получили распространение общественно-политические еженедельники, аналогов которым в прежние времена практически не было.

Одним из самых известных еженедельников, оставшихся и в памяти потомков, стала знаменитая «НИВА». У журнала был самый высокий тираж, какой когда-либо имела журнальная периодика в России, — 250 тыс. экземпляров в 1901 г. В домашних библиотеках наших современников сохраняются полные собрания сочинений русских и зарубежных писателей, сборники стихов и рассказов, альбомы репродукций с картин, издававшиеся «Нивой» в качестве приложений.

«Нива» просуществовала около 50 лет (1870 — декабрь 1917). Издателем был А.Ф. Маркс — глава известной издательской фирмы. «Нива» была его главным и любимым детищем. Журнал создавался по типу немецкого Gartenlaube и предназначался для чтения в семейном кругу. Таким образом, это издание открыло целый ряд журналов «для семейного чтения».

В конце 1904 г., в номере, посвященном памяти умершего А.Ф. Маркса, один из сотрудников журнала 3. Рогозин так определил тип семейного журнала: “Семейный журнал должен с обоими ровно считаться, удовлетворять первую своим фактическим и научным содержанием, второе — хорошей беллетристикой... ”

За почти полвека редакторы часто менялись, имена их почти забыты: поэт и прозаик А. Луговой, писатель князь М.Н. Волконский, литературовед Р.И. Сементковский и др. Литературный отдел не блистал знаменитыми именами, хотя в нем появлялись произведения Н.С. Лескова, И. Потапенко, Д.В. Григоровича. Журнал специализировался на исторических романах с авантюрным сюжетом, авторами которых часто были князь М.Н. Волконский и графиня Е.А. Салиас.

С марта по декабрь 1899 г. «Нива» печатала роман Л.Н. Толстого «Воскресение».

Большое внимание привлекали журналы научно-популярные и для самообразования, значительная часть которых выходила еженедельно. Одним из наиболее читаемых научно- популярных журналов был «ВОКРУГ СВЕТА» — первое периодическое издание, ставшее собственностью И.Д. Сытина.

Редактировать журнал он поручил Е.Н. Киселеву, потом его сменила Е.Н. Поливанова, 10 лет во главе журнала стоял В.А. Попов. В отдел беллетрис-тики были приглашены Вас.И. Немирович-Данченко, К.М. Станюкович, писавший очень популярные романы и рассказы о море и моряках, Д.Н. Мамин-Сибиряк, произведения которого о Сибири хорошо вписывались в тематику журнала, и др.

Редакторы «Вокруг света» точно определили основной профиль своего журнала: география, этнография, путешествия, приключения на суше и на море, описания экзотических стран и пародов.

И хотя в самих номерах журнала печаталась масса интересного материала, «Вокруг света», подобно «Ниве», сохранился в памяти потомков благодаря своим приложениям. Виктор Гюго, Вальтер Скотт, КонанДойл, Александр Дюма, Эдгар По, Редьярд Киплинг и другие европейские и американские писатели стали известны в России после публикаций в приложениях к журналу «Вокруг света». В 1916 г. главным делом «Вокруг света» стала подготовка к выпуску полного иллюстрированного собрания романов Жюля Верна, чья популярность в России была чрезвычайно велика.

«Вокруг света» издается и сейчас. Это практически единственное издание, которое начинает свою историю в XIX в., с выхода журнала братьев Вернеров. И в отличие от других журналов и га-зет, имеющих названия органов дооктябрьской периодики, современный «Вокруг света» хорошо знает свое прошлое.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Либерально-демократическое | Научно-популярные издания начала XX века
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1308 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2349 - | 2105 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.015 с.