Мифологическое сознание «наследовало» сознанию анимистическому. Ранее аморфные и безличные духи наделялись именами, за ними закреплялись определенные функции, возникала иерархия духов, которая во многих чертах копировала, воспроизводила социальную иерархию. Полидемонизм - почитание множества духов - сменился политеизмом, превратившим наиболее почитаемых духов в божества. Мифологическое сознание по форме представляет собой собрание мифов, сказаний, легенд о многочисленных богах, первопредках, героях, однако, по своему значению мифология далеко выходит за рамки занимательных рассказов.
Мифология - это социокультурная программа, определяющая «горизонты» человеческого «охватывания» мира, способы и формы его «постижения», ценностного осмысления сущности личности и общества, нравственные и эстетические идеалы, идеи порядка, справедливости, законности.
Мифология, с одной стороны, выступает важнейшей исторической мировоззренческой формой самосознания многотысячелетнего человеческого бытия, «истоком» человеческой духовности; с другой стороны, мифология является относительно самостоятельной частью духовности современного общества. В обеих своих «ипостасях» мифология теснейшим образом связана со становлением и развитием права и правосознания.
Синкретизм - это мировоззренчески целостное, единое восприятие мира, не расчлененное по различным формам общественного сознания (мораль, искусство, религия и пр.). Данное качество выступало важнейшим качеством мифологии, проявлявшимся в отношении всей жизни общества, в том числе и к зарождавшегося правого сознания.
Зарождение права неотрывно от становления государственности, а духовные основания последнего длительное время носили преимущественно мифологический характер. Победа в истребительной войне, обычной форме перехода к государственному укладу жизни, рассматривалась и освящалась как победа более сильных божеств и превращение божеств побежденных племен в «подчиненных» божествам победителей.
Мифологический синкретизм выступал формой мировоззрения, адекватной характеру нормативности общества древности и начала цивилизации, где господствовали мононормы, связанные с ритуалом и обычаем. В мифологизированном «мононормативном» сознании не различались в качестве самостоятельных и не противопоставлялись друг другу нравственные, религиозные, властные компоненты.
Основой синкретичности зарождавшегося правосознания служили мифологические представления о божественности закона. Правовая система имела, как правило, своих особых божественных покровителей.
Древние законы могли непосредственно обращаться к божьему суду (ордалии).
Мифология давала и примеры божественных наказаний людям за их проступки, нарушения законов, данных богами. Главное проявление синкретизма в мифологическом правосознании - нерасчлененность нравственных, мистических, зарождавшихся юридических аспектов общественных отношений. Все эти аспекты в «свернутом», зародышевом виде присутствовали в мифологическом сознании. Гносеологическая возможность этого коренилась в образно-чувственной природе мифологического отображения действительности.
В мифе потенциально заложено еще не раскрывшееся богатство духовной жизни многих последующих поколений людей. Мифологический Ритуал выступал как связующее звено мира богов, космоса, вселенной и мира человеческих надежд, стремлений, фантазий. В мифе соединились многие аспекты человеческого познания, переплелись чувства, представления, понятия, смыслы слов, истинные значения которых нам не известны и, может быть, не будут известны никогда.
Миф сохранятся и в наше время как разновидность духовной коллективной культуры культуры, но, естественно, уже не в качестве господствующей формы отображения действительности, а как один из способов постижения мира, как форма, «архетип» нашей духовности.
В то же время, в социальном развитии возможны ситуации, когда общество оказывается в таком духовном состоянии, когда развитые формы общественного сознания (нравственность, наука, философия) оказываются в «парализованном» состоянии, что типично для тоталитарных политических режимов или периодов социально-политического и правового хаоса. Во все критические моменты человеческой социальной жизнирациональные силы, сопротивляющиеся выходу на поверхность старых мифических концепций, не могут быть уверены в себе. В это время возвращаются мифы - они никогда не были по-настоящему подавлены, подчинены и лишь ждали своего часа, чтобы появиться из тени на свет.
В широком логико-историческом плане мифология сыграла непреходящую по своему значению роль мощного стимулятора духовной эволюции человечества, в том числе и в правовой сфере. В области правовой действительности мифология оказала решающее влияние на становление и развитие религиозной формы правовой рефлексии.