Политические права, в отличие от личных, принадлежат только гражданам конкретного государства. Они дают этим гражданам возможность участвовать в обществен-ной и политической жизни своей страны. К политическим правам обычно относят право на участие в управлении обществом и государством, избирательные права, право на объедине-ние (свободу союзов), свободу собраний и манифестаций, свободу информации, право пети-ций.
Конституция РФ 1993 года наделяет граждан России всей полнотой политических прав в их современном понимании. Изложены эти права в самой Конституции достаточно кратко, всего в трех статьях: 31 (право проводить собрания, шествия, митинги, демонстра-ции, пикетирование), 32 (право на участие в управлении делами государства, избирательные права, право на равный доступ к государственной службе и на участие в осуществлении пра-восудия) и 33 (право индивидуальных и коллективных петиций). Очевидно, что эти статьи носят т. н. рамочный характер. В настоящее время в Федеральном Собрании Российской Федерации идет большая работа над проектами федеральных законов, которые должны на-полнить абстрактные нормы конституции конкретным содержанием. Это проекты законов О митингах, шествиях и демонстрациях, О референдуме, О выборах в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и другие. В настоящее же время со-держание этих статей конкретизируется рядом подзаконных актов, некоторые из которых были изданы еще в иную историческую эпоху.
В РФ активное И. п. принадлежит всем гражданам без различия пола, достигшим 18 летнего возраста, кроме граждан, признанных судом недееспособными, а также содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда; обладание пассивным И. п. требует наличия дополнительных условий, устанавливаемых Конституцией РФ и федеральными законами для выборов в федеральные органы власти и законодательными актами субъектов РФ для выборов в органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.
Несмотря на то, что им уже не отводится первая роль, как прежде, социально-экономические права и свободы продолжают по-прежнему занимать весьма важное место в системе конституционого регулирования правового личности в Российской Федерации. Ав-торы проекта ныне действующей Конституции стремились урезать социально-экономические права до минимума, но столкнувшись с совершенно противоположными ожиданиями населе-ния, решили не испытывать судьбу и сохранить эти права если не содержательно, то хотя бы номинально. Социально-экономическим правам в посвящены статьи 34-41.
Интересно проследить метаморфозу их каталога и содержания по сравнению с последней советской Конституцией (редакции 1988 года). Если тогда перечень открывало право на труд, затем шли права на отдых, охрану здоровья, на материальное обеспечение по старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, право на жилище, на образование. В нынешней конституции список начинается с права на свободу предпринимательства и пра-ва частной собственности, потом снова идет право частной собственности, но уже на землю, свобода (!) труда, право на социальное обеспечение, право на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь. Как видно, в последней советской конституции право собственности вообще выпало из каталога прав.
Смена перечня и содержания прав отразила полную трансформацию всей системы экономических отношений общества. Проследим, как измени-лось содержание конкретных прав.
Пожалуй, наименее всего изменилось содержание пра-ва на социальное обеспечение, поскольку система социального обеспечения уже давно стала совершенно необходимым атриббутом любого мало-мальски цивилизованного общест-ва.
Право на жилище теперь является особенностью российской Конституции. Среди но-вейших конституций его закрепляют еще только Конституция Кыргызстана 1993 г. Согласно Конституции РФ 1993 г. (ст. 40), право на жилище является правом каждого и означает за-прет произвольно лишать человека жилища, а также юридическую возможность малоимущих и иных указанных в законе граждан, нуждающихся в жилье, получить его бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и иных жилищных фондов всоответ-ствии с установленными законом нормами. Согласно той же статье 40, органы гос. власти и местного самоуправления должны поощрять жилищное строительство.
Право на образо-вание является одним из наиболее существенных конституционных социальных прав челове-ка, создающее предпосылку для развития как его личности, так и всего общества. Закрепляет-ся практически во всех основных законах начиная с Конституции Мексики 1917 г., причем содержание этого права имеет тенденцию к раширению. В настоящее время в демократиче-ских гос-вах право на образование в широком смысле включает обычно целый комплекс прав: право на получение бесплатного начального или среднего образования в государствен-ных и муниципальных школах и нек-рых др. образовательных учреждениях, общедоступ-ность образования, право на выбор родителями формы обучения (религиозное, светское) для своего ребенка, свобода преподавания, право на учреждение частных учебных заведений. Право на образование закреплено в статье 43 Конституции РФ.
В последние годы в мировой конституционной практике помимо выше-указанных основных категорий прав и свобод стали признаваться на конституционном уров-не все новые виды прав и свобод, что отражат тененции расширения сферы конституционно-го регулирования, а также постоянного расширения числа жизненно важных ценностей чело-века, нуждающихся в конституционной защите.
Среди таких прав наиболее часто выде-ляют право на благоприятную окружающую среду, которое иногда включается в более широ-кое понятие экологических прав.
В особую группу выделяют часто также культурные права и свободы - особый комплекс прав и свобод человека, представляющих собой гаранти-рованные конституцией или законом возможности человека в сфере культурной и научной жизни. К культурным правам человека относятся свобода преподавания (академическая сво-бода), свобода творчества, право на участие в культурной жизни и пользование учреждения-ми культуры, право на доступ к культурным ценностям. Все эти права нашли отражение в статье 44 Конституции РФ 1993 г. Многие ученые однако больше склонны относить культур-ные права к группе социально-экономических прав.
Наконец, следует упомянуть еще об одном достаточно специфическом праве - праве политического убежища. Это право заключа-ется в возможности иностранца неопределенно долгое время оставатся на территории данно-го государства, если у себя на родине этот иностранец подвергается преследованиям по поли-тическим, религиозным, научным и иным основаниям подобного рода. Предоставление поли-тического убежища не влечет, однако, автоматического предоставления гражданства. Со-гласност. 63 Конституции РФ 1993 г., РФ предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами междуна-родного права. Право политического убежища не является новым: его можно было встретить и в прежних, советских конституциях.
33.Основные положения современной концепция прав человека.
В международно-правовой литературе можно встретить различные точки зрения относительно классификации прав человека. Наиболее распространенной является концепция естественного права, в соответствии с которой выделяется особая группа прав: право на жизнь, свобода выражения мнений, свобода вероисповедания и др., т. е. естественные права, которыми человек должен обладать от рождения. Данная теория акцентирует внимание на их имманентности
человеческой природе, первичности их существования, догосударственности, дополитичности. В Европе - родине данной концепции —сегодня законодательно признаны все группы прав: гражданские, политические, экономические,
социальные и права в области культуры. Они закреплены в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в Европейской Социальной Хартии и других документах. Американская классификация прав человека в значительной степени отличается от Европейской. Билль о правах (первые десять поправок к Конституции 1787 г.) своеобразно трактует права и свободы. США в силу разных причин не признают существования социально-экономических прав, что не позволило им ратифицировать Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Социалистическая концепция прав человека, существовавшая в СССР и других социалистических странах, состояла в признании социально-классовой обусловленности их объема и содержания.
В соответствии с этим критерием выделялись социально-экономические, политические и личные права и свободы. Такая искусственная конструкция не выдерживает критики, т. к. для классификации должно быть взято одно основание. В группу личных прав зачислялись право на неприкосновенность личности, право на охрану личной жизни,тайну переписки, свобода вероисповедания и др. Однако права человека в политической и экономической области являются столь же личными, индивидуальными, субъективными, осуществляемыми отдельным человеком, сколь и другие права из советской группы. Таким образом, права человека следует понимать как необходимые условия его существования и определенные социальные возможности, установленные законодательным путем и являющиеся неотъемлемой составной частью правового статуса личности, обеспеченные соответствующими юридическими гарантиями и процедурами
их реализации. Права человека - это сложное, многогранно явление, которое имманентно связано не только с государством и правом, но еще в большей степени с культурой, философией, этикой, религией, то есть с гуманитарным знанием. Поэтому духовно-нравственным источником современной концепции прав человека являются гуманистические, философские, социально-политические идеи прошлого и настоящего, кодексы законов, международные пакты, декларации, конвенции, укрепляющие веру в человека, его достоинство и разум. Без прав и свобод человек не может существовать как полноценная личность, поэтому важно знать, уважать и уметь отстаивать эти права.
34.Правовое государство и права человека
Идея правового государства волновала всехивсегда, начинаясдревнегомира, среднихвеков, эпохиПросвещенияиособенновнашевремя. Взглядыразличныхисториков, философовиюристовповопросупонятиеицелиправовогогосударствасводилиськопределению содержания закона имеющего силу и установленного в интересах меньшинства (Платон). Закон должен властвовать над всем (Аристотель). Правовоегосударство - ϶ᴛᴏ объединениемножествалюдей, подчиненныхправовымзаконам (Кант).
Все эти идеи оказали влияние на концепцию разделениявластей. ПримечательновданномконтекстесуждениеМонтескье, чьеучениеоразделениивластейсыгралосущественнуюрольвстановленииконцепцииправовогогосударства. Речьидеторазделениетрехвластей–еслинезнатьэтойконцепции, значит не иметь представление о правовом государстве.
В современной концепции правового государства права человека занимают центральное положение. Права и обязанности человека определяют смысл и содержание Конституции и закона. На базе этого строится и правовой принцип ʼʼразрешено все, чтонезапрещенозакономʼʼ.
В конечном счете, теория правового государства имеет смысл, в случае если она реализует и начинает осуществлять функцию защиты человека как личности, его достоинство и присущей ему свободы.
Государство - ϶ᴛᴏ политическая организация, члены которой объединяются в единое целое властными отношениями, для достижения между властными отношениями компромисса.[22]
Смысл правового государства раскрывает статья 2 Конституции Российской Федерации 1993 года, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Профессор В.А. Туманов определяет правовое государство - как демократическое государство, организация и деятельность которого основаны на праве и связаны с ним.[23]
Правовое государство обладает следующими признаками:[24]
· гарантированность прав и свобод человека и гражданина на уровне международных стандартов;
· верховенство Конституции РФ и принципа законности;
· демократическая форма правления;
· разделениевластейинезависимостьсудебнойвласти;
· взаимная ответственность государства и гражданина.
К функциям государства относятся:[25]
- защита и охрана прав и свобод граждан;
- обеспечение достоинства личности;
- обеспечение взаимного общения человека и власти (в основу такого общения заложено равенство власти, гражданина, общества, а также права и их равенство перед законом).
Российская Федерация на сегодняшний день не является правовым государством, в котором права человека развиваются параллельно правовому государству, поскольку права и свободы не стали высшей ценностью.[26]
Причины, по которым государство не является правовым:
1. права человека - ϶ᴛᴏ теория, а не реальность;
2. низкая правовая культура;
3. ослабленность российской государственности (государство воспринимается, как противостояние интересам общества;
4. права и свободы человека, закрепленные в Конституции, не снимают вопроса о совершенствовании механизмов и процедур призванных защищать эти права и свободы (ст.45 Конституции РФ).
Правовое положение человека в правовом государстве основано на принципе приоритета прав человека. Важность этого принципа проявляется: а) во взаимоотношениях личности и государства; б) основной целью государства является провозглашение и конституционное закрепление интересов гражданина; в) государство призвано служить человеку, человек не может рассматриваться как оружие государства; г) статья 2 Конституции РФ закрепляет права человека в качестве высшей ценности; д) статья 18 Конституции РФ предусматривает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов.
В вопросеопределенияправовогостатусаличностивправовомгосударствеважноезначениеимеетизучение и соотношение категорий человек, личность и гражданин.
Человек - ϶ᴛᴏ биологическое высокоорганизованное существо, обладающее от рождения чувствами, разумом и достоинством, отличающим его от других живых существ.[27]
Гражданин - ϶ᴛᴏ человек, обладающий устойчивой юридической связью с определеннымгосударством.[28]
Индивид - ϶ᴛᴏ человек одаренный определеннымикачествами, присущимитолькоему.[29]
Понятия ʼʼличностьʼʼ и ʼʼчеловекʼʼ идентичны, в связи с этим Конституция РФ устанавливает ʼʼосновы правового статуса человека и гражданинаʼʼ, а не ʼʼосновы правового статуса личностиʼʼ. А вот отличаются они по формально-юридическому признаку, и еще понятие ʼʼличностьʼʼ носит универсальный характер.ненужно или сформулировать по другому
Конституция РФ 1993 года не разделяет права человека и права гражданина и не дает их классификацию по видам. Положения Конституции РФ 1993 года основываются на следующем:
1. Обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод, как человека, так и гражданина.
2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, умаляющие или отменяющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы бывают ограничены лишь с целью защиты основ конституционного строя, обеспечения прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также в условиях чрезвычайного положения, за исключением таких прав, как право на жизнь (статья 20 Конституция РФ), достоинство личности (статья 21 Конституция РФ), неприкосновенность частной жизни, личной, семейной тайны, защиты чести и достоинства (статьи23, 24, 28, 34, 40, 46-54 Конституции РФ).
3. Права и свободы должны соответствовать международным стандартам.
4. Равенство прав и свобод.
5. Нормы о правах и свободах должны быть действующими.
6. Осуществление прав и свобод не должны затрагивать права и свободы других лиц.
А.Н.Кокотов и М.И.Кукушкин рассматривают категории права человека и права гражданина через основы правового статуса личности.[30]
1. человек – член гражданского общества, а гражданин – член политического общества;
2. человек - высокоорганизованное существо, обладающее качествами, отличающими его от других живых существ разумом, а гражданин – тот же человек, но обладающий дополнительными свойствами: наличие юридической связи с государством, имеют избирательное право, имеют право на занятие государственной и муниципальной должности, несут обязанность защищать Отечество.
В отношении правового статуса личности сформировались 3 подхода:
1 подход: Н.В.Витрук включил в правовое положение личности следующие элементы: юридические права, свободы, обязанности и законные интересы личности, гражданство, правосубъектность, юридические гарантии;
2 подход: включил в правовое положение личности, следующие 2 элемента: права и обязанности и дополнительные элементы (гражданство, правоспособность, юридическая ответственность по отношению к обязанностям);
3 подход: Л.Д.Валодин рассматривает правовой статус и правовое положение личности как синонимы. По его мнению, необходим критерий, по которому определялось бы место индивида в обществе и государстве.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, анализ подходов позволяет выделить три уровня:
1 – права, свободы и обязанности – ядро правового положения;
2 - гражданство, прасубъектность и юридические гарантии;
3 – принципы правового положения личности, как исходные начала, определяющие нормативное содержание прав, свобод и обязанностей.
35. Признание прав и свобод человека в качестве высшей ценности общества и государства. Права человека как важнейший элемент правового положения личности в России.
Конституция Российской Федерации (ст. 2) рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Тем самым она декларирует свое понимание взаимоотношений государства и личности, выдвигая на передний план именно личность. Уважение к личности и ее защита являются неотъемлемым атрибутом конституционного государства, его обязанностью. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, – указывается в ст. 2, – обязанность государства».
Установленные Конституцией принципиальные положения, связанные с отношением государства к человеку, служат предпосылкой решения всех конкретных проблем правового регулирования статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Таким образом, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фундаментальной нормой конституционного строяРоссийской Федерации, образующей основу не только конституционно организованного общества, но и правовой защиты этого общества от возрождения попыток подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей.
Для большинства зафиксированных в Конституции Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина характерна более или менее тесная связь с признанием человека высшей ценностью. В них не просто в той или иной степени отражается это признание, но они вместе с основами конституционного строя России служат защите этих прав и свобод. Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью служит достаточно определенным ориентиром и для совершенствования всей системы основных прав и свобод человека и гражданина в условиях развития демократического общества, преодоления на этом пути всякого рода сложностей и эксцессов.
Связь между признанием человека и его прав и свобод высшей ценностью и конкретными правами и свободами человека и гражданина состоит в том, что если ст. 2 Конституции излагает принцип взаимоотношений человека и государства лишь «негативно», т.е. с точки зрения возможного нарушения прав человека, и имеет в виду лишь объект защиты, то статьи Конституции, посвященные конкретным основным правам и свободам человека и гражданина, сформулированы уже с позитивных позиций (например, в ст. 22 Конституции закреплено, что каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность).
Эта взаимосвязь просматривается и в том, что норма Конституции указывающая на объект защиты, выглядит как первый шаг к конкретизации положения человека и гражданина в обществе и государстве применительно к определенной сфере жизни или конкретной ситуации. Она позволяет сделать и следующий шаг, который выражается в закреплении в Конституции принципа равноправия граждан.Все сказанное говорит о том, что нормы Конституции Российской федерации об основных правах и свободах человека и гражданина нельзя рассматривать вне связи с принципом признания человека, его прав и свобод высшей ценностью, нельзя вносить в данные нормы изменения или дополнения, противоречащие этому принципу. Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью должен оказывать определяющее влияние не только на содержание основных прав и свобод человека и гражданина, но и на всю деятельность демократического государства, на его компетенцию и потенциальные возможности. Государство в условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить за устанавливаемые им границы взаимоотношений с человеком.Только действуя в этих рамках, в интересах человека, государство приобретает те черты, которые характеризуют его как конституционное. Конституционное государство базируется на народном суверенитете, который составляет одну из его основ. Между тем носитель этого суверенитета – народ – состоит из граждан, от которых в конечном счете и исходит вся власть. Вот почему ст. 2 Конституции, закрепляющая отношение государства к человеку и его обязанность признавать, соблюдать и защищать его права и свободы, провозглашает конституционное государство, обосновывая необходимость его существования. В конституционном государстве народ становится демократически конституированным сообществом, которое сознательно ориентируется на защиту человека как высшей ценности и видит в этом свой долг. Такая ориентация народа позволяет избежать последствий, к которым приводило сознательное преувеличение роли коллектива и государства, – господства тоталитаризма. Народ, который перманентно не способен или не желает признавать ценность каждого отдельного человека и соответственно этому действовать, не может быть организован в подлинно демократическое общество даже с помощью разного рода юридических инструментов. Таким образом, авторитет любой организации, включая государство, по своей природе вторичен. Нет и не может быть признания ценности государства или любой другой организации, если при этом не признается высшая ценность человека и гражданина. Если защита человека, его прав и свобод от посягательств со стороны государства – задача демократически конституированного общества, то защита человека, его прав и свобод от общества с его разнообразными, пользующимися политическим влиянием группами, которое тоже способно посягать на права и свободы, является, повторим, обязанностью государства. Государство призвано защищать человека как данность, а не формировать или преобразовывать его в духе надуманных идеалов. Защита человека, его прав и свобод требует от государства активных действий и предоставления ему соответствующих прав на случай возможных нарушений прав и свобод человека в повседневной жизни. Человек, его права и свободы должны защищаться государством с помощью разнообразных норм материального и процессуального права. Необходимо повысить эффективность судебной защиты. Однако для признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека нужны существенные усилия государства также в материальной и духовной сферах. Речь идет, в частности, об обеспечении гражданам прожиточного минимума, о развитии социального обеспечения, школьного образования и здравоохранения, культуры.О содержании понятия «человек – высшая ценность» обычно принято говорить применительно ко всей жизни человека – от рождения до смерти. Однако в ряде случаев этот конституционный принцип следует понимать гораздо шире. Например, ведутся дискуссии о правах плода в чреве матери или о защите чести и достоинства умершего человека. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью касается каждого конкретного человека со всем его внутренним миром. Однако для реализации этого принципа важное значение имеют социальные функции конкретного человека, его ответственность перед другими людьми, обществом и государством. Только тогда принцип признания человека высшей ценностью может быть распространен в равной мере на всех членов общества. Человек, который не желает признавать достоинство, права и свободы других людей, не может требовать признания своего достоинства, своих прав и свобод. В демократическом обществе становление личности происходит в условиях свободы, заключенной в определенные рамки. К ним относится, в частности, правовая надстройка общества. Через нее у каждого человека формируются определенные нормативные представления о личности, несущие на себе отпечаток правовой культуры того общества, в котором они возникли. Поставить эти представления на службу человеку и обществу – важная предпосылка реализации конституционного принципа признания человека, его прав и свобод высшей ценностью, превращения граждан из объектов воздействия государства и общества в активно действующих субъектов. В современной российской действительности, когда растет преступность, идет обнищание населения, нарушаются права человека,* признание Конституцией Российской Федерации человека, его прав и свобод высшей ценностью носит в значительной мере лишь формальный характер. Однако заложенный в Конституции большой демократический потенциал служит хорошей основой для борьбы граждан России за свои права, за свое человеческое достоинство.
36. Проблемы реализации прав человека и гражданина в России
Прaва человека и гражданина – это важнейший институт, который получил свое развитие не только в конституционном праве, но и в других отраслях права. Наиболее активное развитие он получил во второй половине XX века и вышел на первое место как во внутригосударственном, так и в международном плане.
Правовой статус человека и гражданина - это система признанных и гарантируемых государством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а также их законных интересов, как субъектов права.
Человек - биологическое и социальное разумное существо, обладающее даром мышления, речи и находящееся в сложной системе отношений с другими людьми. Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения и до смерти, независимо от того, являются ли они гражданами государства, в котором живут, или нет. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ права и свободы человека являются высшей ценностью [1]. Данное конституционное положение провозглашает, что права и свободы представляют собой конституционные ценности, которые должны гарантироваться и защищаться государством
Понятие «гражданин» выражает определенное политико-правовое качество или состояние человека, именуемое гражданством. Грaжданство означает принадлежность лица тому или иному государству и его устойчивую правовую связь с этим государством. Гражданин имеет соответствующие права и обязанности, установленные законодательством государства, к которому он принадлежит, занимает в нем определенное правовое положение, несет перед ним ответственность, и в то же время сам находится под его защитой. Вместе с тем гражданин-это человек, но не всякий человек имеет статус гражданина.
Из определений данных понятий можно сделать вывод о том, что правосубъектность гражданина шире, чем правосубъектность человека именно за счет наличия соответствующих обязанностей и возникновения ответственности за их нарушение, как последствия.
Конституция РФ провозглашает права и свободы человека и гражданина высшей ценностью. В нaстоящее время они гарантируются не только Конституцией, но и общепризнанными международными принципами и нормами, которые составляют часть национально-правовой системы государства. Провозглашая права и свободы человека и гражданина, государство берет на себя и обязанность гарантировать эти права.
Права и свободы недостаточно провозгласить, главным образом их необходимо реализовать, претворить в жизнь. А это уже более сложная задача.
Под реализацией понимается процесс воплощения смысла конституционных установлений в отраслевом законодательстве посредством использования потенциала конституционных идей и правил при разработке закона, толковании его содержания, применении его норм, а также их оценке на предмет соответствия Конституции [4].
Почему нарушаются права человека и гражданина?
Ни для кого не секрет, что Россия в настоящее время далеко не на первом месте по уровню жизни, и некоторые социальные права человека, входящие в международный стандарт, государство просто не может обеспечить.
Если рaньше нарушение этих прав объяснялось воздействием тоталитарного режима, то сейчас они страдают от самой демократии. Власть злоупотребляет имеющимися у нее административными рычагами. Нередко возникают ситуации, когда право есть, а блага нет, закон действует, а цели его не достигаются.
Должным образом не обеспечено право на жизнь, здоровье, безопасность (ежегодно от преступлений погибает свыше тридцати тысяч человек, в несколько раз больше получают телесные повреждения, смертность превышает рождаемость, эколого-демографический кризис) [5].