Наука – это особый вид познавательной деятельности, направленной на получение объективных, системно организованных и обоснованных знаний, а также совокупный результат этой деятельности. Кроме того, наука – это социальный институт, который имеет свои специфические, регулирующие ее деятельность социальные законы, основные фонды, трудовые кадры, систему образования, финансирование и т. п.
Научное познание следует отличать от других способов и форм познавательной деятельности: от обыденного, философского, эстетического, религиозного, лженаучного, антинаучного и т.п.
Основными отличительными чертами науки являются:
1. Объективность. Наука призвана дать объективное знание, обезличенное и общезначимое, то есть знание, максимально очищенное от личных симпатий и антипатий, убеждений и предубеждений. В этом отношении наука кардинально отличается, например, от искусства (эстетического познания) или от философии, где обязательно присутствует личностное, субъективное начало, придавая оригинальность и неповторимость результатам эстетического или философского творчества.
2) Точность, однозначность, логическая строгость научного знания, оно должно исключать всякую двусмысленности и неопределенность. Поэтому наука использует специальные понятия, создает свой категориальный аппарат. Категории и понятия научного языка имеют точный смысл, определения. В отличие от науки обыденное познание использует термины разговорного языка, многозначные и нечеткие, меняющие свой смысл в зависимости от контекста живого общения и пристрастий говорящего.
3) Системность. Различные элементы научного знания представляют собой не сумму разрозненных фактов и сведений, а логически упорядоченную систему понятий, принципов, законов, теорий, научных задач, проблем, гипотез, логически взаимосвязанных, определяющих и подтверждающих друг друга. Системность научного знания предполагает логическую взаимосвязь и единство не только в рамках от дельных наук, но и между ними, что и создает основу для научной картины мира как целостного образования.
4) Обоснованность, воспроизводимость и проверяемость всехэлементов научного знания. Для этого наука использует специальные методы исследования, логику и способы обоснования и проверки истинности знания. Видом обоснования в науке является доказательство. Кроме того, любой исследователь, воссоздав условия, при которых был получен тот или иной результат, должен быть в состоянии убедиться в его истинности. С это целью, а также для получения новых знаний, наука использует специальную аппаратуру. Многие науки современности просто не могут существовать и развиваться без специальной техники научного исследования, от совершенствования которой во многом зависит прогресс научного познания в данной сфере.
5) Предметность. Научное знание предметно, то есть каждая конкретная наука постигает не все законы изучаемого объекта, а только некоторые из них. Ее интересует определенный его аспект в зависимости от целей этой науки, который и называется предметом ее изучения. Например, человек как объект познания, является предметом изучения самых разных наук – анатомии, физиологии, психологии, антропологии и пр., каждая из которых ставит свои цели и задачи, использует свои методы исследования, выявляет специфические для данной науки закономерности человеческого бытия.
6) Абстрактность. Предметы изучения науки носят абстрактный характер, поскольку являются результатом обобщения («элементарные частицы», «химические элементы», «гены», «биоценоз» и т. п.). Абстрактные объекты научных исследований – это обобщенные образы реальных объектов, имеющие только те признаки, которые присущи всем объектам данного класса. В отличие от этого, например, обыденное познание интересуется только конкретными предметами и явлениями, необходимыми человеку в его повседневной жизни.
7) Наука имеет свои идеалы и нормы научной деятельности. Они составляют основание этики науки и регулируют научную деятельность. Например, важнейшей нормой научного исследования является запрет на плагиат, в сообществе ученых осуждается искажение истины во имя политических, религиозных или меркантильных целей. Высшей ценностью науки является истина.
8) В связи с этим наука обладает определенной рациональностью – относительно устойчивой совокупностью правил, норм, стандартов, эталонов, ценностей духовной и материальной деятельности, принимаемых и одинаково понимаемых всеми членами общества. Научная рациональность носит конкретно-исторический характер и как бы задает границы того, что считается «научным», а что – «ненаучным» в тот или иной период. Так, в эпоху Нового времени на базе классической механики сложилась «классическая рациональность», в начале ХХ века в связи с открытием микромира на основе квантовой механики и теории относительности возникла «неклассическая рациональность». Современная наука, опираясь на синергетику, изучающую процессы самоорганизации и саморегуляции открытых систем, начиная с 80-х гг. ХХ века функционирует в рамках «постнеклассической рациональности».
9) Наука практична, то есть, научное знание, в конечном счете, предполагает его практическое применение. В истории развития науки был период (например, в эпоху античности), когда знание было самоцелью, а практическая деятельность считалась «низшим искусством». Но уже с эпохи Нового времени наука была неразрывно связана с практикой. Начиная с середины XIX в., особенно в Западной Европе, научные знания стали производить целенаправленно для внедрения их в жизнь. И эта связь науки с производством сегодня все более возрастает. Определенное исключение составляют фундаментальные научные исследования, практическая применимость результатов которых долгое время может оставаться под вопросом.
10) Наука ориентирована на предвидение: раскрывая закономерности функционирования и развития изучаемых объектов, она создает возможность прогнозировать их дальнейшее развитие. Кроме того, наука ориентирована на получение знаний о будущих, вероятных, новых объектах исследования. Такими кандидатами на предмет научного изучения сейчас становятся гравитоны, темная материя и темная энергия, биополе, НЛО и пр. В отличие от науки, обыденное познание, основанное на повседневном жизненном опыте человека, ориентировано на получение элементарных сведений о мире, и не способно дать принципиально нового знания. Поэтому в обыденном сознании так велик интерес к всякого рода «гадалкам» и «предсказателям».
Таким образом, хотя человек получает информацию о мире из различных источников (литература, искусство, философия, повседневный жизненный опыт и пр.), только наука способна дать знания более достоверные и надежные, чем все остальные.
4. Научная и философская картины мира: общее и различное.
Картина мира — система интуитивных представлений о реальности. К.м. можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы — от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Каждому отрезку исторического времени соответствует своя К.м. К.м. древних индийцев не похожа на К.м. средневековых рыцарей, а К.м. рыцарей не похожа на К.м. их современников-монахов.
Философская картина мира осмысливает мироздание в плане взаимоотношений человека и мира во всех ракурсах онтологическом, познавательном, ценностном и деятельностном. Вот почему философские картины мира не похожи одна на другую. Их объединяет и отличает от религиозной и мифологической картин мира, то, что философия относится к теоретическому способу освоения мира. Этот способ характеризуется тем, что человек познает мир в понятиях, умозрительно (в мысли, в слове). Философское знание, это знание или взгляд живого человека. Поэтому наряду со знанием о мире философия формирует и ценностное отношение к нему.
Философия отдает отчет в том, что мир бесконечно сложен, необъятен и бесконечен. Для философии остается один путь - понять мир не «вширь», а»вглубь», не в многообразии его явлений, а в единстве его сущности. Тогда философская картина мира осмысливается как системно-рационализированную совокупность представлений о мире в целом, включая в него и самого человека. Системообразующим принципом философской картины мира вступает понятие бытия. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием.
Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты – их существования, что задает миру исходную целостность и гарантирует миру устойчивое существование.
Признанием бытия, как сущего, неизменного и единого делает мир серьезным и ответственным, предсказуемым. Воздерживаясь от темы бытия, или отрицая ее, философия порождает нигилистическое мировоззрение. Действительно, если нет бытийной опоры, то все теряет надежду, все «суета сует». Потеря веры в вечный и неизменный абсолют приводит к тому, что человек начинает действовать по собственному произволу.
Религиозная картина мира обобщает религиозный опыт людей и делает главным предметом своего внимания соотношение повседневной эмпирии и потустороннего. Земное и небесное, человеческое и божественное – предмет религиозных размышлений. Причем тот мир, мир божественного определяет людей и в их физическом бытии, и в бытии духовном. Центральный пункт религиозной картины мира – образ Бога (богов) как высшей истинной реальности. Она выражает иерархическую упорядоченность сотворенного Богом мира и место человека в нем, в зависимости от его отношения к Богу.
Научная картина мира складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки. В этом значении ее именуют общей научной картиной мира, которая включает представления как о природе, так и о жизни общества. Аспект общей научной картины мира, который соответствует представлениям о структуре и развитии природы, принято называть естественно-научной картиной мира.
Научная картина мира (НКМ) — целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов, а также методология получения научного знания.
В процессе развития науки происходит постоянное обновление идей и концепций, более ранние представления становятся частными случаями новых теорий. Таким образом, научная картина мира — не догма и не абсолютная истина. В то же время, научные представления приближены к истине, так как основаны на всей совокупности доказанных фактов и установленных причинно-следственных связей. В результате научные знания позволяют делать верные предсказания о свойствах нашего мира и способствуют развитию человеческой цивилизации. Противоречия между научными концепциями преодолеваются путём выявления новых фактов и сравнения их с предсказаниями различных теорий. В таком развитии — суть научного метода.
Научная картина мира существенно отличается от религиозных представлений о мире, которые основаны не столько на доказанных фактах, сколько на авторитете пророков и религиозной традиции. Религиозные интерпретации концепции мироздания постоянно изменяются, чтобы приблизить их к современным научным трактовкам. Догмы разных религий, как правило, противоречат друг другу, и эти противоречия весьма трудно преодолеть (в отличие от научных противоречий, которые преодолеваются экспериментальным путём).