Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философия – теория мировоззрения

Однако определение философии как мировоззрения еще не исчерпывает вполне ее содержания. Как мы отметили выше, центром всякого мировоззрения является некий субъект – отдельный индивид, если речь идет об обыденном мировоззрении, или группа индивидов, когда мы имеем дело с религиозно-мифологическим мировоззрением. Всякое мировоззрение – это всегда чье-то мировоззрение. Но чьим мировоззрением является философия в целом? Мы обнаруживаем в ней мировоззрение Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского, Спинозы, Канта, выраженное в созданных ими философских системах. Есть ли в философии еще что-то помимо этих великих систем?

Да, есть. Это – общие мировоззренческие проблемы и категориальный аппарат для их формулировки и обсуждения. Мировоззренческие проблемы, встающие перед человеком, в общем остаются одними и теми же на протяжении тысячелетий (и в этом смысле иногда говорят, что проблемы философии являются вечными). И за время существования философии постепенно создавался специальный язык для формулировки и обсуждения этих проблем. Поэтому философия в целом представляет собой не только совокупность мировоззренческих систем, созданных великими мыслителями, но она включает в себя также набор мировоззренческих проблем и особый философский язык – средство их формулирования и решения. Изучение философии заключается, главным образом, в осознании важнейших мировоззренческих проблем и в овладении языком философии.

Конечно, категории сущности, субстанции, духа, материи, причины и т.п. в каждой конкретной философской системе приобретают специфическое содержание, причем разные философы порой придают им весьма далекие смыслы. Однако каждая философская система оставляет в категории некоторый осадок. Эти осадки наслаиваются друг на друга и образуют некоторое – пусть весьма бедное – содержание философской категории, независимое от той или иной философской системы. Правда, любая категория, вырванная из контекста определенной философской системы, способна превратиться в сухую скорлупку, лишенную ядра, крови и жизни. Но большая часть философских категорий черпает значительную часть своего содержания из обыденного мировоззрения. Философия как абстрактная теория мировоззрения как раз и изучает философские категории и отношения между ними.

Возьмем для примера категорию «добра». Гедонистические системы определяют добро как то, «что доставляет наслаждение и ведет к нему» (Апресян Р.Г. Идея морали.М., 1995, с.157). Утилитаризм вкладывает в эту категорию свое содержание: добро – это то, что полезно. Этика перфекционизма говорит о добре как о нравственном самосовершенствовании, а альтруизм видит в добре любовь и милосердие к ближнему. Если вырвать категорию «добро» из контекста разнообразных этических систем, то что останется в содержании этой философской категории? «Философский словарь» определяет «добро» как противоположность «зла» и как нечто нравственно положительное, как благо (Философский энциклопедический словарь.М., 1983, статья «Добро и зло»). А вот заглянув в «Словарь русского языка С.И.Ожегова, мы обнаружим, что там «добро» истолковывается как нечто положительное, хорошее, полезное.

Посмотрим теперь на категорию «сущность». Разные философы под «сущностью» понимали очень разные вещи: одни считали сущностью глубинную конечную основу вещей и мира вообще, другие говорили о сущностях разных порядков, третьи подчеркивали относительный характер сущности и т.п. В словаре русского языка мы читаем, что сущность «внутренняя основа, содержание, смысл, суть чего-нибудь». Здесь очевидно влияние обыденного словоупотребления на философскую категорию. А вот с понятием «причины» дело обстоит несколько иначе. Словарь русского языка истолковывает «причину» как «явление, вызывающее, обусловливающее возникновение другого явления». – Здесь, напротив, мы обнаруживаем почти буквальное воспроизведение смысла философской категории, взятое из философского словаря. 

Вот это сходство философских определений категорий со значениями слов повседневного языка говорит о тесной связи философии с обыденным мировоззрением. Философия часто отталкивается от обыденного мировоззрения, многие ее фундаментальные категории заимствуются из повседневного языка и абстрактное содержание этих категорий сохраняет содержание обыденных понятий. Но за тысячелетия своего развития философия существенно обогатила обыденное содержание многих философских понятий. Она в значительной мере уточняет и проясняет значения категориальных слов повседневного языка. Понятие «сущность» в философии все-таки гораздо точнее и богаче повседневного использования этого слова. А как показывает наш последний пример, содержание некоторых понятий обыденное мировоззрение заимствует у философии. Все это свидетельствует о тесных взаимосвязях между философским и обыденным мировоззрением.

Таким образом, философия существует в виде конкретных мировоззренческих систем и в виде абстрактной теории таких систем, занятой разработкой категориального аппарата для их построения. Абстрактные философские категории и формулируемые с их помощью проблемы обеспечивают единство философии и являются основой коммуникации между представителями разных философских школ и направлений. Наполняя сухие философские категории собственным конкретным содержанием, философ, конечно, и проблемы, и их решения формулирует по-своему. Однако благодаря сохранению в категориях абстрактного содержания и их близости к понятиям обыденного мировоззрения, его проблемы и решения в какой-то мере могут быть поняты и оценены другими философами

В настоящее время философы редко берутся за создание цельных мировоззренческих систем. Это стало слишком трудоемким делом благодаря возросшей специализации и накоплению философского материала. Обычно они исследуют какие-то отдельные философские проблемы, углубляют и уточняют отдельные философские категории и принципы. Именно эта деятельность обеспечивает связь философии с реальной жизнью и с обыденным мировоззрением миллионов людей.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сосуществование типов мировоззрения | Философия: мнение или знание?
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 128 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2364 - | 2084 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.