Тема 1. Что такое философия
Мировоззрение
Встречаются люди, совершенно неспособные воспринимать философские рассуждения: последние кажутся им расплывчатыми и неясными. Действительно, понятия философии часто лишены точного, четкого содержания. Обычно определение какого-то слова или термина раскрывает нам его содержание, смысл с помощью хорошо известных нам слов и терминов. Однако в определениях философских терминов используются слова, смысл которых также не очень ясен. Увы, это относится и к определению слова «философия».
Слово «философия» переводится с греческого языка как «любовь к мудрости» или «любомудрие». Говорят, древнегреческий философ Пифагор (6 в.до н.э.) говорил своим ученикам: «Не называйте меня мудрецом, я всего лишь любитель мудрости!». И это характерно для всех философов: они любят мудрость, стремятся к ней, но часто не могут сказать, что же это такое – мудрость.
Обычно философию определяют как разновидность мировоззрения.
В самом общем виде под мировоззрением понимают совокупность взглядов (воззрений) на окружающий мир, на общество, на самого человека, на его место в мире и в обществе.
По-видимому, каждый человек имеет некоторое мировоззрение, т.е. у каждого из нас имеется какое-то общее представление о мире, обществе и о себе. Даже если человек никогда не задумывался над своим мировоззрением и чаще всего не способен выразить его внятно, мировоззрение у него есть и оно проявляется в его наиболее важных решениях и действиях. Скажем, известная когда-то кинозвезда Брижитт Бордо публично отказалась носить изделия из натурального меха и призвала всех женщин последовать ее примеру. Она считает безнравственным истребление животных и стремится противодействовать этому. - Данное убеждение является частью ее мировоззрения. Сейчас некоторые политики в нашей стране настойчиво проповедуют, что не нужно нам изобретать велосипед и следует просто заимствовать те формы хозяйствования, жизни, культуры и государственного устройства, которые за века исторического развития выработали страны Западной Европы. Убеждение, что Западная Европа обогнала Россию в отношении социально-экономического и культурного развития,- часть мировоззрения таких политиков. Почти все мы в свое время были возмущены бомбардировками Сербии самолетами НАТО. В этом возмущении проявились особенности нашего русского мировоззрения.
Однако нельзя каждое убеждение человека считать частью его мировоззрения. В противном случае мы отождествим мировоззрение со всем содержанием сознания индивида. Конечно, мировоззрение проявляется во всем содержании сознания, но именно проявляется, а не растворяется в сознании. Мировоззрение включает в себя лишь наиболее фундаментальные, глубинные, сокровенные убеждения человека, так сказать, центральное ядро его личности. Сюда входит самое общее представление о мире и определенная картина мира; представление о себе, о своем месте в этом мире; представление о добре и зле, о должном, о наиболее важных жизненных целях и ценностях. Жизнь отдельного человека направляется – в основном и главном – именно этими фундаментальными представлениями и убеждениями, однако далеко не все его поступки определяются этим ядром. Сознание человека не похоже на формальную аксиоматическую систему, в которой даже самая отдаленная теорема представляет собой логическое следствие исходных аксиом. Многое из того, что мы говорим и делаем в этой жизни, не вытекает из наших глубинных – мировоззренческих – убеждений, порой расходится с ними и даже противоречит им. Что делать! Человек не машина с вложенной программой и многое совершает под влиянием мгновенного чувства, мелкого интереса, увлечения всеобщей модой или под воздействием пропаганды, рекламы, внушения. Поэтому столь часто мучают нас угрызения совести: мы осознаем, что наш поступок противоречит нашим глубинным убеждениям, и осознание этого причиняет нам душевную боль.
Итак, мировоззрение включает в себя наиболее общие и глубокие воззрения человека на мир и на себя в этом мире.
Однако это еще не все и далеко не все. Мировоззрение – не просто некоторая картина мира, общества, в которую в качестве одной из деталей включен сам субъект. Мировоззрение включает в себя также определенное отношение субъекта к миру и обществу, их оценку: мир может представляться мне открытым, светлым, дружелюбным или, напротив, мрачным, пугающим, агрессивным. Природа может казаться мне родным домом, в котором каждая букашка родственна мне, а может рассматриваться как сырой материал для удовлетворения моих потребностей. «Природа не храм, а мастерская»,- говорит у Тургенева Базаров. В 60-е годы ХХв. Широкой популярностью пользовались научно-фантастические произведения польского писателя Ст.Лема и русских писателей братьев Стругацких. Любопытно, что их герои, живущие в далеком будущем, с удовольствием предаются охоте: им интересно слетать на какую-то далекую планету, убить уникальное – уже не просто на Земле, а во Вселенной – животное, с тем чтобы украсить чучелом его головы свой кабинет! Здесь выражалось мировоззрение авторов, характерное, впрочем, для того времени: все в мире предназначено для человека, все должно служить его потребностям и прихотям.
Меня либо устраивает мое общественное положение и я стремлюсь его сохранить, либо оно меня не устраивает и я хотел бы изменить его. Мне кажется, я могу добиться всего, если сильно захочу, или я осознаю, что несмотря на все свои способности и усилия обречен влачить жалкое существование. Все эти отношения и оценки включаются в мировоззренческую картину мира и придают ей индивидуальную эмоциональную и смысловую окраску. Это приблизительно похоже на то, как если бы два художника писали портрет одной и той же женщины, но один из них влюблен в свою модель, а другому она кажется неприятной. Их отношение неизбежно проявится в их творчестве и они напишут очень разные портреты. Так же (и даже больше) различаются и мировоззрения разных людей. Таким образом, «мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения действий людей» (Введение в философию.М., 1989, с.24-25).
Исходя из этого, более или менее общепризнанного понимания мировоззрения, сразу же можно увидеть его главную особенность: оно всегда чье-то мировоззрение – индивида, социальной группы, эпохи, представленной конкретными лицами. Нет безличного, анонимного мировоззрения, в центре всякого мировоззрения стоит определенный субъект. Ну, конечно! Если мы включаем в мировоззрение не только знания, но и ценности, идеалы, чувства, цели, то все это имеет смысл только для конкретного человека. Знания безличны – они принадлежат всем и одинаковы для всех. Но идеалы, цели, ценности у всех разные. Поэтому и мировоззрения разные. Со времен Ньютона образ Солнечной системы тысячекратно использовался для наглядного представления разнообразных идей. И в данном случае он может быть полезен. Центром всякого мировоззрения, его Солнцем является конкретная человеческая личность, притяжение которой удерживает тяжелые планеты знаний, астероиды ценностей и целей, кометы идеалов. Все они образуют систему лишь благодаря светоносному центру, излучение которого придает неповторимое своеобразие всему остальному. Выдерните из этой системы центр – личность,- планеты и кометы унесутся в космический холод безличных абстракций.
Обыденное мировоззрение
У каждого из нас есть какое-то мировоззрение – без этого, по-видимому, просто нет человека. Его называют «стихийным» или «обыденным» – потому, что оно формируется само по себе у каждого человека в процессе его жизнедеятельности. Это – ядро нашего здравого смысла. Своими корнями оно отчасти уходит в генетическую наследственность: унаследовали вы от родителей силу и здоровье – это скажется на вашем восприятии окружающей жизни; страдаете вы с рождения болезнями и хилостью – ваше мировоззрение будет окрашено в иные, боле пессимистические тона. Общение с родителями, сверстниками, школьные знания, непосредственный контакт с окружающей средой – все это формирует наши глубинные убеждения, ценности, жизненные установки и к началу юности вы уже обретаете вполне определенное мировоззрение. Важнейшую роль при этом играет усвоение родного языка. Структура нашего языка значения его слов задают определенную структуру мира. Например, в нашем русском языке есть грамматические категории подлежащего, сказуемого, прилагательного и т.п. Поэтому и внешний мир мы представляем себе как состоящий из твердых предметов, их свойств и состояний. Картина мира, навязываемая повседневным языком, входит в обыденное мировоззрение человека, усвоившего этот язык. Слушая сказки в детстве, невольно запоминая пословицы и поговорки, мы почти бессознательно усваиваем традиции мышления, ценности, мироощущение своего народа. «От трудов праведных не наживешь палат каменных», «Не хлебом единым жив человек», «Не зная броду, не суйся в воду» и т.п. – идеи, выраженные в такого рода расхожих выражениях и крылатых словечках, незаметно входят в мировоззрение человека и образуют его важную, хотя и не всегда осознаваемую, часть.
Однако ведущая роль в формировании обыденного мировоззрения принадлежит, бесспорно, трудовой или орудийной деятельности. Те свойства вещей и явлений реальности, которые открываются нам в повседневной жизнедеятельности, которые важны с точки зрения наших потребностей, именно они в первую очередь выделяются человеком и образуют основное содержание его представлений об окружающем мире.
Однако обыденному мировоззрению присущи существенные недостатки. Оно никогда полностью не формулируется в явных утверждениях и в значительной мере существует в виде полуосознаваемых, неясных, смутных идей, образов, чувств. Помните, у Ярослава Гашека в «Бравом солдате Швейке» арестанты обокрали одного из своих сокамерников, который, получив из дома посылку, хотел съесть ее всю целиком один, не поделившись с товарищами по несчастью. Его поведение шло вразрез с представлениями арестантов о справедливости, о товариществе, хотя вряд ли они смогли бы сформулировать это в ясной форме. Наряду с научными знаниями, усвоенными в школе, обыденное мировоззрение часто содержит обрывки религиозных верований, суеверия, предрассудки. И самое, быть может, важное: обыденное мировоззрение никогда не представляет собой системы, т.е. его отдельные принципы часто несовместимы друг с другом и следствия этих принципов редко доводятся до повседневных поступков. Например, человек может быть искренне убежден в том, что воровать нехорошо, но охотно бежит покупать акции какой-нибудь заведомо шельмовской компании, или пылко мечтает о процветании родного государства, но при этом ведет двойную бухгалтерию, чтобы не платить налогов. От этих недостатков в значительной мере избавлено мифологическое и религиозное мировоззрение.
Религиозно-мифологическое мировоззрение
Мифология и религия дают целостное и последовательное представление о мире и о месте человека в мире. Миф говорит о происхождении мира и о его устройстве, о возникновении человека и человеческого общества, объясняет разнообразные взаимосвязи вещей и явлений, формулирует принципы «правильной» жизни. Вот, например, как древний пеласгический миф повествует о происхождении мира: «Вначале Эвринома, богиня всего сущего, восстала обнаженной из Хаоса и обнаружила, что ей не на что опереться. Поэтому она отделила небо от моря и начала свой одинокий танец над его волнами. В своем танце она продвигалась к югу, а за ее спиной возникал ветер, который ей показался вполне пригодным, чтобы начать творение. Обернувшись, она поймала этот северный ветер, сжала его в своих ладонях – и перед ее глазами предстал великий змей Офион. Чтобы согреться, Эвринома плясала все неистовей, пока не пробудилось в Эфионе желание, и он обвил ее божественные чресла, чтобы обладать ею. Вот почему северный ветер, который также зовется Бореем, оплодотворяет: вот почему кобылы, поворачиваясь задом к этому ветру, рождают жеребят без помощи жеребца. Таким же способом и Эвринома зачала дитя.
Затем превратилась она в голубку, села, подобно наседке, на волны и попрошествии положенного времени снесла Мировое яйцо. По ее просьбе Офион обернулся семь раз вокруг этого яйца и высиживал его до тех пор, пока оно не раскололось надвое. И появилось из него все то, что только существует на свете: солнце, луна, планеты, звезды, земля и ее горы, реки, деревья, травы и живые существа» (Грейвс Р. Мифы древней Греции.М., 1992, с.15).
Прочитав этот отрывок, мы легко поймем важнейшую особенность религиозно-мифологического мировоззрения – его антропоморфный характер: «Это такое мировоззрение, в котором мироздание духовно осваивается людьми на эмоционально-образно-представленческом уровне путем перенесения на природу явных и неявных качеств и форм человека и его общественной жизни» (Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.,1981, с.6). Миф и религия вплетаются в обыденное мировоззрение и придают ему стройность и систематичность. Но эта стройность опирается не на логические, а на ассоциативно-образные связи. В отличие от обыденного мировоззрения миф претендует на общезначимость – он разделяется всеми членами общества. Наконец, миф догматичен: сомнения в нем или его изменения недопустимы. Возникновение философии как особого вида мировоззрения связано с появлением критической установки по отношению к любым убеждениям и с переходом от чувственных образов к понятиям и от ассоциативных связей – к логическим.
Философское мировоззрение
Приблизительно в одно время, У11 – У1 вв. до н.э. в Индии, Китае, Греции возникает и начинает быстро развиваться новый – философский – тип мировоззрения. В чем его отличие от религиозно-мифологического и обыденного типов мировоззрения?
Во-первых, происходит отход от антропоморфизма: философское мировоззрение уже не пытается переносить свойства человека и человеческих взаимоотношений на мир в целом.
Во-вторых, философское мировоззрение постепенно заменяет чувственные образы, на которых покоится миф, абстрактными понятиями, а ассоциативные связи образов мифа – логическими связями понятий.
Наконец, в-третьих, философское мировоззрение излагается не как догма, которую следует принимать, не рассуждая, а как один из возможных способов понимания и объяснения мира, допускающих критику и замену лучшими способами. Это стимулирует разработку обоснования философских систем и служит основой изменения и совершенствования философского мировоззрения.
Конечно, все эти особенности философского мировоззрения формировались постепенно. Первые философские построения еще наполнены элементами мифологии. У Фалеса мир все еще полон богов. Гераклит говорит о Солнце как о живом существе, за которым присматривает богиня справедливости Дике и ее слуги Эринии. У Эмпедокла все процессы в мире обусловлены борьбой любви и ненависти. Однако постепенно все эти мифологические и антропоморфные элементы исчезают. Вода Фалеса, воздух Анаксимена, огонь Гераклита и земля Ксенофана заменяются у Парменида абстрактным понятием бытия. Если до Парменида философы лишь провозглашали свои тезисы, то Парменид впервые прибегает к логическому доказательству, которое у его ученика Зенона приобретает уже отчетливую форму доказательства от противного, опирающееся на закон исключенного третьего.
Так постепенно формировалось философское мировоззрение – философия,- включавшее в себя на первых порах и известные научные знания – математические, астрономические, медицинские. Оно было столь же целостным, как и миф, но в отличие от мифа абстрактным, рациональным и критичным.