1. Позитивизм и его разновидности.
2. Марксизм как философское направление.
3. Философия жизни (Шопенгауэр, Ницше).
4. Экзистенциализм как философское направление.
5. Русская философия XIX-XX вв.: основные идеи и течения (В.С. Соловьев, Ф.М. Достоевский, Бердяев Н.А., Мамардашвили М.К., Ильенков Э.В.).
Основные понятия: позитивизм, эмпириокритицизм, марксизм, неокантианство, прагматизм, психоанализ, неотомизм, экзистенциализм, свобода, экзистенция, смысл жизни, пограничная ситуация, структура, система, модель, модерн, постмодернизм, диалектический материализм, анархизм, философия всеединства, русский космизм, «русская идея», религиозная философия, социализм, марксизм, ленинизм, личность, народ.
Список дополнительной литературы к разделу 1.2.:
Аверинцев С.С. Тринадцатый век: пестрота и единство//Вопросы литературы, 2016, №3. – С.8-41.
Агацци Э. Переосмысление философии и науки сегодня//Вопросы философии, 2009, №1. – С.40-51.
Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: Высшая школа, 2003.
Гриненко Г.В. История философии. Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2014. – 688с.
Древнекитайская философия. В 2 т. – М.: Принт, 1994.
Григорьева Т.П. Буддизм и современная мысль//Вопросы философии, 2015, №6. – С.135-140.
Григорьева Т.П. Конфуций//Вопросы философии, 2011, №2. – С.82-92.
Зеньковский В.В. История русской философии. – М.: Акад. проспект, 2003.
История русской философии. Учебник для вузов. – М.: Академический проспект, 2001.
История философии. Учебник. Под. ред. Кохановского В.П., Яковлева В.П. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 730 с.
Китайская философия. Энциклопедический словарь. – М.: Мысль, 1994.
Лега В.П. История западной философии. – М.: ПСТГУ, 2008.
Мир философии. Книга для чтения. В 2 т. – М.: Политиздат, 1991.
Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2003.
Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2 т. – М.: Феникс, 1992.
Радхакришнан С. Индийская философия. В 2 т. – М.: МИФ, 1993.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.1 - 4. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994-1997.
Рорти Р. От религии через философию к литературе//Вопросы философии, 2003, №3. – С.30-41.
Философия России второй половины ХХ века (материалы круглого стола)//Вопросы философии, 2011, №4. – С.3-30.
Вопросы для самопроверки:
Каков предмет изучения истории философии как раздела философского знания?
Какие характерные черты можно выделить в раннегреческой (досократической) философии?
Назовите четыре благородные истины буддизма и чем философская школа хинаяны отличается от школы махаяны?
Почему конфуцианство и даосизм противопоставляются как оппозиционные философские системы Др. Китая?
Что такое ирония и майевтика как методы достижения истинного знания у Сократа?
В чем состоит сущность идеализма Платона?
С чем у Платона не согласился Аристотель и можно ли утверждать, что учение Аристотеля дополняет и развивает учение Платона?
Как Ф.Аквинский примиряет знание и веру и насколько такое примирение логично и обоснованно?
Чем отличается понимание человека в средневековой философииот античной?
Какова роль естественных наук в формировании философии Нового времени?
Что означает антропоцентризм философии Нового Времени и позволяет ли он определять философию этой эпохи как одно целое?
Как решалась проблема метода в философии Бэкона и Декарта?
В чем заключаются сильные и слабые стороны материализма XVII-XVIII веков?
Почему о И.Канте говорят, что он совершил «коперниканский переворот» в философии?
Что такое «априорные формы» в понимании И. Канта?
Передайте своими словами суть категорического императива И.Канта.
В чем отличие диалектики Гегеля от диалектики эпохи античности?
Каковы естественнонаучные предпосылки и теоретические источники возникновения диалектико-материалистической философии?
Какие факторы обусловили возникновение основных течений западной философии?
Каково отношение позитивизма к философии?
Что принимается в качестве основы бытия в философском иррационализме?
Как взаимосвязано учение о переоценке всех ценностей и учение о сверхчеловеке в философии Ф.Ницше?
В чем различие между идеей верификации в неопозитивизме и идеей фальсификации в постпозитивизме?
Каковы источники становления и развития философской мысли в России?
Какова структура "целостного" знания в гносеологии "всеединства"? Какой элемент в этой структуре является определяющим?
Какое содержание в понятие "личность" вкладывал Н. Бердяев? Чем отличается понимание "личности" у Н. Бердяева от понимания "индивидуальности" в современной философии?
В чем оригинальность религиозно-философских взглядов" Л. Шестова?
В чем отличие идеи космизма в русской философии от идеи космизма в древнегреческой философии?
Сохранило ли свою актуальность учение Вернадского о ноосфере в современную эпоху?
Как бы вы охарактеризовали логику и содержание развития философской мысли в советский период?
Рефераты или доклады по теме:
От мифа к логосу: становление философской мысли и её характерные черты.
Специфика трансформации функций философии на современном этапе.
Натурфилософияэпохи античности.
Конфуций как мыслитель и политический деятель: история и современность.
Сократ и общество: философская мысль и общественная косность.
Истина, добро и красота в учении Платона.
Космология Аристотеля с точки зрения античного и новоевропейского взгляда.
Значение неоплатонизма в истории философской мысли.
Теория познания в мусульманской философии и её роль в развитии западноевропейской средневековой мысли.
Научная революция XVII - начала XVIII веков и ее влияние на развитие философии.
Этика И.Канта и современность.
Диалектика Гегеля, ее влияние на развитие философской мысли.
Конец метафизики: взгляд на философию в позитивизме.
С. Кьеркегор как предтеча экзистенциализма.
Свобода и ответственность в экзистенциализме.
Время в философии М. Хайдеггера.
Современный неотомизм.
Философия К. Ясперса.
Русская философия конца XIX - начала XX в.: основные идеи и направления.
Русская философия и проблема современной российской идеологии.
Историко-философские взгляды Г.В. Плеханова.
Экзистенциализм в русской философии: Л. Шестови Н. Бердяев.
В.И. Вернадский: естествоиспытатель и философ.
Специфика русского космизма.
Была ли в Советском Союзе свободная философская мысль?
РАЗДЕЛ II: