Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Художественно-речевая деятельность




Художественно-речевая деятельность шестилетних детей разнообразна: они слушают и пересказывают сказ­ки, рассказы, пытаются сами их сочинить, читают наизусть стихи, пословицы, поговорки. Художественно-речевая деятельность тесно переплетена с театрально-иг­ровой, в процессе которой дети драматизируют неболь­шие художественные произведения, фрагменты из них, ставят кукольные спектакли.

Но прежде—слушание. В шестилетнем возрасте значительно увеличивается круг художественных произ­ведений, с которыми знакомятся дети. В него входят бо­лее сложные по содержанию и художественной форме произведения. Значительно усложняется сама деятель­ность слушания, ознакомление с художественным про­изведением. Дети уже умеют сосредоточиваться и вни­мательно слушать большие произведения, объяснять свое отношение к содержанию, к отдельным персонажам. Ребенок уже дифференцирует жанры литературных произведений, оказывает предпочтение некоторым из них,

84

Внимание детей педагог акцентирует уже не только на смысловой, но и все чаще на художественной сторо­не произведения, добивается образного восприятия деть­ми идейного содержания, осознания жанрового своеоб­разия, восприимчивости к стилевым особенностям (ге­роические, лирические, юмористические, фантастические произведения и др.).

Углублению процесса восприятия сказки, стиха, рас­сказа способствует уместное использование педагогом произведений изобразительного и музыкального искус­ства. Ценно, если одну и ту же сказку дети слышат от воспитателя, рассматривают иллюстрации нескольких художников к ней, смотрят созданные по ней диафиль­мы, кукольный спектакль по данной сказке.

Для педагога восприятие детьми художественного произведения—важный показатель их развития. «Ребе­нок должен быть ребенком,—писал В. А. Сухомлин-ский.—Если, слушая сказку, он не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхище­ния у него в глазах пренебрежение—это значит, что в детской душе что-то надломлено, и много сил надо при­ложить, чтобы выпрямить детскую душу» (79, 37).

Значительное место в художественно-речевой дея­тельности шестилетниа-эанимают и такие ее виды, как выразительное чтение наизусть, пересказ, рассказыва­ние. Развитию образности и выразительности детской речи, активизации поэтического слуха у детей способст­вуют различные приемы. Здесь загадывание и отгады-вание загадок; чтение наизусть пословиц и поговорок, дающих возможность ребенку приобрести навык крат­ко, ясно и образно выражать свои мысли, чувствовать мелодичность и ритм речи; придумывание определений к заданному слову (лиса — хитрая, рыжая, длиннохвос­тая и т. д.); рифмовка отдельных текстов (подушка — лягушка, бочка—точка и т. п.); подбор синонимов и антонимов (высокий—низкий, белый—черный, доб­рый—злой и т. п.). Большое внимание педагог дол­жен уделить и технике речи (правильному дыханию, четкой дикции, умению управлять своим голосом и т. д.). С этой целью в работе с детьми шестилетнего возраста широко используются скороговорки. Способствуют раз­витию интонационной выразительности, техники речи и специальные упражнения, занятия с детьми. Вот не­сколько упражнений такого характера из работы И. С. Кофман.

85

 

 Саша отстал в лесу от своих товарищей и заблудил­ся. Он зовет их.

Костя нашел лисью нору. Он зовет товарища по­смотреть находку.

Прочитав каждый пример детям, нужно им объяс­нить, что и в первом и во втором случае нужно звать. Но звать нужно по-разному, так как в первом случае мальчик испугался, он заблудился и боится, что никто его не услышит. Во втором случае никакой опасности нет. Действие тоже происходит в лесу. Предложить де­тям (по очереди) подумать, кто и как будет звать, что­бы не потерять друг друга.

Хорошо, если педагог не только сам выразительно чи­тает, рассказывает, но и предоставляет детям возмож­ность послушать стихи, сказки в исполнении автора-пи­сателя, поэта, мастеров художественного слова в виде звукозаписи.

Рассказывание—один из любимейших видов худо­жественно-речевой деятельности шестилетних детей. Используются разные виды его—по картине, по игруш­ке, по словесному образцу и т. д. Особое место в работе с шестилетними занимает придумывание историй, ска­зок (71).

Музыкальная деятельность

С удовольствием занимаются шестилетние дети и му­зыкальной деятельностью: восприятием музыки, испол-нительством, сочинительством и т. д. Каждый из этих видов музыкальной деятельности оказывает влияние на развитие музыкальных способностей, личности ребенка в целом.

В 6—7 лет ребенок уже способен выслушать музы­кальное произведение до конца, запомнить и узнать его, различить его основную тему и характер, яркие средст­ва музыкальной выразительности. Восприятие музыки как вида деятельности включает также восприятие деть­ми музыки в связи с ее последующим исполкительством, музыкально-дидактические игры для развития сенсорных способностей. В восприятии музыки тесно переплетаются интеллектуальное и эмоциональное начала.

Детское музыкальное исполнительство включает пе­ние, музыкально-ритмическое движение, игру на музы­кальных инструментах. Пение является первым и наи­более доступным видом музыкальной и исполнительской

86

деятельности. В процессе пения не только успешно раз­виваются музыкальные сенсорные способности (особен­но музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений, певческий голос), но и формируется эстети­ческое отношение к окружающему, музыке. Широко рас­пространена в дошкольном возрасте и музыкально-рит­мическая деятельность детей. В процессе ритмических музыкальных игр, упражнений, танцев дети учатся пе­редавать музыкальные образы а движении. Благоприят­ное воздействие этот вид деятельности оказывает не только на развитие навыков ритмики, музыкальности в целом, но и на создание бодрого, радостного жизненно­го тонуса ребенка. Как верно отмечал еще основатель системы ритмического воспитания швейцарский педагог и композитор Ж. Далькроз, «урок ритмической гимнас­тики должен приносить детям радость, иначе оь теряет половину своей цены».

Все шире используется в этом возрасте и такой вид исполнительства, как игра на детских музыкальных ин­струментах. При этом используют не только самые прос­тые ударные игрушки и инструменты (погремушки, ко­локольчики, бубен, треугольники, барабан), но и мегал-лофоны, цитры, триоли, флейты и др. Этой деятель­ностью дети занимаются как индивидуально, так и в группе (небольшом ансамбле, оркес1ре).

В шестилетнем возрасте детские музыкальное испол­нительство становится все более выразительным. Это проявляется в развитии способности искренне и непос­редственно выражать эмоциональное содержание музы­ки, в усвоении определенных способов пения, движения, игры на музыкальном инструменте.

Особое место в музыкальной деятельности детей за­нимает сочинительство (песенное, музыкально-игровое и танцевальное), импровизация на детских музыкаль­ных инструментах.

Включаются дети шестилетнего возраста и в музы­кально-образовательную деятельность, в процессе кото­рой они овладевают музыкальной грамотой.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 289 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2443 - | 2181 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.