Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ХОРКХАЙМЕР (Horkheimer) Макс (1895— 1973) — немецкий философ и социолог.




ХОРКХАЙМЕР (Horkheimer) Макс (1895— 1973) — немецкий философ и социолог. Директор Ин­ститута социальных исследований (1931—1965). В 1934—1949 — в эмиграции в США. Один из авторов программной работы Франкфуртской школы "Диалек­тика просвещения" (в соавторстве с Адорно, 1948). Ос­новные сочинения: "Штудии о семье и авторитете" (1936), "Традиционная и критическая теория" (1937), "Затмение разума. Критика индустриального разума" (1947), "Исследования предрассудка" (в 5 томах, 1949— 1950), "Ностальгия по совершенно Иному" (1961), "Социологика" (в соавторстве с Адорно, в 2 томах, 1962), "Критическая теория" (в 2 томах, 1968), "Заметки с 1950 по 1969 и сумерки" (1974) и др. Придерживаясь благо­родного принципа идейного противодействия тоталита­ризму в любых его обличьях, опираясь на ценности ли­берального общества, X. опасался избыточного усиле­ния механизмов социального контроля также и в рамках современной демократической индустриальной цивили­зации (эволюция капитализма от либерализма рыночно­го типа до монополистического капитализма, всегда чреватого тоталитаризмом, которую проследил и про­комментировал X., — по его мнению, предоставляла для этого достаточный материал). По X., эта тенденция не­избежно сковывает свободную инициативу, воспроизво­дит социальные характеры авторитарных ориентации и поэтому пагубна для механизмов общественного само-

обновления. В контексте этих исследований X. в извест­ной мере опирался на парадигму марксового типа: зако­ны капитализма, по его убеждению, предполагают фа­шизм: "Фашистская идеология на манер старой идеоло­гии гармонии маскирует истинную суть: власть мень­шинства, владеющего средствами производства. Стрем­ление к прибыли выливается в то, чем всегда было, — в стремление к социальной власти". Задача же философии 20 в., согласно X., — оказать содействие индивиду в его противодействии тем формам тотальной организации социального бытия, которые оказываются инициирован­ными авторитарными режимами. Развивая учение Фромма о социальных характерах, X. обратил особое внимание на статичную и достаточно косную суть этих "сложившихся систем реакций общественного индиви­да, исполняющих решающую роль в поддержании из­живших себя социальных систем". Экспансия бюрокра­тического аппарата во все сферы социального бытия, по X., была сопряжена с осуществлением на практике иде­алов прогресса, заданных еще с 1789: "равный и эквива­лентный обмен закончился абсурдом, и этот абсурд есть тоталитарный порядок". По мнению X., государствен­ный капитализм в версии коммунизма — всего лишь один из вариантов авторитарного государства. Массо­вые организации детища буржуазного строя — пролета­риата — по самим принципам своего функционирова­ния не могли перешагнуть рамки централизованного, бюрократического администрирования. Любые попыт­ки формирования механизмов "рабочего" или какого угодно контроля за госаппаратом снизу результировались исключительно в облике традиционной гонки за прибылью, усугубленной амбициями плановости. В "Диалектике просвещения" X. и Адорно уделяют осо­бое внимание метафизике власти, стремящейся как под­чинить внешнюю природу, так и обусловить и предзадать репертуары формирования самости индивида в за­падном обществе. Претензии практически любой влас­ти в 20 в. на оптимизацию и рационализацию социаль­ных отношений, по мнению X., абсурдна в корне: "Если мы хотим говорить о болезни разума, то не в смысле бо­лезни, поразившей разум на определенном историчес­ком этапе, а как о чем-то неотделимом от природы циви­лизованного разума, так, как мы его до сих пор знаем. Болезнь разума породила жажда человека господство­вать над природой". Последняя же вне контекста осмыс­ления ее человеком обрекается на положение цели, экс­плуатация которой не предполагает каких-либо преде­лов. Человек принуждается к функционированию в ипо­стаси чьего-то инструмента исключительно под флагом лозунга индустриального освоения и покорения окружа­ющей среды. Человек становится средством для дости­жения этой цели. Он вынуждается к деформации под-

1238

линных человеческих устремлений: "...с рождения чело­век только и слышит о том, что успеха можно достичь лишь посредством самоограничения. Спастись, таким образом, возможно лишь древним способом выжива­ния — мимикрией". Востребуется лишь мышление, го­товое обслуживать исключительно эгоистические груп­повые интересы властвующих структур. "Придворные" мыслители аргументируют и пропагандируют идеи уни­фицирующего облика жизни, в котором господствует глобальная стандартизация, обожествляется производ­ство, минимизируется свободное, личное время индиви­да. Разум в условиях индустриальной организации об­щества, по мнению X., не может трактоваться как харак­теристика, внутренне присущая реальности. Его задача сводится к "способности калькулировать вероятность и координировать выбранные средства с предзаданной це­лью, мышление же теперь призвано служить какой угод­но цели — порочной или благой. Оно — инструмент всех социальных действий, устанавливать нормы соци­альной или частной жизни ему не дано, ибо нормы ус­тановлены другими... Все решает "система" — власть... Разум совершенно порабощен социальным процессом. Единственным критерием стала инструментальная цен­ность, функция которой — господство над людьми и природой". Единственной неотчужденной формой ин­теллектуализма в таких условиях, по мнению X., спо­собно выступить "критическое мышление", которое, ос­лабляя в обществе "универсальную связь ослепления", сохраняет, таким образом, и значимый политический потенциал. X. подчеркивал, что построение конкретно­го образа "светлой общественной перспективы" не осу­ществимо: "цель, которую критическое мышление стре­мится достигнуть — разумное состояние — коренится... в бедственном состоянии современного общества. Од­нако с этим бедственным состоянием еще не дан образ его преодоления". Абстрактная идея эмансипированно­го общества, тем не менее, содержит в себе, по мысли X., нормативный потенциал, значимый в любом диапа­зоне изменений наличной социальной ситуации. Глав­ное в этом контексте — установить и творчески воспро­изводить нормативные ориентиры критики современно­сти. Главной же целью критической теории оказывается, согласно X., не только "умножение знания", но и "эман­сипация человека из порабощающих отношений". Фи­лософия у X. отличается от науки (особенно от социаль­ной) тем, что не имеет социального заказа по параметру диапазона собственного проблемного поля, либо по мас­штабам и по глубине получаемых выводов: ее роль все­гда — в оригинальном, нонконформистском прочтении и интерпретации схем наличного, традиционного бы­тия — в оппозиции ему. X. не скрывал, что его ранние симпатии к марксизму были обусловлены потенциаль-

ной угрозой национал-социализма. В итоге, по X., выяс­нилось, что социальное положение пролетариата оказа­лось возможным улучшить и без революции, а всеоб­щий интерес оказался далеко не идеальным стимулом для общественных перемен. Надежда, по X., может быть продиктована и обусловлена лишь осознанием то­го факта, что все люди "страдают и умирают". X. пола­гал, что теология 20 в. может продуктивно интерпрети­роваться лишь в том смысле, что несмотря на характер­ную для мира несправедливость, она не сможет утвер­диться в качестве заключительного аккорда: "Задача фи­лософии — перевести все это на язык слов, чтобы люди смогли услышать голоса, превращенные тиранией в молчание". [См. также "Диалектика Просвещения" (Хоркхаймер, Адорно).]

A.A. Грицанов





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 162 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Победа - это еще не все, все - это постоянное желание побеждать. © Винс Ломбарди
==> читать все изречения...

2213 - | 2048 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.