Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Уильям Оккам (ockham, occam) (около 1285— 1349) — английский философ, логик и теолог, монах-францисканец.




УИЛЬЯМ ОККАМ (Ockham, Occam) (около 1285— 1349) — английский философ, логик и теолог, монах-францисканец. Философские трактаты, сочинения по ло-

гике и комментарии к "Сентенциям" Петра Ломбардско­го были написаны им в так называемый оксфордский пе­риод; "Сумма логики" — в Авиньоне; политические трактаты — в последнее десятилетие его жизни в Мюн­хене. Противоречивые интерпретации У.О. как видного представителя схоластической традиции, с одной сторо­ны, и как ее разрушителя — с другой, обусловлены тем, что в его учении обрели свою логическую завершенность почти все основные проблемы схоластики. Так, У.О. уде­лил внимание разработке концепции "двух истин": сфера разума и область веры должны быть разграничены. Тео­логические истины (их источником является Священное Писание), по У.О., невозможно доказать с помощью фи­лософских аргументов, и наоборот — научные истины не зависят от богословия, ибо они опираются на разум и опыт, а не на веру. Иррационализация теологии осуще­ствляется У.О. на основе критики схоластического реа­лизма. С точки зрения У.О., существование Бога как бес­конечной актуальности недоказуемо вне теологии, так же, как и существование общих идей всего сущего в Бо­жественном уме (например, идея сотворения мира, кото­рая должна была существовать в уме Бога до самого со­творения — это исходное допущение universale ante rem, но только в области теологии). Сфера же человеческого познания всегда имеет дело с единичными вещами и сле­дует принципу universale post rem (по мнению У.О., если общего нет в Божественном уме, то нет его и в вещах). Однако столь радикально рациональные допущения по­лучают у У.О. не менее радикальные мистические выво­ды: очевидная недоказуемость религиозных догматов — с точки зрения человеческого разума — только укрепляет веру, поэтому "научить Богу" может только Откровение. Последовательное стремление У.О. отделить разум от ве­ры, а логику и теорию познания — от метафизики и тео­логии обеспечивают рациональный характер и логичес­кую обоснованность его номинализма. Спор об универса­лиях выходит за рамки теологии, а вместо умозрительно-онтологической картины мира ранних номиналистов (Абеляр, Росцелин) У.О. предлагает аналитически-гносе­ологическую ее трактовку. Прежде всего У.О. различает две разновидности знания (что вытекает из различия между душой чувствующей и душой разумной): интуи­тивное знание (notitia intuitiva), основанное на внешнем восприятии единичных вещей и его переживании, и абст­рактное знание (notitia abstractiva), которое можно непо­средственно постичь в уме (и в этом смысле оно также интуитивное), его сущностной характеристикой является способность отвлекаться от единичных вещей (сущест­вующих или несуществующих). В любом случае абст­рактное познание всегда базируется на познании интуи­тивном — в таком ключе интерпретируется знаменитая "бритва Оккама", выражающая позитивистский прин-

1121

цип экономии мышления. В обобщенной формулиров­ке "Сущностей не следует умножать без необходимос­ти" этот принцип постулирует приоритетность понятий, выводимых из интуитивного познания. Эмпирический пафос учения У.О. базируется на признании У.О. реально существующими только единичных вещей. Однако вещи познаются с помощью понятий, или терминов, образова­ние которых обусловлено потенцией — устремлением че­ловеческой души на предмет познания. Термин — это простейший элемент знания, всегда выражаемый словом. У.О. рассматривает "естественные" понятия, относящие­ся к самим вещам — "термины первой интенции", и ис­кусственные, условные понятия, которые имеют значе­ние, относимое не к одной конкретной вещи, а ко многим вещам, отношениям между ними, — "термины второй интенции". Наука имеет дело с вещами и поэтому пользу­ется терминами как орудиями знания. "Термины второй интенции" становятся объектом рефлексии в логике, ко­торую интересуют значения слов (форма), а не физичес­кие состояния вещей (содержание терминов). Универса­лии же представляют собой понятия о понятиях, ибо они утверждают нечто о многих других терминах и не могут обозначать вещи. Универсалии есть просто знаки вещей и являются результатом деятельности разума. У.О. исполь­зовал даже особое понятие "суппозиция", которое выра­жало замещающую, знаковую функцию термина. Учение У.О. о понятиях ("терминизм") отличается высокой сте­пенью абстракции, и оно существенно повлияло на раз­витие логики и семиотики. Независимость мышления У.О. проявилась не только в его философских и логичес­ких идеях, но также и прежде всего в его политических трактатах, открытой полемике с папой, в критике любых авторитетов. Он примыкал к радикальному крылу фран­цисканского ордена ("спиритуалы") и отстаивал идеал евангельской бедности, выступал против претензий папы на светскую власть, за приоритет мнения общины самих верующих (consilium sapientium) перед авторитетом папы в вопросах веры, предлагал вполне "демократическую" систему избрания Вселенского собора. Не случайно Кли­мент VI называл У.О. "ересиархом, князем еретиков". Этико-социальная доктрина У.О. представляла собой ин­дивидуалистическую концепцию общества и морали че­ловека. У.О. полагал, что благо всего общества не означа­ет блага его членов — отдельных индивидов. В 14—17 вв. сочинения У.О. были хорошо известны: Реформация ис­пользовала идеи У.О. в борьбе с католической церковью, на него ссылался Лютер, его труды по логике и филосо­фии оказали влияние на Ф.Бэкона, Локка, Юма. Распро­странение идей У.О. в средневековых университетах Ев­ропы способствовало оформлению такого направления как терминизм ("оккамизм").

А. Р. Усманова





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 153 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2267 - | 2218 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.