Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


ДЬЮИ (Dewey) Джон (1859—1952) — американ­ский философ, систематизатор прагматизма, создатель школы инструментализма.




ДЬЮИ (Dewey) Джон (1859—1952) — американ­ский философ, систематизатор прагматизма, создатель школы инструментализма. Преподавал в Мичиганском, Чикагском, Колумбийском (1904—1931) университе­тах. Основные сочинения: "Школа и общество" (1899), "Исследования по логической теории" (1903), "Влия­ние Дарвина на философию" (1910), "Как мы мыслим" (1910), "Очерки по экспериментальной логике" (1916), "Опыт и природа" (1925), "Либерализм и социальное действие" (1935), "Логика: теория исследования" (1938), "Единство науки как социальная проблема" (1938), "Теория оценки" (1939), "Познание и познан­ное" (совместно с А. Бентли, 1949) и др. (всего около тысячи книг и статей). На протяжении всего философ­ского творчества Д. оставался приверженцем круга проблем, связанных с человеком и практическими во­просами его существования. Прагматизм, по мнению Д., осуществил переворот в философской традиции, равнозначный революции учения Коперника, перейдя от изучения проблем самих философов к постижению человеческих проблем. Философия, по Д., — продукт общественных стрессов и личностных напряжений. Определяя традиционную философию как "натура­лизм", а собственную ее версию как "инструмента­лизм", Д. стремился, с одной стороны, отграничить принадлежащую ему трактовку опыта от некоторых подходов классического эмпиризма, с другой же, — ак­центировать принадлежность своего философского творчества к парадигме прагматизма и эмпиризма в це­лом. Опыт у Д. охватывает как сферу сознания, так и поле бессознательного; опыт включает в себя также и привычки людей; он призван продуцировать "указа-

342

ние", "нахождение" и "показывание". По мнению Д., опыт не принадлежит к области сознания, это — исто­рия. "В опыт входят сны, безумие, болезнь, смерть, войны, поражение, неясность, ложь и ужас, он включа­ет как трансцендентальные системы, так и эмпиричес­кие науки, как магию, так и науку. Опыт включает склонности, мешающие его усвоению". Наделяя раз­ным содержанием понятия "опыт" и "познание", Д. ут­верждал, что опыт выступает в двух измерениях: од­но — это обладание им, другое — познание для более уверенного обладания им. Исследование являет собой, по Д., контролируемую или прямую трансформацию некоторой неопределенной ситуации в определенную с целью обращения элементов изначальной ситуации в некую унифицированную общность, "объединенное целое". Любое исследование, согласно схеме Д., вклю­чает пять этапов: чувство затруднения; его определе­ние и уяснение его границ; представление о возможном решении; экспликацию с помощью рассуждения отно­шений этого представления; дальнейшие наблюдения, проясняющие доминирующие в окончании этого про­цесса "уверенность" либо "неуверенность". Филосо­фия призвана анализировать эквиваленты опыта, пре­доставляемые реконструкцией явлений истории, куль­туры и жизни людей. Человек способен существовать в этом мире, лишь придавая ему смысл и тем самым из­меняя его. Магически-мифические модели объяснения природы сменились постулатами разумности Вселен­ной, неизменности оснований бытия, универсальности прогресса, наличия всеобщих закономерностей. "Бла­годаря науке, мы обезопасили себя, добившись точнос­ти и контроля, с помощью техники мы приспособили мир к своим потребностям... — писал Д., — однако од­на война и приготовление к другой напоминают, как просто забыть о рубеже, где наши ухищрения не заме­чать неприятных фактов переходят уже в намеренную их деформацию". Пафосом инструментализма Д. вы­ступала его убежденность в том, что разумное противо­действие нестабильности мира необходимо предпола­гает предельную степень ответственности интеллекту­альной активности человека, познавательную же дея­тельность последнего правомерно считать практичной, если она оказывается эффективной в решении жизнен­ных задач. Человек самой задачей выживания как био­логического вида обречен трансформироваться в ипос­тась активного участника природных пертурбаций, на­учное познание всегда фундировалось требованиями здравого смысла, успешная практика обусловливает конечную ценность той или иной гипотезы и теории. Истина не может и не должна стремиться к достиже­нию состояния адекватности мышления бытию, к без­грешному отражению реальности, истина призвана

обеспечивать эвристичность, апробированность и на­дежность ведущей идеи. "Функция интеллекта", со­гласно Д., не в том, чтобы "копировать объекты окру­жающего мира", а в том, чтобы устанавливать путь "наиболее эффективных и выгодных отношений с эти­ми объектами". Ценности же, столь же виртуальные, как и "форма облаков", должны перманентно переос­мысливаться и корректироваться этикой и философией, не упуская, естественно, из виду соотношение целей и средств человеческой деятельности. Идеи, таким обра­зом, приобретают облик "проектов действий", дуалис­тическое миропонимание оказывается в ряду чуждых реальному положению вещей моделей трактовки при­роды, философия может конструктивно решать свои задачи, лишь безоговорочно высвободившись от про­блемных полей метафизики. Совершенно естественно поэтому, что Д. выступал как поборник свободы и до­стоинства людей, усматривая свободу каждого в пер­вую очередь в том, чтобы умножать ее для других. Аб­солютизация же утопических целей, характерная для тоталитарных систем, парализует плодотворные науч­ные дискуссии. Личность, согласно Д., конституирует себя в критических актах общественной активности (например, в процедурах замены отживших политиче­ских установлений новыми) точно так же, как индивид становится подлинно познающим субъектом в контекс­те осуществления результативных поисковых опера­ций. ("Воспитание и обучение посредством деланья" являло собой квинтэссенцию педагогической концеп­ции Д. Его программа "прогрессирующего образова­ния", фундировавшаяся идеей о том, что школа — не есть подготовка к жизни, а суть собственно жизнь в ее особой форме, постулировала важность формирования у детей навыков выработки конкретных решений.) Д. придерживался той точки зрения, что "planned society" (планируемое общество социалистического типа), в границах которого проекты и сценарии развития дово­дятся сверху, однозначно менее жизнеспособно и сво­бодно, нежели общество, основанное на постоянной естественной самоорганизации посредством высво­бождения своих ресурсов в пространстве рыночных от­ношений ("continuosly planning society"). Определен­ный практический опыт (в этом контексте) Д. обрел, принимая участие в работе международной комиссии по расследованию деятельности Л.Троцкого. Д. при­шел к выводу о его невиновности, чем вызвал раздра­жение советского руководства. Будучи убежденным сторонником демократии и реформ, Д. полагал, что именно и только они в состоянии обеспечить разреше­ние как парциальных, так и глобальных общественных вопросов.

A.A. Грицанов

343





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 168 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2455 - | 2337 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.