Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


БАТАЙ (Bataille) Жорж (1897—1962) — француз­ский философ, писатель, экономист, публицист, этно­граф, искусствовед, поэт.




БАТАЙ (Bataille) Жорж (1897—1962) — француз­ский философ, писатель, экономист, публицист, этно­граф, искусствовед, поэт. По характеристике Хайдегге­ра — "самый светлый ум во Франции". В 1901—1913 учился в лицее в Реймсе. В 1914 принял католичество. В 1915 окончил колледж д'Эперней, в 1918 поступил в Эколь де Шарт в Париже, где в 1922 защитил диплом­ную работу "Рыцарский орден, стихотворная повесть 13 в." и получил квалификацию архивиста-палеографа. В 1922 поступил на службу в парижскую Националь­ную библиотеку, где проработал до 1942. В начале 1920-х в Париже общался с Шестовым; под его влия­нием начал читать Ф.Достоевского, Кьеркегора, Б.Пас­каля, Платона, принял участие в переводе на француз­ский язык книги Шестова "Добро в учении гр. Толсто­го и Ф.Ницше" (1925). Кроме этих мыслителей, Б. ин­тересовали Ницше, Фрейд, де Сад, позже — Г.Гегель и Маркс; стержнем его концепции стало гегельянство, переосмысленное с позиций ницшеанства и психоана­лиза. В 1931 вступил в Демократический коммунисти­ческий кружок (кружок распался в 1934). Опубликовал ряд статей в журнале "Социальная критика": "Критика

основ гегелевской диалектики" (совместно с Р.Кено, 1932; в статье проводилась мысль о необходимости обогащения марксистской диалектики за счет включе­ния в нее психоанализа Фрейда и социологии Мосса и Дюркгейма); "Проблема государства" (1933; полемика против революционного оптимизма, фашистского то­талитарного государства и диктатуры социализма); "Психологическая структура фашизма". Первым во Франции Б. применил психоаналитические методы к анализу политических проблем. С 1931 участвовал в семинаре А.Койре в Школе высших исследований, а в 1934—1939 — в семинаре Кожева, где в сотрудничест­ве с Р.Кено, Ароном, Мерло-Понти, Э.Вейлем, А.Бре­тоном и другими работал над переводом и комментари­ями к гегелевской "Феноменологии духа". В 1935 при­нимал участие в работе исследовательской группы, ор­ганизованной Лаканом; стал одним из инициаторов движения "Контратака" (движение распалось в 1936), объединившего левых интеллектуалов различных твор­ческих ориентации. Основными лозунгами движения были антинационализм, антикапитализм, антипарламен­таризм, основной целью провозглашалась замена мифо­логии фашизма мифами моральной и сексуальной рево­люции. Основными идейными источниками "Контратаки" были сочинения де Сада, Ш.Фурье, Ницше. В этот пери­од Б. обвинили в профашистских настроениях, посколь­ку в одном из составленных им документов "недиплома­тическая грубость" Гитлера трактовалась как позитив­ная альтернатива "слюнтяйству" французских полити­ков и дипломатов. С 1936 Б. начал организацию тайно­го общества "Асефаль" (и одновременно журнала с тем же названием). Первый номер журнала вышел в 1936, общество было создано в 1937 (его членом, в частнос­ти, стал Клоссовски; одним из правил общества было не подавать руки антисемитам). В 1937 Б. стал одним из организаторов социологического колледжа, одной из задач которого была разработка социологии "сак­рального", способной дополнить марксистский соци­альный анализ исследованием иррациональных фак­тов социальной жизни. В тот же период Б. организует Общество коллективной психологии, нацеленное на изучение роли психологических, в том числе бессоз­нательных, факторов в социальной жизни. На первый план для Б. выдвинулись проблемы смерти как основы социальных отношений (по мысли Б., смерть — "эмо­циональный элемент, придающий безусловное значе­ние совместному существованию"), вины, греха, зла, внутреннего опыта. В 1946 по инициативе Б. началось издание журнала "Критика", где он опубликовал ста­тьи "Моральный смысл социологии", "Тайна Сада", "О рассказах жителей Хиросимы", "Переход от живот­ного к человеку и рождение искусства", "Коммунизм и

77

сталинизм", "Сад (1740—1814)" и др. В 1952 Б. был награжден орденом Почетного легиона. Основные со­чинения: "Внутренний опыт" (1943), "Виновный" (1944), "О Ницше" (1945), "Метод медитации" (1947), "Теория религии" (1948), "Проклятая доля" (1949), "Литература и зло" (1957), "Эротизм" (1957), "Слезы Эроса" (1961), "Сумма атеологии" (1972) и др. Объек­тами пристального внимания Б. становились: Бергсон, Ницше, Фрейд, Шестов, Кьеркегор, Ф.Достоевский, Паскаль, Платон, Маркс, Гегель, П.Клоссовски, М.Бланшо. В общих чертах взгляды Б. сводятся к ос­мыслению опыта "абсолютной негативности", преодо­левающего опосредованность в любых ее формах (ис­торической, феноменологической, трансценденталь­ной) в противостоянии непосредственной реальности смерти. Б. последовательно вырабатывает философ­скую, литературную, экономическую стратегии дости­жения и преодоления пределов мышления и чувствен­ности. Адекватное выражение Б. опыта "невозможно­го" в мистицизме, эротизме и т.п. преследует цель пре­дельной интенсификации языка, чтобы устранить дис­танции-различия между внешним контролем и внут­ренним опытом. Наиболее важными у Б. в этом контек­сте становятся заимствованные у Гегеля понятия "су­веренности" и "трансгрессии" (см. Трансгрессия). ("Господин" в гегелевской трактовке, по версии Б., — это тот, кто неизбывно рискует собственной жизнью.) "Суверенность" у Б. символизирует верховную власть и высшую независимость субъекта, т.е. "чистую пози­тивность", предшествующую всякому представлению. Это состояние, в котором индивид может находиться всю свою жизнь или одно мгновение, и одновременно качество, которым он может быть наделен в стремле­нии преодолеть любые ограничения своей автономии. В своем оригинальном понимании "трансгрессии" Б. исходит из предпосылок о конвенциальности всех че­ловеческих установлений как результата "обществен­ного договора" и о естественном, "органически" при­сущем каждому индивиду стремлении к собственной "суверенности", которая никогда не достигается в рам­ках социальных ограничений. Экстремальность форм реализации субъективности в "пограничных ситуаци­ях" (насилие, экстаз, безумие, смерть) обосновывается и оправдывается Б. в контексте следования принципам расчета и выгоды, экономического обмена действия на удовольствие. При этом, согласно Б., индивидуальное "постановочное движение" суверенной мысли отверга­ет конформизм, гарантирующий "длительность" жиз­ни, и стремится к конфликтам и рискам, придающим ей необходимую "интенсивность", тем самым восста­навливая существенную ипостась самого субъекта. В случае же консервации этого "отверженного фрагмен-

та последний может стать основанием построения общества и первоначальным капиталом для развития экономики и религии. Эти сферы ориентированы на сохранение субординации жизненных функций инди­видуального организма и поэтому контролируют ис­полнение индивидом целей рода, первичных по отно­шению к потребностям его самого. Б. отождествляет "суверенность" и "трансгрессию" вплоть до реабили­тации самого статуса субъективности. Наилучшей же сферой воплощения этой радикальной позиции вы­ступает для Б. не социальный активизм, а литератур­ное творчество. Согласно Б., настоящая литература первой подвергает сомнению принципы регулярности и осторожности; она подобна Прометею и осмелива­ется сделать то, что противоречит основным законам общества. Эта тенденция характерна и для самого Б., который насыщает свое письмо предельной степенью "революционности", тем самым нарушая "правила игры" как по отношению к интеллектуальной оппози­ции, так и к официальной идеологии. (См. также Те­лесность.)

А.А. Грицанов





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 138 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2502 - | 2194 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.