Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


АРИСТОТЕЛЬ (384 — 322 до н.э.) — древнегрече­ский философ и ученый-энциклопедист.




АРИСТОТЕЛЬ (384 — 322 до н.э.) — древнегрече­ский философ и ученый-энциклопедист. Обобщил до­стижения современной ему физики, астрономии, биоло­гии и ряда других дисциплин. Явился основоположни­ком формальной логики, предложив модально-времен­ную логику и систему силлогистики, а также нефор­мальной логики, разработав теорию аргументации. Ро­дился в Стагире, во Фракии. Отец А. — Никомах — был представителем рода Асклепидов, в котором врачебное искусство было наследственным. В 15 лет А. осиротел. В 367 до н.э. А. переехал в Афины и стал учеником Пла­тона. В 343 Филипп Македонский предложил А. быть наставником своего сына Александра. После восшест­вия Александра на престол (336 до н.э.) А. возвращает­ся в Афины. При материальной поддержке со стороны Филиппа и Александра А. собирал в Македонии натура­листические материалы для "Истории животных". В 335 до н.э. А. основал собственную школу, названную пери­патетической, или Ликеем. Из-за обвинения в неуваже­нии к богам был вынужден в 323 покинуть Афины, "чтобы афиняне еще раз не погрешили против филосо­фии" (см. Сократ). (Формальным предлогом обвинения послужил один из гимнов, в котором А. восхвалял доб­родетель как наивысшее божественное состояние. Дей­ствительной же причиной явилось происхождение А.: афиняне стремились противостоять македонской геге­монии.) Скончался вследствие болезни желудка, от ко­торой страдал всю жизнь. По свидетельствам, А. любил изысканно одеваться, носил кольца и обувь на высоких каблуках; вел свободный образ жизни и был "привержен к наложницам". Свои рукописи и большую библиотеку он завещал своему преемнику по школе — Теофрасту. Последний, в свою очередь, завещал их некоему Нелею, наследники которого хранили их в погребе около ста тридцати лет; в результате этого рукописи оказались сильно поврежденными. Римский полководец Сулла, за­хватив Афины, переправил их в Рим. Впоследствии грек по имени Тираннио получил право издать тексты. До­шедшие до нас сочинения А. условно можно разделить на семь частей. Логические трактаты: "Категории", "Об истолковании", "Аналитика первая и вторая", "Топика", "О софистических опровержениях", "Риторика". Физи­ко-астрономические сочинения: "Физика", "О небе", "О

55

возникновении и уничтожении", "Метеорологика". Трактат о "первой философии": "Метафизика". Биоло­гические трактаты: "О душе", "История животных", "О частях животных", "О возникновении животных", "О движении животных". Этические сочинения: "Никомахова этика", "Большая этика", "Эвдемова этика". Соци­ально-политические и исторические сочинения: "Поли­тика", "Афинская политая". Эстетический трактат: "По­этика". По утверждению Гегеля, А. впервые делает фи­лософию научной, осуществляя умозрение в форме спе­кулятивных понятий. Однако части философской науки располагаются им не системно, их связь как бы "заимст­вуется из опыта". Тем не менее, невзирая на отсутствие единого "движения науки", представленного гегелев­ским методом, у А. мы находим "целостную спекулятив­ную философию". Предметом "первой философии" как науки особого рода А. выделял то, что называется "су­щим как таковым", — сущее в аспекте его четырех при­чин: формы, материи, начала движения (движущей при­чины) и цели. Перечисленные четыре начала определя­ются, исходя из более общих понятий возможности и действительности, двух основных состояний сущего. Материя и начало движения выражают понятие возмож­ности, а форма и цель — понятие действительности, при этом материя и цель суть абстрактно всеобщее, а форма и начало движения — конкретное. Исходя из но­вого понимания предмета "первой философии", А. под­верг критике платоновскую теорию идей как явно нена­учную. Следуя рассуждениям самого Платона, А. пока­зал, что идеи — либо действительность без возможнос­ти, либо возможность без действительности. В первом случае эйдосы, будучи чистой действительностью, не являются материальной причиной. Однако, не имея в се­бе материального начала, они не могут быть и формаль­ной причиной, так как форма не отделима от материи (одна и та же для чувственного и сверхчувственного ми­ра). Таким образом, идеи ничего не дают для познания вещей, не являясь ни их формой, ни их материей. Во втором случае, как чистая возможность, идеи — это не целевая причина, следовательно, и не начало движения, потому что вечные и неизменные идеи не могут служить источником движения в предметном мире. Выходит, что они ничего не дают и для бытия вещей. Не являясь ни одной из четырех причин, эйдосы без надобности раз­дваивают мир сущего. Благодаря учению о четырех при­чинах, А. решает теоретические вопросы как "первой философии", так и физики и биологии, поэтому "первая философия", физика и биология у него тесно переплете­ны. Основное понятие А. — "перводвигатель". Бог или "последняя форма". Следует отметить, что эта "форма без материи" представляет собой не чистую формаль­ную причину, как позднее полагала схоластика, а свое-

образное единство формальной, движущей и целевой причин. Сущность "последней формы" — вечная акту­альность и чистая деятельность, лишенная пассивного начала материальной причины. В "перводвигателе" дей­ствительность совпадает с возможностью, поэтому он неподвижен, однако сам является источником всякого изменения, возникновения и уничтожения. "Последней форме" противостоит чистая материальная причина, возможность как таковая. Это второе основное понятие А. Материя лежит в основе всех противоположностей, главные из которых образуют четыре элемента: огонь (теплое и сухое), воздух (теплое и влажное), вода (хо­лодное и влажное), земля (холодное и сухое). Всякая случайность есть проявление материального начала, то есть переход от одной противоположности к другой (возникновение и уничтожение). Комбинации из четы­рех элементов, вызванные действием материальной причины, образуют весь предметный мир. Эфир, пятый элемент, в отличие от четырех других, является невоз­никшим, неуничтожимым и неизменяющимся. В нем нет ничего противоположного, поэтому он лишен мате­рии. Из эфира состоит крайняя сфера неподвижных звезд. Эта сфера совершает бесконечное, непрерывное и равномерное движение по кругу. Ее движение есть одно изменение, без возникновения и уничтожения (двигаясь по кругу, из точки X мы движемся к точке X), вследст­вие чего крайняя сфера есть чистое начало движения. Помимо этого совершенного вида движения выделяют­ся еще два не менее основных: прямолинейное к центру, направленное вниз (Земля — центр Вселенной), и пря­молинейное к периферии (вверх). Прямолинейное дви­жение есть чистая целевая причина. Движение по пря­мой осуществляется через стремление элементов к их "естественным местам". Вода и земля стремятся вниз, а огонь и воздух — вверх. Этому движению соответствуют возникновение и уничтожение (двигаясь по прямой, из X мы движемся к не-Х). Смешение кругового движения (движущей причины) и прямолинейного (целевой причи­ны) образует остальные виды движения — движения не­равномерные, в них целевая причина не совпадает с дви­жущей. Непосредственно в основе каждой вещи чувст­венного мира находится именно этот смешанный вид движения, детерминирующий конечность всякого пред­мета. Вещи с более выраженной целевой причиной де­лятся на те, которые существуют по природе, — это оду­шевленные тела, и те, которые существуют вопреки при­роде, — это искусственные предметы. Первые, обладая душой, могут иметь начало движения в самих себе. Вто­рые создаются из цели (замысла) творца, для них движу­щая причина — форма как эталон изделия. Одушевлен­ное тело есть сочетание формальной и целевой причин (душа — форма тела, потенциально обладающего в воз-

56

можности жизнью). Движущая причина свойственна органическому телу лишь отчасти, одушевленное тело не может совершать произвольные движения постоян­но. "Душа есть причина как то, откуда движение, как цель и как сущность (форма) одушевленных тел". Ис­кусственный предмет обладает только формальной при­чиной. Например, "топор" — это не душа, а форма, по­тому что в самом топоре нет целевой и движущей при­чины. Психологические феномены А. рассматривал от­дельно логическим и физиологическим способом. На­пример, "гнев", с логической стороны, есть желание возмездия, а с физиологической — вскипание крови в сердце. А. выделял три типа души. Под действием целе­вой причины из растительной (питающей) души разви­вается животная (ощущающая) душа, а из нее — чело­веческая (разумная). Бессмертна только разумная часть души, т.е. ум. По мысли А., для того чтобы восприни­мать формы окружающих вещей, ум должен быть та­ким, каково постигаемое мышлением в возможности. Если божественный ум, "перводвигатель" или "деми­ург" есть непрестанная деятельность по оформлению предметов, то человеческий ум — это, согласно А., "воз­можность предметов без материи". Ум бога вечно акту­ален, так как он все производит. Человеческий же ум всегда потенциален, поскольку он лишь становится всем. Сквозной темой "Метафизики" — собрания че­тырнадцати книг А. разнородного содержания, традици­онно располагавшихся после (meta-) его "Физики" (physika), — явилась критика различных взглядов пред­шествующих философов, главным образом Платона и пифагорейцев, а также выяснение вопроса о том, что следует понимать под первой философией и какие ее по­нятия должны быть исходными. По утверждению А., су­ществует три вида умозрительного знания: физика, ма­тематика и первая философия. Физика изучает сущее, ко­торое способно двигаться. Исследует она его посредст­вом определений, не мыслимых отдельно от материи. На­пример, сущность "вогнутого" может мыслиться отдель­но от материи, а сущность "курносого" — нет. Предмет математики — сущее, которое не способно двигаться. Определения математики лишь иногда мыслятся отдель­но от материи, но в большинстве случаев, как и в физике, они предполагают некий субстрат. Только первая филосо­фия изучает неподвижное и самостоятельно существую­щее. Она есть также наука о сущности, т.е. о сути бытия вещи. Основное же определение философии таково: "Наука, исследующая сущее как таковое, а также то, что ему присуще само по себе". Однако сущее и единое — одно и то же. Например, "он есть человек" и "он есть один человек" выражают одну и ту же вещь. Отсюда, по А., следует, что философия есть наука о едином: "так что сколько есть видов единого, столько же и видов сущего,

и одна и та же по роду наука исследует их суть". Каж­дый род, будучи воспринимаем одним чувством, изуча­ется одной наукой. В первой философии постигают вме­сте с тем не отдельный какой-либо род, а сущее в целом. Поэтому все частные науки составляют часть первой философии. Далее, поскольку противоположности от­носятся к одному роду, а значит изучаются одной на­укой, философия исследует помимо единого и иное, т.е. лишенность или инаковое. Раскрывая сущность, фило­соф должен сперва "исследовать начала умозаключе­ния". В соответствии с этим изучению сущего как тако­вого должно предшествовать указание достоверного на­чала для всего. Таким началом, по А., выступает закон противоречия: "невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении". Согласно этому зако­ну, если мыслится что-то одно, то ему должно соответ­ствовать только одно определение, выражающее суть бытия. Нельзя быть человеком и не быть им, т.е. быть двуногим живым существом и не являться таковым. От­сюда истинное никогда не может быть ложным; следо­вательно, нечто одно необходимо или утверждать, или отрицать. Тезисы "все течет" Гераклита, "всякое смеша­но во всяком" Анаксагора, "пустое и полное одинаково имеются в любой частице" Демокрита и подобные изре­чения других философов расходятся с этим началом. За­блуждение же этих философов коренится, по мысли А., в том, что они в качестве сущего признавали исключи­тельно чувственно-воспринимаемое. Однако в действи­тельности сущее — это суть бытия, или определение. Итак, философия должна исследовать то, что составля­ет сопутствующие свойства сущего как такового и про­тивоположности его как сущего. Диалектика и софисти­ка, также имея дело с сопутствующими свойствами ве­щей, не изучают при этом сущее как таковое, т.е. опре­деления, выполняющие роль первых посылок аподикти­ческого доказательства. Сущее как таковое имеет пер­вые причины, которые должен постигать философ, рас­крывая суть бытия вещей. К первым причинам относят­ся: форма, материя, начало движения и цель. Например, у дома начало движения — строительное искусство и строитель, цель — сооружение, материя — земля и кам­ни, форма — замысел дома. Форма представляет собой сущность чувственно-воспринимаемых вещей как дей­ствительных. Материя — это сущность чувственно-вос­принимаемых вещей в возможности. Возникновение происходит из противоположного, поэтому предполага­ет материю как субстрат различных альтернатив. Состо­ит материя из элементов — предельных частей, на кото­рые делимы тела по виду. Элементов четыре: огонь, воз­дух, вода и земля. Светила совершают непрестанное движение потому, что возможность, противоречащая их

57

круговому движению, отсутствует, а значит они лишены материи. Если в сущности, способной к возникновению, содержится начало движения, то такая сущность назы­вается природой. Природа, по А., — это то, из чего и со­образно с чем нечто возникает. Возникновение происхо­дит из состояния лишенности. Поэтому для возникаю­щих сущностей основными считаются три причины или начала: материя, форма и лишенность. Последние два начала образуют "противоположение". Началами для цвета будут, соответственно, поверхность, белое и чер­ное, для дня и ночи — воздух, свет и тьма. Основное на­чало для вечных сущностей — деятельность. Этой сущ­ностью является ум или Бог, т.е. такое движущее, кото­рое не нуждается в том, чтобы его самого приводили в движение. Зрительным образом Бога служит небесный купол, обладающий круговым движением. Данное нача­ло самодостаточно, вследствие чего "Бог есть вечное, наилучшее живое существо". В наибольшей степени уму отвечает целевая причина. На этом основании имен­но движение светил представляет собой цель всякого движения. Платоновскую философию А. критикует за то, что в соответствии с ней эйдосов должно быть боль­ше, чем самих вещей. Например, возможен эйдос не-человека, эйдос чего-либо привходящего, эйдос эйдоса и т.д. Познавать же вещи посредством того, что превосхо­дит их по числу, есть невыполнимая задача. Пифагоре­изм А. критикует за то, что, по его словам, нет смысла вводить наравне с обычными числами также само-по-себе-одно, саму-по-себе-двойку и т.д. Например, "стран­но, если сама-по-себе-тройка не есть большее число, чем сама-по-себе-двойка; если же оно большее число, то ясно, что в нем содержится и число, равное двойке, а значит, что последнее неотличимо от самой-по-себе-двойки". В "Метафизике" А. также проясняется значе­ние многих понятий: тождество, качество, соотнесен­ное, часть, целое и т.д. По используемой лексике и об­щему содержанию книги "Метафизики" примыкают ко "Второй аналитике" (входящей в "Органон"). Большин­ство ее книг — это отдельные части из различных несо­хранившихся логических сочинений, посвященных формам доказательного знания. В связи с этим уместно напомнить, что в "Метафизике" первая философия рас­сматривается как наука, строящаяся на аподиктических доказательствах, первые посылки которых представля­ют собой общие для всех наук начала или определения. В европейской традиции общее название собрания книг стало употребляться как синоним слову "философия" — "метафизика" стала обозначать науку об отвлеченных началах. Для этических воззрений А. характерно пони­мание природы добродетели как середины между двумя крайностями. Например, дружба, будучи добродетелью, находится между себялюбием и самоотречением. Опре-

деление понятия добродетели следующее. Добродетель — это "порыв к прекрасному, соединенный с рассуждени­ем". Отсюда к добродетели следует отнести, во-первых, выбор правильных средств, то, что является предметом рассудительности, и, во-вторых, следование добропоря­дочной цели — правильному предмету желания. А. под­верг критике этику Сократа за то, что в ней добродетель понимается исключительно как бесстрастный разум, то есть добродетелью считается лишь выбор правильных средств. Деятельность души сообразно добродетели приносит благо, одновременно удовольствие и счастье. Цель государства видится А. в благой жизни всех ее чле­нов, для этого граждане должны быть добродетельны­ми. Правосудие и дружба — основа нормального госу­дарственного устройства. Рабство, по А., является эти­чески оправданным. "Всякое рабство противно приро­де", но поскольку рабу не свойственна рассудительность (выбор правильных средств), он лишен и добродетели. Раб способен выполнять только физическую работу, тем самым он призван подчиняться, выполняя роль инстру­мента. Творческое наследие А. оказало значительное влияние на все последующее становление философской мысли Европы. Учение А. до сих пор остается образцом системно выстроенной философии. [См. "Метафизи­ка" (Аристотель). ]

А.Н. Шуман





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2018-11-11; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 172 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2322 - | 2092 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.