Цивилизация Древнего Китая отличалась рядом особенностей:
- природно-географическая «замкнутость»;
- экономическое основание – земледелие. Земля находилась в собственности государства, была распространена общинная форма ведения хозяйства. Общинники жили замкнуто, их повседневная жизнь строго регламентировалась ритуалом и находилась под строгим влиянием общественного мнения;
- централизованное устройство государственной власти, абсолютная власть императора.
Эти особенности обусловили формирование традиционного мировоззрения, направленного на сохранение исторически сложившихся обычаев, нравов, верований. Характерными чертами традиционного мироощущения древних китайцев были следующие:
1) мировоззрение древних китайцев в целом можно охарактеризовать как космоцентричное. Мир понимался как состояние гармонии космических сил. Космос, природа и человек существуют как единое целое, подчиняющееся Разумному космическому порядку. Китайцы выделяли несколько видов космической энергии. Важнейшая из них – ци. Это материально-духовная энергия, из которой состоит весь мир, в т.ч. человек. Из материальной ци формируются вещи и тела, из духовной – душа человека;
2) мифологический характер. Возникновение и развитие философии не отрицало традиционно-мифологической картины мира. Произошло органичное включение философии в единый комплекс традиционных китайских представлений, мифов и ритуалов. Еще в древнейших мифологических представлениях Древнего Китая окружающий мир был разделен на 2 противоположных начала: ян – активное мужское начало, с ним ассоциировались солнце, небо, свет, вершина; инь – пассивное женское начало – луна, земля, темнота, низменность. Возникновение мира и его развитие объяснялось единством и борьбой ян и инь, их соединением в различных сочетаниях. Помимо этого, в китайской мифологии существовало представление о 5 первоэлементах: земля, дерево, металл, огонь, вода – которые находятся в постоянном движении и взаимосвязи. Однако эти стихии воспринимались не как физические начала всего сущего, а как символы определенной группы вещей и явлений и позволяли понимать многообразные связи мироздания;
3) культ неба;
4) одушевление сил природы (поклонение деревьям, рекам, горам);
5) культ предков, а начиная с середины I тыс. до н.э. на один уровень с почитаемыми предками были возведены старшие по чину, начальники;
6) представление о циклическом характере развития космоса, природы и человека: все, что когда-то возникло, должно в свое время исчезнуть, чтобы возникнуть вновь в преображенном виде;
7) идея невмешательства человека в природные процессы.
Основоположник этого направления – древнекитайский мудрец Кун-Фу-Цзы (досл. «учитель Кун»), или Конфуций, живший в 551 – 479 гг. до н.э. Его главный труд «Лунь-юй» («Беседы и поучения») – сборник афоризмов, принадлежащих Конфуцию, отрывков из его бесед с учениками, описание жизненных ситуаций, в которые он попадал.
В центре внимания Конфуция вопрос о способе государственного правления: как лучше управлять людьми -–с помощью насилия или на основе добродетели? Конфуций был сторонником точки зрения, что управление должно основываться на моральных нормах, поэтому его философское учение носит ярко выраженный социально-этический характер. Общество представляет собой одну огромную семью, главой которой является император. Отдельный человек рассматривается только как исполнитель социальных функций.
Основателем даосизма является мудрец Лао-цзы (VI – V вв. до н.э.). Его главный труд – «Даодэцзын» – «Книга о Дао и Дэ». Даосизм представляет собой онтологическое учение, которое носит наивно-диалектический характер.
Основное понятие даосизма – Дао («путь»). В книге Лао-цзы понятие Дао имеет два основных значения:
1)Дао как творческое начало мира, вечный источник и причина всех вещей и их внутренняя сущность;
2)Дао как всеобщий закон бытия, гарантирующий гармоничное состояние мира.
Дао придает миру единство и гармонию. Всё в мире несет в себе Дао, во всем проявляется его творческая энергия.
Дао обладает противоречивыми свойствами:
- бестелесно, но предстает в виде конкретных вещей;
- бесконечно, но присутствует во всех конечных вещах;
- неизменно, но в то же время проявляется в постоянно изменяющихся вещах.
7. Античная философия: этапы развития и характерные черты. Первые греческие мыслители. Атомистический материализм Демокрита.
Термин «античный» (лат. – «древний») употребляется для обозначения истории, культуры, философии Древней Греции и Древнего Рима.
Античная философия возникла в Древней Греции, так же, как и философия Древнего Востока, в середине I тысячелетия до н.э. (VII – Vi вв. до н.э.). Экономической основой развития античной культуры и формирования философии стал рабовладельческий способ производства, при котором физический труд был уделом только рабов. В Viв. до н.э. происходит формирование античных полисов – городов-государств. Наиболее крупными полисами были Афины, Спарта, Фивы, Коринф. Гражданской общине полиса принадлежала также и окружающая город сельскохозяйственная территория. Граждане полиса были свободными людьми, обладающими равными правами, а политической системой города-государства была прямая демократия. Несмотря на то что в политическом отношении Древняя греция делилась на множество самостоятельных городов-государств, именно в это время в результате активного взаимодействия с другими народами у греков появилось осознание единства. Появилось понятие «эллада», обозначающее греческий мир в целом.
В развитии античной философии можно выделить несколько этапов:
1) становление древнегреческой философии (натурфилософский, или досократовский этап) – VI – нач. V вв. до н.э. В центре внимания философии данного периода проблемы природы, космоса в целом;
2) классическая греческая философия (учения Сократа, Платона, Аристотеля) – V – IV вв. до н.э. Главное внимание здесь уделяется проблеме человека, его познавательных возможностей;
3) философия эпохи эллинизма – III в. до н.э. – IV в. н.э. Этот этап связан с упадком греческой демократии и перемещением центра политической и духовной жизни в Римскую империю. В центре внимания мыслителей этические и социально-политические проблемы.
Характерные черты античной философии.
1. Космоцентризм – ключевой мировоззренческий принцип античности, с позиций которого мир рассматривается как гармоничное целое, природа и человек – как взаимосвязанные части этого единства.
Понятие «Космос» было введено Пифагором для обозначения единства и упорядоченности мира в противоположность хаосу. На формирование данного принципа оказали влияние мифологические представления, идеалы полисной демократии. Космоцентризм означает направленность на объединение в одном космическом универсуме природы, человека, богов. Основная идея данного миропонимания – идея космической гармонии, которой должны соответствовать принципы человеческой жизни и общественных отношений.