Концепции:
Формационная.(19в Маркс). Каждое об-во проходит одни стадии развития, в основе каждой лежит определенное отношение к собственности:
1. Первобытное(нет собственности)
2. Рабовладельческое
3. Феодальное – землевладельцы
4. капиталистическое – наемные рабочии
5. коммунистическое – нет частной собственности.
Происходит переход из стадии в стадию посредством революции.
Цивилизация.Данилевски19в. Сущ. Цивилизации, их много, они не похожи друг на друга, появляются, развиваются, борются между собой и погибают.
Общественное развитие – сложный процесс, поэтому его осмысление привело к возникновению различных подходов, теорий, так или иначе объясняющих историю возникновения и развития общества.
Как же идёт развитие общества согласно формационному подходу? Существует закономерность: производительные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения. Совершенствуются средства труда, знания и навыки человека, занятого в производстве.
Недостатки. Как показывает история, далеко не все страны вписываются в ту “стройную” схему, которую предложили сторонники этого подхода. Например, во многих странах не было рабовладельческой формации. А что касается стран Востока, то их историческое развитие вообще было своеобразным.
34 .Цивилизационная концепция общественного развития (Шпенглер, Тойнби, Белл).
Общественное развитие – сложный процесс, поэтому его осмысление привело к возникновению различных подходов, теорий, так или иначе объясняющих историю возникновения и развития общества.
В эпоху Просвещения под цивилизацией стали понимать высокоразвитое общество, имеющее письменность и города.
Тойнби, сторонник теории локальных цивилизаций, называл цивилизацией устойчивую общность людей, объединённых духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. Шпенглер, основоположник культурологического подхода к историческому процессу, считал, что цивилизация – это высший уровень, завершающий период развития культуры, предшествующий её смерти.
Одно из современных определений этого понятия такое: цивилизация – это совокупность материальных и духовных достижений общества.
Теории локальных цивилизаций (А. Тойнби)
цивилизации могут совпадать с границами, а могут включать в себя несколько государств, представляют собой сложные системы, в которых взаимодействуют друг с другом разные компоненты: географическая среда, экономика, политическое устройство, законодательство, религия, философия, литература, искусство, быт людей и т.д. Каждый из этих компонентов несёт на себе печать своеобразия цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво. Цивилизации меняются, испытывают внешние воздействия,.
подразделял цивилизации на основные и локальные. Основные цивилизации (например, шумерская, вавилонская, эллинская, китайская, индусская, исламская, христианская и др.) оставили яркий след в истории человечества и косвенно повлияли на другие цивилизации. Локальные цивилизации замыкаются в национальных рамках, их около тридцати: американская, германская, русская.
Движущими силами цивилизации Тойнби считал: вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия); каждая цивилизация проходит через определённые этапы: зарождение, рост, надлом и полным исчезновением цивилизации.
Шпенглер. Каждая культура, по его мнению, существует изолированно и замкнуто. Она появляется на определенном этапе исторического процесса, а затем погибает. Таких культур8: индийская, китайская, вавилонская, египетская, античная, арабская, русская и западноевропейская. Любая культура переживает возрасты отдельного человека: детство, юность, зрелость и старость.Каждая культура имеет собственную цивилизацию.
Смерть культуры начинается с возникновения цивилизации, когда вся культура сосредоточивается в крупных городах, а вся остальная часть государства превращается в провинцию.
Белл. технократические концепции периодизации общественного развития. В зависимости от уровня развития промышленного производства выделяет три важнейших этапа человеческой истории: доиндустриальное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество. выделяют типы цивилизаций “в зависимости от степени технической оснащенности в сфере общественного производства”: космогенную, техногенную или индустриальную, антропогенную