Социальная сфера — это процесс функционирования и развития общества, в котором реализуется его социальная функция, собственно социальное бытие, т.е. целостное воспроизводство и обогащение общества и человека как субъектов жизненного процесса.
Современный социальный процесс можно определить и так: это есть воспроизводство и самореализация различных элементов (систем, общностей, организаций, институтов и т.д.) общества и личности как целостного единства со свойствами стабильности или необходимой изменчивости в соответствии с объективными тенденциями и закономерностями данной общественной системы.
Социальная сфера включает в себя различные социальные общности и отношения между ними. Человек, занимая определенную позицию в обществе, вписан в различные общности: он может быть мужчиной, рабочим, отцом семейства, городским жителем и т.д.
Управление общественными системами, в отличие от управления техническими системами, имеет свою специфику. Эта специфика характеризуется тем, что в основе общественного управления имеем ту или иную идеологическую доктрину. Для нравственной консолидации общества в основу доктрин положен тот или иной мировоззренческо-гносеологический базис. В отсутствие такого базиса, при доминировании субъективных мнений, философской софистики консолидация общества на нравственном основании невозможна. Общественное управление переходит либо к власти богатых людей (олигархов), либо к голой (безыдейной) административной власти, которая при наличии «демократических» процедур рано или поздно переходит все к той же олигархии.
Центральным звеном всей системы управления общественными процессами и человеческой деятельностью является субъект управления - власть. За исключением первобытного общества на всех последующих ступенях развития общества субъектом управления является государство, государственная власть. Обычно понятие государства употребляется в двух смыслах. Государство есть отдельный социальный организм. От другого социального организма его отделяет государственная граница. Но поскольку главное в государстве - это власть, то под ним подразумевают также устройство властных структур в стране или форму государственного устройства.
В литературе существуют различные классификации этих форм. Еще древние мыслители выделяли четыре формы государственного устройства - демократию, охлократию, тиранию, аристократию. В настоящее время наибольшее значение имеет деление государств на республику, монархию (абсолютную или конституционную), тиранию и деспотию. С точки зрения идеологии можно разделять государства на теократические и идеократические.
40.Политическая жизнь общества и ее основные элементы. Государство и гражданское общество: особенности их взаимодействия.
Политическая жизнь общества — понятие, охватывающее все формы и виды проявления и реализации политики, все то, что происходит в обществе и относится к политической сфере.
Политика и политическая власть обладают большой динамической способностью и силой. Они приводят в движение все элементы политической сферы, постоянно воспроизводят политические связи и отношения, побуждают политические институты активно и целенаправленно функционировать, наполняют содержанием и жизненной энергией избирательные системы и формы демократии, стимулируют интерес у средств массовой информации, активизируют поведение и деятельность всех субъектов политики. Вместе с тем политическая жизнь стабилизирует общество, поддерживает в нем необходимые порядок и управляемость.
От других сфер политическая жизнь отличается следующим.
Во-первых, она прямо или косвенно связана с политической властью.
Во-вторых, политическая жизнь выражается и проявляется в политических связях и отношениях, образующих ее материально- практическую основу. Политические отношения достаточно многообразны: это и взаимоотношения мЬжду управляющими (властвующими) — законодательной, исполнительной и судебной властью, и отношения между ними и населением, и отношения между различными группами управляемых и др.
В-третьих, она опирается на политический опыт, политические традиции, мотивацию поведения человека, социальной группы. В мотивации политического поведения особую роль играют потребности и интересы людей, их социальные ценности и ценностные ориентации, установки. Причем как политическая власть относится к потребностям и интересам подвластных, так и подвластные относятся к власти.
В-четвертых, качество, уровень политической жизни общества находятся в прямой зависимости от политического сознания, политической культуры составляющих его индивидов и социальных групп.
Если говорить о функциях и задачах, вытекающих из взаимодействия гражданского общества и государства в развитых странах Запада, то они характеризуются следующими моментами: продуцирование норм и ценностей, которые государство затем легализует, скрепляет своей санкцией; интегрирование общества, в основе которого лежит свободное формирование, развитие и разрешение конфликтов интересов многообразных общественных групп (при отсутствии доминирования централизованной государственной власти); образование среды, социальной атмосферы, в которой формируются активные, самостоятельные и независимые индивиды.
Исходя из опыта западных стран, обществу не следует ожидать от политики гармоничности. Понятие общественного интереса неоднозначно; ссылки на объективные классовые интересы и исторические параллели больше не пользуются доверием. Важным является также создание нового стандарта лидерства, чтобы утвердить и укрепить центральную роль общественного интереса как более важного, чем личные интересы политиков и управленцев. Эти изменения не могут произойти за один день. Даже когда они состоятся, им придется уделять постоянное внимание. Граждане стран с давними традициями либеральной демократии могли убедиться в этом на собственном опыте. Их все меньше устраивает поведение политиков, но это чувство уравновешивает сохраняющаяся у них уверенность в том, что институты государства и гражданского общества в принципе действуют правильно.